Статья "Я учитель: возможности и риски профессии".

Науменко Людмила Ивановна

В данной статье автор анализирует все "плюсы" и "минусы" учительской профессии, рассматривает возможности и риски профессии учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naumenko_plyusy_i_minusy_professii_uchitelya.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

Я учитель: возможности и риски профессии

                              Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Самофаловская СШ» Волгоградской области

Городищенского муниципального района

  «Здравствуйте, дети!» -  с этой фразы ежедневно начинает свой   очередной урок каждый учитель, входя в класс долгие годы своей профессиональной жизни.  Я пока не учитель. Я выпускница  Волгоградского Государственного университета, получившая  34 года назад самую мирную, на мой взгляд, профессию среди огромного перечня других профессий, существующих на Земле. Прежде чем поступить в университет, я долго размышляла о том, какую профессию мне выбрать. Я много читала о тех учителях, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю педагогической науки. Меня поразила судьба  польского педагога Януша Корчака, принявшего в годы войны смерть от фашистов в газовой камере вместе со своими воспитанниками, не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера  отказаться от этого, а значит - остаться в живых, но предать детей и перечеркнуть этим поступком всю свою жизнь. Он вошел в газовую камеру, бросив в глаза нацистам  со слова: «Не все люди мерзавцы!»  Прошло 35 лет, и я никогда не сомневалась в том, что имена многих учителей  могут быть действительно золотыми буквами вписаны в историю отечественной педагогики. Это и учителя бесланской школы, захваченной в 2004 году террористами.  Среди них  директор школы  Лидия Александровна Цалиева, которой  на тот момент было 70 лет. Она, тяжело  раненная взрывом, лежа на боку, продолжала жестами и криками направлять детей к окнам. Спецназовцы вынесли ее из школы последней.   Это и учитель физкультуры 74-летний Янис Константинович Каниди, который  был самым пожилым среди заложников, но, несмотря на свой возраст, ни разу не прилег — стоял, чтобы у детей, ютившихся на полу спортзала, было больше места. Террористы предложили ему покинуть школу, сказав, что не воюют со стариками, но Иван Константинович не захотел бросить учеников. Учитель вступался за каждого ребенка, пытался защитить школьников от бандитов. За это учителя били прикладом по голове. Когда террористы направляли автоматы на учеников, Иван Константинович вставал перед дулом, прикрывая собой ребят. Бандиты застрелили учителя физкультуры уже во время штурма, когда он пытался выхватить оружие у бандитов, пришедших в спортзал расстреливать заложников.    Это и  учитель  осетинского языка двадцитивосьмилетняя Алена Дзуцева. Она сидела в спортзале на подоконнике — на полу места не было. Когда рядом с ней разорвалась бомба, стекло вылетело, Алену взрывной волной вынесло во двор. Но она, обожженная, полезла обратно в спортзал к своим ученикам: «Я вперед детей не побегу!». Она помогла многим ребятам выбраться из здания, но сама спастись не успела — ее придавило обвалившейся крышей. Учителя Беслана своим мужеством, стойкостью, верой в справедливость и безграничной преданностью детям показали, что учитель — это не только самая благородная профессия, это еще и героическая профессия. Учителя не предали своих учеников, были с ними до конца, доказав тем самым, что чужих детей не бывает!   После этого я сделала свой выбор – я решила стать учителем.    

        Я, будучи учителем, теперь хорошо знаю и понимаю, что  в  профессиональной деятельности учителя сталкиваются с огромными трудностями. Именно к этому и готовлю студентов, которые приходят ко мне на педагогическую  практику. Ведь будущий молодой специалист-педагог должен понимать, что помимо больших возможностей в реализации себя как человека и как учителя, их будущая работа будет сопряжена с определенными профессиональными рисками.

   Ведь не секрет, что в настоящее время несмотря на то, что количество желающих учиться в педагогических вузах из года в год  растет и конкурс среди абитуриентов увеличивается, тем не менее школьным учителем становятся далеко не все выпускники. С чем это связано? Я думаю, что прежде всего с тем, что служба учителя «и опасна, и трудна, и нелегка».

     Во-первых, я уверена, что прежде всего один из факторов риска в профессии учителя связан с тем, что в настоящее время в современном мире остро стоит проблема толерантности современного общества. Быстротечность жизни современного человека, сложная экономическая ситуация в стране, осложнения в политической стабильности на планете, социальное расслоение населения и многие другие причины привели к постепенному  снижению в обществе уровня таких нравственных понятий, как добросердечность, милосердие и сострадание. А это, безусловно, ведет к снижению свободного общения между людьми, к сложностям в способности людей понимать и принимать взгляды окружающих нас людей, чьи мнения, жизненные ценности и позиции не совпадают. А поскольку профессия учителя относится к группе «человек-человек» и отражает многие социальные и нравственные процессы в современном обществе, то проблемы общения, контакта, понимания между учителем и родителем, учителем и учеником, между учеником и его сверстниками и ровесниками, а также между учителем и его коллегами очень часто сопряжены с возникновением различных негативных ситуаций, в разрешении которых немаловажную роль играют личностные качества участников таких межличностных разногласий. И прежде всего самого учителя, имеющего высокий уровень профессиональных навыков и умений, обладающий богатым внутренним миром, способный идти на компромиссы в разрешении возникающих противоречий, владеющий современными образовательными технологиями и педагогическими и психологическими методиками работы с родительским и классным коллективом, стрессоустойчивый и порядочный, способный стать достойным и ярким примером для подражания.

            Но и тут возникает ряд вопросов. Во-первых, как много таких учителей работает в современной школе? Во-вторых, очень часто и такой высокопрофессиональный педагог, к сожалению, в современной школе не только оказывается необоснованно втянут в межличностный конфликт на почве неприятия тех требований, которые предъявляет школа к ученику и родителям в соответствии с Уставом школы, но и часто становится жертвой, объектом нападения как со стороны неуравновешенных родителей, так и со стороны учеников-подростков. В современной образовательной среде деятельность учителей школ насыщена множеством стрессогенных факторов. Средства массовой информации  озвучили случаи нападений в школах, которые произошли в России только в 2017 и 2018 годах. По этим данным за   это время в учебных заведениях России  в стенах общеобразовательных школ произошло 13 нападений и случаев ненамеренного использования оружия.  Например, в декабре 2017 года в Бурятии  в поселке Сосновый Бор города Улан-Удэ подростки в масках вошли в один из кабинетов школы №5 и бросили бутылку с зажигательной смесью, в результате чего вспыхнул пожар. В это время в аудитории проходил урок учеников седьмого класса, которые после начала возгорания вместе учительницей попытались покинуть помещение, а нападавшие, стоя в дверях, наносили им удары ножом и топором. По данным СМИ, ранения получили семь человек, а причиной нападения могла стать «месть» учительнице за двойку или недопуск к экзаменам. В школе №1 в подмосковной Ивантеевке 15-летний молодой человек 5 сентября 2017 года напал с топором на учительницу и открыл стрельбу в классе. Педагог получила черепно-мозговую травму, а один из трех школьников, выпрыгнувших из окна, — перелом. 15 января 2018 года двое вооруженных ножами подростков напали на учеников пермской школы №127. В результате происшествия пострадали 15 человек, 12 из которых — учитель, сами нападавшие и девять детей 10-12 лет — были госпитализированы в местные больницы. По данным СМИ, резню организовал бывший ученик школы, а ее причиной стало недовольство подростка новогодним поздравлением в одном из местных пабликов, в котором его подписчики были названы «псами».  Еще чаще такие конфликты возникают между детьми-школьниками. 17 февраля  2018 жертвой стрельбы в одной из школ Казани стал ребенок. Против стрелка возбудили дело об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, против сотрудников школы — по статье «Халатность». В городе Усинск 12 мая 2018 года подросток расстрелял из пневматического пистолета учеников школы №2 во дворе учебного заведения. Не является исключением и наш регион. Так 26 октября 2017 года 15-летний ученик волгоградской школы №85 признался, что днем ранее случайно убил своего 14-летнего одноклассника ножом в туалете учебного заведения: он передал жертве холодное оружие, а затем нечаянно толкнул подростка, в результате чего лезвие ножа вошло ему в область сердца. Спустя четыре дня правоохранительные органы отпустили молодого человека без предъявления обвинений.

         Директор школы, учитель, классный руководитель  и зачинщиков, и жертв таких конфликтов в школе  тоже оказывается в зоне ответственности и в зоне риска, что самым негативным образом сказывается на здоровье учителя. Работа в режиме непрестанной ответственности за учащихся, неограниченной продолжительности рабочего времени, высокой плотности межличностных контактов, постоянного возникновения непредсказуемых ситуаций с детьми отрицательно сказывается на здоровье учителя, приводя к появлению ряда профессиональных заболеваний [10, 15]. Таким образом, среди ведущих факторов риска, влияющих на здоровье педагогов, называют  высокое психоэмоциональное напряжение. Необходимость переключать внимание на самые разнообразные виды деятельности; повышенные требования к вниманию, памяти; постоянная нагрузка на речевой аппарат; гиподинамия; ортостатические нагрузки; неудовлетворенность своей трудовой деятельностью; продолжительное пребывание в классе; низкий уровень психологической культуры; недостаточное развитие коммуникативных способностей и навыков самоорганизации у некоторых педагогов; индивидуальные психофизиологические свойства (например, слабую нервную систему); слабую профессиональную подготовленность [23, 24, 26] становятся причиной высокой заболеваемости среди учителей  хроническими заболеваниями нервной системы, заболеваниями верхних дыхательных путей, различными нарушениями голосообразования,  зрения, остеохондрозом, варикозным расширением вен нижних конечностей. Некоторые исследователи устанавливают различия в уровне и структуре заболеваемости учителей, преподающих разные дисциплины. Так, по данным С.Г. Ахмеровой (2003) наиболее высокий уровень заболеваемости зафиксирован среди преподавателей общественных дисциплин и лингвистов. Невротические изменения в большей степени проявлены у  учителей русского языка и литературы, в меньшей степени – у преподавателей физической культуры и труда [7]. Исследования показывают, что те или иные жалобы на состояние здоровья предъявляют практически все учителя [13, 15].

   Еще одна зона риска профессии ставит педагога в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов. Государственная система, многие годы финансирующая образование и здравоохранение по остаточному принципу, превратила сферу педагогической деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В последние несколько лет наметилась тенденция увеличения заработной платы учителя, но такое увеличение связано прежде всего с тем, что педагоги, чтобы обеспечить себе какое-то материальное благополучие , вынуждены работать  на полторы, а то и на две ставки, что неизменно ведет к физическим и психическим перегрузкам. А ведь профессиональное здоровье педагога – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема, значимость и неослабевающую актуальность которой отмечают многие исследователи [7, 10, 19]. Некоторые ученые рассматривают ее в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в значительной степени зависит здоровье подрастающего поколения [4, 17]. С учетом того, что школьник большую часть своего времени проводит в школе, то неблагополучное психоэмоциональное состояние педагога, который работает с детьми, несомненно, может являться фактором риска ухудшения психического и соматического здоровья детей и подростков. Не случайно в последние годы появились исследования, посвященные выявлению взаимосвязей между состоянием здоровья учителей и учащихся [4, 10, 18].

 Еще одним фактором риска, связанным с состоянием здоровья учителя  как профессиональной группы, является  «эмоциональное выгорание» учителя, под которым понимается состояние выраженного эмоционального и умственного истощения. Эмоциональное выгорание приводит к развитию различного вида негативных психологических проявлений, разрушительно сказывающихся на выполнении профессиональных обязанностей. Такие проявления «выгорания» как апатия, ригидность поведения, обесценивание собственных достижений, развиваясь даже у отдельных учителей, способны негативно влиять на деятельность всего педагогического коллектива [8, 21, 32, 35].Эмоциональное выгорание является специфическим состоянием психики педагога, возникающим в результате напряженного ежедневного взаимодействия учителя с учениками и проявляющимся в ограничении эмоционального реагирования на необходимые в работе контакты. «Эмоциональное выгорание» проявляется  в малообоснованной конфликтности,  в снижении мотивации к работе, в ощущении недовольства своим трудом, чувство почти не проходящей усталости и раздражительности [2, 21].

      А если к этому еще прибавить существующие во многих педколлективах несправедливый стиль руководства школы, негативные взаимоотношения с коллегами по школе, повышенные рабочие нагрузки, связанные с  высокой отчетностью педагога перед органами образования, различными общественными организациями и ведомствами, курсы повышения квалификации, систематическая последипломная аттестация педагогических работников, то жизнь учителя и его работа – это беспросветная кабала, которая не оставляет учителю свободного времени ни на личную жизнь, ни на воспитание своих детей, ни на полноценный отдых.

       В чем риски педагогического труда теперь  понятны. Ну а каковы же возможности учительской профессии? В чем же состоят положительные факторы педагогической деятельности? Во-первых, я считаю, что все же очень велика в обществе значимость профессии учителя. Нравственный подвиг  педагога состоит в том, что часто учитель не обращает внимание на «минусы», которых в его работе гораздо больше, чем дюжина. Но и «плюсов» намного больше, чем «минусов»!  Мы с детства помним стихотворные строки о том, что «все профессии важны, все профессии нужны», но учитель — профессия, суть которой состоит в помощи детям стать настоящими людьми, грамотными, образованными. От учителей зависит судьба ребенка, его взгляд на жизнь. Кто-то дает ученикам знания, кто-то — крылья. Приятно сознавать всю важность и значимость своего труда, приятно видеть, каких высот добились твои ученики. И я в своих мечтах представляю себя таким учителем, которому ученики будут бесконечно благодарны за  жизнь, отданную им.  Ведь для настоящего учителя  его работа –  это не профессия, не общественное положение, не хобби. Это  его жизнь, его призвание! Такой человек  не работает учителем, он  живет учителем! Он немного волшебник, способный оторвать современных детей от компьютерных игр и  мобильных телефонов, он никогда не стоит на месте, он находится в постоянном поиске чего-то нового, он идет вперед, обязательно уважая старые традиции.

    Во-вторых, об учителе можно сказать, что он «и жнец, и швец и на дуде игрец». Да, это действительно так! Но это скорее всего не плюс работы, а заслуга учительского таланта, энтузиазма, энергии! Работа учителем сама по себе интересна: каждый день не похож на предыдущий — учителя ждут ежедневные  новые «происшествия», новые заботы, новые дела. Для кого-то это может показаться невыносимым: сегодня ты проводишь семинар, завтра организуешь праздник и репетируешь сценки, послезавтра идешь с детьми в поход, а на четвертый день проводишь родительское собрание. Но этот драйв по душе учителям. Он дает возможность проявить все свои таланты и креатив, никогда не давая учителю стареть  душой.

     Конечно, студенты-выпускники педагогического вуза, безусловно, пока не знает, получится ли у него стать именно таким учителем. А пока они собрают в дорогу свои чемоданы, вооружаются методическими разработками интересных мероприятий для детей,  и в составе педотряда в самом хорошим настроением отправляются на педагогическую практику в школу или детский оздоровительный лагерь. Впереди у  них рассветы и закаты, проведенные с детьми, вожатские песни и пионерские свечки, доверчивые детские глаза и их чистые, добрые души…. Для них сейчас очень важно, чтобы дети и родители  поверили им, чтобы их надежды осуществились. Оправдать  доверие детей и родителей – для них это большая и почетная ответственность. Это их первая возможность стать причастной к великой профессии учителя еще до того торжественного часа, когда они впервые перешагнут школьный порог в качестве учителя.

     Вот такая сложная, ответственная, благородная профессия - учитель! Есть в ней и свои плюсы, и свои минусы. Но тот, кто решил стать учителем, должен понимать, что впереди его ждет тернистый, но интересный жизненный  и профессиональный путь. Но только здесь можно получить удовлетворение от проделанной работы, реализовать свой творческий потенциал, получить заряд энергии для движения вперед. Не стоит бояться рисковать, меня это   тоже  не пугает. Ведь от того, как педагог научится преодолевать трудности, сложится его учительская дорога. Пойдет ли она вверх, или не достигнув вершины, он останется вечным подмастерьем, а когда совсем устанет, как спасительный парус выбросит заявление об уходе, так и не поняв, в чем же оно, учительское счастье? А чтобы этого не случилось, нужно прикипеть  к профессии учителя всей душой и полюбить её всем сердцем, и тогда отдача не заставит себя долго ждать. И очень хочется верить, что лет через 10—15 после начала своей педагогической деятельности в школе  в двери класса постучится к моей бывшей ученице, закончившей педвуз, кто-то из ее учеников, обнимет и похвастается своим новым научным открытием. Только тогда она поймет и поверит, что ее жизнь прожита недаром, даже если это жизнь простого учителя, педагогическая формула счастья  которого –это Любовь к детям, Вера в успех ребенка, Общение как награда и Творчество педагога.

         


Список литературы

  1. 1. Онишина В.В. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников: Курс лекций. – М.: Папо, 2006;
  2. 2. Лободин В.Т. Как сохранить здоровье педагога / В.Т. Лободин, Г.В. Лавреченова, С.В. Лободина.  – М.: Линка-Пресс, 2005.
  3. 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru