Развитие двигательных качеств у детей с глубокими нарушениями зрения.

Зимина Ирина Васильевна

Одна из основных проблем формирования двигательных способностей детей с нарушением зрения школьного возраста решается на уроках адаптивной физической культуры, и является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательного процесса. Быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость неразрывно связаны с передвижением, поэтому целесообразно включать элементы специальных упражнений в занятия по физическому воспитанию. Процесс специального обучения представляет собой систему различных направлений, обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие двигательных качеств у детей с глубокими нарушениями зрения.

 Зимина Ирина Васильевна                                                                                                Учитель физической культуры                                                      

 КУ ХМАО-Югры "Нижневартовская общеобразовательная                                              санаторная школа"                                                                                                                                 г. Нижневартовск                                                                                                     Irina0205@list.ru

Одна из основных проблем формирования двигательных способностей детей с нарушением зрения школьного возраста решается на уроках адаптивной физической культуры, и является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательного процесса. Быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость неразрывно связаны с передвижением, поэтому целесообразно включать элементы специальных упражнений в занятия по физическому воспитанию. Процесс специального обучения представляет собой систему различных направлений, обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов.

Сегодня все больше внимания уделяется физическому воспитанию людей с различными отклонениями в состоянии здоровья, как одному из важнейших факторов в процессе  реабилитации и интеграции в общество. В полной мере это относится и к физическому воспитанию детей с глубокими нарушениями зрения школьного возраста. Большое значение в их  жизнедеятельности придается решению проблем развития и совершенствования их двигательной сферы.

Проблема формирования двигательных способностей детей с нарушением зрения школьного возраста на уроках адаптивной физической культуры является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательного процесса. Быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость неразрывно связаны с передвижением, поэтому целесообразно включать элементы специальных упражнений в занятия по физическому воспитанию. Непосредственное восприятие окружающих предметов, позволяет незрячему ребенку быстрее понять и запомнить изучаемое пространство. Познавательная карта передвижения школьника с нарушением зрительного анализатора формируется в процессе двигательной активности. Полное нарушение функций зрительного анализатора представляет для незрячих детей барьер в процессе познания окружающего мира, который не позволяет им полноценно и гармонично развиваться, но не является непреодолимым. Процесс специального обучения представляет собой систему различных направлений, обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов.

В зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся  разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве. Естественно, что обучение каждой из групп детей требует использования специфических форм работы учителя.

По степени зрительных нарушений и способам восприятия учебного материала различаются следующие группы (классификация Л.И. Земцовой).

1. Слепые и практически слепые (так называемые «частично видящие») дети – с остротой зрения в пределах от 0 до 0.04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. Такие дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Часть из них при чтении и письме, при выполнении упражнений с оборудование опирается на остаточное зрение. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.

2. Слабовидящие дети – с остротой зрения в пределах от 0.05 до 0.09, с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Такие дети нуждаются в регламентированной зрительной нагрузке и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий. Они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих. При обучении этих детей применяется система специальных технических и оптических средств, используемых с целью коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых функций. Однако их зрение является недостаточно устойчивым, при неблагоприятных условиях оно ухудшается. В связи с этим такие учащиеся нуждаются в облегченном режиме зрительной нагрузки, в умелом чередовании деятельности, труда и отдыха.

3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0.1 до 0.3-0.4, с коррекцией оптическими стеклами на лучшем глазу.

При наличии определенных условий они свободно читают, используя зрение, пишут, зрительно воспринимают предметы, явления и процессы действительности, зрительно ориентируются в большом пространстве. В связи с необходимостью применять специальные методы и технические средства обучения, соблюдать определенные гигиенические требования такие дети также обучаются в специальных школах для слабовидящих. Однако некоторых из них при обеспечении необходимых условий в состоянии успешно обучатся в массовой школе.

4. Дети с остротой центрально зрения 0.4- 0.5 и выше, с коррекцией оптическими стеклами.

У этих детей не отмечается выраженных вторичных отклонений в психическом развитии. Такие дети подлежат обучению в обычных условиях массовой школы. Однако по отношению к ним должен соблюдаться некоторый щадящий режим, их необходимо освобождать от некоторых общественных поручений и заданий, так как перегрузка учебной работой может отрицательно сказаться на их работоспособности.

Таким образом, в зависимости от степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что предполагает применение дифференцированных форм их обучения в специальной школе для слабовидящих и массовой школе.

Нарушения зрительной системы отрицательно сказываются на формировании других систем, тесно связанных со зрением (двигательная ориентация, пространственное и предметное восприятие с помощью осязания и слуха и т.д.).

При межсистемном нарушении функций отмечаются недостатки и задержки не только в развитии, касающемся психических функций, но имеют место также недостатки в физическом развитии и формировании движений.

Отсутствие необходимого самоконтроля и саморегулирования движений при неполноценном зрении отрицательно сказывается на двигательных функциях. У слабовидящих детей и подростков отмечаются: замедленный темп движения, недостатки координации и точности, отклонения в развитии чувства ритма и пространственной ориентации, в частности, во время занятий физкультурой, спортом, трудом.

Снижение функционального состояния двигательного анализатора у детей с нарушениями зрения приводит к ослаблению функциональной деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма, ориентированной на физические нагрузки, и удлинению времени на восстановления.

Для развития двигательных качеств у детей с нарушениями зрения мы используем ряд специфических средств: ходьба, бег, их чередование и разновидности, общеразвивающие упражнения с применением специальных координационных упражнений, которые развивают способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве, кинестетическую способность, способности к реакциям, дифференцировке пространства и т.д., – а также широко используем подвижные игры средней интенсивности.

Примеры подвижных игр для детей с нарушением зрения (1—4-х классы).

«Космонавты»

В центре зала мелом обозначают круг диаметром 2—2,5 м, вокруг которого на расстоянии 2 м кладут обручи (цветные). Большой круг — это земля, а обручи — ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, формирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планете; на какую захотим — на такую полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!»

С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занимают попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети поднимают его вверх, отводя лопатки, и по команде «взлет!» приставными шагами движутся по кругу, затем по команде «посадка1» все останавливаются. Пока космонавты совершают полет, опоздавшие стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются дети, совершившие больше полетов.

«Хитрая лиса»

Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, с закрытыми глазами. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осанку у игроков; чья осанка ему понравилась (правильная осанка), тому в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и говорит: «Можно открыть глаза». Игроки открывают глаза и проговаривают: «Хитрая лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: «Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет убегающих, передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.

«Зайчики»

Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером 10 х 20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит: «Прыг-скок, прыг-скок, скачут зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку».
С последним словом направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти назад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом возвращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему товарищу. Передают мешочек следующему игроку, а - сами встают в конец колонны. Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, пока направляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают руки вверх. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

«Цапля»

«Цапля» — водящий, а остальные — «лягушки». Пока цапля спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну сторону). Вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос «ква-ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают другого водящего — «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых ногах с сохранением правильной осанки, а «лягушки» прыгают на корточках с прямой спиной.

«Елочка» 

По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водящий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить». Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы расставлены. Это «елочка». Тот, кто принял неправильное положение или не добежал до стены, может быть «осален». «Осаленный» становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быстрые и точные в выполнении правил игры.

Таким образом, развитие любого физического качества необходимо строить с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность урока зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения урока, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала. Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных анализаторов (зрительного, осязательного, слухового, обонятельного).

Литература:

1. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях./Т.Р. Армитэдж - СПб.: Питер,2005

2. Виллей П.П. Педагогика слепых./П.П. Виллей - М. :Учпедгиз. 2006

3. Демиргочлян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников./ Г.Г. Демиргочлян - М.: Советский спорт, 2000

4. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие./С.П. Евсеев - М.: Советский спорт, 2000

5. Касаткин Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей./Л.Ф. Касаткин - М.: Просвещение, 2007

6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения./Л.Н. Ростомашвили - СПб., 1997.