Сплоченность и психологический климат в ансамблях бального танца. Автор Ляшкова А.В.

Ляшкова Анна Викторовна

О психологии спортивных команд написано немало статей и проведено не одно серьезное исследование. Во всех этих работах речь идет о хоккейных, футбольных и других командах, членами которых являются спортсмены одного пола. В танцевальном спорте существует особый вид команд – ансамбли бального танца, членами которых являются как мужчины (юноши), так и женщины (девушки). Вы спросите, а в чем же состоит уникальность этих команд, ведь есть подобные коллективы в спортивном рок-н-ролле, фигурном катании, но там мы имеем дело с мини-командой (парой), а командными соревнованиями в этих видах спорта становятся выступления отдельных пар или участников, результаты которых суммируются. Есть еще сингл-миксты в биатлоне, но ансамбли или как их называют иначе «формейшн» – это все же уникальный организм, наиболее благоприятное функционирование которого зависит от знания и успешной реализации тренером наибольшего спектра особенностей возрастной и командной психологии, а так же психологии взаимоотношений между полами.  В данной работе я попытаюсь обобщить как свой опыт (в качестве члена ансамбля и тренера коллектива), так и опыт других руководителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Тема:

«Сплоченность и психологический климат в спортивных командах на примере ансамблей бального танца».

Реферат подготовил:

Ляшкова Анна Викторовна

Должность:

Учитель физической культуры

Место работы:

МАОУ «Лицей №6» г. Тамбов

28 ноября 2016 г.

г.  Тамбов,  Тамбовская область

Российская Федерация

Содержание.

  1. Введение _____________________________________________ 3
  2. Пара – основная составляющая ансамбля__________________  5
  3. Психологическая сплоченность. Особенности в ансамбле.___ 8
  4. Совместимость, наставничество и «магия» формейшн_______12
  5. Заключение___________________________________________16
  6. Литература___________________________________________ 18

  1. Введение.

В процессе становления и развития спортивная команда приобретает различные групповые свойства и качества. Одно из таких качеств  сплоченность. Оно может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Если сплоченность направлена на значимые и приносящие пользу, как спортивной команде, так и каждому ее члену цели, то такая сплоченность благоприятно влияет на эффективность спортивной деятельности, способствует достижению высоких спортивных результатов.

Сплоченность – устойчивое качество спортивной команды, процесс формирования которого длителен и противоречив. Показателем сплоченности выступает целостность команды, характеризуемая прочной взаимосвязанностью спортсменов команды как коллектива, отношения которых опосредованы общими целями и задачами команды и базируются на ответственной зависимости. Сплоченность помогает команде противостоять неблагоприятным воздействиям, например развитию конфликтной ситуации в команде.

Психологический климат является менее устойчивым по сравнению со сплоченностью, характеризуется более изменчивой атмосферой в команде.

Он определяет общую групповую атмосферу в команде, характеризует ее состояние и общее настроение ее членов. Показателями психологического климата является наличие или отсутствие конфликтов. Удовлетворенность или неудовлетворенность ее членов положением дел в команде, комфорт или напряженность во взаимоотношениях внутри команды, частая смена руководства команды.

Положение спортсмена в команде определяется его отношением к целям и задачам команды, к тренировочным занятиям, к соблюдению режима и выполнению своих профессиональных обязательств.

О психологии спортивных команд написано немало статей и проведено не одно серьезное исследование. Во всех этих работах речь идет о хоккейных, футбольных и других командах, членами которых являются спортсмены одного пола. В танцевальном спорте существует особый вид команд – ансамбли бального танца, членами которых являются как мужчины (юноши), так и женщины (девушки). Вы спросите, а в чем же состоит уникальность этих команд, ведь есть подобные коллективы в спортивном рок-н-ролле, фигурном катании, но там мы имеем дело с мини-командой (парой), а командными соревнованиями в этих видах спорта становятся выступления отдельных пар или участников, результаты которых суммируются. Есть еще сингл-миксты в биатлоне, но ансамбли или как их называют иначе «формейшн» – это все же уникальный организм, наиболее благоприятное функционирование которого зависит от знания и успешной реализации тренером наибольшего спектра особенностей возрастной и командной психологии, а так же психологии взаимоотношений между полами.  В данной работе я попытаюсь обобщить как свой опыт (в качестве члена ансамбля и тренера коллектива), так и опыт других руководителей.

Уникальность: 39.69% https://text.ru/antiplagiat/583bed5c276cb

  1. Пара – основная составляющая ансамбля.

Формейшн – коллектив бального танца, состоящий или из шести, или из восьми пар(Положение Союза танцевального спорта России.Правила проведения соревнований среди ансамблей танца (формейшн)). По опыту участия в турнирах различного уровня стоит отметить, что ансамбли, состоящие из шести пар, оказывались менее конкурентоспособными, чем те коллективы, в состав которых входило восемь пар. Отчасти это обуславливается тем, что более многочисленные ансамбли имеют возможность продемонстрировать более сложные рисунки, тем самым имея преимущество по одному из критериев оценивания. Кроме основных участников коллектива в состав ансамбля могут входить еще до четырех запасных. Это могут быть как две или одна полноценные пары, так и отдельные танцоры. В связи с тем, что основной спортивной единицей в бальных танцах является пара, то и в формейшн – это основная составляющая.

Рассмотрим некоторые особенности психологического взаимодействия в спортивной паре. В бальных танцах есть несколько негласных правил, по которым строятся взаимоотношения партнеров. Одно изних звучит следующим образом: «Выиграла пара, проиграл – партнер». То есть «львиная» доля ответственности за неудачи в паре лежит на партнере, он лидер по определению и поэтому должен принимать и адекватно реагировать на проигрыши и справедливую критику. Вместе с этим  партнерша – это соратница, которая не только является украшением пары и «тупо» следует указаниям партнера, но и принимает активное участие в тренировочном и постановочном процессе, стараясь тактично подсказать партнеру на его ошибки, если таковые происходят. Если партнерша по различным причинам берет на себя все лидерские функции, то, скорее всего, такая пара будет иметь не самые блестящие результаты, даже если танцевание каждого из партнеров данной пары в отдельности будет безукоризненным. Это связано с общим впечатлением от танца пары в целом, а в силу сложившихся представлений женское танценвание не может доминировать над мужским. Чаще всего два явных лидера в паре не смогут долго танцевать. Такая пара в 80-90 процентах случаев обречена на распад, даже если до объединения каждый был успешен в предыдущих парах.

Всему миру хорошо известны примеры, когда сложившиеся пары в спорте становились и парами в жизни. В бальных танцах этих примеров более чем предостаточно. Но вот устойчивых пар от детского до зрелого возраста не так много. Часто в этом вина не только партнеров и тренера, но и родителей, которые являясь основными спонсорами пары, зачастую позволяют себе брать функции еще и тренера. Отчасти это продиктовано слепой родительской любовью, а отчасти финансовыми рычагами. Очень важно найти правильный баланс в общении с родителями и правильно расставить все приоритеты. Если в этой составляющей успеха можно строить определенные долгосрочные прогнозы, то в отношении физических параметров взрослеющих партнеров подобное – вещь неблагодарная. В одном возрасте девочки опережают в своем физическом развитии мальчиков, именно поэтому в такие периоды найти подходящего по всем параметрам партнера бывает крайне проблематично. Именно это становится определяющим фактором массового ухода детей из спорта – отсутствие стимула продолжения тренировок, без партнера нет соревновательного процесса, а значит и цели.

В последнее время все больше и больше прослеживается тенденция снижения возраста начала серьезных занятий. Согласно правилам Союза танцевального спорта России «О возрастных категориях и классах мастерства спортсменов» уже к 7-9 годам мальчики и девочки должны быть уже сформировавшимися спортсменами и согласно пункту 2.4.2 настоящих правил могут иметь «D» класс. Это не самый низкий класс танцевания из семи существующих (в порядке возрастания – “E”, “D”,” C”,” B”,” A”,” S”,” M”). К каждому классу прилагается список разрешенных к исполнению фигур (фигуры предыдущего класса/классов могут исполняться). Причем, эти списки регламентируют исполнение фигур в трех начальных классах, которые могут быть получены до 11 лет. Из всего вышеперечисленного напрашивается один вывод – чем раньше начинается обучение, а соответственно и соревновательный процесс – тем возможность к 11 годам иметь высший из возможных классов танцевания возрастает.Чаше всего в столь юном возрасте, а занятия в настоящее время начинают в 4-5 лет, мотивация на результат – амбиции родителей, мам и бабушек, которые имеют повод гордиться своими горячо любимыми детьми и внуками. Более чем тяжелые и, подчас, «нудные» занятия быстро перестают занимать юных спортсменов. В данной непростой ситуации главная задача тренера, а, лучше, и родителя найти интересные подходы (чаще всего в виде разнообразных игр) для стимула заинтересованности ребенка. Почему я говорю о родителях, результат напрямую зависит от самостоятельной работы (повторения изученного), проделанного ребенком вне групповых или индивидуальных занятий с тренером. Как понятно из возраста спортсмена – это невозможно без привлечения родителей. Как только дети становятся в танцевальные пары, то начинается притирка в парах не только спортсменов, но и родителей, которые могут вместо сплочения пары привести к ее развалу. Совместная самостоятельная работа крайне необходима, ведь кроме личного танцевания добавляется еще и «ведение». Под этим понятием подразумевается специфическое взаимодействие партнеров в паре, которое не может быть одинаковым с различными партнерами в зависимости от физических и иных параметров и может быть наработано только в процессе тренировок.

Но ансамбль – это коллектив из 8-10 пар, поэтому все эти проблемы и притирания надо умножить не в 8-10 раз, а как минимум раз в 15-20. Что же стоит за таким большим числом? Все очень просто. Чаще всего, даже если формейшн танцует только конкурсные постановки, то для построения более разнообразных рисунков, а значит для увеличения значимости одного из параметров оценивания ансамбля (пункт 4.3 Положения СТСР «Критерии оценки спортивного судьи.Ансамбли – европейская и латиноамериканская программы»). В процессе перестроения может сложиться ситуация, что в текущей паре окажутся спортсмены из разных пар. Им будет необходимо какое-то время танцевать вместе (во время конкурсной композиции), либо по каким-то причинам потребуется замена одного из спортсменов во время соревнования. В такие моменты, особенно при экстренной замене, времени на адаптацию может совсем не быть, и на основного члена коллектива (а это может быть и партнерша) ложится дополнительная ответственность за правильное танцевание в рисунке и синхронность пары с другими членами ансамбля.

Хотя основной единицей ансамбля является всё-таки пара, но в коллективе не всегда партнеры танцуют вместе.

Уникальность 100%

Ссылка на уникальность https://text.ru/antiplagiat/583bede538497

"TEXT.RU

  1. Психологическая сплоченность. Особенности в ансамбле.

Сплоченность команды зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. К ним относится, например, оцениваемая сторона личности. В зависимости от того, какая сторона личности оценивается (деловая или эмоциональная), сплоченность (единодушие в оценках друг друга, взаимопомощь, сопереживание и т. п.) может быть то более, то менее высокой. Например, по коэффициенту сплоченности почти во всех обследованных нами командах мастеров деловая сплоченность была более высокой, чем эмоциональная.

Спортивные команды бывают разными по структуре, и это тоже сказывается на сплоченности. Одно дело — команды в игровых видах спорта, где все игроки воспитываются одним (старшим) тренером и в основном выполняют только его установки; другое дело — сборные команды в индивидуальных видах спорта (легкой атлетике, плавании, велосипедных гонках, фигурном катании, гимнастике и т.п.) В первом случае сплоченность выше, поскольку все игроки команды находятся в тесном взаимодействии друг с другом в процессе не только соревнований, но и тренировочных занятий (проживание на сборах), У них постоянная общая цель, взаимозависимость. Во втором случае сплоченность коллектива намного ниже. Сплочение таких коллективов – дело трудное, требующее времени. Особая роль принадлежит при этом тренерам, имеющим в сборных командах своих учеников.

Сплоченность также зависит от того, насколько удовлетворяются социальные потребности каждого члена команды принадлежать к той или иной группе и считаться значимым ее членом (потребность в социальной активности). Обсуждение важных вопросов, касающихся команды, всеми спортсменами создает предпосылки для удовлетворения этих потребностей и способствует сплочению команды целевой основе. С этой точки зрения имеющаяся в ряде спортивных коллективов практика решения вопросов только силами актива не может считаться оптимальным вариантом для сплочения коллектива. Члены коллектива, не вошедшие в актив, чувствуют себя пассивными участниками, исполнителями чужой, но потребность в социальной активности удовлетворяется в этом случае слабо.

Иногда некоторые спортсмены с высокой потребностью в достижении отличного результата бывают раздражены и негативно реагируют на своих партнеров, у которых потребности в достижении менее выражены или уровень их подготовленными для успешного решения общегрупповой цели ниже требуемого. Следует отметить, что в командах, где игроки постоянно пререкаются друг с другом, редко бывает хороший эмоциональный климат. Чрезмерная внутригрупповая напряженность отвлекает внимание спортсменов от деятельности и требует дополнительных, иногда значительных, усилий со стороны тренера и лидеров. Однако существует оптимальный уровень напряженности, который не только допустим, но и желателен для активизации деятельности.

Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.:ФиС, 1978. С. 4в 47

Сплоченность и эффективность деятельности команды зависит от того, какие цели ставит перед собой команда в целом и каждый ее член, то есть от ценностно-ориентационного единства. Спортивные команды, игроки которых воспринимают тренировки как ситуации для общения и способ проведения свободного времени, обычно выступают менее успешно, чем команды, ставящие своей целью достижение высокого результата. Снижается успешность выступления команды и в том случае, если цели занятий спортом у ее игроков разные: одни обязательно хотят стать чемпионом, а другие играют ради денег. Отдача последних во время игры будет минимальна.

Установлено, что если команды встречаются с более сильными соперниками игроки распределяют передачи между собой независимо от характера их отношений. Следовательно, в условиях стресса поведение и деятельность игроков в командах больше зависят от стремления спортсменов достигнуть успеха, нежели от их симпатий и антипатий друг к другу.

Факторами, влияющими на возникновение напряженности и конфликтом в межличностных отношениях, являются:

  • недостаточная сплоченность членов команды;
  • наличие несовместимости на психофизиологическом, психологическом или социально-психологическом уровне;
  • несоответствие квалификации спортсменов поставленной задаче;
  • присутствие в команде спортсменов с притязаниями, не соответствующими их возможностям;
  • наличие в команде спортсменов с высокой агрессивностью и высоким уровнем доминирования, стремящихся взять на себя роль лидера;
  • расхождение у отдельных игроков самооценки способностей, с одной стороны, и уровнем мастерства и оценкой этих способностей командой в целом — с другой;
  • снижение мастерства и самоотдачи у партнеров по команде вследствие нарушения ими тренировочного режима;
  • наличие скрытой конкуренции между игроками за место в основном составе;
  • наличие в команде «любимчиков» тренера;
  • непринятие тренера как личности и как специалиста;
  • несоответствие результатов выступления в соревновании ожиданиям команды;
  • наличие в команде группировок, по-разному относящихся к установкам тренера, к нормативным предписаниям, выработанным в данной команде;
  • социально-демографические и психологические особенности членов группы.

Основной причиной конфликтов в деловых отношениях является недобросовестное отношение ряда членов команды к тренировочным занятиям и соревнованиям, а в личных отношениях — низкий моральный уровень спортсменом, проявляющийся в эгоизме, неуважении к товарищам, отсутствии взаимопомощи и т. п.

Все эти утверждения и оценки справедливы как было уже замечено для игровых спортивных команд. Ансамбли бального танца нельзя приравнять к этой группе. Этот вид спорта вообще стоит особняком. Его нельзя в полной мере считать циклическим, так как соревновательный сезон для индивидуальных пар начинается в сентябре и заканчивается в мае. В летние месяцы пары занимаются на сборах, но по-настоящему это время нельзя рассматривать как межсезонье. Есть несколько очень крупных соревнований, которые проходят именно в этот период. И для поддержания рейтинга и статуса пары предпочитают не пропускать подобные конкурсы.

У ансамблей таких конкурсов и чемпионатов не так много, но для того, чтобы коллектив имел высокий танцевальный уровень, необходимо чтобы отдельные пары находились в боевом состоянии, соответственно они должны принимать участие в конкурсах, хотя бы в течение танцевального сезона. Без достаточной конкурсной практики танцоры теряют танцевальный уровень. Это не означает, что у них понижается класс танцевания, но в бальный танцах важно оставаться в рамках современных тенденций на пике модных веяний, а они имеют свойство достаточно быстро меняться, особенно в латиноамериканских танцах. Пара, даже достаточно высокого уровня, по различным причинам не выступавшая некоторое время рискует выглядеть «не престижно» как в танцевальном плане (имеется ввиду построение конкурсной вариации), так и в плане костюма и прически. Для ансамбля это менее критично, но тренер должен не забывать следить за модой на костюмы, построение композиций и всевозможные «фенечки».

В паре при травме или болезни одного из партнёров на соревнования не едет вся пара. В ансамблях это не практикуется. Согласно ПоложениюСТСР. «Правила проведения соревнований среди ансамблей танца (формейшн)» даже во время соревнований может бытьпроизведено до четырёх замен.Правда в ситуациях с экстренной заменой во время соревнования  важна психологическая устойчивость не только конкретных людей, но и всего коллектива, ведь риск возникновения ошибок возрастает, а значит и увеличивается вероятность не самого успешного результата. Адекватно отнестись к «успеху» или «неуспеху», не возлагать всю вину за провалы на одного или двух людей, а понять и в дальнейшем минимизировать риски можно лишь одним способом – многократной наработкой связей у каждого члена ансамбля – как основного состава, так и запасных. На репетициях (тренировка) работать не только в устоявшихся парах, но и в различных сочетаниях – это уравнивает и синхронизирует не только каждую пару, но и коллектив в целом. (Конкретнее поговорим об этом в другой работе).

Уникальность: 32.70%

https://text.ru/antiplagiat/583befe34bb1e

  1. Совместимость, наставничество и магия формейшн.

Важным фактором, влияющим на сплоченность команды, является психологическая совместимость ее членов. До сих пор в спортивной практике этому фактору уделяется мало внимания.

Причины несовместимости и факторы совместимости могут быть, разнообразными Ю.А Коломейцев (Взаимоотношения в спортивной команде.М.: ФиС, 1984) попытался дать классификацию различных видов совместимости/несовместимости. Он разделил все случаи на три группы:

  • Психофизиологическую;
  • Психологическую;
  • Социальную.

Психофизиологическая совместимость включает в себя темперамент и типологические особенности проявления свойств нервной системы.

Психологическая – свойства характера, интеллекта, способность к сопереживаниям.

Социальная – понимание и соблюдение социальных норм поведения, установок, правил и требований, схожесть целей и т.д.

Важнее классифицировать не виды совместимости, а факторы (причины), из-за которых может наблюдаться совместимость/несовместимость. Причины, способствующие совместимости или препятствующие ей, могут относиться к различным психологическим уровням, в том числе и к психофизиологическому, связанному со свойствами темперамента и нервной системы, и к социально-психологическому, связанному с моральными качествами человека, с его цеоями, с направленностью личности и т.п. Вычленив конкретный фактор, приведший к несовместимости, можно сделать попытку устранить возникшие противоречия, снять напряженность во взаимоотношениях людей в процессе совместной деятельности или контактов во время досуга.

В последние годы некоторые тренеры как-то подзабыли «золотое» правило — несколько, пускай даже самых сильных, гребцов, сведенных в одну лодку, не всегда составляют классную команду. Многое при этом следует учитывать тренеру: взгляды гребцов на стиль и методику, их цели в спорте, наконец, психологическую совместимость.

Масленников И. Советский спорт. 1970. 20 июля

Совместимость спортсменов может наряду с сыгранностью оказывать влияние на результаты спортивной деятельности. В теннисе, например, два далеко не самых сильных игрока в одиночном разряде, соединяясь в пару, становятся чемпионами и без труда обыгрывают пары, составленные из индивидуально сильных игроков. То же наблюдается и в хоккее с шайбой, где удачно составленная тройка из нападающих, хорошо понимающих друг друга, превосходит ту, которая составлена из сильнейших игроков команды. И дело тут не только и не столько в том, сколько времени играют друг с другом теннисисты или хоккеисты, а в тонких психологических механизмах, позволяющих почти мгновенно налаживать контакты между игроками.

В бальных танцах это утверждение также справедливо. 8-10 «топовых» пар почти на сто процентов не станут успешным коллективом. В чем же проблема? Пары высокого уровня личного танцевания имеют сильных лидеров. Как ранее говорилось – это партнеры. Может получиться ситуация как в известной  басне Крылова о лебеде, раке и щуке. Кроме этой проблемы есть и еще одна, не менее значимая – стиль пары. В ансамбле одним из критериев оценивания является синхронность. Привести к единому знаменателю несколько стильных чемпионских пар – задача практически невыполнимая. Величина работы бедер, эмоциональность, направление взгляда, углы работы руками и умение «танцевать соседа» – вот те подводные камни, на которые следует обращать внимание при синхронизации работы ансамбля. И самым главным, чего по попятным причинам не смогут сделать все лидеры, – стать похожими на другого и потерять индивидуальность. Когда судья оценивает в личномтанцевании пары на площадке, то он сразу обращает внимание на индивидуальности. «Серые мыши» никогда не станут победителями конкурса. Плюсы личного танца становятся трудностями ансамблевого.

Ожидать совместимости по всем факторам (и чисто психологическим, и социально-психологическим, и психофизиологическим) вряд ли можно. В этом смысле идеальной, то есть полной, совместимости нет. По одним факторам она может быть, по другим — нет. Что окажется решающим — относительная совместимость или относительная несовместимость, не зная ситуации, сказать трудно.

Следует подчеркнуть, что совместимость не обязательно связана с совпадением характеров. Практика показывает, что часто (если не чаще) совместимость обусловлена различиями в психологии спортсменов.

Совместимость спортсменов нужно учитывать не только в спортивных командах. Выполнение парных упражнений, работа в спарринге тоже требует учета этого психологического феномена.

Вот что рассказала заслуженный тренер СССР по фехтованию Р. И. Чернышева: «У меня на занятиях в парных упражнениях двое парнишек работали — прямо загляденье: весело, азартно, с наслаждением. Все выполняли прямо "с листа", образцово, советуясь, помогая друг другу. Я разбила эту пару, включив в нее для "подтягивания" среднеуспевающего мальчика. И что же? Разъединенные словно зачахли, потеряли вкус к занятиям, стали скучать. Пришлось восстановить прежнюю пару — и сразу радостные улыбки, искорки в глазах. Все пошло отлично, по-прежнему. Вот что такое дружба.

Оказывается, игнорировать человеческие симпатии и антипатии без ущерба для любого дела невозможно».

В ансамблях бального танца возникают ситуации, когда один из членов пары, входящей в состав коллектива перестает в нем состоять. Это может быть связано с поступлением в ВУЗ, сменой места жительства и прочими факторами. В данном случае второй участник пары не всегда тоже покидает коллектив. Всегда удобнее и продуктивнее вводить нового человека в составе пары «наставник – ученик». «Старший» товарищ всегда может подсказать и на своем опыте продемонстрировать сложный трюк или конкретное место в рисунке. Но с ролью «наставника» может справиться далеко не каждый. В моей практике были подобные случаи. Я была в основном составе ансамбля бального танца на протяжении около двадцати лет. Понятно, что по разным причинам мужской состав менялся быстрее женского, но, в какой-то момент, самым близким мне по возрасту человеком стал участник коллектива моложе меня на двенадцать лет. Как бы ты хорошо не выглядел, но такая разница, в конце концов, начинает бросаться в глаза, а бальные танцы – это, прежде всего эстетика, поэтому мы с моим тренером решили, что пришло время заканчивать активное танцевание и переходить к тренерской деятельности. Стали вводить новых людей. У одного мальчика никак не получалось влиться, а времени перед очередным чемпионатом катастрофически не хватало. На одной из тренировок не было заболевшей партнерши и мне вновь пришлось встать в коллектив, чтобы помочь. И у отстающего начался прогресс. Чем можно это объяснить? Заболевшая девочка привыкла быть только ведомой, а вот в ансамбле правило «Партнер доминант в паре» не всегда играет. В чем же дело? Если партнерша не давит, не пытается открыто руководить, пусть и менее опытным партнером, а ненавязчиво помогает, то и партнер становится уверенным в своих действиях. Принцип разумного доверия – вот ключ к скорейшему вводу новичка. В тот год на чемпионате мира этот мальчик танцевал со мной и, даже в сложной ситуации, когда на паркете «поехал» каблук – он не растерялся и не подвел команду.

Говорят, пока не попробуешь – не поверишь. Как бы старшие и более опытные товарищи не готовили новичков к участию на чемпионате, но танцевание в первом туре соревнований – это отдельная строка психологической подготовки формейшн. У нас в коллективе был тест – после первого «боевого» выступления спрашивать у «новенького» что он видел и что помнит за время выступления. В девяноста процентах случаев был честный ответ: «Последнее что помню – как выходил на площадку. А дальше – как уходил с нее, а вот как танцевал – нет». Для участника коллектива все действия на паркете строго регламентированы хореографией и наработаны до автоматизма. Отвлекающим моментом может стать размер площадки, но во время подготовки следует выработать еще и автоматизм длины перемещений, который не должен «плавать». На пятнадцати минутном прогоне (или как еще называют пробе паркета) следует расставить ориентиры соответствующие расстояниям, привычным для участников и придерживаться их во время выступления. Кроме всего этого чаще всего на крупных чемпионатах зрители находятся с четырех сторон от площадки. В связи с такой расскадкой, чтобы все зрители были в равных условиях, коллективы поочередно танцуют на две главные трибуны. (В первом туре – на фронтальную, а в следующем – на тыловую). Все это создает дополнительные трудности. Вот почему автоматизм исполнения конкурсной вариации так важен.

Есть и еще одно отличие ансамблевого выступления от парного – действия партнеров в случае потери туфли, части костюма или падения одного из партнеров. В личном танцевании в данной ситуации партнеры должны остановиться, поправить костюм и пойти танцевать, а в ансамбле – это не должно отразиться на рисунке и движении. Упавший участник должен быстро встать и догнать коллектив, не ожидая помощи. А потерянные части костюмов забрать после поклона, тем самым освободив площадку для других коллективов.

«Магия» формейшн – единое дыхание шестнадцати участников, нацеленных на победу. Сплав спорта, хореографии и музыки.

Как добиться результатов от команды – некоторые секреты постараюсь рассказать в дальнейших работах.

Уникальность: 56.26%

https://text.ru/antiplagiat/583bf191c0dd7

  1. Заключение.

Очевидно, ухудшение взаимоотношений в команде не всегда и не сразу приводит к явному снижению спортивных результатов. Более того, иногда конфликтная ситуация становится для команды (при сложившемся ее ядре) своего роди стимулятором, сплоченность игроков повышается. Это наблюдается, в частности, в случае конфликта команды с одним из ее членов (тренером, капитаном, ведущим игроком). Сплоченность команды повышается на основе противопоставления: «мы» и «он».

Сопротивление команды тренеру сплачивает ее членов целью доказать несостоятельность его установок и методов. Если конфликт с тренером обособляется от спортивных обязанностей, то есть если команда стремится доказать свою правоту спортивными успехами, команда переносит свою сплоченность и агрессивность на игру. Однако бывает и так, что команда, порой неосознанно, стремится наказать тренера и... проигрывает матчи.

В основном эффективность тренировочной и соревновательной деятельности снижается при затянувшихся и трудноразрешимых конфликтах.

Коллектив, в котором люди живут без конфликтов, — это еще не дружба и сплоченность. Нужно пройти через серьезные испытания, чтобы люди поверили друг в друга.

В. Третьяк, знаменитый вратарь по хоккею с шайбой(Комсомольская правда. 1978. 20 июня)

Очевидно, не стоит придавать излишнего значения эмоциональной сплоченности, так же как нельзя и недооценивать ее. Вовсе не обязательно, чтобы спортсмены в команде были связаны тесными дружескими узами (этого иногда трудно требовать из-за возрастной разницы, семейного положения, разных национальных менталитетов и т. п.) и чтобы в команде существовала какая-то социальная идиллия, не допускающая конфликтности вообще. Команда может показывать стабильные высокие достижения и при среднем уровне эмоциональной сплоченности. Для формирования стойкой боевой команды важнее не избавлять ее от конфликтов, а научить спортсменов преодолевать их.

В то же время нормальный психологический климат в команде — необходимое условие ее жизнестойкости и целеустремленности. И здесь очень важно, чтобы сплоченность проявлялась и по другому критерию — ценностно-ориентированному единству, то есть, чтобы члены команды имели общие ценностные ориентиры (ради чего они играют), цели, нормы и установки (моральные и этические). Известно, например, что в благополучных с точки зрения психологического климата и социально зрелых группах (коллективах) нововведения и увеличение интенсивности работы воспринимаются благожелательно, а в конфликтных группах встречают сопротивление.

В ансамблях бального танца харизма тренера, на мой взгляд, является доминантой. Попытаюсь объяснить свою точку зрения:

  • Тренер в девяноста пяти процентах случаев является единоличным автором, как музыкального материала, так и рисунков, перестроений и костюмов;
  • Чаще всего участников ансамбля тренер воспитывает с детства, поэтому он является авторитетом по определению;
  •  Финансирование ансамбля – тоже ответственность тренера.

Есть еще ряд менее важных причин, которые только подтверждают – что ансамбль бального танца – отражение личности тренера, его инструмент самовыражения.

Идеальный результат может быть достигнут только в том случае, если все составляющие будут находиться в гармонии.Тренер обязан прислушиваться к мнению коллектива (если конечно оно конструктивно), а участники ансамбля доверять тренеру. Только тогда формейшн покорит все вершины.

Уникальность: 23.76%

https://text.ru/antiplagiat/583bf254e7993

  1. Литература

  1. Положение СТСР.«Правила проведения соревнований среди ансамблей танца (формейшн)». 2014.

  2. Правила вида спорта «Танцевальный спорт». Приказ Минспорттуризма Россииот 31  марта 2010 года № 253.

  3. Правила СТСР «О возрастных категориях и классах мастерства спортсменов» 2012.

  4. Положение СТСР«О танцах и допустимых фигурах в стандарте и латине» 2012.
  5. Положение СТСР«О танцах и допустимых фигурах в стандарте и латине». Приложение 1. Перечень фигур по стандарту. 2012.
  6. Положение СТСР «О танцах и допустимых фигурах в стандарте и латине».  Приложение 2.Перечень фигур по латине. 2012.
  7. Положение СТСР «Критерии оценки спортивного судьи. Ансамбли – европейская и латиноамериканская программы». 2014.
  8. Бабушкина Г.Д. Психология физической культуры и спорта. Учебник для физкультурных вузов.Сибирский государственный университетфизической культуры и спорта. 2007
  9. Гогунов Е.Н., Психология физического воспитания и спорта.Издательский центр «Академия», 2000
  10. Ямалетдинова Г. А. Педагогика физической культуры и спорта. Курс лекций.Екатеринбург Издательство Уральского университета. 2014
  11. allrefs.net/c50/1qzp2/p1/
  12. bestreferat.su/Fizkultura-i-sport/Psihologicheskiy...nosheniya-v-komande/