Электронный образовательный ресурс

Томишинец Дарья Юрьевна

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Разделы: 

1. Таблица развития слоговой структуры слова в онтогенезе(по А.Н.Гвоздеву)

2. Виды нарушений слоговой структуры слова

3. Этапы

4. Предпосылки  развития слоговой структуры слова

5. Коррекционная работа на уровне слова опирается на классификацию А.К. Марковой

6. Методические рекомендации к проведению занятий по устранению нарушений слоговой структуры слов

7. Игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_.pptx518.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи Выполнили: студентки 3 курса Томишинец Дарья Емельянова Яна

Слайд 2

«Таблица развития слоговой структуры слова в онтогенезе(по А.Н.Гвоздеву)» 1г 3мес. - 1г 8мес. ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га , ту-ту ; 1г. 8мес. – 1г. 10мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко); 1г. 10мес. – 2г. 1мес. в 3-сложных словах иногда всё ещё опускается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах; 2г. 1мес. – 2г. 3мес. в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась); 2г 3мес. – 3года слоговая структура нарушается редко, главным образом, в малознакомых словах.

Слайд 3

Виды нарушений слоговой структуры слова 1. Нарушения количества слогов: а) Элизия — сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток). — опускание словообразующей гласной (« просоник » — поросенок; « сахрница » — сахарница). б) Итерации — увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (« тарава » — трава). 2. Нарушения последовательности слогов в слове. - перестановка слогов в слове (« деворе » - дерево) - перестановка звуков соседних слогов (« гебемот » - бегемот).

Слайд 4

3. Искажения структуры отдельного слога: - сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» — капуста); слог со стечением согласных — в слог без стечения (« тул » —стул). - вставка согласных в слог (« лимонт » — лимон). 4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому (« пипитан » — капитан; « вевесипед » — велосипед). 5. Персеверации - это инертное застревание на одном слоге в слове (« па-нанама » — панама; « вввалабей » — воробей). 6. Контаминации - соединения частей двух слов (« холодильница » — холодильник, хлебница). 7. Ассимиляции – уподобление звуков и слогов: « папата » - лопата, « бубка » - булка.

Слайд 5

Методика обследования по З. Е. Агранович с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; со стечением согласных в начале, середине и в конце слова Для обследования подбираются слова

Слайд 6

3 года Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов. 4 – 5 лет Детям предлагаются различные типы слов: - простые из открытых слогов без стечения согласных; -более сложные из 4 5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. С 6 лет Детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов (Водопроводчик чинил водопровод) -предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам. Школьники Детям школьного возраста задания в ходе обследования даются как в устной, так и в письменной форме: чтение слов сложной слоговой структуры; чтение предложений, насыщенных словами разного типа; чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов. Методика обследования детей

Слайд 7

отстучать ритмический рисунок слова. повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков ( па-ту-ко ); из разных согласных, но одинаковых гласных ( па-та-ка-ма ); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков ( па-по-пу ); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па па, па-па-па); Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:

Слайд 8

К оррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов . Этапы Подготовительный собственно Коррекционный

Слайд 9

Подготовительный этап Цель: подготовить ребенка к освоению ритмической структуры слов родного языка. .

Слайд 10

Предпосылки развития слоговой структуры слова: а) формирование пространственных представлений и оптико – пространственной ориентации; б)развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Слайд 11

Собственно коррекционный этап Цель : формирование слоговой структуры слова, восприятия и проговаривания лексических единиц.

Слайд 12

Уровни - уровень гласных звуков - уровень слогов - уровень слова - уровень предложений, чистоговорок и т.д.

Слайд 13

Коррекционная работа на уровне слова опирается на классификацию А.К. Марковой: 1 . Двухсложные слова из открытых слогов. 2. Трехсложные слова из открытых слогов. 3. Односложные слова. 4. Двухсложные слова с закрытым слогом. 5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова. 6. Двухсложные слова из закрытых слогов. 7. Трехсложные слова с закрытым слогом. 8. Трехсложные слова со стечением согласных. 9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. 10.Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. 11 . Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова. 12.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. 13.Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. 14.Многосложные слова из открытых слогов.

Слайд 14

Методические рекомендации к проведению занятий по устранению нарушений слоговой структуры слов: - проводится индивидуально, как часть занятия коррекции звукопроизношения - дифференцированный подход к детям - учет психических особенностей каждого ребенка, его работоспособности, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слов. - из лексического материала нужно исключать слова с дефектно произносимыми звуками – многократное повторение на различном речевом материале

Слайд 15

В результате коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов дети овладевают : умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава; развивается фонематическое восприятие; преодолеваются лексико-граммотические трудности; активизируется и обогащается словарь; совершенствуются зрительное и слуховое внимание и память; нормализуется речевое и физиологическое дыхание; развивается грамотная речь, мышление; ф ормируется самостоятельность, наблюдательность, сообразительность и ответственность.

Слайд 16

«Наводим порядок» Цель: формирование пространственных представлений и оптико – пространственной ориентации. Ход игры: Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т. д. Инструкция: « найди пару»; «правильно поставь тапочки»; «правильно надень чешки».

Слайд 17

«Хлопни в ладоши» Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи 1.Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке) 2. Сравнение ритмов:

Слайд 18

«Песенка» Цель: формирование неречевого слуха, закрепления правильного произношения, развитие темпо-ритмической стороны речи. Содержание: логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА .

Слайд 19

«Пирамидка» Цель: автоматизация звуков в слогах, развитие мелкой моторики. Содержание: Ребёнок нанизывает кольца на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов ( на каждое кольцо один слог )

Слайд 20

«Составь слово по первым звукам» Цель: развитие фонематического восприятия: учить определять пeрвый звук в словах,учить по первым звукам различных слов составлять заданное слово Содержание: На синих и красных карточках приклеены различные картинки. Слова, которые нaчинаются с гласного звука – на красных квадратиках, слова, которые начинаются с сoгласного звука – на синих квадратиках. Ребёнку даётся задание составить по первым звукам слов заданное слово.

Слайд 21

«Путаница» Цель: дифференциация звуков « с-ш » в словах и предложениях. Содержание: разложены карточки со словами в неправильном порядке, дети должны составить из них предложение. 1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на - 2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - 3. школа, утро, Соня, спешить, в - 4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - 5. машина, шоссе, нестись, по -

Слайд 22

Спасибо за внимание