«Создание специальных условий для детей со сложным дефектом развития в общеразвивающей группе»

В статье «Создание специальных условий для детей со сложным дефектом развития в общеразвивающей группе» рассматривается вопрос о том насколько детский сад готов организовать работу с детьми ОВЗ. Какие козникают проблемы и пути их решения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание специальных условий для детей со сложным дефектом развития в общеразвивающей группе»

       Предлагаю вам рассмотреть ситуацию, которая может сложиться в любом дошкольном учреждении в момент прихода ребенка ОВЗ.

С сентября 2016г. к нам в садик поступила девочка Ангелина Т. 10.04.2012 года рождения, во вторую младшую группу (списочный состав 23 ребенка, стабильно посещает 18 детей).

       С первого дня ребенок проявлял себя импульсивно с отсутствием самоконтроля. Девочка часто вскрикивала, вела себя эмоционально неустойчиво. С появлением Ангелины жизнь в группе изменилась: дети очень настороженно относились к поведению девочки, хотя она с ними не играла и не проявляла интереса к совместной деятельности. Можно было сделать вывод, что ребенок живет обособленно от других детей. Она может рассматривать красивую одежду на другом ребенке, но не фиксировала взгляд на его глаза, на ребенка в целом. Отсутствие речи усложнял процесс социализации Ангелина в детском коллективе и во взаимоотношениях со взрослыми. Из беседы с родителями можно сделать вывод, что родители или не понимают и не хотят замечать особенное поведение ребенка, или старались скрыть от сотрудников детского сада, что у них особенный ребенок.

        Столкнувшись с таким поведением ребенка первое что сделали, педагоги пришли в кабинет заместителя заведующего с вопросом как простроить работу с таким ребенком, где требуется не только индивидуальный подход, но и пристальное внимание во всех режимных моментах. Первым решением было направить педагога на курсы повышения квалификации.

Воспитатель данной группы прошла курсы по инклюзивному обучению (с 26 по 31 сентября 2016г.). Задавала вопросы по работе с такой девочкой. Однако, лекторы курсов отвечают на вопросы общими фразами, потому что все дети ОВЗ имеют свой конкретный диагноз и индивидуальные особенности.

Решением нашего ПМПк было следующим: направить ребенка на территориальную ПМПК (заключение протокол №00 от 16.09.2016г.). Из наших наблюдений педагога, психолога, лично меня можно сказать, что у ребенка проявляется поведение аутистического характера. Однако заключение было другим. Перед нами встала задача: для эффективной работы с ребенком какую выбрать адаптированную образовательную программу?

Второй задачей встал вопрос о предоставлении услуги тьютора? Решением администрации ДОУ, стало следующим возложить на младшего воспитателя с педагогическим образованием сопровождение ребенка в течение дня, так как штатное расписание уже составлено и утверждено в начале учебного года.

Следующей проблемой стало недовольство родителей данной группы. Конкретно цитирую: «Я не хочу, чтобы мой ребенок находился с неадекватным ребенком. У детей такой возраст, что они перенимают друг друга поведение. У наших детей пропало желание посещать группу, вечером и утром спрашивают нас будет ли Ангелина в детском саду (некоторые дети плачут), другие стали дома кричать, непроизвольно бегать. Уберите этого ребенка из нашей группы куда хотите!» Беседуя с такими родителями о том, что по заключению ТПМПК девочка может посещать детский сад и даже данную группу, родители и слушать не хотят. Об инклюзивном образовании слышали, но не желают, чтобы их дети находились рядом с таким ребенком. Родители затребовали встречи обеих сторон в присутствии представителей администрации ДОУ, чтобы решить данный вопрос. Так как Ангелина часто болеет, мы ещё не встречались! На сегодняшний день детский сад по просьбе родителей написали ходатайство в реабилитационный центр «Солнышко» для оказания реабилитационных мероприятий (посещение 21 день, декабрь 2016г.). Будем работать дальше!

        Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

       Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.

      В настоящее время часто происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии, особенно в сельской местности. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.

        Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья   в среду здоровых сверстников, как отмечают Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко (Институт коррекционной педагогики РАО), необходимо соблюдать следующие условия:

нормативно-правовое обеспечение;

создание развивающей среды;

программно-методическое обеспечение;

кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;

психолого-педагогическое сопровождение.