ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету композиция прикладная ТЕКСТИЛЬ

Ячменева Екатерина Александровна

Целью предмета «Текстиль» является сохранение и развитие народных культурных традиций, а также адаптация народного ремесла современному образу жизни на основе формирования практических умений и навыков учащихся в области художественного ремесла. 

Задачи учебного предмета «Текстиль»:

·     формирование эстетической потребности в занятиях декоративно-прикладным творчеством;

·     формирование и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, формирование личности, творчески относящейся к любому делу;

·     создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;

·     формирование практических навыков работы в различных техниках и обучение приемам выполнения изделий;

·     формирование навыков составления композиции в соответствии с выбранной техникой художественного ремесла;

·     формирование эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира и умение видеть в нем прообразы своих будущих произведений;

      формирование стойкого интереса к творческой рукотворной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-7_kl._obshcherazv._kompozitsiya_dekorativnaya._tekstil.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С.ЛИХАЧЕВА

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

композиция прикладная

ТЕКСТИЛЬ

Нягань 2016

Рассмотрена  и рекомендована                                          

к утверждению и    реализации      

на методическом совете МАОУК ДО МО г.Нягань «Детская школа искусств»

Протокол №____ «__ »________200___г.                                             

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МАОУК  ДО  МО г.Нягань «Детская школа искусств»

__________________И.А.Бережная

«____»___________________20___г.                                        

Составитель: Ячменева Екатерина Александровна - преподаватель первой квалификационной категории по классу изобразительного искусства.


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной

   организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Обоснование структуры программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

  -Учебно-тематический план

 - Годовые требования

III.        Требования  к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения;

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

- Контрольные требования на разных этапах обучения

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

          - Методические рекомендации преподавателям;

- Комментарии к разделам и темам;

 - Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI.        Список литературы и средств обучения      

                             

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Текстиль» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно-прикладного искусства в детских школах искусств.

Занятия декоративно-прикладным творчеством в художественной школе - это путь приобщения учащихся к истокам народной культуры, знакомство с историей своей страны, своего региона, формирование эстетического отношения к предметам быта, уважение к человеку-мастеру, к его рукотворным созданиям.

Учебный предмет «Текстиль» направлен на развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.

Программа предмета составлена на основе опыта реализации программ по направлению декоротивно-прикладное творчество на базе детских школ искусств и учитывает специфику обучения в данном направлении.

Учебный предмет «Текстиль», который включает в себя два раздела - «Кукла в народном костюме», «Валяние из шерсти» - тесно связан с прикладной композицией. Данные взаимосвязи помогают учащимся активно осмысливать окружающий мир, воплощать его в формах декоративно-прикладного искусства, гармонично объединяя функциональный и эстетический компоненты в текстильном изделии.

Учебный предмет «Текстиль» реализуется при 4-летнем сроке обучения в 4-7 классах.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание в программе уделяется практическим занятиям.

Рекомендуемый возраст детей, поступающих в детскую школу искусств, 10 – 12 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Текстиль» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый классы составляет 33 недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени отражены с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную аудиторную нагрузку учащихся и самостоятельные занятия.

При 4-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и её распределение по годам составляют: всего часов – 660, из них 396 часов – аудиторная нагрузка, 264 часа – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия

48

51

48

51

48

51

48

51

396

Самостоятельная работа

32

34

32

34

32

34

32

34

264

Максимальная учебная нагрузка

80

85

80

85

80

85

80

85

660

Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям

просмотр

просмотр

просмотр

просмотр

просмотр

просмотр

просмотр

Защита творческих проектов

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Текстиль» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Распределение нагрузки по годам обучения:

аудиторная нагрузка:

1-4 годы обучения – по 3 часа в неделю:

самостоятельная работа:

1-4 годы обучения – по 2 часа в неделю.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета «Текстиль» является сохранение и развитие народных культурных традиций, а также адаптация народного ремесла современному образу жизни на основе формирования практических умений и навыков учащихся в области художественного ремесла.  

Задачи учебного предмета «Текстиль»:

  • формирование эстетической потребности в занятиях декоративно-прикладным творчеством;
  • формирование и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, формирование личности, творчески относящейся к любому делу;
  • создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;
  • формирование практических навыков работы в различных техниках и обучение приемам выполнения изделий;
  •  формирование навыков составления композиции в соответствии с выбранной техникой художественного ремесла;
  • формирование эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира и умение видеть в нем прообразы своих будущих произведений;
  • формирование стойкого интереса к творческой рукотворной деятельности.

Структура программы

     Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

     учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Предложенные в настоящей программе разделы «Кукла в народном костюме», «Валяние из шерсти» с соответствующими учебными заданиями следует рассматривать как рекомендательные. Данный подход дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию предмета «Текстиль», применять разработанные им методики. 

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале.

1. Знакомство с историей ремесла.

2. Освоение приемов ремесла.

3. Выполнение эскизов.

4. Создание творческой работы.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы, для сбора дополнительного материала в области традиционных ремесел, цветоведения, орнамента и пр. учащиеся могут пользоваться Интернетом.      Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями, основной и дополнительной учебной, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.

Для достижения наиболее успешного результата работы учащихся по разделу «Кукла в народном костюме» мастерскую необходимо оборудовать швейными машинками, гладильной доской, утюгом. Обеспечить фонд тканями для работы, различные ткани позволят разнообразие в изготовлении кукол. Тесьмой, бисером, иглами, нитями для шитья, вся эта фурнитура может храниться в различных контейнерах и на стеллажах.

Необходимо создать общий фонд ниток для работы. Наличие большого количества ниток разных оттенков и фактур позволит создавать учащимся художественно выразительные работы. Нитки, разложенные по цвету, удобно хранить в прозрачных контейнерах.

Для работы с шерстью потребуется натуральная крашенная шерсть, от разновидности шерсти по цвету зависит работоспособность учеников и разнообразие работ, иглы по валянию, специальные губки, пупырчатая пленка. Необходимо оборудовать класс раковиной с водопроводом.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Текстиль» построено с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с историей ремесла, региональными особенностями и технологическими приемами, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно-прикладного искусства.

Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков ремесла в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:

  • беседа из истории развития ремесла,
  • знакомство с оборудованием и материалами,
  • эскизирование,
  • освоение приемов работы в заданной технике,
  • творческая работа.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

«Кукла в народном костюме», «Валяние из шерсти»

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы;

требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

1

-

1

2

Кукла в традиционном костюме  хантов

19

8

11

Тема 2.1. Туловище куклы.

«Закрутка» - кукла, изготовленная из скрученной ткани. На основе этой куклы возможно создание разнообразных кукол и декоративных элементов, которые послужат подарком или изделием для ярмарки.

9

4

5

Тема 2.2. Волосы куклы.

Отделка по окружности головы нитями. Изготовление парика с помощью крючка для вязания

10

4

6

3

Одежда для куклы

35

14

21

Тема 3.1. Знакомство с простейшими швами.

Учащиеся знакомятся с простейшими швами и закрепляют полученные знания на образце.

Изготовление платья (раскрой и сборка изделия) отрезное платье, скроенное  по выкройке.

15

6

9

Тема 3.2. Чирки. Чулки.

Простая часть одежды, выполненная из двух или трех деталей.

10

4

6

Тема 3.3. Платок с минимальным количеством деталей (до 5 деталей).

10

4

6

4

Аксессуары для костюма куклы

45

18

27

Тема 4.1. Изготовление налобной повязки и нагрудного украшения. Вышивка бисером по готовым схемам.

20

8

12

Тема 4.2. Оформление платья бисером, тесьмой. В традициях хантов.

15

6

9

Тема 4.3. Оформление чирков (традиционная летняя обувь хантов) бисером. По готовым схемам.

10

4

6

5

Подготовка работ к просмотру и выставке

10

4

6

Валяние из шерсти

1

Введение

Вводная беседа: возможности техники валяния: приемы и хитрости; организация рабочего места учащегося.

1

-

1

2

Шерстяная сухая живопись

19

8

11

Тема 2.1. Художественный войлок в иглопробивной технике – нетканый гобелен.  Плоское валяние.

19

8

11

3

Мастерская игрушки в технике сухого объемного валяния

15

6

9

Тема 3.1. На примере изготовления форм шара и конуса получаем фигурку.

15

6

9

4

Мокрое валяние

15

6

9

Тема 4.1. Материалы и инструменты. Технология работы на примере  художественного войлока в технике мокрого плоского валяния.

15

6

9

5

Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке

5

2

3

Итого

165

66

99

Второй класс

Дальнейшее изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

1

-

1

2

Кукла в традиционном костюме Пермской губернии

24

10

14

Тема 2.1. Изготовление куклы.

Дальнейшее освоение приемов изготовления сшивной куклы с более сложными деталями (отдельно скроенными головой или ногами).

14

6

8

Тема 2.2. Волосы куклы.

Отделка по окружности головы нитями. Изготовление парика с помощью крючка для вязания

10

4

6

3

Костюм в пермских традициях для куклы

40

16

24

Тема 3.1. Особенности нанесения рисунка на ткань, набойка.  С помощью акриловой краски и штампов нанесение орнамента на ткань.

10

4

6

Тема 3.2. Раскрой и сбор деталей для одежды на куклу. Простейшие блуза-туника с сарафаном, платок.

15

6

9

Тема 3.3. Изготовление лаптей для куклы.

5

2

3

Тема 3.4. Фартук. Вышивка тамбурным швом.

10

4

6

4

Аксессуары для костюма куклы

30

12

18

Тема 4.1. Изготовление традиционного головного убора и оформление его золотой нитью и полу бусинами.

15

6

9

Тема 4.2. Заправочное ткачество на узком берде. Пояс, соткан из нескольких нитей по образцу и готовым схемам.

15

6

9

5

Подготовка работ к просмотру и выставке

5

2

3

Валяние из шерсти

1

Введение

Вводная беседа: возможности техники валяния: приемы и хитрости; организация рабочего места учащегося.

1

-

1

2

Шерстяная сухая живопись

14

6

8

Тема 2.1. Художественный войлок в иглопробивной технике – нетканый гобелен.  Плоское валяние с добавлением текстурности и деталей.

14

6

8

3

Мастерская игрушки в технике сухого объемного валяния и клеевого фетра. На примере бабочка.

25

10

15

Тема 3.1. Изготовление фигурки с помощью иглы.

5

2

3

Тема 3.2. С помощью проволоки и нитей изготовление лап и усов.

5

2

3

Тема 3.3. Проработка цветных эскизов крыльев. Выкладывание шерсти по шаблону-эскизу.

14

6

8

Тема 3.4. Сбор насекомого с помощью клея.

1

-

1

4

Мокрое валяние

20

8

12

Тема 4.1. Материалы и инструменты. Технология работы на примере  художественного войлока в технике мокрого плоского валяния с декоративными объемными элементами.

20

8

12

5

Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке

5

2

3

ИТОГО:

165

66

99

Третий класс

Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

1

-

1

2

Кукла в традиционном костюме Русского севера

19

8

11

Тема 2.1. Изготовление куклы.

Дальнейшее освоение приемов изготовления сшивной куклы с более сложными деталями (отдельно скроенными головой или ногами).

9

4

5

Тема 2.2. Волосы куклы.

Отделка по окружности головы нитями. Изготовление парика с помощью крючка для вязания

10

4

6

3

Комплект одежды для куклы

35

14

21

Тема 3.1. Особенности нанесения рисунка на ткань, набойка.  С помощью акриловой краски и штампов нанесение орнамента на ткань.

5

2

3

Тема 3.2. Изготовление одежды для куклы. Простейшие блуза-туника с сарафаном, душегрея.

20

8

12

Тема 3.3. Изготовление сапожек для куклы.

10

4

6

4

Аксессуары для костюма куклы

31

13

18

Тема 4.1. Изготовление традиционного головного убора и оформление его «сажением по бели».

21

9

12

Тема 4.2. Бранное ткачество на узком берде. Пояс, соткан из нескольких нитей по образцу и готовым схемам.

10

4

6

5

Подготовка работ к просмотру и выставке

5

2

3

Валяние из шерсти

1

Введение

Вводная беседа: возможности техники валяния: приемы и хитрости; организация рабочего места учащегося.

1

-

1

2

Шерстяная сухая живопись

14

6

8

Тема 2.1. Художественный войлок в иглопробивной технике – нетканый гобелен.  Плоское валяние с использованием различных фактур.

14

6

8

3

Мастерская игрушки в смешанной технике объемного валяния на каркасной основе

20

8

12

Тема 3.1. Изготовление фигурки с помощью иглы. Выкладывание шерсти по шаблону-эскизу.

20

8

12

4

Кукольный театр (игрушки на руку). Мастерская игрушки в технике мокрого объемного валяния

25

10

15

Тема 4.1. Материалы и инструменты. Технология работы на примере  художественного войлока в технике мокрого объемного валяния по шаблону.

25

10

15

5

Нано-фелтинг

10

4

6

Тема 5.1. изготовление шарфа с помощью шерстяных волокон и ткани (шелка или шифона)

10

4

6

6

Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке

5

2

3

ИТОГО:

165

66

99

Четвертый класс

№ раздела

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Введение

Вводная беседа: дипломный проект; знакомство с требованиями к нему и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

3

-

3

2

Подбор материала к дипломному проекту

22

10

12

Тема 2.1. Выбор темы, подбор материала к выбранной теме

22

10

12

3

Выполнение эскизов к практической части дипломного проекта

25

10

15

Тема 3.1. Выполнение и проработка в цвете эскизов к дипломному проекту.

25

10

15

4

Подготовка и выполнение дипломного проекта

115

46

69

Тема 4.1. Изготовление изделия.

115

46

69

5

Подготовка работ к защите дипломного проекта

15

6

9

ИТОГО:

165

66

99

Годовые требования

Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.

Процесс изучения каждого раздела программы включает следующие этапы:

  • обзорное знакомство с каждой темой;
  • изучение основных технологических приемов;
  • практическое выполнение изделия.

Программа рассчитана на поэтапное усвоение  учебного материала:

1 класс – общее ознакомление учащихся с изготовлением куклы в традиционном костюме и валяние из шерсти; приобретение основных навыков и умений;

2-3 классы – углубленное изучение изготовления игрушки; совершенствование умений и навыков.

Первый класс

Кукла в народном костюме

Раздел 1. Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

Раздел 2. Кукла в традиционном костюме  хантов

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, праздниками,  оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает кукла, которая одновременно была и детской игрушкой. Кукла из ткани и набивного материала. Раньше для набивки использовали солому, опилки, стружку, вату, волокна хлопка и т.п. В настоящее время используются современные материалы: синтепон, синтетические гранулы и т.п. Для изготовления мягкой игрушки нужны несколько обязательных элементов – выкройка или лекало, подходящий материал и инструменты. В данной программе рассматривается несколько видов изготовления куклы. Для первого класса - это упрощенные образы, создание простой куклы по старинному способу изготовления основы куклы «закрутка». Изготовление мягкой игрушки своими руками, – это не только увлекательное занятие, это всегда положительный эмоциональный настрой по окончании работы и гарантия хорошего настроения тех, кому эта игрушка попадает в руки.

Тема 2.1. Туловище куклы. «Закрутка» - кукла, изготовленная из скрученной ткани. На основе этой куклы возможно создание разнообразных кукол и декоративных элементов, которые послужат подарком или изделием для ярмарки.

Самостоятельная работа: выполнение куклы по образцу.

Тема 2.2. Волосы куклы. Из стеблей льна изготавливают волокна, из которых прядут льняную пряжу. Из льняной пряжи и льняных нитей можно изготовить интересные волосы кукле. Так же можно изготовить волосы из шерстяных нитей определенной длины. Лицо прорисовывается, вышивается или выполняется иным способом. Преподаватель должен обратить внимание на образ, который создал каждый учащийся в своей кукле, на отличительные особенности каждой из них.

Самостоятельная работа: доработка куклы.

Раздел 3. Одежда для куклы

Тема 3.1. Знакомство с простейшими швами.

Так как игрушки будут изготавливаться вручную, нужно, чтобы учащиеся познакомились и закрепили полученные знания выполнения простейших швов на образце. Для этой цели на небольшом отрезке хлопчатобумажной ткани преподавателем делается образец шва, по данному образцу учащиеся отрабатывают навык выполнения простых швов. Изготовление платья (раскрой и сборка изделия) отрезное платье, скроенное по выкройке.

Самостоятельная работа: выполнение швов, изученных на занятии, на изделии, платье.

Тема 3.2. Чирки. Чулки – простая из всего многообразия деталь одежды. Она выполняется из двух деталей по имеющимся лекалам. Преподаватель показывает, как правильно нужно расположить выкройку на ткани, правильно вырезать детали кроя в зависимости от выбранного материала. Особое значение имеет правильность соединения деталей. С этой целью преподаватель индивидуально объясняет каждому ученику правильность выполнения операции.

Самостоятельная работа: сшивание отдельных деталей кроя.

Тема 3.3. Платок с минимальным количеством деталей – это следующий этап освоения изготовления одной из детали в комплекте одежды для куклы по готовым лекалам.

Преподаватель демонстрирует, как нужно расположить выкройку на ткани и правильно вырезать детали кроя в зависимости от выбранного материала. Так как количество деталей кроя увеличилось, педагог должен обратить внимание учеников на экономичный раскрой ткани, а также на аккуратность соединения.

Самостоятельная работа: сшивание отдельных деталей кроя.

Раздел 4. Аксессуары для костюма куклы

Тема 4.1.  Изготовление налобной повязки и нагрудного украшения. Вышивка бисером по готовым схемам.

Самостоятельная работа: доработка изделий.

Тема 4.2. Оформление платья бисером, тесьмой. В традициях хантов. Одежда отделывается тесьмой и бисером. Для отделки можно использовать простейшие декоративные швы. С этой целью у преподавателя должны быть в наличии наглядные пособия по их выполнению.

Самостоятельная работа: зарисовка кукол, выполнение соединительных швов.

Тема 4.3. Оформление чирков (традиционная летняя обувь хантов) бисером. По готовым схемам.

Самостоятельная работа: зарисовка одежды для кукол, выполнение соединительных швов.

Раздел 5. Подготовка работ к просмотру и выставке

Валяние из шерсти

Раздел 1. Введение

Вводная беседа: возможности техники валяния: приемы и хитрости; организация рабочего места учащегося. Еще в древности наши предки открыли удивительное свойство тончайших шерстяных волокон при трении друг друга самосцепляться. Именно так появилось ручное валяние, благодаря которому издавна создавали ткани, одежду и удивительные по красоте орнаментальные войлочные ковры, представленные сегодня во многих музеях мира.

Раздел 2. Шерстяная сухая живопись

    Тема 2.1. Художественный войлок в иглопробивной технике – нетканый гобелен.  Плоское валяние. Материал выкладывается в соответствии с эскизом, в процессе можно изменить и исправить рисунок, то есть вести работу свободно, не боясь что-то испортить, и лишь когда достигнут желаемый результат, приступать к пробивке – закреплению изображения специальными иглами, к фильцеванию.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза.

Раздел 3. Мастерская игрушки в технике сухого объемного валяния

Тема 3.1. На примере изготовления форм шара и конуса получаем фигурку.

Самостоятельная работа: зарисовка фигурки.

Раздел 4. Мокрое валяние

Тема 4.1. Материалы и инструменты. Технология работы на примере художественного войлока в технике мокрого плоского валяния. Техника мокрого валяния требует большего терпения и сноровки, чем современная иглопробивная техника. Это своего рода постоянное ухаживание за шерстью. На каждом этапе процесса валяния необходимо учитывать движение волокон, стараться максимально выявить красоту материала, его фактуру.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза.

Раздел 5. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке

С целью организации творческой деятельности ии расширения культурного кругозора учащихся в программе предусмотрено:

  • проведение просмотров в конце каждой четверти;
  • организация посещений учащимися учреждений и организаций культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);
  • участие в ярмарках, праздниках декоративно-прикладного искусства.

Второй класс

Кукла в народном костюме

Раздел 1. Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

Раздел 2. Кукла в традиционном костюме Пермской губернии

Тема 2.1. Изготовление куклы. Наиболее распространенная разновидность современных игрушек. Дети не просто привязываются к куклам – они воспринимают их как живых существ, равных себе и болезненно расстаются с ними. Следовательно, многие игры с куклами могут стать уроками доброты, внимания к другому человеку.

Дальнейшее освоение приемов изготовления сшивной куклы с более сложными деталями (отдельно скроенными головой или ногами). На основе куклы возможно создание целого ряда кукол-образов (мужчина и женщина и т.п.). Преподаватель объясняет правильность набивки отдельных деталей и их крепления к туловищу.

Самостоятельная работа: сшивание отдельных деталей.

Тема 2.2. Волосы куклы.

Отделка по окружности головы нитями. Изготовление парика с помощью крючка для вязания. Лицо прорисовывается, вышивается или выполняется иным способом. Преподаватель должен обратить внимание на образ, который создал каждый учащийся в своей кукле, на отличительные особенности каждой из них.

Самостоятельная работа: доработка образа куклы.

Раздел 3. Костюм в пермских традициях для куклы

Тема 3.1. Особенности нанесения рисунка на ткань, набойка.  С помощью акриловой краски и штампов нанесение орнамента на ткань.

Самостоятельная работа: зарисовка эскизов кукол.

Тема 3.2. Раскрой и сбор деталей для одежды на куклу. Простейшие блуза-туника с сарафаном, платок. Преподаватель обращает внимание на аккуратность изготовления данной игрушки, так как каждый стежек должен укладываться рядом с предыдущим.

Самостоятельная работа: доработка деталей одежды на куклу.

Тема 3.3. Изготовление лаптей для куклы. Лапти вяжутся из бечёвки с помощью крючка для вязания. Выполнение по готовой схеме.

Самостоятельная работа: доработка деталей на куклу.

Тема 3.4. Фартук. Вышивка тамбурным швом. Выполнение изделия по схеме. Аккуратность и четкость выполнения.

Самостоятельная работа: доработка деталей одежды на куклу.

Раздел 4. Аксессуары для костюма куклы – кукла из ткани и набивного материала. Для второго класса это более сложная по конструкции игрушка, состоящая из нескольких деталей, выполненных по готовым лекалам.

Тема 4.1. Изготовление традиционного головного убора и оформление его золотой нитью и полу бусинами. Четкое выполнение по готовым зарисовкам.

Самостоятельная работа: зарисовка эскизов головного убора для кукол.

Тема 4.2. Заправочное ткачество на узком берде. Основные понятия и термины: ткачество, основа, уток, переплетение, рисунок переплетения, прокидка утка, плотность основы. Изучение и знакомство с оборудованием и материалами для ручного ткачества: бердо, пряжей для основы и утка. Заправка и выполнение простого пояса.

Самостоятельная работа: доработка, выполнение простого пояса.

Раздел 5. Подготовка работ к просмотру и выставке

Валяние из шерсти

Раздел 1. Введение

Вводная беседа: возможности техники валяния: приемы и хитрости; организация рабочего места учащегося. Сегодня все больше появляется оригинальных изделий, выполненных в технике художественного войлока (нетканого текстиля). В основе любого произведения искусства лежит художественная идея. Отталкиваясь от идеи, тщательно продумывать композицию будущей работы, ведь от этого зависит ее выразительность. Понять, как выразить чувства через конкретный художественный образ, помогают сделанные предварительно наброски, эскизы.

Раздел 2. Шерстяная сухая живопись

Тема 2.1. Художественный войлок в иглопробивной технике – нетканый гобелен.  Плоское валяние с добавлением текстурности и деталей. Текстильная композиция имеет свои специфические законы. В искусстве текстиля наиболее ярко раскрываются возможности отображения образов природы. Природные сюжеты пластичны и орнаментальны, поэтому текстильную композицию часто строят на основе декоративной стилизации.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов

Раздел 3. Мастерская игрушки в технике сухого объемного валяния и клеевого фетра. На примере бабочка.

Тема 3.1. Изготовление фигурки с помощью иглы. Объемное тулово из шерсти для валяния. Преподаватель следит за упругостью изделия.

Самостоятельная работа: доработка изделия.

Тема 3.2. С помощью проволоки и нитей изготовление лап и усов. Параллельная намотка нити по проволоке, контроль преподавателя чтоб ученик делал аккуратно.

Самостоятельная работа: доработка изделия.

Тема 3.3. Проработка цветных эскизов крыльев. Выкладывание шерсти по шаблону-эскизу. С помощью шерсти и клеевой паутинки по заранее проработанному эскизу-шаблону выкладывается крыло и закрепляется утюгом. Соблюдение техники безопасности.

Самостоятельная работа: доработка изделия.

Тема 3.4. Сбор насекомого с помощью клея. Ученик может проявить фантазию и поставить насекомое в определенную позу, дать в лапки какой-либо атрибут для завершения задуманного образа.

Самостоятельная работа: доработка изделия.

Раздел 4. Мокрое валяние

Тема 4.1. Материалы и инструменты. Технология работы на примере художественного войлока в технике мокрого плоского валяния с декоративными объемными элементами. Использование смешанной техники, то есть применение в одной работе мокрого и сухого валяния, откроет в искусстве декоративного войлока новые художественные возможности, поскольку сочетает достоинства каждой из этих техник.

Самостоятельная работа: доработка изделия.

Раздел 5. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке

С целью организации творческой деятельности и расширения культурного кругозора учащихся в программе на втором году обучения предусмотрено:

  • проведение просмотров в конце каждой четверти;
  • организация посещений учащимися учреждений и организаций культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);
  • участие в ярмарках, праздниках декоративно-прикладного искусства.

Третий класс

Кукла в народном костюме

Раздел 1. Введение

Вводная беседа: игрушка в жизни людей; знакомство с курсом обучения и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

Раздел 2. Кукла в традиционном костюме Русского севера

Тема 2.1. Изготовление куклы.

Дальнейшее освоение приемов изготовления сшивной куклы с более сложными деталями (отдельно скроенными головой или ногами). Дальнейшее освоение приемов изготовления куклы с более сложными и многочисленными деталями кроя. Преподаватель обращает внимание на правильный раскрой деталей, набивку отдельных деталей, а также аккуратное соединение всех деталей игрушки. Работа ведется по готовым деталям кроя.

Преподаватель обращает внимание на точность и аккуратность при изготовлении игрушки.

Самостоятельная работа: подбор бусинок, бантиков и пр. материалов для отделки.

Тема 2.2. Волосы куклы.

Отделка по окружности головы нитями. Изготовление парика с помощью крючка для вязания. Преподаватель должен обратить внимание на образ, который создал каждый учащийся в своей кукле, на отличительные особенности каждой из них.

Самостоятельная работа: доработка образа куклы.

Раздел 3. Комплект одежды для куклы

Тема 3.1. Особенности нанесения рисунка на ткань, набойка.  С помощью акриловой краски и штампов нанесение орнамента на ткань.

Самостоятельная работа: зарисовка эскизов кукол.

Тема 3.2. Изготовление одежды для куклы. Простейшие блуза-туника с сарафаном, душегрея. В третьем классе - это комплект одежды для куклы состоит из трех вещей. Преподаватель обращает внимание на точность и аккуратность при изготовлении игрушки, ровные швы.

Самостоятельная работа: доработка комплекта для куклы.

Тема 3.3. Изготовление сапожек для куклы. Обувь – важный элемент одежды, без которого костюм считается незавершенным. При создании образа и изготовлении художественной куклы, обуви уделяется особое внимание. Она должна визуально повторить внешний вид настоящей обуви, соблюдая при этом пропорции и масштаб куклы.

Самостоятельная работа: доработка изделия.

Раздел 4. Аксессуары для костюма куклы

Тема 4.1. Изготовление традиционного головного убора и оформление его «сажением по бели». Работа ведется по готовым деталям кроя.

Самостоятельная работа: выполнение соединительных швов.

Тема 4.2. Бранное ткачество на узком берде. Зарисовки разных элементов орнамента. Заправка и выполнение узкого пояса с бранным орнаментом. Пояс, соткан из нескольких нитей по образцу и готовым схемам.

Самостоятельная работа: доработка изделия.

Раздел 5. Подготовка работ к просмотру и выставке

Валяние из шерсти

Раздел 1. Введение

Вводная беседа: возможности техники валяния: приемы и хитрости; организация рабочего места учащегося. Мастера, работающие в технике иглопробивного текстиля, называют его по-разному. Вы можете встретить такие названия, как «панно в иглопробивной технике», «художественный войлок», «нетканый гобелен». Гобелен-потому, что войлочная картина – это тоже мягкое текстильное живописное полотно, а нетканый – потому, что, в отличие от традиционного гобелена (который ткут на специальных станках или рамах, вплетая уток в нити основы), это картина из цветной непряденой шерсти и нитей, которые вбиваются в текстильную основу – фетр, войлок, сукно.

Самостоятельная работа: зарисовка эскизов

Раздел 2. Шерстяная сухая живопись

Тема 2.1. Художественный войлок в акварельной технике – нетканый гобелен.  Плоское валяние с использованием различных фактур. Эта техника позволяет создавать нежные, тонкие по колориту живописные работы. Допустимо и смешение разных техник.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов, доработка изделия.

Раздел 3. Мастерская игрушки в смешанной технике объемного валяния на каркасной основе

Тема 3.1. Изготовление фигурки с помощью иглы. Изготовление каркаса из проволоки или фольги. Выкладывание шерсти по шаблону-эскизу. Элементы можно изготовить путем свойлачивания шерсти в массу.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов, доработка изделия.

Раздел 4. Кукольный театр (игрушки на руку). Мастерская игрушки в технике мокрого объемного валяния

Тема 4.1. Материалы и инструменты. Технология работы на примере художественного войлока в технике мокрого объемного валяния по шаблону. Изготовить с помощью этой техники можно одежду, обувь, предметы интерьера, аксессуары, игрушки и многое другое.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов, доработка изделия.

Раздел 5. Нуно-фелтинг

Тема 5.1. изготовление шарфа с помощью шерстяных волокон и ткани (шелка или шифона). Нуно – войлок это ткань – войлок. Слово «нуно» японского происхождения и означает «ткань».

Самостоятельная работа: выполнение эскизов, доработка изделия.

Раздел 6. Подготовка работ к годовому просмотру и итоговой выставке

Самостоятельная работа: подготовка к просмотру.

С целью организации творческой деятельности и расширения культурного кругозора в программе на третьем году обучения предусмотрено:

  • проведение четвертного просмотра;
  • организация посещений учащимися учреждений и организаций культуры (выставочных залов, музеев, театров и др.);
  • участие в ярмарках, праздниках декоративно-прикладного искусства.

Четвертый класс

Раздел 1. Введение

Вводная беседа: дипломный проект; знакомство с требованиями к нему и с содержанием работы на год; требования техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; организация рабочего места учащегося.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов, подбор материала.

Раздел 2. Подбор материала к дипломному проекту

Тема 2.1. Выбор темы, подбор материала к выбранной теме. Каждый ученик выбирает самостоятельно тему дипломного проекта. В соответствии с пройденным материалом за прошлые года. Подбирает литературу для написания теоретической части дипломной работы.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов, подбор материала.

Раздел 3. Выполнение эскизов к практической части дипломного проекта

Тема 3.1. Выполнение и проработка в цвете эскизов к дипломному проекту. Эскизы выполняются соответственно своей теме, для нахождения творческой идеи. Когда тема полностью найдена и утверждена, эскизы прорабатываются более подробно и в цвете.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов, подбор материала.

Раздел 4. Подготовка и выполнение дипломного проекта

Тема 4.1. Изготовление изделия. Выполнение практической части дипломного проекта в материале. Проработка деталей. Изготовление изделий под наблюдением педагога.

Самостоятельная работа: доработка изделия.

Раздел 5. Подготовка работ к защите дипломного проекта

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Текстиль»:

знания:

  • основных понятий и терминов в отношении каждого заявленного в программе вида декоративно-прикладного искусства;
  • основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.);
  • основных приемов работы;
  • свойств материалов, применяемых в реализации проектов;

умения:

  • работать с различными материалами;
  • использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла;
  • решать в материале художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом;
  • выполнять самостоятельно по эскизу изделие в материале;
  • понимать выразительность цветового и композиционного решения;
  • анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

навыки:

  • грамотной и аккуратной работы с материалами;
  • изготовления изделий по составленным эскизам;
  • конструирования и моделирования из различных материалов.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма и содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде творческого просмотра по окончании второго, четвертого, шестого полугодий. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). Итоговая аттестация проводится в форме просмотра – выставки. 

Критерии оценок

Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

Выставляется отметка:

  • 5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.
  • 4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
  • 3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для успешного результата в освоении программы «Текстиль» необходимы следующие учебно-методические пособия:

  • наглядные методические пособия по темам,
  • технологические карты, традиционные орнаментальные рисунки,
  • фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
  • видеоматериал,
  • интернет – ресурсы,
  • презентационные материалы по тематике разделов.    

Методические рекомендации преподавателям

Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством инструктажа-показа, а также с помощью орнаментальных схем.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует её продуктивности.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература

1. Борисова И.И. Ковровщицы Орловщины // Сб. «Новое в традиционном (народные мастера, традиции, школы)». Вып. 1. М., 1985

2. Борисова И.И. Народные ковры Орловщины // Орловский комсомолец, 14 мая 1970

3. Бетехин Г.А., Зубова Л.К., Поманский Б.А. Технология ковроделия в РСФСР. М., 1955

4. Кожевникова Л.А. Художественное ткачество // Сб. «Основы художественного ремесла». М., Просвещение, 1978

5. Канунникова Н.П. Ручное ковроделие // Сб. «Основы художественного ремесла». М., «Просвещение», 1971

6. Константинов В. Красное солнце на черном поле // «Вокруг света» 1980 г.: №1

7. Уталишвили Нелли. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приёмы. Изделия. Энциклопедия. М., АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009

8. Яковлева Е.Г. Курские ковры. М., 1955

9. Яковлева Е.Г. Русские ковры. М.,1959

Учебная литература

1. Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. М., Культура и традиция, 1988

2. Савицкая В. Превращения шпалеры. М., «Галарт», 1995

3. Современный советский гобелен. М., «Советский художник», 1979

Методическая литература

  1. Давыдова С.А. Очерки кружевной промышленности в России. / В кн.: Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. СПб., 1913
  2. Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. М., 1972
  3. Коломиец А.И. Елецкое кружево. М., 1962
  4. Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме. Альбом. М., 1967
  5. Курс женских рукоделий. М., 1962
  6. Лукашева Р.А. Русское кружево. М., 1998
  7. Работнова И.П. Русское кружево. М., 1970
  8. Работнова И.П. Русское народное кружево. М., 1956
  9. Твердова-Савицкая З.М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда.  М., 1916
  10. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983
  11. Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления.  М., 1990
  12. Эрихсон Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев. М., 1913

Учебная литература

1. Белозерова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево: Школа плетения на коклюшках. М., 2005

2. Исакова К.В. Плетение кружев. М., 1959

3. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево. М., 1991

4. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 1986

Методическая литература

1. Афанасова В.В. Бисер в вышивке. Ниола–пресс, 2012

2. Васильев А. Красота в изгнании. Слово, 2005

3. Вышивка. Художник М.И.Гумилевская. Орнаменты цветной перевити. Культура и традиции, 2005

4. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. Северный паломник, 2008

5. Богуславская Н.Я. Русская народная вышивка. М., 1973

6. Богуславская И. Вышитые подзоры. Конец XVIII–начало XIX века. СПб, Palace Editions, 2012

7. Гринченко Анна. Вышивка бисером. М., Эксмо, 2006

8. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. М., Изобразительное искусство, 1984

9. Стасов В. Русский народный орнамент. Шитьё, ткани, кружева. GOLDEN BOOK, 2008

10.  Русская вышивка XVII – начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа/ Моисеенко Е. Ленинград, «Художник РСФСР», 1978

11. Русская народная вышивка. Государственный русский музей. М., Искусство, 1972

12. Федюшкина И.С. Вышивка. Белой нитью по белому. М., 1996

13. Черноморец А.Д. Ажурная вышивка и игольное кружево. Киев, «Час», 1992

14. Юрова Елена.  Эпоха бисера в России.  М., Интербук-бизнес, 2003

15. Юрова Елена.  Старинные узоры для вышивания. Обзор за 400 лет и энциклопедия вышивки XVIII в. М., Этна, 2010

Учебная литература

1. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 1986

2. Ерёменко Т. Вышивка. Техника. Приёмы. Изделия. М., АСТ-пресс, 2000

3. Клиентов А. Народные промыслы. М., Белый город, 2010

4. Наниашвили Ирина. Вышивка бисером. Шаг за шагом. Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007

Средства обучения

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные швейными машинками и гладильной доской, утюгами, инструментами, материалами для фелтинга (валяния), наглядными пособиями, мебелью;

наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

демонстрационные: подлинники изделий народного творчества;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.