ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Иващенко Анжела Валерьевна

ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_kak_psihicheskiy_poznavatelnyy_protsess.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Память как психический познавательный процесс

Память - процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. 

Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы немецкого психолога Г. Эббингауза, который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов. Этот подход был продолжен затем в бихевиористических исследованиях "вербального научения". Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале 20 века французский философ А. Бергсон противопоставил "памяти привычке", которая формируется в результате механического повторения, "память духа", фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. 

Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный процесс припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. 

Отечественными психологами на основе методологии диалектического материализма было разработано представление о памяти как о "действии" в собственном смысле слова",имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. 

Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы непроизвольного запоминания. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. 

Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Х.Л. Тойбер, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными.

Память человек использует постоянно, ведь она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира[12].

Память, создающая возможность для обучения и развития, лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов.

Рассмотрим физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образы в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).

Запоминание является составной частью мнемической деятельности. Мнемоника (мнемотехника) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций [3].

Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации – сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование поведения.

Реконструктивное сохранение информации осуществляется в долговременной памяти. Здесь информация подвергается изменениям в деталях, сохраняя при этом общие признаки (из памяти исчезают небольшие фрагменты материала, очередность событий и др.). Реконструкция обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию[21].

Воспроизведение – восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Воспроизведение и запоминание являются процессами несовместимыми: человек может в данный момент времени осуществлять или один процесс, или другой.

Существуют разные виды воспроизведения:

  • узнавание – воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению);
  • реминисценция – мало изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения;
  • припоминание – преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 часа);
  • воспоминание – это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.

Забывание – это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти.

Далее рассмотрим основные виды памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

При классификации видов памяти по первому критерию выделяют следующие виды памяти:

  • мгновенная (0,1 – 0,5 сек.) – удержание точной и полной картины только что воспринятой органами чувств информации;
  • кратковременная (до 20 сек.) – способ хранения информации в течение короткого промежутка времени; в ней сохраняются наиболее существенные элементы образа;
  • оперативная (до нескольких дней) – хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, который определяется стоящей перед человеком задачей;
  • долговременная (неограниченное время) – хранение информации в неограниченном промежутке времени;
  • генетическая – информация, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству; единственный вид памяти, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

По второму критерию виды памяти классифицируются следующим образом:

  • зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов;
  • слуховая – запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков;
  • двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений;
  • эмоциональная – память на переживания;
  • осязательная, обонятельная, вкусовая – удовлетворение биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах память делят на:

  • непроизвольное запоминание – происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи;
  • произвольное запоминание – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий (наличие мнемической задачи) [21].

Л. Д. Столяренко приводится классификация видов памяти в соответствии с типом запоминаемого материала, в которой выделяется 4 вида памяти:

  • двигательная (моторно-двигательная) – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (завязывать галстук, пользоваться инструментами, водить машину и т. п.) Считается генетически первичной;
  • образная – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой;
  • эмоциональная – запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов; формируется практически одновременно с двигательной памятью;
  • вербальная (словесно-логическая или семантическая) – высший вид памяти, присущий только человеку. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т. п.). Как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка

Все виды памяти функционируют взаимосвязано, работают как целостная система. Кратковременная, оперативная и долговременная памяти могут переходить друг в друга. В основном эта связь определяется повторением изучаемого материала [45].

Человек легче и лучше запоминает материал, если он воспринимается несколькими органами чувств. Это связано с тем, что при восприятии материала происходит взаимодействие органов чувств. Например, если человек ощущает что-то на вкус и параллельно с вкусовыми ощущениями чувствует запахи этого предмета, то как вкусовые ощущения, так и запахи им лучше запомнятся и легче будут воспроизведены впоследствии.

Развитие одних видов памяти человека может оказывать влияние на развитие других видов памяти. Например, увеличение объема кратковременной памяти обычно ведет к улучшению оперативной памяти, а совершенствование оперативной памяти порождает улучшение долговременной памяти. Если человек постоянно нагружает свою слуховую память, то от этого может улучшиться и его зрительная память, и наоборот [25].

У разных людей превалируют различные виды памяти. Общепринято выделение видов памяти по длительности хранения информации. Обычно у художников хорошо развита зрительная память, у музыкантов – слуховая, у спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у мыслителей, философов, политиков, дипломатов – словесно-логическая [22].

Итак, память – это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.