Конструирование изображений предметов из геометрических фигур.

Соломенцева Елена Николаевна

Тема. Конструирование предметов из геометрических фигур.

Цель: учить конструировать изображения предметов из геометрических фигур.

Задачи:

Образовательные. Формирование: навыков самостоятельного определения формы, цвета, величины, количества необходимых деталей; навыков конструирования по образцу предметов из геометрических фигур.

Коррекционно-развивающие. Развитие:

-  зрительно-слухового восприятия, словесно-логического и наглядно-действенного мышления  на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение;

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

Конспект открытого занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе

Тема.

Конструирование предметов из геометрических фигур.

Учитель Е.Н.Соломенцева

2017 г.

Тема. Конструирование предметов из геометрических фигур.

Цель: учить конструировать изображения предметов из геометрических фигур.

Задачи:

Образовательные. Формирование: навыков самостоятельного определения формы, цвета, величины, количества необходимых деталей; навыков конструирования по образцу предметов из геометрических фигур.

Коррекционно-развивающие. Развитие:

-  зрительно-слухового восприятия, словесно-логического и наглядно-действенного мышления  на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, на основе закрепления понятий: право-лево, верх, низ;

- развитие связной речи и диалогической речи на основе упражнений на определение последовательности событий, действий.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к занятиям, умение починяться определённым правилам поведения; развитие самоконтроля, внимательного отношения к ответам товарищей.

Тип занятия:  изучение нового  материала

Форма занятия: групповая.

Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические. 

Оборудование: наборы геометрических фигур, карточки с заданием, серия картинок, презентация, музыкальное сопровождение.

Базовые учебные действия:

Личностные: 

- самостоятельность в выполнении заданий.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт с учителем, работать в коллективе.

Регулятивные: 

- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.                                                                                                                                

Познавательные: 

- умение слушать и формулировать ответы на вопросы; делать обобщения, сравнивать на наглядном материале по теме «Геометрические фигуры

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Добрый день! Я рада всех видеть!

1)Упражнения на развитие общей и мелкой моторики под музыкальное сопровождение.

2) Упражнение на развитие  внимания, словесно-логического мышления.

- Какое сегодня число?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- В какой день мы отдыхаем?

- Какое сейчас время суток?

- Назови части суток.

- Какое время года?

- Назови весенние месяцы.

2. Повторение  темы.

1) Загадки. Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, продолжать учить сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, развивать пространственную ориентировку.

- Отгадав загадку такую же форму найдите у себя на парте.

Я фигура - хоть куда.

Очень ровная всегда.

Кубик мой любимый брат,

Потому что я …(Квадрат).

(Слайд 1) Внимательно посмотрите на эти квадраты. Что вы можете о них сказать?

- Какой квадрат находится в левом верхнем углу?

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый … (Треугольник).

- Где расположен жёлтый треугольник? (Слайд 2)

Нет углов у меня.

И похож  на блюдце я,

На тарелку и на крышку.

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой мой друг? (Круг).

 - Сравните эти два круга. (Слайд 3)- Что вам напоминают эти круги? (Сигналы пешеходного светофора.)

- Вспомним правила перехода проезжей части дороги.

Он похожий на яйцо или на твое лицо

(Овал)

- Что общего у овалов. (Слайд 4).Чем они отличаются друг от друга?

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

- Сравните эти прямоугольники. (Слайд 5)

-  Расположите на своём листе бумаги так же свои прямоугольники.

Он похожий на квадрат (Слайд 6)

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб). 

- Что общего у ромбов. (Слайд 4)

- Чем они отличаются друг от друга?

2)Упражнение «Соотнесите фигуры с предметами такой же формы». (Слайды 7-8) Цель: развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления на основе соотнесения геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

- На какой предмет похож круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, треугольник.

http://pluspng.com/img-png/turtle-png-turtle-png-2212.pnghttp://printonic.ru/uploads/images/2016/03/14/img_56e65f9f52e9c.jpghttp://flashcard101.com/media/images/684b46f26b99497fbed6b7906502f594.pnghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9cda72a123717ca0f1c85f7734f70cf0&n=13

http://readmas.ru/wp-content/filesall/2012/11/televizor_osobennosti_vybora_readmas.ru_03.jpghttp://clipground.com/images/wheel-clipart-9.jpghttp://www.urokrisunka.ru/sites/default/files/61.jpghttp://funforkids.ru/pictures/watermelonpic/watermelon08.pnghttps://thumbs.dreamstime.com/z/fir-tree-simplified-image-white-background-35545063.jpghttps://www.eradetstva.ru/products_pictures/big/Piramidka_bolyshaya_22_sm-1013-00.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/z/shiny-golden-bell-vector-illustration-32253196.jpghttps://s.pfst.net/2011.03/5501868364a885c4df8f6d98923b0222e4227d0058_b.jpghttps://st.depositphotos.com/1007566/3475/v/450/depositphotos_34751761-stock-illustration-toy-baby-design.jpg

3.  Актуализация чувственного опыта и опорных знаний.

- Как выдумаете, какая сегодня тема занятия?

Конструирование предметов из геометрических фигур.

На прошлых занятиях мы с вами конструировали из конструктора.

Сегодня мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур.

4.Изучение новой темы.

1)  Упражнение  «Цыпленок».

Цель: формировать умение узнавать знакомые формы на   рисунке-образце,  определять количество необходимых деталей, собирать по образцу предметы из геометрических фигур.

- Из каких фигур состоит изображение? Найди и закрась геометрические фигуры, из которых составлен цыплёнок.

- Соберите изображение цыпленка на листе (Слайд 9)

2)  На доске серия сюжетных картинок: мальчик, дерево, дом, ракета.

- Составьте рассказ по картинкам. (Жил был мальчик. Мальчик жил в красивом доме. Вокруг дома росли красивые цветы и деревья. Мальчик хотел стать космонавтом. Когда он вырос, то он улетел на ракете).

а)Конструирование мальчика из геометрических фигур. (Слайд 10) б)Конструирование домика из геометрических фигур.

в)Конструирование ракеты из геометрических фигур.

- Из каких геометрических фигур состоит ёлочка. Что вы можете сказать о этих треугольниках? Сравните, чем они различаются и в чём их сходство.

Какую работу сейчас выполняли?

- Конструировали домик из геометрических фигур

- В каком порядке выполняли работу? 

- Ребята, а вы кем хотите стать, когда вырастите? (ответы).

- Для этого нужно хорошо учиться, чтобы многое знать.

5. Закрепление знаний.

1).Конструирование автомобиля, медведя из геометрических фигур. Загадка. Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею! (Автомобиль)

2). Игра «Цвет. Форма. Размер». Цели: закрепление знаний о свойствах, форме геометрических фигур; учить выделять эталон из множества, формирование умения группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).

- Предлагаю поиграть у доски: разные геометрические фигуры нужно разделить: по размеру (большие и маленькие); по форме (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник); по цвету (красные, синие, желтые, зеленые)

(Дети выходят по очереди к доске и раскладывают фигуры по признакам)

3) Ролевая игра «Магазин». Цель: развитие связной, диалогической речи; формировать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

6. Итог. Проверка полученных знаний.

- Чему учились на занятии? Как называлась тема нашего занятия? Что понравилось?    

- Учились конструировать  предметы из геометрических фигур      

- Что нужно сделать, чтобы работа получилась такая же, как на образце?

- Внимательно смотреть, думать, какие фигуры взять и как их положить, выполнить задание и сравнить с образцом

(Дети становятся в круг, взявшись за руки. Звучит релаксационная музыка.)

- Вы все сегодня хорошо работали на занятии: соблюдали правила поведения, не ссорились, помогали друг другу. Желаю вам здоровья, удачи. Желаю, чтобы вы хорошо учились.  

Занятие окончено,

Все сделаны заданья.

Гостям мы скажем на прощание:

«Спасибо, до свидание!»

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»

Самоанализ открытого занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе

Тема.

Конструирование предметов из геометрических фигур.

Учитель Е.Н.Соломенцева

2017 г.

Цель: учить конструировать изображения предметов из геометрических фигур.

Задачи:

Образовательные. Формирование: навыков самостоятельного определения формы, цвета, величины, количества необходимых деталей; навыков конструирования по образцу предметов из геометрических фигур.

Коррекционно-развивающие. Развитие:

-  зрительно-слухового восприятия, словесно-логического и наглядно-действенного мышления  на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, на основе закрепления понятий: право-лево, верх, низ;

- развитие связной речи и диалогической речи на основе упражнений на определение последовательности событий, действий.

Воспитательные: воспитание познавательного интереса к занятиям, умение починяться определённым правилам поведения; развитие самоконтроля, внимательного отношения к ответам товарищей.

Базовые учебные действия:

Личностные: 

- самостоятельность в выполнении заданий.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт с учителем, работать в коллективе.

Регулятивные: 

- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.                                                                                                                                

Познавательные: 

- умение слушать и формулировать ответы на вопросы; делать обобщения, сравнивать на наглядном материале по теме «Геометрические фигуры».

Тип занятия:  изучение нового  материала

Формы работы: групповая работа.

Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические. 

Оборудование: наборы геометрических фигур, карточки с заданием, серия картинок, презентация.

Место занятия в учебном плане.

Работа ведется на основе авторской программы  курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционны) образовательных учреждений VIII вида, автор Л.А.Митяева, Э.Я.Удалова. - Коррекционная педагогика.

Раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.  Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.       В процессе обучения дети должны усвоить, что геометрическая фигура — это образец (эталон), сравнивая с которым можно определить форму предмета. В этом случае нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность детей (рисование предметов разной формы, их группировка, сопоставление, конструирование и др.) будет способствовать полноценному запоминанию и усвоению выделенных свойств, а значит, овладению сенсорным эталоном в целом.       Овладению эталонами формы (как и величины) способствует конструирование. Значимость конструирования определяется единством практической и мыслительной деятельности        детей.
     Продолжительность занятия 25 минут. На данную тему отводится два часа.

Мотивационно-развивающая деятельность развивалась  путем  использования, наглядного материала, презентация.

Методика проведения занятия по курсу «Развитие психоиоторики и сенсорных процессов».

Структура занятия строится по такому же плану, как и уроки по предметам, но в организационном моменте всегда рекомендуется проводить релаксационные мероприятия, в которые входят упражнения  на развитие общей и мелкой моторики, релаксационные упражнения.

1.Организационный момент. Разминка проводилась с использованием здоровьесберегающих технологий и была направлена на развитие дыхания, общей и мелкой моторики, на стабилизацию психоэмоционального настроения.  

Упражнение на внимание и настрой на занятие.

2. Повторение темы.

1)Загадки. Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, продолжать учить сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, развивать пространственную ориентировку.

2) Упражнение «Соотнесите фигуры с предметами такой же формы».  Цель: развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления на основе соотнесения геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

3)  Актуализация чувственного опыта и опорных знаний включала в себя определение детьми содержания и темы занятия.

4.Работа по теме.

1) Упражнение  «Цыпленок».

Цель: формировать умение узнавать знакомые формы на   рисунке-образце,  определять количество необходимых деталей, собирать по образцу предметы из геометрических фигур.

2) На доске серия сюжетных картинок: мальчик, дерево, дом, ракета.

Изучение темы осуществлялось  с применением  технологии:  Коллективная система обучения.  Проектные методы обучения (составление рассказа по картинкам, конструирование рассказа).  Развивающее обучение. Проблемное обучение. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью затрудняются установить последовательность действий, представить будущие действия и их результат, не могут дать отчет о работе, если она все же выполнена. А это означает, что конструированию следует целенаправленно обучать.

Физкультминутка была включена в сценарий рассказа по серии картинок (дети пели песню «От улыбки») и была направлена на активизацию мыслительной деятельности и формирование адекватного настроения обучающихся.       При этом отметим, что дети с интеллектуальной недостаточностью, как правило, инертны, неэмоциональны, пассивны и не проявляют особого желания активно действовать с предметами и игрушками. Создание у них положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности является немаловажной задачей работы учителя.

Количество наглядного материала соответствует цели, задачам и содержанию занятия. Прослеживались межпредметные связи: связь с предметами «Музыка и пение», ритмика, математика.

Цель занятия достигнута, задачи выполнены.

      


 

Комментарии

Соломенцева Елена Николаевна

Тема занятия очень актуальна в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.