Выступление на тему: «Этнокультурное воспитание младших дошкольников через национальные подвижные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

 

 

 

Выступление на тему:

«Этнокультурное воспитание младших дошкольников через национальные подвижные игры»

 

 

 

 

                                                                                   

                                                                         

                               

 

                                                                                    Подготовила:

                                                                                  Скобова Н.Д.

                                                                                  воспитатель I кв. категории

                                                                              МДОУ «Детский сад №55»

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск, 2017 год

2 слайд

  В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, отдает предпочтение народным играм. У каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры, которые вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Россия – многонациональное государство, а Мордовия – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

У каждого народа  есть свои интересные  игры.

Национальные игры мордвы также имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение. Они тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

В работе с детьми мы используем их как на занятиях, так в свободной деятельности, а также на прогулках.

3 слайд

Игры  можно разделить на виды:

а) подвижные игры;

б) обрядовые игры

в) природные игры

г) трудовые 

д) с водящим

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным играм относятся игры, включающие в себя бег, прыжки ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки»«Ловишки»«Прятки»«Звонари»«Бубен»«В белочку», «Кудынеса»«В коршуна и цыпляток» и др.)

Обрядовые (календарные)- это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. Но некоторые игры сохранились:  «Ручеёк»«Гори, гори ясно»«Солнышко», «Кострома»«Овин»«Харчевня»«В карусель» и др.

Природные  игры  воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру. Русский и мордовский  народы  всегда очень нежно, трепетно относился к природе. Такое отношение нашло отражение в играх«Сорока»«У медведя во бору»«Заинька», «Паучок»«Ворон»«Олень»«В журавлей»«В ворону» и др.

Трудовые игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. «Горшок»«Каравай»«Баба сеяла горох»«Мельница»«В горшочки»«В платки»«Тканье полотна» и др.

Игры с водящим – игры, где один или несколько игроков выполняют роль водящего или выполняют какое-то действие, или ведут игру. («Звонари»«Отгадай, чей голосок»«Море волнуется»«Сижу на камушке»«В ключи»«В волков» «В шарагу- варагу»).

Игры – забавы  забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки»«Идёт коза рогатая»«По кочкам»«Баба сеяла горох»«Чики-чики сорока»«Сорока акша бока» и др.

В драматических (с элементами театрализованных действий) играх играющие стремятся передать в изображаемых героях - в людях, зверях, птицах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, используя разнообразную мимику, жесты, интонацию. К ним относятся следующие игры: «Заинька, выходи»«Волк-волчок», «Бабка Ёжка»«Идёт коза по лесу»«Дрёма»«В петушки»«Лесной батюшка»«В редьку» и др.

        Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы: «Коза рогатая», «Ладушки и др., и некоторые игры спортивного характера, такие как: «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные : «Паучок»«Сорока» и др.; драматические: «Заинька»«Дрёма»

4 слайд

        Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и стараюсь донести до них знакомство с культурой родного края через подвижные игры, как русские, так и мордовские, так и татарские.

5 слайд

 Мы играем с ними в следующие игры:

-  «У медведя во бору», «Гуси-лебеди»; «Нумолкинесэ» («В зайчиков»), «Верьгизнесэ» (В волков»), «Телькихамтавыклар» («Лисички и курочки»).

6 слайд

Еще одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;

-анкетирование для родителей на тему: «Что вы знаете о национальных играх?»

 

Блиц-опрос для родителей:

«Что вы знаете о национальных играх?»

Цель опроса:  

выявить знания родителей  о национальных играх.

Уважаемые родители!

Просим ответить на вопросы нашей анкеты.

В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___________________

_____________________________________________________________

Как Вы понимаете, что такое народные игры?____________________

__________________________________________________________________

Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________

__________________________________________________________________

Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры, в какие? _

В результате социологического опроса мы пришли к такому выводу, что родители очень мало знают о национальных играх и их содержании. Поэтому для них я провожу консультации и беседы о пользе совместного проведения времени с детьми в игре. 

7 слайд

           Проводимая работа показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Выступление на тему:

«Этнокультурное воспитание младших дошкольников через национальные подвижные игры»

                                                                                   

                                                                         

                               

                                                                                    Подготовила:

             Скобова Н.Д.

             воспитатель I кв. категории

                                                                              МДОУ «Детский сад №55»

                                       

Саранск, 2017 год

2 слайд

  В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами национальной культуры, отдает предпочтение народным играм. У каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры, которые вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Россия – многонациональное государство, а Мордовия – многонациональная республика, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

У каждого народа  есть свои интересные  игры.

Национальные игры мордвы также имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение. Они тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

В работе с детьми мы используем их как на занятиях, так в свободной деятельности, а также на прогулках.

3 слайд

Игры  можно разделить на виды:

а) подвижные игры;

б) обрядовые игры

в) природные игры

г) трудовые 

д) с водящим

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным играм относятся игры, включающие в себя бег, прыжки ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки»«Ловишки»«Прятки»«Звонари»«Бубен»«В белочку», «Кудынеса»«В коршуна и цыпляток» и др.)

Обрядовые (календарные)- это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. Но некоторые игры сохранились:  «Ручеёк»«Гори, гори ясно»«Солнышко», «Кострома»«Овин»«Харчевня»«В карусель» и др.

Природные  игры  воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру. Русский и мордовский  народы  всегда очень нежно, трепетно относился к природе. Такое отношение нашло отражение в играх«Сорока»«У медведя во бору»«Заинька», «Паучок»«Ворон»«Олень»«В журавлей»«В ворону» и др.

Трудовые игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. «Горшок»«Каравай»«Баба сеяла горох»«Мельница»«В горшочки»«В платки»«Тканье полотна» и др.

Игры с водящим – игры, где один или несколько игроков выполняют роль водящего или выполняют какое-то действие, или ведут игру. («Звонари»«Отгадай, чей голосок»«Море волнуется»«Сижу на камушке»«В ключи»«В волков» «В шарагу- варагу»).

Игры – забавы  забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки»«Идёт коза рогатая»«По кочкам»«Баба сеяла горох»«Чики-чики сорока»«Сорока акша бока» и др.

В драматических (с элементами театрализованных действий) играх играющие стремятся передать в изображаемых героях - в людях, зверях, птицах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, используя разнообразную мимику, жесты, интонацию. К ним относятся следующие игры: «Заинька, выходи»«Волк-волчок», «Бабка Ёжка»«Идёт коза по лесу»«Дрёма»«В петушки»«Лесной батюшка»«В редьку» и др.

        Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы: «Коза рогатая», «Ладушки и др., и некоторые игры спортивного характера, такие как: «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные : «Паучок»«Сорока» и др.; драматические: «Заинька»«Дрёма»

4 слайд

        Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и стараюсь донести до них знакомство с культурой родного края через подвижные игры, как русские, так и мордовские, так и татарские.

5 слайд

 Мы играем с ними в следующие игры:

-  «У медведя во бору», «Гуси-лебеди»; «Нумолкинесэ» («В зайчиков»), «Верьгизнесэ» (В волков»), «Телькихамтавыклар» («Лисички и курочки»).

6 слайд

Еще одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

- привлечения родителей к участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой;

-анкетирование для родителей на тему: «Что вы знаете о национальных играх?»

Блиц-опрос для родителей:

«Что вы знаете о национальных играх?»

Цель опроса:  

выявить знания родителей  о национальных играх.

Уважаемые родители!

Просим ответить на вопросы нашей анкеты.

В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___________________

_____________________________________________________________

Как Вы понимаете, что такое народные игры?____________________

__________________________________________________________________

Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________

__________________________________________________________________

Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры, в какие? _

В результате социологического опроса мы пришли к такому выводу, что родители очень мало знают о национальных играх и их содержании. Поэтому для них я провожу консультации и беседы о пользе совместного проведения времени с детьми в игре.  

7 слайд

           Проводимая работа показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.