Контрольная работа по произведению Э. Шима "Храбрый опенок" (Ефросинина 2 класс)

Смаракова Елена Александровна

Э. Шим "Храбрый опенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_r_2.docx454.25 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1

Контрольная работа выполнена по произведению Эдуарда Юрьевича Шима «Храбрый опенок». Произведение находится в учебнике «Литературное чтение» 2 класс, автор-составитель Л.А. Ефросинина (Начальная школа XXΙ века.)

Определите место изучаемого произведения в системе литературного чтения авторской системы (класс, раздел, тема, задача его изучения на уроках).

Сказка Эдуарда Шима о природе «Храбрый опенок» изучается во 2 классе, в разделе «Уж небо осень дышало…», тема- произведения о родной природе, задача изучения данного произведения на уроках- формирование учебно – познавательных компетентностей в рамках урока литературного чтения.

Задание 2

На основе изучения творчества писателя, предоставить материал для знакомства детей с биографией автора (уточнить форму представления, содержание материала, методически прокомментировав отобранный материал).

Изучив творчество писателя Эдуарда Шима , я предлагаю представить детям биографию писателя в виде небольшой биографической справки, сопровождающейся слайдом с портретом и книгами с его произведениями, похожими по тематике на «Храброго опенка». Или же подготовить книжную выставку, если детей заинтересует творчество Э. Шима, предложить им прочесть дополнительно произведения. Рассказ о писателе должен быть небольшим и понятным для детского восприятия. Так как сказка «Храбрый опенок» - произведение о природе, то акцентировать внимание детей на том, что писал Шим преимущественно о природе.

C:\Users\777\Desktop\img5.jpg

Эдуарда Юрьевича Шима родился в 1930 г., в семье служащих. Окончил Ленинградское архитектурно – художественное училище. Первая его книга вышла в 1951 году, и сразу привлекла к себе внимание. Однако признание и успех пришли к автору с появлением детских книг.

В основе тематики произведений Ю. Шима лежит отношение маленького человека к природе, к окружающему ему миру.. Все произведения Э. Шима проникнуты чувством любви к Родине, он стремится передать его своим юным читателям, рассказывая им о людях, которые приносят всем радость.

Излюбленный жанр писателя – небольшая повесть, рассказ. Иногда он использует форму сказки, популярную среди маленьких читателей. Для стиля его произведений характерна поэтичность, особенно в воспроизведении характеров, где наблюдаются иногда противоречия самой жизни: наивность и скептицизм, великодушие и практичность. Э.Ю. Шимом написаны книги для детей« Молчком то лучше», «Сказки о природе», «Кто что умеет», « Медовый ручеёк», «Рассказы и сказки», и другие.

Задание 3

Представьте текстовый литературно - методический анализ художественного произведения.

Жанр произведения Э. Шима «Храбрый опенок» - научно-познавательная сказка.

Тема – Э. Шим. Храбрый Опёнок

Возможность изучения детьми – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Специфика композиции

Композиция произведения направлена на развитие интереса к чтению, расширение читательского кругозора. Воспитание любви к природе, бережное отношение к ней (правила сбора грибов).

Видение образной системы и способов ее создания

Школьникам на уроке объясняется том, как автор в произведении создает образы грибов, природы и ее явлений.

Понимание авторской позиции

К какому жанру относится это произведение, вы узнаете, прослушав его. Возьмите простые карандаши. Следите за моим чтением и подчёркивайте непонятные слова [5, c. 32].

Чтение произведения учителем.

- К какому жанру относится это произведение? (сказка).

- О чём эта сказка? (о природе).

Открытие языкового своеобразия

Словарная работа.

Авось – может быть.

Боровики – белые грибы.

Картузик – мужской головной убор с твёрдым козырьком.

Методическое прочтение текста поиск ответов на вопросы:

- Как организовать прочтение художественного произведения и именно таким образом?

Чтение произведения проводится в следующие этапы:

1. Первичный синтез:

- подготовка к первичному восприятию текста,

- установка на целенаправленное восприятие текста,

- первичное восприятие текста,

- эмоционально оценочная беседа.

Основные задачи первичного синтеза - это ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста; выяснение эмоционального воздействия произведения [1, c. 18].

2. Этап анализа:

- устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета;

- выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует);

- раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);

- проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

3. Этап вторичного синтеза:

- обобщаются существенные черты действующих лиц;

- сопоставляются герои и дается оценка их поступкам;

- выясняется идейная направленность произведения;

- дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.

- Каким образом и что непосредственно можно выяснить с детьми, рассматривая композицию, жанровое своеобразие произведения?

«Храбрый Опёнок» является одним из основных жанров фольклора, эпическим преимущественно прозаическим произведением волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Существуют фольклорные литературные сказки.

Писатель использует этот жанр, потому что это - любимый жанр ребят. Младшие школьники в сказке любят и бытовые сюжеты, и «сказочные», «волшебные». Замечено, что особенно привлекательным для читателей является юмор, который, как правило, бывает во многих сказках одним из основных мотивов развития повествования.

- Какие вопросы помогут организовать понимание детьми авторской позиции?

- Как вы думаете, о чём это произведение?

- Кого называет автор дедами, братцами, отцами, сестричками?

- Почему опёнка называют храбрым?

- Что поможет тетям обнаружить образы и средства их создающие?

При работе с системой образов необходимо научить детей не просто называть основных сказочных персонажей, но и определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать его характеристику со стороны его сказочной функции [3, c.34].

Разобраться в пестром чудесном мире волшебной сказки ребенку поможет типология сказочных персонажей. Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям:

- вредитель (антагонист),

- даритель,

- чудесный помощник,

- похищенный герой (искомый предмет),

- отправитель,

- герой,

- ложный герой.

Задание 4

Составить вопросы и задания для всех видов анализа художественного произведения с детьми.

Развитие детства

- Вы догадались, кто главный герой произведения?

- Опёнок – это что?

- Какими качествами наделяет автор героя в самом названии?

Анализ образной системы

- Что значит быть храбрым?

- Как вы думаете, что это за жанр произведения?

Почему?

Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?

- Почему?

Проблемный анализ

- Неприбранный, невидный, неказистый (неприбранный, невидный, неказистый.) Как вы понимаете эти слова?

- Скажите, как менялась погода в лесу?

- Почему грибы стали «сходить»?

- Прочитайте как автор описывает осень.

- Прочитайте ещё раз название сказки.

- Каким был по мнению автора Опёнок?

Найдите в тексте слова, которые характеризуют Опёнка.

Почему грибники поклонились Опёнку?

Стилистический анализ

- С чего начинается (зачин) сказка?

- Что является завязкой сказки?

- С чего начинают разворачиваться события?

- Как развивались события?

Задание 5

Методически обосновать возможные виды работ по воспроизведению данного текста в речи учащихся.

Большое внимание на уроках литературного чтения уделяем работе с текстом направленным на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:

- Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания» [3, c. 19].

- Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста».

- Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».

Речеведческие понятия.

Кафтан – длинный пиджак

Неказистый – некрасивый

Нынче – сейчас

Студёная – холодная

Фронтальная работа.

1). У этого гриба на шляпке волны(волнушки).

2). Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти жёлтые (лисички)

3). Стоит мальчонка

Замаслена шапчонка. (маслёнок)

- Прочитайте ключевое слово в кроссворде. О чём оно вам говорит? (автор произведения)

Анализ текста:

- Найди и прочитай, как автор называет грибы.

- Найди описания всех грибов. Сравни эти описания: чем грибы похожи, чем различаются.

- Как автор описывает осенний лес? Подтверди свой ответ словами из текста.

- Вспомни, что такое кузовок. Расскажи.

- Рассмотри иллюстрации. Расскажи, как герои рассказа относятся к храброму Опёнку.

- Почему грибники поклонились Опёнку?

- Сочини свой рассказ об осеннем  лесе.

Задание 6

Методически обосновать последовательность выбранных видов чтения на уроке и анализе предложенного художественного произведения для организации урока.

Кто читает?

На уроке начинает читать учитель, после чего включаются в работу учащиеся.

Как читают?

Школьники читают с выражением в полголоса, выделяя знаки препинания.

В какой момент работы с текстом художественного произведения?

После прочтения абзаца одним учеников учитель проводит работу для дальнейшего совершенствования темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях. Работа проводится в момент знакомства и на этапе основной части урока.

Каким образом чтение позволяет выйти на понимание текста?

Чтение позволяет выйти на понимание текста с помощью его восприятия, раскрытия его содержания, своеобразная расшифровка, когда из отдельных предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ [2, c. 43].

Задание 7

Составить упражнения на совершенствование навыков чтения с учетом состояния его сформированности для данного класса и возможностей рассматриваемого художественного произведения.

Упражнение 1

Тема - Знакомство с произведением.

Цель – познакомить со сказкой Э.Шима «Храбрый Опёнок», учить работать с текстом произведения.

Ход упражнения.

У. Дима начинает читать. (Прочитывается 1-ый отрывок).

У. Какие грибы встретились в произведении? Найдите в тексте и прочитайте отрывки про каждого из них.

Боровики – белые грибы,

Кафтан – длинный пиджак.)

Дети зачитывают отрывок из текста про боровиков.

Зачитать отрывок про подосиновики.

Картузик – небольшая фуражка, мужской головной убор с жестким козырьком.

Дети зачитывают отрывок про маслят.

Дети зачитывают отрывок про сыроежки.

У. А сейчас выполним задание №3 в тетради.

деды сыроежки

отцы маслята

братцы подосиновики

сестрицы боровики

У. Как автор называет грибы. Соедини пары слов.

Упражнение 2

Тема «Анализ произведения».

Цели:

- формировать культуру чтения и оценочные суждения;

- развивать интерес к чтению;

- воспитывать бережное отношение к природе.

У. Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

У. Сделаем обложку к этому произведению.

У. Почему автор назвал сказку «Храбрый Опенок»?

У. Что вам понравилось в сказке, а что – нет?

У. Рассмотрите в учебнике иллюстрацию к сказке.

Расскажите, что на ней изображено?

Найдите и прочитайте этот фрагмент в тексте.

У. Как вы оцениваете поступки других грибов?

У. Почему грибы начали сходить?

У. А как поступал Опенок?

У. Как вы считаете, о каких чертах характера героя говорят его поступки?

Выберите правильный ответ.

Назовите черты характера Опенка [1, c. 11].

Храбрый, трусливый, выносливый, веселый, стойкий, ловкий, находчивый, капризный.

У. Прочитайте последнее предложение. Как вы думаете, почему грибники низко поклонились Опенку?

У. А теперь, поработаем в парах. Посовещайтесь и выберите из предложенных пословиц те, которые вы считаете подходят к сказке.

Упражнение 3.

Тема – «Работа в группах».

Цель – обогащение читательского опыта, словаря учащихся, развивать речь и мышление учащихся.

Ход упражнения.

Дети получают конверты с заданиями.

1 группа. Найти в тексте описание боровика и показать его на слайде.

2 группа. Найти в тексте описание подосиновика и показать его на слайде.

3 группа. Найти в тексте описание маслёнка и показать его на слайде.

4 группа. Найти в тексте описание сыроежки и показать его на слайде.

5 группа. Найти в тексте описание опёнка и показать его на слайде.

6 группа. Найти в тексте описание ранней осени.

7 группа. Найти в тексте описание середины осени.

8 группа. Найти в тексте описание поздней осени.

 Проверка групповой работы.

Работа в тетрадях. Стр. 57 (фронтальная работа)

- Кого называет автор дедами, братцами, отцами, сестричками?

деды подосиновики

отцы сыроежки

братцы маслята

сестрички боровики

- Какой гриб отсутствует в этом списке? (опёнок)

- Почему опёнка называют храбрым? (он пережил всю осень)

А какая же была эта осень?

6 группа. Читает описание ранней осени.

7 группа. Читает описание середины осени.

8 группа. Читает описание поздней осени.

Вывод по прочитанному.

Все невзгоды пережил опёнок: и дождь, и холод и первый снежок, но всё равно дождался своих грибников.

Как учитывать количественные показатели чтения?

Комплексная проверка урока включает выяснение уровня понимания текста (содержания и смысла), правильность чтения (количество и характер ошибок), способ чтения вслух (буквами, слогами, словами и сочетаниями слов), темп чтения (количество слов или знаков, прочитанных за 1-2 минуты).

При проверке чтения про себя, учитывается способ чтения по характеру речедвижений: чтение без внешних речедвижений (условно «глазами»), чтение шепотное – с наличием речедвижений и чтение с участием губ – остаточными речедвижениями. Если ребенок читает шепотом, он не владеет чтением молча. Сформированность чтения про себя можно определить по темпу чтения: при несформированном чтении он равен по скорости чтению вслух. Известно, что чтение про себя в старших классах начальной школы должно доминировать, чтобы учащиеся были готовы к чтению в среднем звене, где эта форма чтения становится основной [6, c. 54].

Задание 8

Подготовить текст, или его отрывок для выразительного чтения с учетом требований, предъявляемых для данного вида чтения.

Для того чтобы прочитать предложенный отрывок дети должны соблюдать следующие требования:

1.    Правильная постановка логического ударения.

2.    Соблюдение пауз.

3.    Правильный выбор темпа.

4.    Соблюдение нужной интонации.

5.    Безошибочное чтение.

На момент чтения произведения Э. Шима «Храбрый Опенок» ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы - один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах - шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!

Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!

Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки,  на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши!

Задание 9

Представить возможности использования контроля и самоконтроля на уроке чтения предложенного текста. Сформулировать задания и методику их включения в урок.

На уроке проводится использование  контроля и самоконтроля на уроке чтения предложенного текста:

- Фронтальный опрос. Позволяет в ходе беседы с классом определить подготовку по вопросам справочного характера: факты, события, люди, знание произведения;

- Индивидуальный опрос. Учитель может организовать проверку знаний как в виде устного опроса у доски, так и письменного опроса по индивидуальной карточке-заданию [4, c. 32].

На уроке могут применяться здания, направленные на включение в урок:

1. Выявление первичного восприятия произведения.

- Кому понравилось произведение?

- Какое настроение оно вызвало? Было ли вам весело или грустно? В какие моменты?

- Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит? (Это произведение вызывает чувство уважения, благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не стесняться говорить “спасибо”).

- Прочитайте фамилию автора и заголовок. (Э. Шим “Храбрый Опенок”).

- Почему автор так озаглавил свой текст? (…)

2. Моделирование обложки.

- Покажите на листочках к какому жанру относится это произведение.

О ком или о чем это произведение?

3. Проверка:

- Из указанных моделей назовите ту, которая соответствует данному произведению.

Задание 10

Составить развернутый конспект урока чтения

Тема. Эдуард Шим. «Храбрый Опенок».

Цели. Познакомить учащихся со сказкой Э. Шима «Храбрый Опенок»; учить работать с текстом произведения; формировать культуру чтения и оценочные суждения; развивать интерес к чтению, критическое мышление; воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство уважения к альтернативному мнению [3, c. 44].

Оборудование. Учебник литературного чтения для 2-го класса (авт.-сост. Л.А. Ефросинина); рисунки с изображениями гриба опенка, кафтана, картуза, мальчика с белокурыми кудрявыми волосами; плакаты с высказываниями: «Уйду, не буду спорить», «Постараюсь доказать, что я прав», «Соглашусь с мнением других, потому что их большинство»; карточки с ключевыми и опорными словами для характеристики героя и построения сюжетной линии произведения; рейтинговые листы с пословицами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. С каким произведением мы работали на прошлом уроке?

Дети. Мы читали рассказ Михаила Пришвина «Недосмотренные грибы».

У. Объясните, что значит «недосмотренные грибы»?

Д. Это грибы, которых не нашли грибники. Они остались несобранными.

У. Расскажите, описание какого гриба вам особенно понравилось?

Ученики пересказывают понравившиеся описания грибов.

У. Вспомните, о чем сожалеет автор в конце рассказа?

Д. Автор сожалеет, что с приходом зимы многие грибы так и останутся стоять в лесу, пропадут. Ему жалко, что они никому не достанутся.

III. Сообщение темы урока

У. Прочитайте предложения, записанные на доске. Подумайте, что их объединяет?

На доске:

Белка и Ворон
Весело или грустно?
Снег и Кисличка 
Приключения зайца

Д. Это названия произведений писателя Эдуарда Шима.

У. Что вы знаете о творчестве этого писателя?

Д. Эдуард Шим писал сказки и рассказы для детей. Его произведения – о животных и о природе.

У. Эдуард Юрьевич Шим – ученик и последователь Виталия Бианки. Многие его произведения – коротенькие диалоги между человеком и животными или животных между собой. Но в каждом его произведении животные – это фактически люди: умные и знающие, добрые и сострадающие.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением этого писателя.
Но сначала представьте, что ваше мнение или поступок вызывают несогласие или негативную реакцию у большинства. Как вы поступите?

Используется технология развития оценочных суждений – прием «Три угла».

На доске – предполагаемые ответы:

1. Уйду, не буду спорить.

2. Постараюсь доказать, что я прав.

3. Соглашусь с мнением других, потому что их большинство.

Ученики отвечают на вопрос. Большинство выбирают первый и третий ответы.

Ответы учеников:

Группа 1.

– Не буду спорить. Я знаю, что я прав.

– Не люблю спорить. Так и поссориться можно.

Группа 2.

Ученики не смогли обосновать свой выбор.

Группа 3.

– Если большинство думает не так, значит, я ошибаюсь.

У. К этому вопросу и вашим ответам мы вернемся в конце урока.

IV. Знакомство с произведением

У. Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

На доске:

кафтан кудельки

картуз кузовок

Ученики объясняют значение слов. Учитель выставляет на доску рисунки с этими предметами.

– Прочитайте название произведения. Можно ли узнать из заглавия, кто герой произведения?

Д. Да. Это гриб Опенок.

У. Как называет его автор?

Д. Храбрый.

У. Как вы понимаете это слово? Как вы думаете, какого человека можно назвать храбрым?

Д. Это человек, который ничего не боится.

– Храбрый человек – это смелый человек.

– Храбрый – это значит мужественный и решительный.

– Бесстрашный человек.

Учитель читает текст небольшими отрывками. На каждой остановке обсуждается содержание прочитанного, прогнозируется содержание развития сюжета.
Первая остановка – после слов: «Никто тебе не поклонится!»

У. Какие чувства вызывает у вас прослушанный отрывок? Почему?

Д. Мне стало грустно, потому что другие грибы смеялись над Опенком.

– Мне жалко Опенка, потому что он не такой красивый, как другие грибы, и его никто не захотел взять в свою корзинку.

– Мне очень жалко Опенка, потому что с ним никто не захотел дружить.

У. Прочитайте, как автор называет грибы. Найдите описание Опенка. Как вы понимаете значение слов неприбранный, невидный, неказистый?

Дети отвечают.

– Как, по вашему мнению, автор относится к Опенку?

Д. Я думаю, что автору тоже жалко Опенка, потому что у него нет ни кафтана, ни картуза.

– Я считаю, что автор жалеет Опенка, называет его «сиротинушка».

У. Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступит Опенок?

Д. Я думаю, что Опенок обидится и спрячется ото всех.

– Я думаю, что Опенок найдет себе других друзей, таких же, как он, которые не будут над ним смеяться.

Учитель читает следующий отрывок. Вторая остановка – после слов: «Неужели так и пропасть Опенку ни за что ни про что?»

У. Как вы думаете, чем закончится эта история?

Д. Мне бы хотелось, чтобы Опенка тоже нашли и взяли в кузовок.

– Я думаю, что Опенок ничего не испугается и дождется, когда его заметят. Он же храбрый!

– Я думаю, что Опенок не пропадет просто так. Его обязательно заметят и соберут, потому что он очень терпеливый.

Учитель дочитывает текст.

V. Работа над содержанием прочитанного текста

У. Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему? Что мы прочитали? Докажите. Ожидали ли вы, что у сказки может быть такой конец?

Дети отвечают.

– Что вам понравилось в сказке, а что – нет?

Д. Мне не понравились другие грибы, потому что они не захотели дружить с Опенком.

– Мне не понравились другие грибы из-за того, что они смеялись над бедным Опенком.

– Мне понравился Опенок, потому что он добился своего, его тоже заметили.

– Мне понравился Опенок за храбрость и ум.

– Мне понравились люди, которые нашли Опенка и поклонились ему.

У. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Расскажите, что на ней изображено? Найдите и прочитайте этот фрагмент.

Ученики читают отрывок сказки по ролям.

– Как вы оцениваете поступки других грибов?

Д. Я считаю, что другие грибы поступили плохо. Они смеялись над Опенком, потому что он не такой красивый, как они.

– Я думаю, что другие грибы злые, потому что они не хотели с ним дружить и говорили, что он никому не нужен.

У. Почему грибы стали «сходить»?

Д. Наступила поздняя осень, и в лесу стало холодно.

У. Как автор описывает осенний лес? Какие тропы он использует?

Д. Злые дожди. Мутные тучи. Голый лес. Снежная крупа.

У. А как теперь автор описывает Опенка? Найдите в тексте слова-признаки или слова-действия, характеризующие его.

Ученики отвечают на вопрос. Учитель выставляет на доску заранее подготовленные карточки со словами: хитрый, прыткий, перебрался, вскочил, прыгнул, выглядывает.

– Как вы считаете, о каких чертах характера героя говорят эти слова?

Д. Он храбрый и стойкий.

– Не испугался ненастья.

– Он умный и находчивый.

У. Рассмотрите иллюстрацию в конце сказки. Прочитайте отрывок сказки, который изобразил художник.

Ученики находят в тексте и читают отрывок сказки, изображенный на рисунке.

– Как вы думаете, почему грибники низко поклонились Опенку?

VI. Физкультминутка

VII. Работа над сюжетом. Построение сюжетной линии сказки

У. Давайте еще раз вспомним все основные события, описанные в сказке, и выстроим ее сюжетную линию.

Учитель вопросами помогает детям найти элементы сюжетной линии: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Карточки с ключевыми словами крепятся на схему.

– Как начинается сказка?

Д. «Много по осени грибов уродилось».

У. А с чего начинают разворачиваться основные события в сказке? Найдите завязку.

Д. «И вдруг вырос еще один гриб – Опенок».

У. Как развивались события дальше?

Д. «Не замечают его грибники».

– «В лесу холоднее становится».

– «Сошли деды боровики.

– «Еще холоднее стало в лесу».

– «Сошли отцы подосиновики».

– «А грибники все равно не замечают Опенка».

У. Как вы считаете, в какой момент наступает перелом в несчастной судьбе Опенка? Найдите кульминацию сказки.

Д. «Все грибы сошли».

У. И чем же все закончилось?

Д. «Грибники поклонились Опенку».

На доске – схема сюжетной линии.

VIII. Творческая работа

Класс делится на группы. Одна группа получает задание – составить модель обложки произведения. Остальные группы получают листы с пословицами. Им предлагается установить рейтинг пословиц, отражающих главную мысль сказки.

Список пословиц: Будет время – и нам люди поклонятся. Мал телом, да велик делом. Не красавец лицом, да хорош умом. Храбрым счастье помогает. Кто стучит, тому откроют. Терпенье и труд все перетрут. Придет время – и мы ногой топнем.

Проверка проходит фронтально. Первая группа представляет модель обложки к сказке. Остальные группы представляют свой рейтинг пословиц, объясняют свой выбор.

IХ. Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. С каким произведением мы сегодня познакомились? Почему оно так называется? Как вы считаете, чему учит эта сказка?

Д. Я считаю, что эта сказка учит быть храбрым и терпеливым.

– Я думаю, что сказка учит быть добрым. Нельзя смеяться над другими за то, что они бедные или некрасивые.

– Надо уважать не за красоту, а за поступки.

– Я думаю, что эта сказка учит доказывать свою правоту и ничего не бояться.

У. Закончите пословицу: «Встречают по ...».

Д. «...одежке, а провожают по уму».

У. Давайте вспомним, с чего начался урок, и еще раз вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока. Как вы теперь на него ответите? Изменилось ли ваше мнение по этому вопросу?

Повторно проводится упражнение «Три угла». Ученики, изменившие свое мнение, объясняют, почему они это сделали. На этот раз большинство детей выбрали ответ: «Постараюсь доказать, что я прав».

Д. Если ты прав, то надо это доказать.

– Надо быть храбрым, как Опенок, и добиваться своего – тогда другие поймут, что они ошибались.

X. Домашнее задание

У. Дома вы должны будете пересказать сказку от лица главного героя – Опенка. Давайте подумаем: как можно начать этот пересказ?

Ученики предлагают различные варианты начала сказки:

Д. «Однажды я встретил в лесу много красивых грибов. Я хотел с ними подружиться, но...»

– «Вырос я в лесу совсем один. Не было у меня братьев-опят, но рядом росли другие грибы...»

– «Здравствуйте, друзья! Меня зовут Опенок...»

– «Когда я появился на свет, я очень хотел, чтобы меня нашли грибники и взяли в свой кузовок...»

Задание 11

Составить библиографию литературы

1. Ваюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебное пособие. / М.П. Ваюшина - М. : Академия. 2010.        284 с.

2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Учебное пособие / М.Р. Львов - М.: Академия. 2008. - 462 с.

3. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата [ Т.И. Зиновьева и др.] // под ред. Т.И. Зиновьевой: Московский государственный педагогический университет. – М.: Юрайт – 2016 – 468 с.

4. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина – 3-е изд. – М.: 1999- 230с.

5. От действия к мысли : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов и др. ; Российская академия образования]; под ред. А. Г. А см олова -2-е изд. - VI. Просвещение. 2010. — 152 с.

6. Современный урок в начальной школе : опыт, идеи, рекомендации авт. - сост. А. Б. Носкова [и др.]. – Волгоград.: Учитель. 2011. - 238 с.

7. Поздеева С.И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности Научно-педагогическое обозрение // С.И. Поздеева - 2016. № 3(13). С. 36-40

8. Поздеева С.И. К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информационными текстами. // С.И. Поздеева / Вестник ТГПУ. 2016. № 5 – С.120.