Психологические особенности младших школьников

Презентация содержит материал, касающийся осбенностей развития психики детей младшего школьного возраста, своеобразие протекания кризиса 7 лет и возможные трудности в  адаптации первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_mladshih_shkolnikov.pptx750.14 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности младшего школьника Презентацию подготовила педагог-психолог МС(К)ОУ VI вида Кульгави Татьяна Сергеевна

Слайд 2

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте Учебная деятельность становится ведущей деятельностью Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам) Мотивация достижения становится доминирующей Происходит смена референтной группы Происходит смена распорядка дня Укрепляется новая внутренняя позиция Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми

Слайд 3

Характеристики ведущей деятельности: Результативность Обязательность Произвольность

Слайд 4

Мотивы учения Познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы, приобретение дополнительных знаний); Социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение) Узколичные- получить хорошую отметку, заслужить похвалу.

Слайд 5

Психические новообразования, возникающие в результате учебной деятельности Произвольность психических процессов Рефлексия (личностная, интеллектуальная) Внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)

Слайд 6

Происходят изменения в развитии всех психических процессов Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Мышление становится доминирующей функцией, к концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники). Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности.

Слайд 7

Дети способны концентрировать внимание. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиями высокой мотивации. Восприятие характеризуется слабой дифференцированностью (путают предметы и их свойства), нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Происходит активное усвоение моральных норм. Интенсивно развивается самосознание. Ребенок испытывает большую потребность в самоутверждении.

Слайд 8

Адаптация первоклассника в школе

Слайд 9

Адаптация-это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям

Слайд 10

Цель адаптационного периода Создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению .

Слайд 11

Причины дезадаптации Состояние здоровья Социально-бытовые условия семьи Внутрисемейные отношения Режим дня Коммуникативные особенности личности

Слайд 12

Как помочь первоклашке?

Слайд 13

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка Сохранение физического, психического и социального здоровья детей Установление контактов с учащимися и учителями Формирование адекватного поведения Овладение навыками учебной деятельности

Слайд 14

Сохранение физического, психического и социального здоровья детей Организация школьной жизни первоклассников: Проведение утренней гимнастики Организация подвижных игр на перемене Систематическое проведение физминуток Смена деятельности на уроке Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная) Соблюдение режима проветривания классной комнаты Привитие гигиенических норм поведения Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентация на успех) Улыбка учителя и его доброжелательное отношение

Слайд 15

Овладение навыками учебной деятельности Освоение организационных навыков ( внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей) Умение слушать, действовать по инструкции Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация Выполнение логических заданий Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения Формирование школьной мотивации

Слайд 16

Примерный режим дня для младшего школьника: 7.00 - пробуждение 7.00 – 7.30 утренняя гимнастика, умывание, завтрак 7.30 – 7.50 дорога в школу 8.00 – 12.00 занятия в школе 12.10 – 12.30 обед 13.00 – 13.30 дорога из школы 13.30 – 14.20 дневной сон 14.30 – 16.00 пребывание на воздухе 16.00 – 17.00 приготовление уроков 17.30 – 19.00 пребывание на воздухе, занятия в кружках 19.00 – 20.00 ужин, свободные занятия 20.30 – 7.00 сон

Слайд 17

Ухудшение общего состояния у ребенка, снижение работоспособности, трудности с концентрацией внимания, резкие перепады настроения могут говорить о возникающей сильной перегрузке.

Слайд 18

КРИЗИС 7 ЛЕТ

Слайд 19

Новые навыки и умения: Произвольное внимание . Если ещё в 6 лет ребёнок был практически не в состоянии проявлять внимательность, то теперь он может надолго сосредоточится на нужном деле или задании. Ученическая позиция . Ребёнок адекватно реагирует на порицание и признаёт авторитет учителя. Ребёнок пытается подражать своему учителю . Поскольку в первые школьные годы значимость учителя очень велика, доверие к нему порой выше, чем к собственным родителям. Самооценка становится адекватнее . Раньше ребёнок относился к себе хорошо независимо ни от чего, но теперь его образ «Я» складывается из: «Я-реальное» - какой ваш ребёнок есть на самом деле; «Я-идеальное» - то, каким бы ему хотелось быть. Ребёнка начинают интересовать новые, общие темы : политика, морально-этические вопросы, происхождение планет и жизнь на Земле. Ребёнок становится самостоятельнее, ему важно научится чему-то новому. Он хочет помогать родителям – стирает вещи, ходит в магазин.

Слайд 20

Негативные особенности поведения ребёнка, характерные для кризиса семи лет: Не слушается, игнорирует просьбы родителей или откладывает их выполнение на долгое время; Капризничает без причины; Хитрит, обманывает; Игнорирует обращение к нему взрослых; Упрямится, отрицает очевидное, спорит; Становится тревожнее, замыкается в себе; Болезненно реагирует на критику; Много кривляется и паясничает.

Слайд 21

Советы маме и папе: Воспринимайте реальные достижения . Многие родители относятся к среднему результату как к неудаче и ждут от ребёнка только отличных оценок. В итоге у детей повышается тревожность, понижается стремление к достижению успеха, формируется низкая самооценка. Репетируйте! Если ребёнок не уверен в своих силах перед предстоящим ответом, попробуйте проиграть эту ситуацию дома. Юмор. Оптимизм, дружеские шутки и совместное дуракаваляние обязательно должны присутствовать в ваших отношениях. Это не только поможет вам поддержать контакт с ребёнком, но и избавит от необходимости постоянно делать замечания. Можно придумать записки, которые клеятся на разбросанные вещи, двери комнат, посылаются в виде самолётиков…

Слайд 22

Советы маме и папе: Позитивная оценка. В школе мы привыкли, что ошибки нам помечают красной пастой, и, если даже вся строчка написана верно, учитель заострит внимание на том, в чём вы оплошали. Откажитесь от этой системы во время домашних заданий. Если ребёнок пишет строчку из букв, выделите зелёной или жёлтой пастой лучшие буквы, то есть не делайте упор на ошибках, а подчёркивайте удачную работу. Доброжелательный тон. В этом возрасте, применяя назидательный и приказной тон, вы не только ничего не добьётесь, но и настроите ребёнка против себя. Интересные виды деятельности . Если ребёнок идёт в магазин с папой, попросите его проследить, всё ли папа купил, дав с собой список, где нарисованы хлеб, молоко, шоколад (старайтесь, чтобы список не включал слишком большое количество продуктов). Задушевные беседы. Чаще общайтесь с ребёнком перед сном. Расспрашивайте о том, что его тревожит, уделяйте внимание его внутреннему миру. Развитие фантазии. Делайте вместе поделки, придумывайте игры и упражнения, которые помогут развить творческую инициативу.

Слайд 23

Желаю вам успехов – больше веры в себя и возможности своего ребенка!