Словообразование как лингвистическая категория у детей дошкольного возраста.

Словообразование - раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobraz.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Словообразование как лингвистическая категория у детей дошкольного возраста.

     Словообразование - раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов.

      Формирование словообразовательных навыков происходит в соответствии с возрастным развитием ребенка. По данным многих исследователей детской речи (А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейнтлин и др.), первым в речи детей около 2 лет появляются притяжательные прилагательные с суффиксом – ин-, характеризующие принадлежность вещей окружающим людям (мамина чашка). Позднее, в 2 года 4 месяца в речи детей появляются качественные прилагательные (сладкая, горькая и др.). Относительные прилагательные появляются гораздо позднее.

    В 3-4 года дети употребляют существительные в форме ед. и мн. числа, обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в родительном падеже (ленточек, яблок, рук).

    В 4-5 лет образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в именительном, родительном падежах (котята - котят), правильно используют форму мн. числа родительного падежа.

    В 5-6 лет образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).

    В 6-7 лет образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.

     Среди относительных прилагательных в детской речи наиболее широко представлены модели с продуктивным суффиксом  - ов -, что обусловлено тем, что с данным суффиксом прилагательные образуются от многих слов.                                                                                                                                                                   М.И. Стрельцова отмечает также большое количество прилагательных с суффиксом  - н – в речи детей после 5 лет. Именно суффиксы  - ов -  и  - н - , по ее мнению, чаще всего используются детьми для образования прилагательных в период детского словотворчества. В целом, в детских словообразовательных  неологизмах прилагательных у детей с нормальным развитием наблюдается замена непродуктивных суффиксов продуктивными того же значения.

   Следует отметить, что грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: именительный падеж единственного числа, винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение, форма единственного числа настоящего времени глаголов. К четырем годам словарный запас возрастает до 1600 – 1900 слов, закрепляется согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзами « чтобы, потому что, который ». К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.

 После пяти лет дети выделяют части предметов, сравнивают их  по общим и частным признакам, усваивают свойства предметов, начинают употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия. Из всех усвоенных слов, по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% - глаголы, 11,8 %  - наречия. Таким образом, к моменту поступления в школу, дети с нормальным речевым развитием имеют довольно разнообразный словарь и состоит он, в основном из существительных.

      Глагол обладает многочисленными грамматическими категориями, преобладающая часть которых характерна только для этой части речи. В онтогенезе отмечается раннее усвоение видов глагола: уже в период первых слов (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес., по А.Н. Гвоздеву) в речи детей появляются глаголы обоих видов. Сначала ребенок образует совершенный вид с помощью приставок, позднее отмечается образование совершенного вида глаголов с помощью приставок, позднее отмечается  образование вида глаголов с помощью суффиксов - у -, -ану-, -и-. Возвратные глаголы начинают появляться в онтогенезе около двух лет, в целом усваиваются к трем годам.

      В процессе словообразования глаголов префиксы играют большую роль, чем суффиксы. На начальном этапе развития ребенка объекты действительности воспринимаются в неразрывной связи со свойствами и признаками, присущими объекту. При этом наименование признака осуществляется через называние другого предмета. К 2-3 годам ребенок начинает воспринимать признаки предметов как существующие самостоятельно, независимо. На этой стадии когнитивного развития в речи детей появляются прилагательные.

        Таким образом, формирование словообразовательных навыков происходит в соответствии с возрастным развитием ребенка. При этом первыми в речи детей около 2 лет появляются притяжательные прилагательные с суффиксом  -ин-, позднее в речи детей появляются качественные прилагательные (сладкая и др.). Относительные прилагательные появляются гораздо позднее. Кроме этого, в онтогенезе отмечается раннее усвоение видов глагола. Наиболее сложным процессом представляется формирование навыка словообразования существительных.