Необходимость личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников

Карпова Мария Олеговна

Семья безусловно занимает самое главное место в жизни ребенка, поэтому особенно важно обеспечить единство и преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада. Семейное и общественное воспитание не могут заменить друг  друга, поэтому между ними должно быть установлено взаимодействие, основанное, прежде всего, на доверительном контакте. Чтобы оптимизировать совместную работу, необходимо создавать условия для профессионально - творческой работы педагогов в рамках личностно - ориентированного взаимодействия с семьей. В данной статье обосновывается необходимость реализации личностно - ориентированной модели взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Карпова М.О. 

студент магистратуры,

Нижегородский государственный педагогический

университет им. К. Минина

Семья безусловно занимает самое главное место в жизни ребенка, поэтому особенно важно обеспечить единство и преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада. Семейное и общественное воспитание не могут заменить друг друга, поэтому между ними должно быть установлено взаимодействие, основанное, прежде всего, на доверительном контакте. Чтобы оптимизировать совместную работу, необходимо создавать условия для профессионально-творческой работы педагогов в рамках личностно-ориентированного взаимодействия с семьей. В данной статье обосновывается необходимость реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.

Ключевые слова: взаимодействие, личность, индивидуальность, самостоятельность, творчество, семья, ребенок.

 Личностно-ориентированное взаимодействие имеет свою историю и зародилось на пересечении нескольких философско-педагогических направлений, таких как неопрагматизм, экзистенциализм, неопедоцентризм, свободное воспитание, педагогика сотрудничества. В настоящее время личностно-ориентированный подход в образовательном процессе считается одной из актуальных современных технологий педагогической деятельности. Личностно-ориентированный подход предполагает такое взаимодействие сторон, во главу которого ставится личность, ее самобытность, самоценность, активность, субъектность [2]. Потребности современного общества в активных, самостоятельных и творческих людях обуславливают актуальность разработки и реализации личностно-ориентированного взаимодействия. Основу такого взаимодействия составляет объективное совпадение интересов семьи и детского сада в развитии и воспитании личности дошкольника.

Следует отметить, что личностно-ориентированный подход в педагогике имеет несколько значений. Мы возьмем за основу два, на наш взгляд, основных. Во-первых, это личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, предполагающее учет его интересов, партнерскую позицию, активизацию его субъектности и др. [5]. Во-вторых, под личностно-ориентированным взаимодействием мы понимаем взаимоотношения родителей и педагогов дошкольной организации, основанное на уважении личностных особенностей и интересов партнеров, совместном решении педагогических вопросов.

Рассмотрим подробнее первую позицию. Современная дошкольная организация - сложный организм, который стремится к собственному развитию, поиску путей максимального удовлетворения потребностей ребенка, эффективных форм работы с семьей. Дошкольный возраст, как известно, - это период, где первоначально складывается личность ребенка, происходит становление его основных личностных качеств, развиваются познавательная и эмоционально-личностная сферы. Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает отношение к детству как самоценному периоду жизни, стимулирование таких личностных качеств, как самостоятельность, активность, ответственность, творчество, необходимых и за пределами детского сада [4]. В рамках личностно-ориентированного подхода первоочередной задачей является создание условий для развития личности, которая максимально стремится к реализации своих возможностей, способна на ответственный и осознанный выбор в жизненных ситуациях, обеспечение педагогической помощи и поддержки. Педагогическая поддержка основывается на трех принципах: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке свое детство [1].

Идея личностно-ориентированного взаимодействия заключается в том, что педагогом должны быть созданы максимальные условия, которые актуализируют развитие индивидуальности. Развитие индивидуальности ребенка – это, в первую очередь, оказание посильной помощи в поиске своего собственного стиля и темпа деятельности, раскрытие индивидуальных познавательных интересов, содействие развитию творческих способностей, навыков самопознания. Это ключевые идеи в характеристике технологии личностно-ориентированного образования.

Основной формой взаимодействия взрослого с ребенком является совместная деятельность, именуемая с позиции личностно-ориентированного взаимодействия партнерской. В ходе взаимодействия происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной и практической деятельности участников. Дошкольники нуждаются во внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, равноправном сотрудничестве с ним.

Касаемо второго направления, следует отметить, что семья занимает самое главное место в жизни ребенка. Семья для ребенка – это источник и эталон освоения общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания. Следовательно, от слаженной работы воспитателя и родителей зависит, как ребенок будет развиваться. Доказано, семья и детский сад реализуют специфические функции и поэтому не способны заменить друг друга [3]. Единственно верным способом решения проблемы является налаживание доверительного делового контакта между сторонами.

Как показывает опыт, современные родители знают, как воспитывать своих детей, поэтому позиция назидания и пропаганды психолого-педагогических знаний не имеет сегодня той действенной силы, как несколько десятилетий назад. В современных условиях более эффективным способом является налаживание отношений взаимопомощи и поддержки семьи в сложных ситуациях, демонстрация готовности и способности педагогов к оказанию компетентной и действенной помощи в решении проблем семьи, искренняя заинтересованность и стремление помочь.

Таким образом, личностно-ориентированный характер взаимодействия педагогов и родителей является на сегодняшний день наиболее оптимальной формой сотрудничества, адекватной современным научным и социокультурным основам дошкольного образования. Первостепенной задачей такого сотрудничества выступает построение доверительных партнерских отношений, нацеленных на совместное проектирование личности.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. 544 с.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2006. 352с.

3. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. М.: Линка-Пресс, 2001. 224 с.

4. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. М.: ТЦ Сфера, 2008. 128 с.

5. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 84-86.