конспект урока в 5 классе

Симонова Ирина Александровна

конспект урока по литературе. Сказка "Журавль и цапля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhuravl_i_tsaplya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Продоаження додатка 2

Тема:                Особенности русской народной сказки. «Журавль и цапля»

Цели:                ознакомить учащихся с сюжетом, проблематикой русской народной сказки о животных «Журавль и цапля»;

развивать умение и навыки понимать мудрость народных сказок, умение анализировать, выделять главное в тексте; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; развивать связную устную речь, память, воображение;

прививать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование: учебник, ПК, проектор, мультфильм «Журавль и цапля»

Межпредметные связи: русский язык, английский язык

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Вопросно-ответная беседа:

-Что такое сказка?

-На какие виды делятся сказки?

-Кто всегда побеждает в сказках? Почему?

2.2. Проверка домашнего задания (вопросы о Бабе-яге)

3. Сообщение темы и целей урока.

Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе русские народные сказки. «За добро отблагодарят добром» - к такой мысли приводит русская народная сказка «Гуси-лебеди»; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке «Петушок и бобовое зернышко».

        Сказка никогда не стареет. Она всегда современна, созвучна сегодняшним проблемам, потому что она утверждает высшую человеческую правду.

        Мы сегодня познакомимся со сказками о животных, или анималистическими сказками. Этот термин произошел от английского слова. Вы – ученики гимназического класса, расскажите мне, какое это слово, и как оно переводится?

(английское слово animal – животное).

Правильно. В анималистических сказках животных наделяют именами, умением разговаривать, человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью. Недаром говорится (учитель начинает начало фразеологизма, учащиеся заканчивают фразу): хитер как  (лиса), голоден как … (волк), труслив как … (заяц), болтлив как …(сорока).

4.Работа по теме урока.

Сегодня мы познакомимся со сказкой «Журавль и цапля». Для начала посмотрите мультфильм «Журавль и цапля». Затем мы познакомимся с текстом сказки, а вы ответите на вопрос: чем отличается мультфильм от сказки в книге?

4.1.Просмотр мультфильма.

4.2.Чтение учителем сказки (или подготовленными учащимися по ролям).

4.3.Беседа с учащимися

Итак, чем отличается мультфильм от сказки в книге? (в тексте сказки есть присказка, меньше реплик). Зачем нужна присказка? (привлекает внимание, настраивает на сказочный лад).  Все ли слова были понятны в сказке?

4.4.Словарная работа (запись на доске и в тетради):

-ноги долги – длинные ноги;

-худо летать – плохо летать;

-долговязый – высокий;

-несолоно хлебавши – остаться ни с чем.

Ребята, а к какому жанру устного народного творчества, с которым мы познакомились несколько уроков назад, можно отнести фразу «несолоно хлебавши»? (к поговорке). Что такое поговорка? Приведите несколько примеров.

5. Закрепление.

5.1.Работа с текстом

Найдите в тексте сказки описание журавля и цапли. Выделите те эпизоды описания, в которых герои высказывают мнение друг о друге. Выразительно их прочитайте.

5.2. Работа над образами сказки

Разделите свою тетрадь на два столбика: какой журавль? какая цапля? Давайте вместе охарактеризуем главных героев сказки (гордый, упрямый, неуклюжий; вредная, упрямая, принципиальная). Могут ли животные быть наделены этими чертами характера? (нет, это человеческие качества, которые в сказке о животных переносятся на животных). Как относится народ к такому поведению птиц?

5.3. Иллюстрация к сказке

Ребята, а сейчас в своих тетрадках нарисуйте иллюстрацию к сказке «Журавль и цапля»

6. Подведение итогов урока.

В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находя недостатки, потом жалеют о случившемся, и ситуация снова повторяется. Могла ли такая история приключиться с людьми? Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. В сказке чувствуются юмористическая интонация, скрытый смех.

7. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки «Журавль и цапля» или подготовить инсценировку сказки «Журавль и цапля».

Прочитать сказку «Каша из топора».