Сборник лекций для педагогического сообщества "Школа совершенствования педагогического мастерства"

Оглезнева Наталья Михайловна

В курс лекций вошли материалы как собственные, так и материалы взаимствованные из социальной сети Интернет. Чем хорош материал? Тем, что он сформирован в курс лекций и систематизирован.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятие № 3

Школы совершенствования педагогического мастерства

Дата: 06.05.2015г. 

Руководитель: Оглезнева Н.М., методист дневного отделения

Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся через применение современных педагогических технологий»

План лекции:

  1. Классификация современных педагогических технологий
  2. Влияние современных педагогических технологий на мотивацию и развитие творческих способностей обучающихся

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах применения современных педагогических технологий и через них повышение мотивации и развитие творческих способностей обучающихся.

 Задачи:

- актуализировать знаний преподавателей о типах, формах занятий, методах обучения;

- актуализировать знаний преподавателей о современных педагогических технологиях;

- выявить взаимосвязь между выбранным типом, видом занятия и современными педагогическими технологиями;

- рассмотреть влияние современных педагогических технологий на мотивацию и развитие творческих способностей обучающихся.

Тип занятия: Комбинированный

Форма занятия: Лекционно-семинарская

Форма работы: Фронтальная, групповая

Эффективность занятия: Репродуктивное, ознакомительное, продуктивное.

Использование ИКТ: Презентация

Раздаточный материал: Памятка «Классификация современных педагогических технологий»

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве (работа в группах).

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-сообщающий, частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом), работа в группах, исследовательский.

Этапы занятия:

  1. Приветствие, озвучивание темы занятия
  2. Повторение ранее полученных знаний
  3. Интерактивная лекция по теме занятия. Памятки преподавателям «Классификация современных педагогических технологий»
  4. Закрепление материала (выполнение практического задания в группах)
  5. Подведение итогов.
  6. Информирование преподавателей о Д/З (посетить открытые уроки преподавателей с опытом работы всеми преподавателями Школы совершенствования педагогического мастерства и самим провести по одному открытому занятию). Озвучивание аналитической справки по итогам посещения занятий членов Школы совершенствования педагогического мастерства

Этапы занятия. Содержание.

I. Приветствие, озвучивание темы занятия

Руководитель: Добрый день уважаемы коллеги. Тема сегодняшнего заседания «Развитие творческих способностей обучающихся через применение современных педагогических технологий».

II.        Повторение ранее полученных знаний

Руководитель: Уважаемые коллеги давайте вспомним с Вами типы, формы занятий, методы обучения.

Преподаватели: Озвучивают какие типы, формы занятий, методы обучения они знают и используют в образовательном процессе.

Руководитель: Очень хорошо. Теперь давайте с вами вспомним какие современные педагогические технологии существуют.

Преподаватели: Озвучивают какие современные технологии существуют.

III. Интерактивная лекция по теме занятия 

Памятки преподавателям «Классификация современных педагогических технологий» (презентация)

1.        Классификация современных педагогических технологий

Руководитель: Давайте свами подробнее рассмотрим каждую педагогическую технологию и какие достигаются результаты в результате реализации каждой. Вам представлена памятка «Классификация современных педагогических технологий»

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности, идет формирование ОК и ПК.

Разноуровневое обучение

У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать познавательный успех, повышается уровень мотивации обучения.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, формированию ОК и ПК

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании ОК и ПК. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

Лекционно-семинарско-зачетная система

 Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений, навыков, ОК И ПК необходимых в практической деятельности.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной деятельности обучающихся и преподавателя. Умение вмести обозначить проблему, пути решения проблемы. Каждый член команды, группы учится брать на себя ответственность, приносить пользу группе или команде. Идет формирование ОК и ПК

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений обучающегося как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности., траектории формирование ОК и ПК

Руководитель и преподаватели: Работают с памятками и презентацией

  1. Влияние современных педагогических технологий на мотивацию и развитие творческих способностей обучающихся

Руководитель: А теперь давайте с вами рассмотрим Влияние современных педагогических технологий на мотивацию и развитие творческих способностей обучающихся.

Внедрение современных педагогических технологий обучения, способствуют повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности обучающихся, ОК и ПК, развитию потенциальных способностей обучающихся, а именно:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения);

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного и профессионального уровней (работа с презентацией).

IV.        Закрепление материала

(выполнение практического задания в группах)

Руководитель: А теперь давайте с Вами попробуем составить конспект урока с применением современных образовательных технологий. Для этого Вам необходимо разделиться на две группы. Каждой группе необходимо определиться на какой тип урока Вы будете формировать конспект урока, какую выберете форму занятия, методы и т.д. Вы можете использовать презентацию нашего занятия, памятки и лекционный материал. Окончанием Вашей работы будет демонстрация каждой группой конспекта занятия и его аргументирование: почему именно эти современные педагогические технологии Вы использовали для выбранного типа и формы урока.

Преподаватели: Делятся на группы, выполняют задание и демонстрируют его.

  1. Информирование преподавателей о Д/З (посетить открытые уроки преподавателей с опытом работы всеми преподавателями Школы совершенствования педагогического мастерства и самим провести по одному открытому занятию). Озвучивание аналитической справки по итогам посещения занятий членов Школы совершенствования педагогического мастерства

Руководитель: Спасибо Вам за работу. Мы сегодня с Вами хорошо поработали. Для Вас будут организованы открытые занятия более опытными преподавателями которые Вам необходимо посетить. С графиком этих занятий Вас ознакомим позже.  После этого Вам каждому необходимо будет разработать конспект открытого урока и продемонстрировать открытый урок комиссии. Сроки и график будут Вам представлены позже. А сейчас озвучу аналитическую справку по уже посещенным Вашим урокам (Аналитическая справка). Удачи.

 

Методист дневного отделения _______________ Оглезнева Н.М.



Предварительный просмотр:

Конспект занятие № 2

Школы совершенствования педагогического мастерства

Дата: 22.01.2015г. 

Руководитель: Оглезнева Н.М., методист дневного отделения

Тема: «Основные проблемы начинающего педагога. Внедрение ФГОС III поколения с изменениями»

План лекции:

  1. Основные проблемы начинающего педагога и решение их
  1. Первая проблема: «Преподаватель и студенты не знают друг друга»
  2. Вторая проблема «Психологический климат на занятии»
  3. Третья проблема «Недостаток мотивации у студентов, или низкий порог мотивации»
  4. Четвертая проблема «Проблема дисциплины»
  1. Внедрение ФГОС III поколения с изменениями
  1. Проблемно-ориентированный анализ преподавателя собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС
  2. Изменения в содержании образования
  3. Как эти изменения должны отразиться на личной профессиональной деятельности преподавателя
  4. В чем состоят критерии практической готовности преподавателя к реализации требований ФГОС
  5. Какие проблемные моменты видит преподаватель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?
  6. На какие элементы имеющегося опыта преподаватель может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС

Цель: стимулировать молодого преподавателя на активный поиск решений проблем возникающих на занятии. Осознание собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.

 Задача:

1. Обозначить проблемы, возникающие на учебном занятии.

2. Показать возможные выходы из проблемных ситуаций.

3. Выделить критерии практической готовности преподавателя к реализации требований ФГОС.

4. Предложить план действий преподавателя на разных этапах образовательного процесса в условиях ФГОС

Тип занятия: Изучение нового материала

Форма занятия: Интерактивная лекция

Форма работы: Фронтальная

Эффективность занятия: Ознакомительный

Использование ИКТ: Презентация

Раздаточный материал: Памятки преподавателям «Проблемы начинающего педагога»; карточка «Опасения и ожидания», карточка роста «Я знаю, я хочу узнать, я узнал, мне понравилось…»

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве

Методы: АМО (карточка «Опасения и ожидания», карточка роста «Я знаю, я хочу узнать, я узнал, мне понравилось…, предложения», интерактивная лекция), объяснительно-иллюстативный, проблемно-сообщающий

Этапы занятия:

  1. Приветствие, выяснение ожиданий и опасений
  2. Интерактивная лекция по теме занятия (карточка роста – заполняются графы «я знаю, я хочу узнать»)
  3. Подведение итогов (карточка роста – заполняются графы «Я узнал, мне понравилось…, предложения»)
  4. Памятки преподавателям «Проблемы начинающего педагога». Информирование преподавателей о посещение уроков всех членов школы комиссией ГБПОУ КК «АЛХТ» в период с 02.02.2015г по 27.02.2015г. Ознакомление с аналитической справкой по ранее посещенным занятиям членов школы (Аналитическая справка)

Этапы занятия. Содержание.

  1. Основные проблемы начинающего педагога и решение их

 1. Приветствие, выяснение ожиданий и опасений

Руководитель: Тема сегодняшнего заседания «Основные проблемы начинающего педагога Внедрение ФГОС III поколения с изменениями». Прежде чем приступить к обсуждению, хотелось бы узнать, что вы ждете от сегодняшней встречи. Для этого Вам раздали карточки «Я надеюсь узнать.», «Я опасаюсь, что….».

Преподаватели: заполняют карточки «Опасения и ожидания» и озвучивают свои опасения и ожидания.

Руководитель: Надеюсь во время нашей лекции все Ваши опасения рассеются, а ожидания оправдаются.

2. Интерактивная лекция по теме занятия 

Руководитель: Для того чтобы нам с Вами проследить динамику знаний по предлагаемой теме Вы должны заполнить предложенную Вам таблицу роста со следующими колонками: Я знаю; Я хочу узнать; Я узнал; Мне понравилось…; Предложения. На данном этапе заполните пожалуйста в таблице роста колонки: Я знаю; Я хочу узнать.

Руководитель: Постарайтесь быть максимально четкими в своих предпочтениях.

Преподаватели: Заполняют в таблице роста колонки: Я знаю; Я хочу узнать.

 Руководитель: 1.1 Первая проблема: «Преподаватель и студенты не знают друг друга».

Вместо банального, скучного и совершенно бесполезного знакомства по журналу, попросите группу представиться. Пусть каждый студент расскажет о своём соседе по парте.

 И сами представьтесь, предлагая положительную информацию о себе, может даже не имеющую отношение к образовательному процессу.

 Какие Вы можете предложить варианты первого знакомства с обучающимися?

Преподаватели: Озвучивают свои предложения

Руководитель: 1.2 Вторая проблема «Психологический климат на занятии». 

Психологический климат – отношения, обстановка в группе: спокойное, теплое, радостное или тревожное, подавленное, враждебное.

Психологический климат – отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни.

У обучающихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой преподавателя, поэтому с первых минут на занятии должна создаться обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

У всех орг. момент проходит по - разному, но никто не будет отрицать, что от того, как его проведешь, зависит дальнейший ход занятия.

 

Что нужно сделать, чтобы создать благоприятный психологический климат? 

Преподаватели: высказывают свои предположения.

Руководитель: Озвучивает советы для начинающего педагога:

- «Открытие» ребенка на общение» -  призвано для создания ему комфортных условий на уроке, в классе, школе

Выбор пластической позы  

Подача информации с позиции «МЫ» 

Установление личного контакта

 Демонстрация расположенности        

 Проявление интереса   эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы. Для педагога услышать обучающегося – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения

 Оказание помощи        Помощь действительно должна быть оказана.

- «Барьер восприятия информации»

фонетический уровень - информация подается слишком громко или тихо, невнятно,                                                                                                                      

 семантический уровень - слушатель вкладывает одно значение в слово, а говорящий другое (слушатели приводят примеры),                                          

 стилистический уровень – одну и ту же информацию можно представить в научном стиле, а можно в разговорном, избыток терминов приводит к тому, что ученик престает понимать, о чем речь,   

 логический уровень – логика подростка отличается от логики взрослого, подросток склонен воспринимать все буквально, необходимо это учитывать 

 - «Кризисы внимания»

Биоритмический оптимум работоспособности у студентов имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни недели. При организации необходимо обращать внимание на эффективность усвоения знаний обучающимися в течение занятия:

5-25 минута восприятие 80%

25-35 минута восприятие 60-40%

35-40 минута восприятие 10%                  

 Руководитель: Таким образом, как необходимо организовывать работу на занятии?

Преподаватели: Высказывают свои предположения.

Руководитель: 1.3 Третья проблема «Недостаток мотивации у студентов, или низкий порог мотивации». 

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Мотивировать обучающихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

Руководитель: Какие приемы Вы можете предложить для мотивации деятельности обучающихся?

Преподаватели: Высказывают свои предложения.

Руководитель: За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

 Сам преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, преподаватель должен добиться благотворных взаимоотношений с обучающимися, а также он должен знать себя хорошо. Любые его действия должны быть осмысленными. Задачи, которые ставятся педагогом в ходе образовательной деятельности, должны быть не только понятны, но и внутренне приняты обучающимися и нашли отклик.  В системе образовательных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы:

  

                     Внешние                                      

Внутренние

Собственное развитие в процессе обучения

 Понимание необходимости обучения для дальнейшей жизни

Действия вместе с другими и для других

Процесс обучения как возможность общения      

Приобретение новых знаний, умений, навыков (овладение ОК и ПК)                

Будущая самореализация как специалиста

Руководитель: Как Вы думаете какие причины влияют на спад мотивации?

Преподаватели: Высказывают свои предложения.

Руководитель: Озвучивает причины, влияющие на спад мотивации:

   1. Отношение обучающегося к преподавателю.

   3. Отношение преподавателя к обучающемуся.

   4. Личная значимость дисциплины.

   5. Мировоззрение.

   6. Продуктивность образовательной деятельности.

   7. Непонимание цели обучения.

           Руководитель: 1.4 Четвертая проблема «Проблема дисциплины».

Три основных закона поведения:

1. Обучающийся выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2. Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к жизни образовательной организации.

3. Нарушая дисциплину, обучающийся осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим стоит одна из четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудач.

Каковы бы ни были цели плохих поступков обучающихся, преподаватель должен взаимодействовать с ними. Если преподаватель научится идентифицировать цель нарушения поведения, то сможет правильно строить общение с обучающимися.

 Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком обучающегося видеть только отрицательные мотивы.

 Тщательно готовьтесь к дисциплине, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своей дисциплины.

Руководитель: Таким образом мы с Вами рассмотрели четыре основные проблемы начинающего педагога. Теперь давайте перейдем ко второму вопросу нашей лекции.

  1. Внедрение ФГОС III поколения с изменениями.

Перспективы изменений в профессиональной деятельности преподавателя в условиях введения ФГОС (презентация)

Руководитель: 2.1 Проблемно-ориентированный анализ преподавателя собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС (слайд 3).

Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности преподавателей к успешной реализации ФГОС третьего поколения с изменениями в образовательной организации.

        Перспектива перехода на новые стандарты делает актуальной проблему готовности к их реализации: а) преподавателя; б) образовательного учреждения в целом, его педагогического коллектива.

        Необходимым условием успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ преподавателя собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.

Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы: (слайд 4-8)

1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?

2) как эти общие изменения должны отразиться на характере личной профессиональной деятельности педагога? Каких конкретных изменений в ней они могут потребовать?

3) в чем, в связи с этим, состоят критерии практической готовности преподавателя к эффективной реализации требований ФГОС?  (что он должен знать/понимать, уметь, чем должен владеть)

4) какие проблемные моменты (профессиональные дефициты) в своей профессиональной подготовке видит преподаватель в связи с изменением решаемых задач и условий образовательной деятельности? Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?

5) на какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?

2.2. Изменения в содержании образования (слайд 9)

  •  переход от образовательно-предметной, основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков парадигмы к ориентации на овладение каждым с учетом особенностей личности совокупностью универсальных умений.
  •  изменения в организации образовательно-воспитательного процесса, методики проведения образовательных занятий, отслеживании результатов обучения.
  • Изменились требования к подготовке обучающихся, а значит, изменилась и сама модель обучающегося, то есть изменился конечный продукт образовательного процесса. 
  • Главным критерием успешности которого является освоение образовательных дисциплин – не «знания» в чистом виде, а способность к решению образовательно-практических и учебно-познавательных задач   на основе системы знаний и представлений, обобщенных способов деятельности, умений в образовательно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений.
  • По новому стандарту он должен обладать компетенциями, которые позволят ему легко ориентироваться в мире, информационной среде, научат, как отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать как для личностного развития, так и для решения профессиональных и социальных задач.
  • Образовательная организация должна ориентировать выпускника – специалиста на профессиональную компетентность, конкурентноспособность, мобильность, оптимальную самореализацию.
  • То есть главная задача стандартов 3 поколения – это преодолеть разрыв между традиционной подготовкой будущего специалиста и реальной жизнью, что позволит будущему специалисту сформировать способы деятельности в различных жизненных ситуациях.

2.3 Как эти изменения должны отразиться на личной профессиональной деятельности преподавателя.

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является преподаватель.

И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций – преподавателя.

Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности преподавателя. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания образовательных дисциплин.

 Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который преподаватель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.

Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы заставляет изменить мировоззрение преподавателя.

2.4. В чем состоят критерии практической готовности преподавателя к реализации требований ФГОС.

Анализ готовности преподавателя к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций преподавателя.

Критериями практической готовности преподавателя к реализации требований ФГОС можно считать:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
  • овладение способами проектирования и достижения образовательно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
  • включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация образовательного сотрудничества;
  • владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации образовательно деятельности обучающихся;
  • владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды образовательного учреждения;
  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций;
  • отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
  • предоставление обучающимся возможности проявления образовательной инициативы;
  • выстраивание занятия, исходя из образовательной ситуации, поощрение образовательно самостоятельности обучающихся.

2.5. Какие проблемные моменты видит преподаватель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?

  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
  • дидактическая – неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и преподавателей через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений образовательной организации.

2.6. На какие элементы имеющегося опыта преподаватель может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.

  • достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
  • владение информационными технологиями;
  • умение работать с нормативной документацией;
  • опыт разработки рабочих программ на основе требований ФГОС;
  • креативный тип мышления;
  • активная социальная позиция;
  • обеспеченность образовательного учреждения новейшим информационным оборудованием;

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть преподавателей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.

Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей преподавателя

Руководитель: Давайте с Вами рассмотрим новые черты образовательного процесса в условиях ФГОС:

  1. Понимание результатов образования как способности к решению образовательно-познавательных и образовательно-практических задач
  1. Приоритет общих и профессиональных результатов освоения ППССЗ
  1. Воспитание общероссийской гражданской идентичности в условиях поликульутрного общества
  1. Повышенное внимание к духовно-нравственному воспитанию личности
  1. Дифференцированный подход к представлению и оценке образовательных достижений обучающихся
  1. Выделение внеурочной деятельности как составной части образовательной программы и ее регламентация стандартом
  1. Построение системы оценки образовательных достижений, отвечающей требованиям ФГОС
  1. Выстраивание занятия, исходя из образовательной ситуации, поощрение образовательной самостоятельности обучающихся (слайд 10).

Таки образом, примерный план действий преподавателя при разработке сценария занятия должен учитывать, что занятие, направленное на формирование общих компетенций это проблемно – диалогическое занятие. При подготовке к такому занятию следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.   Как само занятие, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Преподаватель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на занятии. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на занятии может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, преподаватель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно сформулировали проблему занятия в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что обучающиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога преподаватель подводит обучающихся к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы занятия в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В процессе сравнения преподаватель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы занятия в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема занятия будет сформулирована, начнется основная его часть – коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа обучающихся.  При подготовке к занятию преподаватель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием занятия, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во – первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи преподавателя обучающиеся смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения обучающимися необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. П.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия обучающимися нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с обучающимися по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий занятия предполагает, что преподаватель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать обучающегося на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.  

Руководитель: Давайте с Вами сравним традиционную деятельность преподавателя и деятельность преподавателя на занятии, направленное на формирование общих компетенций

Предмет изменений

Традиционная деятельность преподавателя

Деятельность преподавателя, работающего по ФГОС

Подготовка к занятию

Преподаватель пользуется жестко структурированным конспектом занятия

Преподаватель пользуется сценарным планом занятия, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к занятию преподаватель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к занятию преподаватель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы занятия

Объяснение и закрепление образовательного материала. Большое количество времени занимает речь преподавателя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени занятия)

Главная цель преподавателя на занятии

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность обучающихся:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке образовательной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма занятия

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение занятий

Преподаватель ведет занятие в параллельной группе, занятие ведут два преподавателя (совместно с преподавателями информатики, истории и т.д.), занятие проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение преподавателя с родителями обучающихся может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается преподавателем. (Выставки работ обучающихся)

Создается обучающимися (обучающиеся изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование аудиторий, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и формирование общих и профессиональных компетенций

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка преподавателя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки обучающихся по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения обучающихся относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения, сформированности ОК, ПК

  1. Подведение итогов (карточка роста – заполняются графы

«Я узнал, мне понравилось…, предложения»)

Руководитель: Мы с Вами рассмотрели         Основные проблемы начинающего педагога и решение их и Внедрение ФГОС III поколения с изменениями в образовательный процесс.

Давайте вернемся к нашим карточкам роста. Заполните пожалуйста колонки: Я узнал, Мне понравилось…, Предложения.

Преподаватели: Заполняют карточки роста.

  1. Памятки преподавателям «Проблемы начинающего педагога». Информирование преподавателей о посещение уроков всех членов школы комиссией ГБПОУ КК «АЛХТ»

в период с 02.02.2015г по 27.02.2015г.

Руководитель: Раздает памятки «Проблемы начинающего педагога». Информирует преподавателей о том, что с 02.02.2015г. по 27.02.2015г. будут посещены уроки комиссией ГБПОУ КК «АЛХТ» всех членов школы. Ознакомление с аналитической справкой по ранее посещенным занятиям членов школы (Аналитическая справка) попросила заполнить отзывы на проведенное занятия.

Преподаватели: Заполняют шаблоны отзывов о занятии.

Руководитель: Спасибо всем за работу и удачи.

Методист дневного отделения _______________ Оглезнева Н.М.