Опыт организации психолого-педагогического сопровождения по профилактике суицидального поведения подростков

Вахрушева Надежда Викторовна

Великий Конфуций говорил так: «Никогда и ни за что не думай о белой обезьяне!» — и люди тут же начинали о ней думать.  Таков закон психологии человека и проблема суицида здесь – не исключение. А потому основное правило работы по профилактике суицида – ни слова о суициде!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации психолого-педагогического сопровождения по профилактике суицидального поведения подростков

Вахрушева Надежда Викторовна,

педагог-психолог МБОУ

«Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

Великий Конфуций говорил так: «Никогда и ни за что не думай о белой обезьяне!» — и люди тут же начинали о ней думать.  Таков закон психологии человека и проблема суицида здесь – не исключение. А потому основное правило работы по профилактике суицида – ни слова о суициде!

В нашей школе основным принципом построения работы по профилактике суицида в ОУ является формирование позитивного мышления у детей и подростков, укрепление их психического здоровья в целом. Данное направление складывается из следующих блоков:

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся проводится с целью определения их типологических особенностей и личностных ресурсов для определения индивидуального маршрута сопровождения. Так, в соответствии с планом, проводится диагностическая работа по определению уровня личностной и школьной тревожности, выявления склонности подростков к различным видам аддиктивного поведения, степени агрессивности и т.п. Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения включает в себя конкретные рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с данным ребёнком и отражается в карте личностного развития обучающегося.

Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, преодолевающим адаптационный период, а также обучающимся, имеющим личностные проблемы осуществляется через индивидуальное консультирование как самих обучающихся, так и их родителей, и педагогов, работающих с данным ребёнком. Результатом многолетней работы по данной проблеме можно обозначить авторскую «Матрицу решения детских проблем» (Приложение 1), которая представлена в виде двух перечней. Первый - все проблемы, с которыми может столкнуться школьный психолог в практике консультирования, второй – рекомендуемые действия и мероприятия самого консультируемого и социума. Данная «матрица» позволяет сиюминутно предложить несколько вариантов действий на конкретную проблему.

Реализация третьего блока «Формирование позитивного мышления и жизненной стойкости обучающихся» происходит через такие мероприятия, в процессе которых дети обучаются методам противостояния жизненным трудностям, приобретаются навыки стрессоустойчивости и делается акцент на формирование позитивного отношения к происходящим переменам в обществе.  Позитивное мышление подростков активизируется через обучение их адекватным способам преодоления депрессивных состояний. В процессе этих занятий проблема суицида не затрагивается совершенно, напротив, обсуждается всё, что может к ней привести. В ходе диалоговых игр и тренинговых занятий обучающиеся приобретают навык бесконфликтного общения с ровесниками и взрослыми людьми, оказываются в условных ситуациях жизненного выбора, изучают способы разрешения жизненных затруднений.

Вся работа по формированию ценности жизни проводится регулярно. Помимо отдельных тематических занятий, в системе реализуются две программы, направленные на развитие позитивного мышления и формирование жизнеутверждающей позиции: «Сталкер» для подростков и «Огни большого города» для будущих выпускников (Приложение 2).

В современном мире присутствует большое количество психотравмирующих факторов и большинство людей (дети, родители, педагоги) часто оказываются в ситуации выбора правильного ориентирования в кризисной ситуации, саморегулирования поведения, осознания последствий. Наблюдения показывают, что поведение школьников, ход мыслей и образы носят подчас непредсказуемый характер. Но они не возникают беспричинно, а зависят от обстоятельств и личной роли школьника в них. Именно поэтому, в школе действует клуб «Сам себе психолог», участники которого при участии психолога изучают особенности кризисных ситуаций, самостоятельно создают алгоритмы и модели поведения в таких ситуациях, представляя их в формате инфографики и видеофильмов.

 Обязательным условием профилактики суицида является и психолого-педагогическое просвещение родителей, поскольку от того, какие отношения складываются у подростка в семье, во многом зависит и его жизненная позиция, и уверенность в собственном будущем, и удовлетворённость жизнью вообще. Психолого-педагогическое просвещение родителей проводится через разнообразные формы: викторины, лекции, круглые столы, беседы, дискуссии, просмотры презентаций, онлайн консультации (Приложение 3) и др.

Таким образом, на сегодняшний день в школе действует несколько уровней оказания психолого-педагогической помощи как самим обучающимся, так и их родителям - личный, семейный, групповой (классный). Следует отметить, что такая помощь ориентирована на «опережение», предупреждение возможных проблем в жизни обучающихся. Подобная организация работы позволяет развивать в обучающихся способность быть ответственным за свои поступки и умение защищаться от негативных воздействий; настраивает школьника на правильную видимость кризисной ситуации: "черное" или "белое" исключается, есть возможность полутонов.