Контрольная работа

Смаракова Елена Александровна

Контрольная работа по "Методике русского языка и литературного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_mart.docx592.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Методическое обоснование уроков обучения грамоте.

  1. Определите место предложенной страницы Букваря (Азбуки) в системе обучения грамоте: 

- к какому этапу обучения грамоте относится;

Данная контрольная работа выполнена по Букварю Журовой Л.Е.  Материал,  расположенный на стр. 20-21 относится к добукварному периоду обучения грамоте.

- какие цели и задачи предстоит решать на уроке;

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования фонематических понятий и умений, орфографической грамотности обучающихся.

Задачи: 

  • произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них;
  • сравнивать слова по звуковой структуре;
  • положительное отношение к школе;
  • проявление особого интере­са к новому школьному со­держанию заня­тий;
  • находить звук [ы] в словах; называть слова со звуками [р], [р`];
  • моделировать звуковой состав слова;
  • участвовать в учебном диалоге;

Тема предстоящего урока: «Звуковой анализ слов "сыр", "нос". Сравнение слов по основной структуре». 

- каковы преемственные и перспективные связи при изучении данных страниц в период обучения грамоте;

Работая над данным материалом, хотелось бы отметить преемственные и перспективные связи, которые способствуют не только лучшему усвоению и пониманию изученного материала, но и основной базой для изучения нового:

  • На основе ранее изученного материала дети способны различать гласные и согласные звуки.
  • С помощью интонации  выделяют заданный звук в словах и его место в слове. 
  • Создание предпосылок для обучения слоговому чтению и грамотному письму на основе анализа звукового состава слова
  • С помощью схем дети продолжают учиться  определять количество звуков в слове.  Определять место ударения.
  • Задания направлены не только на изучение нового материала, но и уточнение, и расширение лексического запаса детей, развитие связной устной речи.

  1. Дайте анализ учебного материала страницы:

-назначение каждого компонента учебного материала, его особенности,

Рассмотрев страницы 20-21 Букваря можно отметить преобладание предметных картинок и звуковых схем слов. Так, на стр. 20 мы видим условное обозначение «Проведи звуковой анализ» и дана  предметная картинка «сыр». Ниже картинки находится  схема , которая подразумевает задание «Определи этот звук в слове», дети выделяют голосом первый звук, закрывают его желтой фишкой, аналогично проводят работу и с последующими звуками. Задание направлено на формирование умения точно определять заданный звук в слове и находить его место в звуковой схеме.

Следующее задание:  «В каких словах есть этот звук?» способствует формированию  умения находить и выделять звук [ы] в словах, которые в данном задании обозначены с помощью группы предметных картинок.

Ниже дано условное обозначение «Проведи звуковой анализ» и предметная картинка «нос». Работая с данной картинкой, дети так же называют предмет и проводят звуковой анализ слова с помощью схемы, данной ниже. Выделяют каждый звук и соотносят со схемой, закрывая желтыми квадратиками.

Задание под условным обозначением «Сообрази» -«Произнеси это слово наоборот» представлено с помощью схем слов «нос» и «сон», это задание направлено на развитие мышления и умения сопоставить  звуковой состав слов и нахождение у них общего звука.

На странице 21 дано задание «Назови следующее слово», которое представлено группой предметных картинок , носит словарно-логический характер, т.е. дети должны самостоятельно придумать продолжение цепочки. Просмотрев слова, не трудно догадаться,  что все слова первого и второго ряда начинаются с одного и того же первого звука [р]  (рак, рысь, ракета). Дети называют эти слова и продолжают, придумывая свои слова со звуком [р]. Далее анализируется второй ряд, учащиеся без труда определяют, что все слова начинаются с мягкого согласного [р'] (река, репа). Так же учащиеся придумывают и называют слова, начинающиеся с мягкого согласного звука [р'].

И последнее задание на странице 21 – «Кто это? Назови одним словом», оно так же представлено группами предметных картинок. Направлено на различение родо-видовых понятий. Учащиеся рассматривают картинки и придумывают, как их можно назвать все одним словом. Называя обобщающее слово, учащиеся наблюдают за постановкой вопроса к слову и опосредованно знакомятся с одушевленными именами существительными.

- какова функция предметных и сюжетных картинок? Как они соотносятся с текстом? Каково их дидактическое назначение?

На данных страницах присутствуют только предметные картинки, и группы предметных картинок ( это приемлемо т.к, данный урок относится к добукварному периоду обучения грамоте и на данном этапе идет работа со звуками).  Главный акцент на картинки «сыр» и «нос» (они расположены посередине страницы ) и напрямую связаны с темой урока, которая так и звучит- «Звуковой анализ слов «сыр» и «нос». Они служат для звуковой работы, проводится слого-звуковой анализ исходных слов, завершившийся выделением изучаемых звуков.

- какие другие виды графической наглядности имеются на этих страницах? Для проведения каких упражнений они предназначены? Разработайте упражнения.

Помимо предметных картинок на странице 20 есть схемы-  первая

предназначена для проведения  звукового анализа слова сыр.

Упражнения:

1) определить по схеме, сколько звуков в слове;

2) «прочитать» слово сыр, соотнося произнесение с движением указки по схеме;

3) «прочитать» слово сыр так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; произнести только первый звук, обозначить его фишкой желтого цвета;

4) «прочитать» слово сыр так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; произнести только второй звук, обозначить его фишкой желтого цвета;

5) «прочитать» слово сыр так, чтобы отчетливо был слышен третий звук; произнести только третий звук, обозначить его фишкой желтого цвета.

Вторая схема:  - звуковой анализ слова «нос».

Упражнения:

1) определить по схеме, сколько звуков в слове;

2) «прочитать» слово нос, соотнося произнесение с движением указки по схеме;

3) «прочитать» слово нос так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; произнести только первый звук, обозначить его фишкой желтого цвета;

4) «прочитать» слово нос так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; произнести только второй звук, обозначить его фишкой желтого цвета;

5) «прочитать» слово нос так, чтобы отчетливо был слышен третий звук; произнести только третий звук, обозначить его фишкой желтого цвета

Третья схема (задание на сообразительность):

данное задание предполагает , что учащиеся переставят звуки в слове нос и получится слово сон.

- какие текстовые материалы есть на страницах? Определите их назначение. Представьте возможные виды работ.

        На страницах 20-21  Букваря текстовых материалов нет, так как это только 7 урок в добукварном периоде обучения грамоте.

           - какие слова можно выделить для слого-звкового анализа и почему?

        На данном этапе понятие «слог» еще не ввелось, дети работают только со звуками. Для звукового анализа темой урока предусмотрены слова «сыр» и «нос».

-составьте задания для использования приемов анализа и синтеза по букварным страницам.

        Работа над группой предметных картинок.  Слово «дым», выделение звуков в слове- анализ.

- назовите первый звук в слове «дым»,

-назовите второй (третий) звук,

- сколько всего звуков в слове «дым»?

  Посмотрите на следующие картинки и назовите слово в котором такое же количество звуков – синтез. Картинка «мышь» ( в этом слове так же три звука).

- какие виды работ над связной речью можно использовать на уроке по этим страницам? Приведите пример.

При выполнении задания «Кто это? Назови одним словом» можно предложить детям составить:

- предложение, в котором перечисляется название рыб (сом, щука, окунь);

- предложение, в котором используется слово «рыбы»;

- предложение, в котором перечисляются –бабочка, стрекоза, оса;

- предложение, в котором используется слово «насекомые».

Данная работа направлена на развитии речи учащихся.

  1. Охарактеризуйте готовность учащихся к изучению темы урока:

-какие умения  сформированы у детей к моменту работы по предложенному материалу;

На момент проведения данного урока у учащихся сформировано умения:

-интонационно выделять заданный звук в словах,

-  определять  место звука  в слове;

-  сравнивать   звуки;

- проводить звуковой анализ слов (мак).

- формированию каких умений будет посвящен урок;

Данный урок будет посвящен формированию умений  :

  • проводить звуковой анализ слов;
  • сравнивать  слова по звуковой структуре;
  • различать  гласные звуки в середине слова;
  • выделять первый и последний звуки в словах.

-раскройте  содержательную сторону формируемых умений;

        Содержательная сторона, заключается в том , что фонетические знания и умения являются ведущими в букварный период. Именно они лежат в основе обучения детей важнейшим общеучебным умениям – чтению и письму. Поскольку русское письмо звукобуквенное (точнее фонемно-буквенное), человек оперирует в процессе чтения звуками, поэтому исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. В настоящее время обучение грамоте по любой программе начинается с добукварного периода, когда учащиеся заняты практическим освоением фонетики. Фонетические умения важны не только в период обучения грамоте: от сформированности фонетических знаний зависит дальнейшее становление осознанных навыков правописания, в частности без них нельзя сформировать орфографическую зоркость.

         - разработайте диагностические материалы для изучения состояния сформированности умений учащихся по рассматриваемой теме;

        Как диагностический материал можно предложить следующие задания:

1. Поднимите красный кружок, когда услышите звук [а], зеленый кружок — звук [ы]. Учитель повторяет группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, ы, у, а, и, ы, а, у, и].

2. Хлопните, когда услышите звук [с] .Учитель произносит группу согласных звуков — [н, п, м, т, к, м, н, к].

3.

дана звуковая схема и группа предметных картинок (кот, рак, роза, лось)

-Определи , какие слова подходят к данной звуковой схеме.

        4. Дайте лингвистическое обоснование изучаемой теме.

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих).

     Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью:

- с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

- фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);

- фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов;

-  фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.;

- знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

В период обучения грамоте  по «Букварю» Л.Е. Журовой работа над звуками и буквами ориентирована на развитие речевых способностей первоклассников и прежде всего на развитие фонематического слуха детей и их способности к чёткой артикуляции. Практически уже в букварный период ставятся и решаются эти задачи. Однако на уроках русского языка речь идет не только о систематизации знаний и умений учащихся, полученных ими в области фонетики и графики родного языка ранее, но и о принципиально новом содержании и формах звукобуквенного и слогового анализа звучащего слова.

 В результате работы по данной программе дети узнают такие понятия как «звук», «буква», изучают классификацию звуков, правила переноса, учатся ставить ударения.  разбирать слово по плану. В дальнейшем дети используют свои фонетические знания и умения при изучении орфографических правил.

На уроке необходимо актуализировать следующие знания:          

  • сравнение по размеру предмета и слова;
  1. выделение ударного слога;
  2. подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
  3. упражнения в звукоподражании;
  4. выделение каждого звука в слове;
  5. определение на слух количества звуков в слове;
  6. объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (нос-сон, сыр-дым).

  5.Назовите и обоснуйте возможные трудности в изучении данной темы первоклассниками.

При изучении данной темы у первоклассников могут возникнуть следующие трудности:

- При «чтении» слова по схеме звукового состава с указкой. Ребенок, ведя указкой по схеме звукового состава слова, произносит это слово, стараясь, чтобы указка двигалась по схеме в соответствии с его произнесением. Это чрезвычайно сложно для не умеющего читать ребенка. Здесь очень важна роль учителя, поскольку ребенку самому вначале трудно, почти невозможно добиться такого согласования.

- Интонационное выделение звука в слове. Ребенок должен произнести слово с интонационным выделением того звука, который он затем назовет изолированно. Такое произнесение непривычно для ребенка, а потому и трудно.

- Изолированное называние звука, который был интонационно выделен. Это тоже достаточно сложная задача: дети часто, хорошо выделив интонационно гласный звук, изолированно его не называют, а присоединяют к нему предшествующий согласный.

- Фиксация выделенного и названного изолированно звука фишкой. Пока дети не знают о гласных и согласных звуках, они обозначают эти звуки одинаковыми желтыми фишками. Схема звукового состава слова показывает ребенку, сколько звуков в анализируемом слове, и позволяет ему проверить, все ли звуки он определил.

6. Приготовьте наглядность с методическим описанием её использования на уроке.

Так как у первоклассников наиболее развито абстрактное мышление наглядно – образное представление, а так же ведущий вид деятельности в их возрасте – игра, то применение наглядности на уроках играет значимую роль.

        На данном уроке при работе с задание «Кто это? Назови одним словом» можно предложить детям дополнить ряд рыб и насекомых с помощью картинок , находящихся на доске. Можно использовать изображения – карася, леща, судака, комара, мухи, паука (приложение 1).

  1. Составить развернутый конспект урока с методическим обоснованием каждого этапа.

Конспект урока

Тема:  «Звуковой анализ слов «сыр», «нос». Сравнение слов по основной структуре»

Цель: создание благоприятных условий для формирования фонематических понятий и умений, орфографической грамотности обучающихся.

Задачи:

• произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них;

• сравнивать слова по звуковой структуре;

• положительное отношение к школе;

• проявление особого интере­са к новому школьному со­держанию заня­тий;

• находить звук [ы] в словах; называть слова со звуками [р], [р`];

• моделировать звуковой состав слова;

• участвовать в учебном диалоге;

Планируемые результаты:

         Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: трудолюбие, дисциплина, взаимопомощь, справедливость, уважение к окружающим, ответственность; проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации, сознавать значимость личной заботы об окружающем мире, осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Метапредметные:

  • формирование познавательных универсальных учебных действий:
  • умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
  • развитие самостоятельности, самооценки; осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя
  • формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
  • развитие монологической и диалогической речи, умения слушать, участвовать в коллективном обсуждении, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя; развитие умения участвовать в различных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре, в группе);
  • формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; расширение словарного запаса.

           Предметные: формирование умения выделять звуки в слове, устанавливать порядок звуков в слогах и односложных словах; развитие умения выполнять слого- звуковой анализ; развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слов; развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения, совершенствование культуры речи, обогащение словарного запаса; формирование навыка сознательного, правильного, слогового чтения

Ход урока

I. Организационный момент.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные,

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня мы продолжим работу со звуками. Проведем звуковой анализ новых слов, поиграем в занимательную  «Живые звуки» и, как всегда, откроем для себя какую-то новую страницу знаний.

– Откройте учебник, определите, чем будем заниматься? (Дети пробуют установить этапы урока.)

III. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слова «сыр». Игра «Живые звуки».

– Сколько клеточек нарисовано на схеме? (три).

- Для чего эти клеточки?  (Для звуков).

- Давайте « прочитаем» это слово целиком, соотнося его проговаривание с движением указки по схеме.

– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

– Произнесите только первый звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.

         – «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

– Произнесите только второй звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.

– «Прочитайте» слово «сыр» так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

– Произнесите только третий звук, обозначьте его фишкой желтого цвета.

(У доски работают дети с фишками желтого цвета, обозначающими данные звуки).

– Прочитайте слово. (Сыр.)

– Злой волшебник  заколдовал звуки [ы], [р]. Какой звук остался? Назовите. ([с])

2. Игра «Живые звуки».

-Какой 2й звук в слове СЫР? Какой 3й? Какой звук остался? А он какой по счёту? (Дети «играют» роль звуков).

- Ко мне подойдёт 2й звук в слове СЫР; 1й, 3й.

- Получилось ли слово? (нет)

- Почему? Что нужно сделать, чтобы схема слова СЫР получилась? (расставить звуки в нужном порядке)

3.Дифференцированная работа, поиск слов со звуком [ы]

– Назовите предметы, изображенные в учебнике на с. 20.

– В каких словах есть звук ы? (Дым, мышь.)

– Положите на эти картинки фишки, обозначающие звук [ы].

– Кто может привести свои примеры слов, в которых есть звук [ы]? (Примеры детей.)

4.Звуковой анализ слова «нос».

– Рассмотрите схему слова «нос». Что можете по ней рассказать?

– Назовите первый звук в слове «нос».

         – Назовите второй звук.

– Назовите третий звук .

           (Трое учащихся, изображающие звуки, образуют слово «нос».)

– «Прочитайте» по схеме на доске первое слово, которое образовали «живые звуки». (Сыр.)

– «Прочитайте» второе слово. (Нос.)

– Что заметили? (Звук [с] был первым, стал последним.)

– Задание для «живых звуков»: «звуки» первый и последний, поменяйтесь местами!

– Назовите теперь звуки последовательно. ([с], [о],[н].)

– Сделайте вывод. (Получилось новое слово, новый смысл.)

ΙV. Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику. Игра «Назови слово» со звуком [р], [р’].

– Назовите предметы, расположенные на первой строчке, интонационно выделяя первый звук. (Рррак, рррысь, ррракета.)

– Какой первый звук в этих словах? ([р].)

– У нас есть уже такой «живой звук».

(Встает ребенок с фишкой желтого цвета, который показывал звук [р]в слове «сыр».)

– Это слово может быть следующим?  (нет.)

- Почему? (Звук [р] должен быть первым, а он был в слове «сыр» последний.)

– Назовите, какие слова могут продолжить первую строчу. (Радуга, рука, рыба, руль, рынок и др.)

– Назовите предметы, расположенные на второй строчке, интонационно выделяя первый звук.

– Какой первый звук в этих словах? (Звук [р’].)

– У нас есть такой «живой звук»? (Нет.)

- Кто желает выступить в роли звука [р’]?

– Какие слова будут дружить с этим звуком, то есть начинаться на звук [р’]? (Рельсы, рис, ребус, ремень и др.)

2. Классификация предметов (рыбы, насекомые).

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 21.

– Кто это? (Рыбы.)

– Кто может назвать, какие рыбы изображены? (Сом, щука, окунь.)

– Что вы о них знаете?

(Если учащиеся затрудняются, можно дать небольшую инфо:мацию)Окунь – очень прожорливая рыба, хищник. На спине острые плавники, которые защищают его от врагов – щук. Щука – движется с быстротой летящей стрелы. Водится в озерах, прудах, реках. Сом – крупная пресноводная рыба с усиками около рта.)

– Кто еще изображен на иллюстрации? (Насекомые.)

– Назовите их.

- Дополните ряд рыб и насекомых с помощью картинок , находящихся на доске. (картинки  – карась, лещ, судак, комар, муха, паук.)

– Каких насекомых можно увидеть на лесной полянке? (Бабочки, кузнечики, стрекозы.

– Рыбы и насекомые – это представители животного мира, который очень разнообразен.

– Какие группы животных вы можете назвать? (Звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся.)

– Что нужно животным для жизни?

– Какую пользу приносят животные?

VΙ. Итог урока. Рефлексия.

– Какие «живые звуки» с нами играли сегодня? (Дети называют, игроки выходят к доске: [с], [ы], [р], [р’], [о], [н].)

– Какие слова могут образовать эти звуки? («Живые звуки» строятся – дети читают: сыр, нос.)

– Какой звук остался? (Звук [р’] .)

– Звук [р’] подумал и решил уехать на море. Объясните, почему именно на море?

– «Прочитайте» слово море, интонационно выделяя звук [р’].

- Перед вами лежат рыбки и цветные карандаши. Пожалуйста, раскрасьте рыбку в соответствии с вашим настроением: зелёный (Я доволен своей работой на уроке), жёлтый (У меня сегодня не всё получилось), красный (Я ничего не понял).

Конспект урока письма

        Тема: « Ориентация на рабочей строке прописей. Письмо полуовалов. (Пропись № 1 с. 22).

        Цели урока: формировать умение ориентироваться на рабочей строке, учить писать левые и правые полуовалы;

        Задачи урока:

•        развивать мелкую моторику, глазомер;

•        воспитывать положительное отношение к предмету.

Формирование универсальных учебных действий на уроке:

Регулятивные УУД:

  • формулировать тему и цель с помощью учителя;
  • учиться высказывать свое предположение на основе материала прописи;
  • определять успешность выполненного задания;

Познавательные УУД:

  • наблюдать;
  • делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь товарищей и учителя;
  • учиться выражать свои мысли, вступать в диалог;

Личностные УУД:

  • формирование учебной мотивации;
  • формирование навыков самооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент :

 - Вот  и прозвенел звонок-

Начинается урок.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

         Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

2.Актуализация необходимых знаний:

- На предыдущем уроке мы с вами познакомились с рабочей строкой.

- Как называется каждая линия рабочей строки? ( нижняя, средняя и верхняя линии рабочей строки).

- Найдите рабочую строчку у себя в прописях. Работая в парах , покажите  и назовите линии рабочей строки.

3.  Объявление темы урока:

– Сегодня продолжим учиться выполнять задания на рабочей строке, писать левые и правые полуовалы.

- Откройте пропись на странице 22 – 23, рассмотрите страницы , определите, чем будем заниматься? (Дети пробуют установить этапы урока.)

4. Изучение нового материала.

- Для того , чтобы начать работу мы должны правильно сесть. Я тетрадочку открою и с наклоном положу, я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Возьмите ручку в руки, я иду проверять. (проверка посадки  детей и наклон прописей).

1. Работа по прописи. «Месяц».

– Рассмотрите картинку в прописи. На что похож месяц?

– Рассмотрите месяцы вверху страницы. Какого элемента недостает? (Левого полуовала.)

– Найдите стрелочку. Расскажите, как будет двигаться ваша рука при письме левого полуовала. (Начинаем движение сверху (ото «лба» месяца), пишем левый полуовал, соединяем линию с «бородой» месяца.)

- Перед тем, как приступить к письму, нужно наши пальчики размять:

Идет по парте человек,

Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки.

(Дети сжимают правую руку в кулачок, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте. Произнося две последние строчки четверостишия, поднимают два растопыренных пальца вверх. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз)

- Пропишите левые и правые полуовалы, дорисовывая месяцы.

(Аналогичная работа с правыми полуовалами.)

2. Работа по прописи. «Черепаха».

– Рассмотрите черепаху. Какой формы ее панцирь? (Овал.)

– Какую часть овала дорисуем? (Сначала левый полуовал, затем правый.)

– Расскажите, как будет двигаться ваша рука при письме левого и правого полуовалов. Дорисуйте черепашек.

3. Письмо полуовалов на рабочей строке.

– Ребята, для чего черепахе панцирь? (При любой опасности черепаха прячется в панцирь.)

– Панцирь у черепах очень прочный. Наша черепаха просит «укрепить» ее панцирь. Напишем полуовалы на первой рабочей строке. Но прежде вспомним название каждой линии рабочей строки. (Верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки, вспомогательная линия.)

– Расскажите, где расположены левые полуовалы. (На рабочей и вспомогательной строке.)

– Найдите стрелочки. Расскажите по ним, как будет двигаться ваша рука. (Начинаем движение от точки, расположенной на вспомогательной строке; пишем левый полуовал, заканчиваем в точке на нижней линии рабочей строки.)

– Рассмотрите вторую рабочую строку.

(Аналогичная работа с правыми полуовалами).

5.Физминутка:

Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.) 

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) 

Раз-грибок, (Наклоны вперед.) 

Два - грибок, (Наклоны вперед.) 

Три - грибок, (Наклоны вперед.) 

          Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

         (Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок.  Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

            6. Продолжение работы по теме урока.

1. Письмо прямых вертикальных линий.

-Рассмотрите третью рабочую строку. Научимся ставить точки-помощники. Расскажите, для чего они нужны. (Расстояние между вертикальными линиями должно быть одинаковым, точки помогают соблюдать это расстояние.)

– Где расположены точки? (Точки находятся посредине между вспомогательной линией и верхней линией рабочей строки.)

– Расставьте точки.

– На следующей строке «рисуем травку». Каким будет порядок работы?

(Аналогичная работа с прямыми вертикальными линиями разной высоты.)

2. Задание «Проведи линии по дорожкам».

– Не торопясь, проведите линию посередине дорожки. Кто доволен своей работой?

Теперь проведите линию посередине второй дорожки. Постарайтесь сделать это быстрее, чем в первый раз.

  1. Итог урока. Рефлексия:

- Что вы сегодня научились делать на уроке?

- Что на уроке вам показалось самым интересным?

- Что у вас вызвало затруднения?

- Чему вы научились на уроке?

 

8.Придумайте способы оценивания деятельности детей на уроке и представьте варианты их включения в урок;

В соответствии с нормами СанПиНа в первом классе отметки не ставятся. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Самооценка является одним из компонентов деятельности; она связана с процедурой оценивания.

Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки - знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом. Для этого в первом классе вводится специальное место в пространстве класса: «Место сомнений (тренировки)»; в противовес этому может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать».

На разработанном мною уроке , я предлагаю учащимся следующий вариант проведения  рефлексии: - Перед вами лежат рыбки и цветные карандаши. Пожалуйста, раскрасьте рыбку в соответствии с вашим настроением: зелёный (Я доволен своей работой на уроке), жёлтый (У меня сегодня не всё получилось), красный (Я ничего не понял).

  1. Подберите из журнала статьи, которые помогли вам выполнить контрольную работу , дайте им краткую аннотацию.

Кузьменко Н.С,. Янюшкина. О.М. Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в период обучения грамоте.- "Начальная школа".-2014.- №8.- С.37-41

В статье описывается реализация системно- деятельностного подхода с первых дней обучения. Дан развернутый конспект урока «Согласные звуки: глухие и звонкие» . Показан деятельностный подход на каждом этапе урока, что позволило ученикам ставить задачи и решать их, выполняя определенные задания. Первоклассники были исследователями, вопросы возникали один за другим, и школьники увлеченно искали на них ответы.

Каирова Н.З. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников.- Начальная школа.- 2014.- №8.-С. 42-43

В статье описаны приемы как можно работать над развитием самоконтроля и самооценки, навыков учебного сотрудничества  обучающихся.

Нестерова О.С. Педагогические условия активизации словарного запаса первоклассников .- Начальная школа.- .- 2013. № 11.- С. 49-51

В статье описана работа по активизации словарного запаса учащихся. Большое внимание в статье уделяется описанию педагогических условий, соблюдая которые педагог может добиться хороших результатов.