Практикоориентированный подход

Вахрушева Надежда Викторовна

Причины, вызывающие отставание в учёбе, многообразны. В основном, они заключаются в несформированности тех или иных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vahrusheva_statya.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Н. В. Вахрушева,

Ямало-Ненецкий автономный округ, с. Новый Порт

«Компетентностный подход в организации профильного обучения как одна из составляющих психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС»

     Быть успешным очень непросто, ведь умение учиться – это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять своё время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать полученную информацию.  Причины, вызывающие отставание в учёбе, многообразны. В основном, они заключаются в несформированности тех или иных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности.

     Многолетний опыт работы в профессиональном самоопределении школьников позволяет говорить о некоторой несостоятельности общепринятой практики по данной проблеме. Пока дети находятся в младшем возрасте, мы пытаемся их развивать, воспитывать и организовывать, и только когда все общеучебные навыки и жизненные установки у ребёнка уже практически сформированы – только теперь (в подростковом и юношеском возрасте) мы начинаем их знакомить с миром профессий, ориентировать на приобретение той или иной профессии. И, как показывают результаты ежегодной диагностики, большинство детей этого возраста, в основном, уже очертили для себя круг предпочтительных профессий. Чаще всего в этот «круг» дети включают доходные, перспективные, по мнению их родителей, профессии (что не всегда соответствует действительности и природным склонностям каждого отдельного ребёнка). Кроме этого, поскольку особенностью данного возраста является некоторый романтизм и стремление к максимализму, то чаще всего в этот «круг» попадают новые, привлекательные профессии, а такие, как инженер, педагог, доктор и т.п. оказываются в ранге «приземлённых», и потому не заслуживающих достойного внимания со стороны подростков и юношей.

    В результате этого, педагогу, который нацелен решать задачу профессионального самоопределения подростков, приходится очень трудно. Во-первых, он вынужден «ломать» стереотипы доходных и востребованных профессий. Во-вторых, приходится приложить немало усилий к тому, чтобы убедить детей в том, что самая лучшая профессия – это та, требования которой соответствуют твоим склонностям, способностям и психологическим особенностям. И, наконец, особого труда стоит привлечь внимание школьников к «обыденным», «рутинным», «скучным», на их взгляд, профессиям.

     Именно поэтому считаем правильным начинать целенаправленную, системную работу по профессиональному самоопределению необходимо как можно раньше: в младшем школьном или даже старшем дошкольном возрасте. Учитывая, что именно возраст 6-7 лет формирует навыки и закладывает основы учебной деятельности, нами разработана и успешно реализуется программа занятий для младших школьников и подростков «Я – в мире профессий». Данная программа призвана решить две важные проблемы (профориентация и развитие навыков учебной деятельности), тем самым обеспечивая успешность детей в школьной адаптации и последующей трудовой деятельности.

     Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной профессии. Профессиональное самоопределение имеет динамический характер, осуществляется на всех этапах жизни человека и имеет несколько стадий развития.

     В процессе занятий по программе «Я – в мире профессий» ребёнок уже с момента поступления в школу насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий.

     Чуть позднее учебно-познавательная деятельность становится ведущей, что позволяет расширять представления ребёнка о различных профессиях, так как некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё очень трудно понять. Своеобразной «изюминкой» данной программы является представление различных профессий наглядными образами, воссоздание конкретных ситуаций и историй из жизни.

     Результатом первого этапа, становится некая основа (наглядная формула профессии), на которой базируется дальнейшее развитие профессионального сознания уже на следующем этапе школьного обучения.

     Задачей педагога-психолога, занимающегося проблемой профессионального ориентирования обучающихся, на первом этапе становится создание максимально разнообразной палитры впечатлений о мире профессий, чтобы в дальнейшем, на основе этого материала, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и более уверенно «примерять» на себя ту или иную профессию. Для решения этой задачи используются приёмы и упражнения, одновременно развивающие познавательные процессы и затрагивающие эмоциональную сферу малышей (к примеру, «продавцы» расставляют товары по размеру, цвету, форме; «водители» определяют самую короткую дорогу в лабиринте; «архитекторы» создают наиболее прочные основания для высокой башни и т.п.). Выстроенная таким образом работа в полной мере использует потенциал сюжетно-ролевой игры, позволяя детям почувствовать себя настоящими профессионалами. Школьники в процессе таких занятий не просто выполняют задания, рисуют или считают – они решают профессиональные задачи, что, помимо решения основных развивающих задач, повышает их самооценку, даёт им ощущение собственной значимости.

     Работа на втором этапе выстроена с учётом возрастных особенностей подростков. Основная сложность заключается в том, что дети этого возраста обычно мыслят конкретными категориями, часто подменяют аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опираются на аналогию. А потому задача педагога-психолога – научить детей сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Учащиеся должны уметь выделять признаки предметов, явлений, давать обоснованное доказательство, понимать причинно-следственные связи. Сформированность таких мыслительных операций будет способствовать развитию более осмысленного и глубокого восприятия действительности, поэтому работа в рамах второго этапа направлена на расширение представлений детей о мире профессионального труда в процессе   развития познавательных способностей учащихся, учит их самостоятельно мыслить и творчески работать, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие оценок на занятиях снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

     Основными приёмами этого этапа являются тренировочные упражнения, специальные задания, подвижные и развивающие игры. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания детьми задания и упражнения, игры и вопросы, что весьма привлекательно для подростков. Все эти методы побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности, способствуют развитию познавательной активности и творческого потенциала, и что особенно важно на этапе школьной адаптации – формируют навыки волевого поведения.

     Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Благодаря использованию приёма коллективной проверки снижается тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, формируется становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.

     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение одного занятия. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

     В системе занятий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же типу заданий, но на более высоком уровне трудности.

     Результативность работы в данном направлении по такому сценарию определяется ещё и тем, что в процессе коллективного творчества каждый ученик работает самостоятельно, и, одновременно, в коллективе детей он ощущает свои возможности и возможности своих товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения и социально ориентированного поведения.

     Особенного внимания требует к себе этап предпрофильного самоопределения обучающихся. Именно для этого в школе реализуется курс в рамках внеурочной деятельности «Основы будущей карьеры», целью которого является содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

     В процессе таких занятий становится возможным создание максимальных условий самостоятельной деятельности школьника: он сам обнаруживает свои склонности, личностные особенности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности.

     В программе «Основы будущей карьеры» последовательно, шаг за шагом, в виде теоретических знаний, упражнений, игр, творческих и практических занятий развивается самосознание учащихся, формируются системы ценностей, а также моделируется свое будущее, строится «идеальный образ» профессионала.

     Огромную помощь на завершающем этапе такой целенаправленной и планомерной работы по профессиональному ориентированию обучающихся оказывает приобретённый школой мультимедийный диагностический комплект «Кабинет профориентации». Возможности данного комплекта безграничны: определение интересов и склонностей обучающихся, выявление наиболее подходящего типа профессий, блок рекомендаций по выбору профессии для самих обучающихся, педагогов и родителей; методические разработки классных часов и родительских собраний.

     Чтобы сделать правильный профессиональный выбор в современном «море профессий», необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет к человеку каждая из профессий, соотнести эти знания с личностными особенностями. И чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем эффективнее она будет.