Методика художественного чтения и рассказывания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

«Методика художественного чтения и рассказывания».

(Выступление на педагогическом совете)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Скобова Н.Д.,

           воспитатель I кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск, 2014

М.М. Конина выделяет несколько типов занятий:

v Чтение и рассказывание  одного произведения.

v Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

v Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:

    а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.

   б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.

v Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

    а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).

      б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»).

      в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

      г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

v Чтение как часть занятия по развитию речи.

    а) Оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).

    б) Чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов, закрепление материала).

 Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие:

1.    Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.    Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3.    Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4.    Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

·       Вводная беседа.

Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки.  Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах.

Младший дошкольный возраст.

У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

Средний дошкольный возраст.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекает и к содержанию, и к легко различаемой на слух стихотворение, проза) форме произведения, а также и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).   Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

«Методика художественного чтения и рассказывания».

(Выступление на педагогическом совете)

Подготовила: Скобова Н.Д.,

         воспитатель I кв. категории

Саранск, 2014

М.М. Конина выделяет несколько типов занятий:

  • Чтение и рассказывание  одного произведения.
  • Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
  • Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:

    а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.

   б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.

  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

    а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).

      б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»).

      в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

      г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

  • Чтение как часть занятия по развитию речи.

    а) Оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).

    б) Чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов, закрепление материала).

 Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

  • Вводная беседа.

Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки.  Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах.

Младший дошкольный возраст.

У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

Средний дошкольный возраст.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекает и к содержанию, и к легко различаемой на слух стихотворение, проза) форме произведения, а также и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).   Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.