Педагогическая деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе. Педагогическое мастерство.

Шмидт Светлана Салаватовна

Педагогическая деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе. Педагогическое мастерство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_deyatelnost_kak_dialog_pedagoga_i_rebenka.docx139.26 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогическая деятельность как диалог ребенка и педагога»

Если говорить о педагогической  деятельности, то начнем  с  понятия «педагогическое  мастерство»,  потому  что педагогической  деятельностью  должен  заниматься педагог,  который  стремится  стать  мастером  своего  дела.

Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности (по Б.Т. Лихачеву)

Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.

Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. воспитатель должен знать, какуюличность надо воспитывать для общества).

Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.

Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

Профессор Н.В. Кузьмина в структуру ПД включает следующие компоненты, рассматривая ПД как цикл этапов педагогического управления:

  • гностический;
  • проектировочно-целевой;
  • конструктивный;
  • организационный;
  • коммуникативный.

Функции педагогической деятельности. (по Б.Т. Лихачеву)

  1. Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников.
  2. Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер.
  3. Формирование нравственного поведения воспитанников на основе сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
  4. Формирование эстетического отношения к действительности (учить распознавать прекрасное и безобразное, отстаивать прекрасное).
  5. Укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Все эти функции ПД взаимосвязаны. Передача ребенку ЗУН, организация его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции ПД направлены на формирование разносторонне развитой личности детей.

Цели педагогической деятельности

Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества.

Значит, цели работы воспитателя детского сада определяются обществом, т.е. воспитатель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Но конкретные задачи, исходящие из цели, воспитатель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Деятельность воспитателя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью ребенка. При этом воспитатель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели воспитательной работы.

В качестве цели-идеала обычно выступает идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.

Обратимся еще раз к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность».

Понятие деятельности как совокупности действий

Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

И.П. Подласый определяет понятие деятельности как «многообразие занятий человека; все то, что он делает» (Педагогика. – М., 1996).

Функциональной клеточкой, единицей деятельности, психологи называют действие, т.е. какой-то отдельный акт, поступок человека.

Эти акты – действия или поступки – основаны на тех или иных побуждениях или мотивах и направлены на определенную цель. Психологами доказано, что целенаправленность деятельности обозначает ее осознанность.

И поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи (Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– М., 1946.– С. 181).

Авторитетные психологи неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а строение деятельности – соотношением этих задач.

Деятельность человека, и педагога в том числе, раскрывается как иерархия задач разной трудности. При этом образ – цель действий более высокого порядка детерминирует (причинно обусловливает) цели действий более низкого порядка. Например, цель воспитателя детского сада – сформировать нравственное поведение дошкольника. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию:

Сформировать у ребенка:

  • нравственное поведение;
  • нравственные принципы;
  • нравственное сознание и убеждения;
  • нравственные чувства;
  • представления и понятия о нравственности;
  • нравственные потребности и интересы

Данная точка зрения ученых на деятельность позволяет и педагогическую деятельность рассматривать как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.

Понятие педагогической системы. Ее структура.
Иерархия педагогических систем.

 Что же такое педагогическая система (далее – ПС)?

– Каждому известно, что процесс образования и воспитания происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в детском  садике,  в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах.

Эти объединения – суть социальные системы. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем различные организации воспитателей и воспитанников.

Любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему.
Л. Ф. Спирин

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.

Н. В. Кузьмина

Структурные компоненты – обязательные и постоянные компоненты ПС: субъект деятельности, субъекто-объект деятельности, их взаимоотношения.

Функциональные компоненты изменчивы в разных ПС: цель, содержание, способы, средства, организационные формы деятельности.

Т.е. ПС возникает тогда, когда появляется потребность в воспитании, образовании и обучении каких-либо групп людей.

ПС – это сложная, непрерывно изменяющаяся социальная система управления, в которой решаются образовательно-воспитательные задачи и достигаются педагогические цели.

Иерархия  педагогических систем.

http://www.tspu.tula.ru/res/ped/prof_ped/images/ierarh.gif

Структура педагогической системы

Предлагаем структуру ПС, разработанную профессором В.П. Симоновым и дополненную профессором Л.Ф. Спириным.

В каждой ПС всегда есть девять основных компонентов:

  • цель деятельности,
  • субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой),
  • субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент),
  • взаимоотношения «субъект – субъекто-объект»,
  • содержание деятельности,
  • способы деятельности,
  • педагогические средства,
  • организационные формы
  • результат деятельности.

Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Каждая из ПС возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой ПС – спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой ПС – педагогического института: профессионально обучать человека, чтобы он овладел педагогической специальностью.

Значит, ПС различаются прежде всего своими целями. В системе налицо:

  • управляющие педсистемы (учителя, воспитатели)
  • управляемые педсистемы (воспитуемые).

УТОЧНИМ: каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В учебно-воспитательном процессе дошкольники участвуют в конкретных видах деятельности (учебной, эстетической, трудовой, спортивной и т.д.).

Именно в них реально осуществляется саморазвитие и формирование личности. Вне этого нельзя себе представить решение педагогических задач.

Педагогическая задача и ее решение

1. Понятие педагогической задачи, ее компоненты

Понятие «задача» в научной литературе определяется по-разному.

Академик А.Н. Леонтьев «...задача – это и есть цель, данная в определенных условиях».

Профессор О.К. Тихомиров- задача- это цель, заданная в конкретных условиях и требующая эффективного способа ее достижения.

Л.Ф. Спирин и М.Л. Фрумкин- задачу – это результат осознания субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).

С.Л. Рубинштейн: «Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять... Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» (Основы общей психологии.– М., 1946.– С. 369).

Значит, проблема задачи – это результат осознания противоречия между:

  • целью задачи и
  • неизвестными путями достижения желаемой цели.

В педагогической задаче, как в любой вообще, имеются две стороны.

Первая – известное содержание,

Вторая – неизвестное, т.е. вопрос: Как? Почему? Зачем?

Эти вопросы помогают выявить сущности фактов, явлений, процессов.

Осмысленность вопроса означает, что субъект (S) педагогического действия осознал оба элемента: что дано и что требуется найти и осуществить.

ПРИМЕР: как эффективно оказать помощь ребенку Вите К. с тревожно настроенным характером, после  ссоры  со сверстниками?

Педагогу известны:

  • цель – помочь ребенкупомириться.
  • исходные условия работы: а) произошел конфликт детей  б) Вите К. с тревожно настроенным характером.
  • Но неизвестно (проблема задачи), как лучше организовать помощь, чтобы ребенок  помирился  и  успокоился.
  • Решить подзадачу – значит найти вариант эффективной педагогической помощи ребенку.

Т.е. решение педагогической задачи – это всегда творческая мыслительная (речемыслительная) и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность воспитателя  и  воспитанника.

Решить педагогическую задачу – значит помочь ребенку подняться с одного уровня развития на другой, более высокий:

  • не знал – стал знать;
  • лгал – становится правдивым.

Типы и классификация педагогических задач.

Какие задачи решаются в педагогической системе?

В реальных образовательных ситуациях эти задачи бесконечно разнообразны как по содержанию, так и по формам проявления.

Все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи детям в организации их развивающей деятельности в педагогической системе.

        Т.е. педагоги в каждый момент своей работы в той или иной мере управляют процессом физического, интеллектуального и духовного развития ребенка, т.е. стимулируют их самопознание, самоорганизацию, самообразование, самовоспитание, самоосуществление.

При этом всегда налицо система противоречий, и основное из них – противоречие между провозглашенным государственным стандартом образованности и воспитанности и конкретным ребенком, не обладающим соответствующими качествами. Разрешить данное противоречие и стараются подлинные воспитатели.

При этом решаются задачи:

  1. Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.

Задачи стратегического характера – это:

  • формирование мировоззрения,
  • жизненной позиции,
  •  знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности,
  • исповедуемых принципов морали.
  1. Тактические задачи – это формирование у ребенка определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются:
  • в способности к планированию деятельности своей и подопечных,
  • в умении диагностировать степень развития культуры детей и прогнозировать изменение вверенных воспитателю педагогических систем (кружок, секция, группа),
  • управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных детей и целойгруппы и т.д.

Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.

  1. Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Это способность теоретически обоснованно и потому педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение подопечных.

Все задачи можно распределить так:

  • задачи этапа педагогической диагностики;
  • задачи этапа педагогического проектирования, целеполагания;
  • задачи этапа педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности);
  • задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка);
  • задачи этапа анализа выполненной работы.

Итак, мы рассмотрели педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.

Литература

1. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев.– М., 1996.– С. 28–31; 33, 35–36.

  1. Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л.Ф. Спирин.– М., 1997.– С. 19–27; 35–37.
  2. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста / В.П. Беспалько.– М., 1989.– С. 7–12.
  3. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент / В.П. Симонов.– М., 1995.– Гл. 5.
  4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.
  5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– М., 1946.– С. 181.
  6. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.– С. 7–9.
  7. Казаков, В.А. Самостоятельная работа студента и ее информационное обеспечение / В.А. Казаков.– Киев, 1990.– С. 16–19.
  8. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– С. 24–32.
  9. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н.В. Кухарев.– М., 1990. – С. 123–127.
  10. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.

Педагогическое мастерство педагога.

Компоненты  педагогического мастерства  

педагога.

Понятие  ПЕРВОЕ:

Предмет деятельности педагога - это то, на что направлены действия педагога, что он выделяет из объекта и включает в свою деятельность.

Предмет педагогической деятельности -  не дан педагогу в форме объекта - ученика.  Каждая ситуация в образовании — это призыв к педагогу: сначала услышать, то есть понять Другого и себя в сложившихся обстоятельствах, а затем ответить, то есть поступить»

Педагог работает с такими явлениями, как:

а)   фрагменты жизни воспитанника;

б)   образовательная ситуация;

в)   педагогическая задача в которой он вместе с воспитанником обнаруживает ценности и смыслы.

Все это позволяет составить представление о содержании основ педагогического мастерства.

Понятие ВТОРОЕ:

Основы педагогического мастерства — это  то общее, что характерно для любого педагога как его профессиональный фундамент,  возможно формировать в массовом порядке.Мастерство формируется индивидуально.

Педагогическое мастерство педагога включает:

  1. общую и профессиональную культуру;
  2. творчество и постоянное совершенствование своей работы;
  3. наличие педагогических способностей, определенных качеств личности, соответствующих знаний и умений;
  4. владение педагогической техникой.

Но, кроме того, педагогическое мастерство предполагает умение пользоваться методами воспитания, которые упрощенно можно свести к пяти, известным с очень давних времен:

  1. воспитание словом;
  2. воспитание делом;
  3. воспитание образцом (или примером);
  4. воспитание ситуацией (это, пожалуй, самый главный, наиболее популярный сегодня метод воспитания);
  5. воспитание отношением.

Высшая степень мастерства педагога — когда он с помощью всех перечисленных методов побуждает воспитанников к самовоспитанию.

Какая практика общения педагога и ребенка преобладает в настоящее время?

Преобладает информационное общение со стороны педагога. Это давление. При таком давлении педагога  нивелируется общение, возникает непонимание.

Эффективным общение бывает только тогда, когда соблюдаются следующие требования:

  • доверительность. Что это такое?
  • умение слушать и слышать ребенка; Что это такое?
  • взаимопонимание; Что это такое?
  • деловой контакт; Что это такое?
  • способность перейти от воздействия к взаимодействию. Что это такое?

Важным во всем этом процессе является творчество педагога в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педагог может дать или провести в разной тональности, с разным настроением.

Учитывая важность педагогического общения, разработаны «Заповеди педагогу, входящему в группу»:

  1. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
  2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.
  3. Свою речь акцентируйте на конкретного ребенка или группу детей.
  4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо и организовать отношения, изучать ребенка, оказывать на него определенное воздействие.
  5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.
  6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.
  7. Умейте слушать детей.
  8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.
  9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
  10. Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.
  11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».
  12. Будьте инициативны в общении.
  13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.
  14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).
  15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым детям.
  16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.
  17. Чаще улыбайтесь детям.
  18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.
  19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет отношение к вам.
  20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.
  21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стратегию разговора.
  22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сменяется новым.
  23. Возможны барьеры, возникающие между воспитателем и ребенком, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психологическую обстановку в группе, отношения между детьми.

Педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. По С. И. Ожегову, культура речи это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа сопровождает развитие мысли. Техника речи — это совокупность приемов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно упражняться.

Представляют интерес для педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера. Взаимодействуя с ребенком, педагог разрабатывает драматургию воздействия на него, опыт актерского влияния оказывается при этом очень полезен.

Педагог должен владеть организаторскими умениями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать воспитательную работу.

Педагог часто сталкивается с горем, например горем потери родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие родителей в раннем детстве, в психическом отношении могут оказаться впоследствии в «группе риска». Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе ребенку приносят разводы: и сам процесс развода, и последующее положение ребенка в новой семье. Все это обязывает педагога быть добрым, отзывчивым и чутким. Педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее работа от прежней, ответила: «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное — ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать».

Попробуем выделить основное, общее в работе педагога, что отличает его деятельность от всех других работников образования.

Этапы  воспитательной деятельности  педагога:

  1. На основе знаний о ребенке, его семье, состоянии здоровья, взаимоотношениях в группе и т. п. педагог принимает решение об оказании помощи подопечному или о его перевоспитании. Знания о ребенке педагог получает с помощью беседы, проанализировав его поведение и круг общения;
  2. Дальнейший этап работы педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком  осмыслить его положение, ситуацию, в которой он оказался. Причем обращается внимание на поведение самого ребенка, а не на то, кто виноват в сложившейся ситуации. Выяснив ситуацию, педагог проявляет участие к ребенку, намечает пути выхода из кризиса;
  3. Здесь педагогу необходимо проявить педагогический такт и мастерство в общении с ребенком, сознательно дозировать свои воспитательные воздействия, иначе возможно давление, что мешает общению, а значит, и дальнейшему сближению с ним. Важно не только самому повлиять на ребенка, но и скоординировать воздействие на него семьи, школы и сверстников. Проанализировав небольшие успехи ребенка, необходимо поставить следующую, более сложную задачу;
  4. В решении поставленной воспитательной задачи важно добиваться, чтобы ребенок  осознал, что только он сам, встав на путь самовоспитания, самореализации, сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Здесь проявляются организаторские умения педагога;
  5. Педагог становится опекуном ребенка, посредником между ним и обществом, государственными и общественными организациями. Он помогает ребенку приспособиться в новых жизненных условиях, выйти из кризиса, выбрать новый жизненный путь, реализовать себя как личность.

Исходя из данной специфики, необходимо  выявить  ценностную   направленность  деятельности  педагога.  

Существует  несколько «кругов» ценностей в воспитании:

  1. Общечеловеческие ценности, которые прошли испытания веками и сохранили свой потенциал как истинных ценностей:   истина, жизнь, свобода, счастье, честь, развитие и др.. Этот круг ценностей является ядром ценностной системы воспитания.
  2. Ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемыми от поколения к поколению вне зависимости от социальных изменений: труд, гуманизм, красота, знание, идеал воспитанного человека, Отечество и др.
  3. Ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества: компетентность, конкурентоспособность, инициативность, успешность и др..

Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации  -

они основные параметры ценностной картины мира.

В настоящее время,  система ценностей общества, общечеловеческой культуры остается для большинства детей непонятны, из-за  их  абстрактности. Но нужно  говорить  о  ценностях  на  понятном  для  ребенка  уровне,  потому  что   формирование  ценностного  отношения  в  детском  садике,  является  лишь  начальным  этапом. В дальнейшем у ребенка (в  школе) появятся новые ценности и тем же механизмом их осознания, отбора, усвоения и присвоения (интериоризации) они перейдут в качество его ценностных ориентаций.

Значение ценностных ориентаций в работе педагога огромно: ценности – основной показатель социализации воспитанника.  А деятельность педагога прежде всего направлена на социализацию  воспитанника.

Ценностная направленность деятельности педагога предполагает:

  • поиск, утверждение, пропаганду всех «кругов» ценностей;
  • ориентацию детей в этих ценностях;
  • создание условий для их перевода в субъективные, индивидуальные ценностные ориентации.

Личностно-профессиональные качества и способности воспитателя  ДОУ

к воспитательной деятельности.

Что приводит начинающего педагога к мастерству?

  • Педагогическая техника;
  • выработанные навыки.

Это значит, что у  него  сформированы:

  • умение понять воспитанника,  а  это  знание психологии общения, отношений, педагогической  психологии;  
  • речевые  умения: знать  особенности  языка,  знать,  как  воспринимается   твоя   речь,   как развивается  речь  и  речевой  аппарат  человека,  знать   об   особенностях громкости и скорости речи;
  • умение выразить  свое  отношение  к  поступку,  к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мимикой);
  • владение   навыками   самоконтроля,   самоанализа,   самонаблюдения,   уметь сдерживать себя.
  • Развивать  у себя  культуру  и  технику речи.
  • Развивать у себя элементы  артистизма. Потому что работа педагога близка к работе  режиссера и  творчеству  актера.
  • Развивать у себя  организаторские способности.  Это значит – уметь быстро принять решение,  быстро  организовать  воспитательную  работу.  
  • Но главное — быть добрым. Воспитатель ДОУ сталкивается с  проблемами ребенка,  а  иногда  и с  его  горем,   горем   потери родителей. Исследования говорят, что дети,  потерявшие  родителей  в  раннем детстве, в психическом отношении могут оказаться впоследствии в  группе  риска.  Стрессы в раннем  возрасте  приводят  к  сердечным  заболеваниям,  иногда  к патологиям. Горе ребенку приносят разводы,  сам  процесс  их  и  последующее положение ребенка.

Педагог приюта,  на вопрос: «Чем отличается ее современная работа от прежней?», -  ответила:  «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель,  и  подружка  и наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего  для  него не смогу сделать».

Структура профессионально-значимых личностных качеств (ПЗЛК):

  1. социальные и общеличностные :
  • идейность;
  • гражданственность;
  • нравственность;
  • педагогическая направленность;
  • эстетическая культура.
  1. профессионально-педагогические:
  • теоретическая и методическая готовность по специальности;
  • психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая);
  • развитость практических педагогических умений и способностей;
  1. индивидуальные особенности:  
  • познавательные процессы и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.);
  • эмоциональная отзывчивость;
  • волевые качества;
  • особенности темперамента;
  • состояние здоровья.

Интегральное качество личности педагога, выражающее его "воспитательную силу", степень его влияния на "молодую душу", можно считать "харизму" .

В переводе с греческого слово harisma означает "оказанная милость, дар".

Это -  способность вызывать у окружающих (прежде всего, у воспитанников) чувство полного доверия, искреннего преклонения, облагораживающего одухотворения, готовность следовать тому, чему учит педагог, подлинную веру, надежду, любовь.

Проведем краткий анализ харизматических качеств ряда известных педагогов на основе уже имеющихся характеристик.

  • Бецкой И.И. (1704-1795). Обходился с воспитанниками "со всякою тихостью и учтивостью". Изучал характер и интересы каждого воспитанника, вел наблюдения, делал записи об их поведении, природных дарованиях, успехах в науках и нравах.
  • Май К.И. (XIX в.) Был душой созданной им гимназии, провозгласив своим лозунгом слова Я.А. Коменского: "Сперва любить - потом учить". Сам он неукоснительно следовал этому девизу. Важной личностной чертой Мая как воспитателя был неизменно беспристрастный подход к разным ученикам. Умел "встать в простые и откровенные" отношения с каждым воспитанником, внушить своим воспитанникам любовь к правде, уважение к себе и преподавателям.
  • Корчак Я. (1878-1942). Ребенок, его интересы и потребности были в центре его постоянного внимания, что способствовало созданию атмосферы взаимопонимания и человечности. Целью своей жизни поставил благо ребенка. Наиболее характерная черта его педагогики - страстная борьба за права ребенка, особенно ребенка, требующего опеки. Глубоко бескорыстная и крайне самоотверженная личность.
  • Брюховецкий Ф.Ф. (1915-1994). Был сдержанным и безукоризненно тактичным по отношению к детям и учителям, служил примером отношения к делу. Был душой созданного им педагогического коллектива.

Обобщим.   Педагога, обладающего харизмой  в исчерпывающей мере, отличают следующие качества:

  • яркая индивидуальность;
  • беззаветная, самоотверженная, жертвенная любовь к детям;
  • внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;
  • "организационное и эмоциональное" лидерство;
  • подвижничество;
  • бескорыстность;
  • способность генерировать идеи и увлекать ими;
  • широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;
  • уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути.

Педагогическая профессия требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви.

Поэтому необходимо развитие у педагога эмоционально-мотивационной сферы, чему уделяется недостаточно внимания в системе подготовки и переподготовки педагогов.

Почему?  

Одна душа влияет на другую чувством.

Если педагог  малоэмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир ребенка.

Авторитаризм воспитателя ДОУ, связан с низким уровнем его культуры и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического стиля мышления.

Если воспитатель желает добиться успеха в своей работе  он должен научиться  диалоговому общению и осуществлять педагогическую рефлексию.

Формирование этих качеств связано с отходом от авторитаризма.

В нынешней педагогической ситуации  уместно вместе с П.П. Блонским воскликнуть: "Учитель, стань человеком!"

Давайте разберемся в понятии  "человеческое в человеке" в его педагогическом аспекте.

Человеческое в человеке предполагает:

  1. Творческое мышление.  Категориальное видение.  Т.е. способность видеть целое раньше его частей. Поскольку целое всегда больше суммы своих частей, возможно безграничное творчество.
  2. Диалоговое общение.  Развитость внутреннего диалога.  Но, одновременно,  человек включен в окружающий мир, он постоянно взаимосвязан и взаимодействует с ним. Интенсивность, широта и глубина внешнего диалога будет  зависеть от развитости диалога внутреннего.
  3. "Преобразовательные способности". Способность переводить социальные ситуации в педагогические.  Пример:  воспитательная ситуация «Реши проблему».

"Дело не в том, чтобы дети не знали, что взрослые дерутся, воруют, ленятся, пьют, обижают друг друга, - а том, чтобы, зная эти обстоятельства, устанавливали бы и проявляли бы в реальном поведении свое ценностное отношение к ним в рамках современной культуры".

Умение педагога:

  • видеть "поверх" конкретной ситуации;
  • прояснять ее высший, духовный смысл;
  • находить в ней внутреннее, личностное значение;
  • и передавать свое ощущение и видение мира учащимся, тем самым преобразовывая его, творчески его переосмысливая, является важнейшей "преобразовательной способностью".
  1. Педагогическая рефлексия:
  • осознание воспитателем подлинных мотивов своей деятельности;
  • умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем детей;
  • способность к эмпатии (сопереживанию);
  • оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников.
  1. Добродетели -  положительные этические качества. Все добродетели – это система духовно-нравственных ценностей педагога.  Сугубо педагогические добродетели − терпение,  любовь и уважительность.
  2. Высокие ценностные установки: патриотизм, гражданственность, любовь к детям.
  • Любовь к Родине, знание ее истории и традиций представляет собой великую воспитательную силу, поэтому педагог должен сам быть патриотом и пользоваться каждой возможностью, чтобы укрепить в детях чувство патриотизма, стремление и готовность трудами и подвигами послужить Отечеству.
  • Гражданственность - приоритет общественно значимых задач над личными, гражданская активность, правовая культура педагога, коллективизм, принципиальность.
  • Любовь к детям – та  живая сила, которая одухотворяет все происходящее и превращает детсадовскую группу в хорошую семью.  "Если педагоги будут относиться к воспитанникам с любовью, - отмечал Я.А. Коменский, - тогда они завоюют их сердца".

Как развить в себе "педагогическую любовь"?   Есть своеобразная "технология" для развития и поддержания этого чувства.

  1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети (Часто взрослые забывают  об  этом.НЕ  ТАК  ЛИ?).
  2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.
  3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
  4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
  5. Установить личный контакт с помощью средств невербального (несловесного) общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
  6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
  7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

"Педагогическая любовь" – это такое отношение ко всему, которое характеризуется искренним интересом к людям, явлениям и событиям и неподдельным участием в них, включением их в систему внутренних смысловых и эмоциональных связей. При этом реализуется возможность для личности увидеть их уникальное, исключительное и вместе с тем объективное место в собственной жизнедеятельности.

Отношение педагога к самому себе.

Педагог становится личностью, способной влиять на другую личность, при достаточно высоком уровне самоуважения. Положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для педагога как и любовь к ребенку.

Главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей.  Педагог, "самоактуализуясь" сам, настраивается на то, чтобы принимать ребенка таким, каков он есть, ставить себя на его место, проникаться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.

ЗДЕСЬ:

  • искренне относиться к воспитаннику и откровенно выражать свое положительное отношение к нему;
  • помогать воспитаннику осознавать цели собственного развития и добиваться превращения этих целей в мотивы его деятельности;
  • сотрудничать с воспитанниками при планировании педагогической деятельности, превращая их в соавторов воспитательного процесса, ответственных за его результаты;
  • организовать воспитательный процесс с максимальным удобством для детей, даже если это ущемляет интересы педагога.

Духовность педагога - - это:

  • максимум человеческого в профессиональном исполнении педагога;
  • взаимоуважение воспитателя  и ребенка;
  • безусловная вера в возможности ребенка;
  • способность удивляться;
  • готовность искренне восхищаться (достижениями воспитанника, удачей коллеги, успехом детского садика, самоотверженностью родителей);
  • способность не стесняться своих человеческих проявлений - гнева, стыда, юмора - и своих слабостей;
  • профессиональная неуспокоенность;
  • совесть и достоинство;
  • интеллигентность;
  • способность к профессиональной рефлексии (осознанию).

Т.е.  педагогическая духовность - это сложное состояние внутреннего мира педагога.

Чтобы формировать духовность ребенка педагог сам должен стать носителем высших духовных ценностей.

  • Первый шаг - понимание недостаточности своего культурного кругозора.
  • Следующий шаг - попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием.

Социально - перцептивные способности педагога.

Исследователи выделяют ряд социально-перцептивных способностей, обусловливающих эффекты межличностного познания:

  • способность понять другого человека;
  • способность к эмпатии (сопереживанию);
  • способность к психологической проницательности;
  • развитая сензитивность;
  • способность к наблюдательности и т. д.

Вопрос о структуре способностей является одним из центральных в психологической теории. Анализ исследований последних лет доказал, что на сегодняшний день нет общепринятой структуры способностей.

Структура социально-перцептивных способностей педагога:

  1. способность понять другого человека: умение вникать в виртуальные процессы и состояния душевных движений окружающих; способность видеть мир глазами другого человека; адекватность воссоздания представлений и содержания воздействий;
  2. способность к эмпатии: способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; способности распознавать эмоциональные состояния другого и как бы переносить себя в его мысли, чувства и действия; способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого;
  3. способность к психологической проницательности:
  • на уровне сенсорно-перцептивного отражения – избирательность восприятия, развитая до глубокой наблюдательности за людьми; способность правильно понимать мысли и чувства других людей, передаваемые голосом и выразительными движениями; эмоциональная отзывчивость;
  • на уровне представлений – образная память, владение знаками и знаковыми системами (язык, жесты, мимика и т. д.);
  • на уровне вербально-логического, понятийного мышления –активность мышления с развитым анализом и синтезом, гибкостью; хорошее владение речью; обобщенный опыт общения с людьми;
  • развитая сенситивность: характерологическая особенность человека как способность к повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям;

5) способность к наблюдательности: способность, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные и малозаметные свойства предметов или явлений;

6) способность к идентификации: способность к погружению, перенесению себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида, на основе этого – усвоение личностных смыслов другого.

Уровни сформированности педагогического мастерства.

Минимальный уровень:  туманное представление о педагогическом мастерстве: они затрудняются в определении соотношения понятий «педагогическое мастерство» и «профессиональная деятельность». У них отсутствует не только умение изучать и интерпретировать ситуацию жизни ребенка, но и мотивы, убежденность в том, что этим необходимо заниматься для эффективности педагогической деятельности. Воспитатель детского сада не знаком с приемами включения воспитанников в деятельность, со способами формирования положительного отношения к ней. Надеются на возможность достижения высоких качества знаний и дисциплины детей авторитарными методами. Потребность в профессиональном и личностном развитии не выражена, преобладают иные потребности (в развлечениях, досуге и т.п.). Опыт творчества, ответственности, рефлексии недостаточен, что предполагает в будущем сложности в работе с нравственно-смысловой сферой личности, требующей высокого уровня профессиональной готовности.

Средний (достаточный) уровень:  Воспитатель ДОУ хорошо ориентируется в основных педагогических понятиях и категориях. При ответе на вопрос, что есть педагогическое мастерство, выбирает такой вариант ответа, как «путь в принципиально иное качество профессионального бытия» и «синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личностных качеств педагога». С интересом относятся к учебному материалу, связанному с пониманием ребенка (например, описание структуры жизненной ситуации воспитанника), и предпринимают попытки, в силу своих возможностей, интерпретировать обстоятельства жизни воспитанника. При этом воспитателям, естественно, еще недостает профессиональной терминологии, умения получить достоверную информацию о ребенке; в описании используются штампы, не позволяющие проникнуть во внутренний (духовный) мир ребенка. Воспитатели понимают важность такого компонента основ педагогического мастерства, как деятельностно-практический, и его составляющих: умения включать ребенка в деятельность по освоению культурного опыта, заинтересовывать той деятельностью, в которую он вовлекается. Однако этими умениями, естественно, воспитатели не владеют в полной мере. Потребность в профессиональном и личностном саморазвитии выражается достаточно ярко: есть стремление проявить себя в своей специальности. Имеет место опыт творчества гуманитарной направленности. Как правило, это пассивно-диалогичная личность, что говорит о возможности развития способности к работе в сфере «человек — человек».

Третий (продвинутый) уровень. Воспитатели этой группы имеют высокий уровень общекультурного развития и предметной подготовки, что позволяет им быть естественными в процессе педагогического взаимодействия: нет необходимости создавать свой «парадный» портрет для воспитанников, соответствующий образу «идеального» (все знающего, ни в чем не сомневающегося) педагога. Специалист не стремится казаться лучше, чем он есть: он считает, что воспитанник может и должен воспринимать его как человека, также имеющего право на ошибку. Такие воспитатели принимают позицию, при которой в современной образовательной ситуации наряду с деятельностным следует активно использовать поведенческий подход, состоящий в ненавязчивой демонстрации собственного образца поведения как стиля жизни, соответствующего общечеловеческим законам морали и нравственности. Воспитатели осознают, что необходимо четко понимать возможности и ограничения своего педагогического влияния на воспитанников, исследовать то, что требуется изменить в себе для успешной педагогической деятельности, а также имеют способность к поиску и обнаружению педагогического смысла (предмета собственной деятельности) в образовательной ситуации. Предмет деятельности такого педагога является ее системообразующим основанием. Он порождается, развивается, переопределяется в процессе взаимодействия с ребенком. Одновременно с осознанием предмета своей деятельности воспитатель ДОУ создает и «уточняет» себя. У него зарождаются предпосылки стать мастером, смело корректирующим (и даже разрушающим) традиционные механизмы воспитания, способным к выходу на концептуальный уровень деятельности.

Имидж воспитателя ДОУ.

В наши дни одни лишь профессиональные педагогические умения и навыки не обеспечивают педагогу достижения вершин мастерства в избранной сфере деятельности.

Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.

Имидж в переводе с английского означает образ. Именно созданием индивидуального обаятельного образа человека занимаются имиджмейкеры. Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно.

Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми и особенно  с  детьми.

Для воспитателя ДОУ, чья деятельность реализуется главным образом в общении с детьми, проблема имиджа имеет особо важное значение.

Почему?

85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Если ваша внешность привлекательна, вам легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно так же можно оттолкнуть от себя людей неприглядным видом.

Поэтому огромное значение в создании положительного имиджа педагога играют его:

  • внешность;
  • прическа;
  • одежда;
  • у женщин (дополнительно) - макияж.

Особенности деятельности педагога ДОУ в системе диалога  культур «ребенок – педагог».

Педагогическая деятельность - это общественно значимая профессиональная деятельность, которая заключается в воспитании подрастающего поколения. Данная деятельность протекает в рамках образовательного процесса и направлена чтобы создать оптимальные условия для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка - дошкольника.

В законе РФ «Об образовании» отмечается, что результат образовательного процесса- становление и развитие образованности личности.

Организованная педагогическая деятельность позволяет ребенку присвоить эту образованность (как общественно - исторический миг), а также развить у ребенка способность пользоваться усвоенным опытом в своей жизни. Таким образом, педагог является посредником между социальной культурой общества и ребенком. Социальная роль педагога заключается в его ответственности за воспитание детей, «сотворение личности» (Т.А.Куликова).  Уже в самой деятельности педагога ДОУ заложено гуманистическое начало. Оно реализуется в стремлении воспитать в человеке человеческое.

Цель педагогической деятельности имеет общественно-исторический характер. В современных условиях основная цель - формировать у детей гуманные основы отношения к окружающей его действительности.

Педагог формирует первые взгляды личности ребенка, культурно -социальные способы поведения, приобщает ребенка к миру человеческих ценностей. В Концепции дошкольного воспитания (1989) определяется цель и задачи воспитания детей как творческих, самобытных личностей.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета и объекта труда. Если в  технических  сферах  труда объектом  и  предметом  работы  являются  изделия,  то  в педагогической деятельности:

  • субъектом выступает педагог, который все свои усилия, талант, мастерство направляет на ребенка, воспитуемого. Если педагог признает самобытность, самоценность дошкольного периода, уважает свободу и достоинство каждого ребенка как маленького, но полноправного человека, то это позволяет выстраивать новые отношения: из субъектно-объектной деятельность становится субъектно-субъектной. Т.е.  ребенок  также  становится субъектом  (участником)  образовательного  процесса.  

Каковы  же  способы педагогической  деятельности  при  этом?

Как утверждает А.С.Макаренко – необходимо  использовать «педагогическую инструментовку»: голос (темп, громкость, интонация, выразительность), мимику, жесты, пластику.

Но,  «педагогическая инструментовка» заключается не столько в технологическом умении, сколько в целесообразности ее применения в тех или иных педагогических ситуациях. Выступая «культурным фоном», педагогическая инструментовка служит образцом для детей. Немаловажное значение имеет грамотная речь педагога, четкая дикция, регуляция эмоциональных состояний и т.п.

Т.е. к педагогу предъявляются серьезные требования к его личности. Причина -  уникальность объекта воздействия, каким является развивающаяся личность ребенка, неординарность ситуаций, специфика педагогического труда.  

Результат педагогической деятельности двоякий - воспитанник (ребенок), имеющий определенный уровень образованности и развитых на определенном  уровне  способностей и личностных качеств. Но этот результат - «отсроченный» по времени. Все возрастные достижения ребенка, его индивидуальность проявляется на последующих периодах жизненного пути.

В ходе профессиональной деятельности  изменяется и сама личность педагога, возрастает его педагогическое мастерство, профессиональная компетентность, способности и умения, творческая индивидуальность.

Характеристика педагогической деятельности, ее специфика определяют личные качества педагога. В работах Н.В.Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А.Крутецкого, Е.А.Панько, Л.Г.Семушиной, Р.С.Буре и др. выделены общие и специальные качества педагога.

Общие личностные качества педагога:

  • направленность, нацеленность педагога на развитие других людей;
  • наличие гуманистических, нравственных идеалов;
  • эрудированность, широта интересов;
  • определенный уровень образованности, эстетические убеждения и взгляды, правовые убеждения и т.п.

Специальные качества педагогапроявляются в наличии педагогических способностей (как индивидуально-психологические особенности, которые позволяют быстро и глубоко овладеть способами и приемами педагогической деятельности):

  • Способность устанавливать контакты с ребенком, общаться с ним (коммуникативные способности);
  • Способность воспринимать и понимать психологические состояния ребенка (перцептивные способности);
  • Способность формировать определенный, тип и вид деятельности (академические способности)
  • Способность (передавать ребенку необходимую информацию (дидактические способности);
  • Способность профессионально оценивать себя и ребенка, результаты своей деятельности (оценочно - рефлексивные способности)
  • Способность предвидеть последствия своих действии, к проектированию и прогнозированию развития личности ребенка, педагогический оптимизм, вера в свои возможности, опора на положительные черты ребенка (способность к педагогическому воображению).

Более подробную характеристику педагогических способностей можно изучить по следующему литературному источнику (см. В.А.Крутецкий. Основы педагогической психологии. - М., 1972 - с. 238-246).

Важную роль в педагогической деятельности имеютособенности характера педагога: общительность, оптимизм, юмор, интеллигентность, целеустремленность и т.д.Индивидуальные психические свойства личности педагога также играют важную роль: тип темперамента, особенности эмоциональной сферы, самооценка. По  сути,  все  эти  качества и способности вошли в Концепции дошкольного воспитания в раздел «Воспитатель детского сада», где дается «портрет» педагога, работающего с детьми, отмечается важность воздействия личности педагога на личность детей.

НЕ  ЗАБЫВАЙТЕ  -  ОСНОВНОЙ  МЕТОД  ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА -  ЛИЧНЫЙ   ПРИМЕР  ПЕДАГОГА!!!

Великий философ Иммануил Кант когда-то сказал: «В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять». От того, кто будет воспитывать ребёнка 3-6 лет, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада – это вовсе не специалист по утиранию детских носов и чтению сказок малышне, как думают многие. Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Он дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждет в ответ благодарных слов. Работа воспитателя не просто труд, а это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, может быть пойти на мучение, но видеть в этом свет и благодать.

Конечно, лучший воспитатель для ребёнка – это его родители, но реалии нашей жизни таковы, что родители заняты зарабатыванием денег, так что, ребёнок, едва выбравшись из пелёнок, вынужден проводить время под присмотром воспитателя. Тем более, что современные бабушки и дедушки не хотят сдавать позиции и активно занимаются разноплановой деятельностью, поэтому, единственное, что остаётся – надеяться на воспитателя. Он полностью заменяет родителей, пока те на работе: оденет, накормит ребёнка, объяснит, что хорошо, что плохо, поиграет с ним в игры и в  процессе  игры будет  стимулировать  развитие его личности  и способностей.

Здесь  возникает  важный  вопрос: КАКОВЫ  профессионально значимые  личностные качества  педагога?   Ведь  они -  необходимое условие для успешной организации педагогической деятельности и базируются на анализе деятельности и трудовых (профессиональных) функций. Результаты такого анализа отражаются в профессиограмме  воспитателя  детского  сада. Т.А.Куликова определяет профессиограмму как «научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу мировоззренческих, общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний, а также перечень педагогических умений и навыков» (см.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних пед. уч. заведении - 2-е изд., перераб. и доп., М.: Издательский центр «Академия», 2000, с. 21)

Данное определение дается на основе функционального анализа деятельности педагога дошкольного учреждения.

В психолого-педагогических исследованиях (Е.А.Климов, В.А.Петровский, Р.С.Буре, А.К.Маркова, Л.Г.Семушина, Е.П.Жидкова и др.) профессиограмма учителя (воспитателя) рассматривается как описательная модель его деятельности, которая включает в себя: основные функции специалиста; основные требования к личности воспитателя и его профессиональной подготовке; противопоказания к педагогической профессии.
ИТАК:

  1. Функциипедагога- набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач обучения, развития и воспитания детей.

К этим функциям отнесены (по классификации Т.А. Куликовой):

  • создание педагогических условий для успешного воспитания детей: обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей, осуществление воспитательно - образовательной работы с детьми;
  • участие в педагогическом просвещении родителей;
  • регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения;
  • осуществление самообразования;
  • участие в исследовательской работе.

По классификации Е.А.Панько (см.Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя. - Минск, 1986) педагог в своей деятельности реализует следующие функции:

  • материнская (охрана и укрепление здоровья детей);
  • развивающая (воспитывающая и обучающая);
  • коммуникативная;
  • диагностическая и коррекционная;
  • конструкторско-организаторская;
  • координирующая;
  • профессионального самосовершенствования;

Вопрос на  засыпку:  Сравните обе  классификации: что  сходного  и  в  чём  они  различаются  между  собой?

Таким образом, деятельность педагога ДОУ многогранна по своим функциям и содержанию, она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Содержание педагогических умений наиболее полно приведено в работе А.К.Марковой (см.: Маркова А.К. Психология труда учителя - М.. 1993.-е. 18-71).

Это:

  1. Умения ставить педагогические задачи и предвидеть результат их решения;
  2. Умение работать с содержанием учебного материала;
  3. Владение психолого-педагогическими знаниями и их практическое применение.
  4. Знание приемов постановки и решения коммуникативных задач.
  5. Владение приемами достижения продуктивного общения (приемы риторики, средства общения).
  6. Реализация и развитие педагогических способностей, создание и упрочнение позитивной Я - концепции.
  7. Осознание перспективы своего профессионального роста.
  8. Умение определять обучаемость детей.
  9. Умение оценивать воспитанность детей.
  10. Умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм.

Свою классификацию педагогических умений дает Е.А.Панько. Условно он  все умения делит на:

  • гностические (познавательные);
  • конструктивные (умения конструировать);
  • коммуникативные;
  • организаторские;
  • специальные. (См. содержательную характеристику по учебному пособию С.А.Козловой и Т.А.Куликовой «Дошкольная педагогика», М., 2000).

Несколько  утверждений:

Основу педагогической деятельности составляет диалог культуры: мира взрослых и мира детей.

Основная проблема педагогической деятельности - совмещение требований и целей воспитателя (наставника, учителя) с возможностями, желаниями, запросами и целями детей (обучаемых, воспитуемых).

Диалог двух культур предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве двух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть (Ш.А.Амонашвили, Н.Я.Михайленко, С.Г.Якобсон, Т.Н.Доронова и др.).

Условиями диалогичности педагогической деятельности являются: уважение к свободе и достоинству каждого ребенка; создание условий для развития его индивидуальности., творческой самобытности; учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.

В литературе хорошо описанытри модели педагогической деятельности:

  • педагогика принуждения (авторитарная (командная) педагогика);
  • педагогика полной свободы;
  • педагогика сотрудничества.

Если  подробнее, то…

  1. Авторитарная (командная) педагогика: характеризуется подчинением детей, ограничением их свободы и автономии. Педагог во всем контролирует детей, использует жесткий контроль за поведением и развитием ребенка. Результат  такой  педагогической  деятельности - дети практически лишены независимости, не умеют отстаивать свои интересы, часто агрессивны либо подавлены, испытывают страх, тревожность. Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний; у них негативные оценки преобладают над позитивными.

У воспитателей авторитарного типа отношений к ребенку значительный акцент делается на организационно - деловой (обучающей и дисциплинирующей) стороне педагогического процесса.Причина возникновения негативной модели педагогической деятельности определяется позицией педагога (своего рода установкой на ребенка).

  1. Педагогика  полной свободы - вторая модель педагогической деятельности, которая  предполагает либерально-попустительский стиль отношения к ребенку. Воспитатели не пытаются ограничить поведение детей, не сдерживают детей ни и каких их проявлениях п действиях. Результат  такой  педагогической  деятельности - дети становятся импульсивными, любой запрет со стороны взрослых может вызвать их агрессивность.
  2. Педагогика сотрудничества - третья модельпедагогической  деятельности,  которая  предполагает демократический (помогающий, стимулирующий) стиль отношений с детьми. Педагоги больше внимания уделяют организационно-воспитательному аспекту своей деятельности: их отношение к детям направлены не только на результативность процесса обучения, на поддержание порядка и дисциплины, но и на воспитание при этом, нравственно - волевых качествребенка, развитие его самооценки, образа «Я». Педагог стимулирует субъектность ребенка, организуя сотрудничество детей друг с другом, стимулирует взаимопомощь, согласованность действий. Демократическая позиция педагога создает оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата группы. Такой стиль предполагает не только ориентацию на ребенка, признание его прав и обязанностей, достоинство и недостатков, но и уважение образа жизни семьи, семенных отношений при благоприятном варианте развития (Т.Н.Доронова).

Педагогика сотрудничества ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания и организации педагогической деятельности. Сущность данной модели определена в Концепции дошкольного воспитания, разработанную В.В.Давыдовым иВ.А.Петровским в 1989 году. Между тем исследователи Л.М.Кларина, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров и другие говорят о том, что только каждый пятый педагог осуществляет личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей, а третья часть  современных воспитателей ДОУ стоят на позиции учебно-дисциплинарной (авторитарной модели).  А остальныене придерживаютсяни  одной отчетливой ориентации на определенную  модель  педагогической  деятельности.

Вопрос на  засыпку:  А  Вы  придерживаетесь  определенной  модели  в  своей  работе,  или не  думали  об  этом?

Первый подход к изменению позиции педагога, переориентации его с негативных мотивационно - ценностных установок по положительные предусматривает рефлексивное отношение к собственным личностным качествам, способностям, мотивам, способам и средствам деятельности (Г.М.Коджаспирова, Е.А.Панько, И.Ф.Харламов, Т.А.Куликова и др.).

Другой подход предлагается в работе И.Латышевой (см Латышева Н.Е. О формировании педагогической позиции будущего воспитателя - Дошкольное воспитание, 1995 (6), №3).Н.Латышева опирается на трансакционный подход Э.Берна, согласно котором) в каждом человеке живут три человека: «родитель», «взрослый» и «дитя» (см.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ./общ. Ред. М.С.Мацковского.- Спб.: Леннздат. 1992). Опытным путем Н.Латышева убедилась, что нужно использовать ситуации, в которых ребенок оказывается «компетентнее» взрослого. В результате растет его самоутверждение. Выстраивая позицию «воспитатель-дитя», педагогу необходимо помнить правило трех «П» (понимание, приятие, признание), то есть признание успешности ребенка, его индивидуальности.

Уникальность, своеобразие ребенка ярко проявляется в его субкультуре. Изучение «портрета» дошкольника показывает, что культура дошкольного детства наиболее открыта и содержит феноменальное количество возможностей гармоничного развития ребенка. Детская субкультура –это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и «встроенная» в общее культурное целое,
особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Она находит свое выражение в различных детских играх, ритуалах, словесном творчестве и т.п.

Детская субкультура складывается под влиянием жизни общества, его традиций, отношения к детям, внимания взрослого мира к миру детства. Например, детское словотворчество является «своеобразным вызовом сознанию взрослого, которое хотя и подпирается готовым общественным опытом, но им же и ограничено» (Кудрявцев В.. Алиева Т.). В субкультурной форме мир детства провозглашает свое отличие от мира взрослых. Но ребенок изначально общественное существо, он нуждается как в сверстниках, так и во взрослых. Поэтому в субкультуре детства следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Этим и должно определяться, общее отношение взрослых к детской субкультуре. Диалог культур предполагает изучение субкультуры взрослыми, ее развитие с позиций сотрудничества.

Основными линиями диалогичности деятельности педагога должны стать:

  • линия развития способностей ребенка;
  • линия развития творческой индивидуальности;
  • развитие интересов, склонностей детой, их самостоятельности, инициативности.

Педагогическая позиция предполагает:

  • организацию педагогической поддержки, использование приемов авансирования успеха, усиление мотивации (личностной, познавательной, игровой, исследовательской и т.п.);
  • внимание к детскому творчеству, играм детей, традициям детских сообществ, поощрение субъектности ребенка;

Если  педагог  придерживается  этой  педагогической  позиции,  то  это  помогает перестроить содержательную характеристику своей педагогической деятельности. Доверие взрослому, как базовое свойство личности ребенка, формируется в совместной деятельности, где совмещаются и перекликаются интересы детей и взрослых.  

Таким образом, педагогическая деятельность - это специфическая, общественно значимая деятельность. Основу ее составляет диалогичность и содержательность, направленность на ребенка, как на личность, способную к самовыражению и взаимодействию.