СЕМИНАР -Индивидуализация процесса обучения с учетом психологических особенностей детей

Зайкова Ольга Михайловна

педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Индивидуализация процесса обучения с учетом психологических особенностей детей.

«Причина половины наших ошибок в жизни в том, что мы чувствуем тогда, когда нам нужно думать, и думаем тогда, когда нам нужно чувствовать».
Дж. Чартон Коллинз (1848-1908)

Уважаемые коллеги! В этом году мы уже много говорили об активном обучении, о стратегиях повышения эффективности учебных занятий, об основополагающих концепциях современного урока.

Но именно учет индивидуальных особенностей учащихся является важной составляющей в успешной организации учебного процесса.

Сегодня мы поговорим о тех особенностях, которые необходимо максимально учитывать при подготовке и проведении уроков, если мы ориентированы на успех и хотим сориентировать на успех своих учеников – репрезентативная система.

Понятие репрезентативной системы:

  • система, при помощи которой человек обращается к собственному внутреннему опыту;
  • способ получения человеком информации из внешнего мира.

Слайд 4.Существует четыре типа этой системы личности: аудиал (ведущий канал – слух), визуал (зрение), кинестетик (осязание), дигитал или дискрет (Ведущего канала нет. Восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен). 

Слайд 5. Вообще, дискретов можно отнести к "вымирающему типу", таких людей среди нас довольно мало, около 1-2%. Кинестетиков несколько больше – по разным данным от 3 до 5-8%. Аудиалов, людей, воспринимающий информацию на слух около 10-12%. И, как Вы уже догадались, большинство из нас – визуалы. 80-85% людей, живущих на нашей планете воспринимают информацию преимущественно через зрение. Визуальный канал чаще используют девочки по сравнению с мальчиками и женщины по сравнению с мужчинами. 

А теперь предлагаем Вам узнать побольше о себе любимых. (Работа в парах: педагоги выполняют предложенный тест).

Слайд 6. Как вычислить, кто перед вами? Самый простой тест на определение психологического типа – задать собеседнику вопрос: «Как вы бы хотели провести отпуск?». Проследите за взглядом своего коллеги (фиксация данных на бланках).

Слайд 7. Интерпретация данных

Визуал направит взгляд вверх, пытаясь представить картинку.

Аудиал посмотрит либо прямо, либо влево или вправо, без вертикальных смещений, это значит, что задействован канал, отвечающий за формирование звуковых образов.

Кинестетик обратится к собственным чувствам и опустит глаза вниз.

Ну, и, конечно, обратите внимание на ответ. О ярком солнце и синем море будет говорить тот, кто предпочитает смотреть на мир. Про крик чаек и свист ветра вспомнит человек, который верит тому, что слышит. Теплый бриз и горячий песок захочет почувствовать тот, для кого первичны ощущения.

Легко ли Вам было чётко определить кем является ваш собеседник: аудиалом, визуалом или кинестетиком (ответы).

Стоит отметить, что разделение людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков является весьма условным.

Таким образом, чистых аудиалов, визуалов и кинестетиков найти невозможно. У нас в той или иной степени развиты все каналы восприятия. Разве что тотально слепой или глухой человек может быть лишен одного из каналов

Итак, кратко рассмотрим особенности людей с доминированием разных типов репрезентативных систем:

 Визуалы

  • ключевые слова: видеть, показывать, обозревать, наблюдать, смотреть, ярко, туманно…; 
  • наблюдательны; ориентированы на внешний вид;
  • не отвлекаются на шум;
  • в чтении успешны;
  • хорошо запоминают образы (хорошая зрительная память);
  • движения резкие и порывистые;
  • Дыхание быстрое, активная жестикуляция;
  • обладают высоким голосом;
  • глаза часто мигают; прищуриваются, хмурят брови;
  • во время молчания губы сжаты;
  • в разговоре большая дистанция с собеседником, не смотрят в глаза

 Аудиалы

  • ключевые слова: слушать, звучать, настраивать, оглушить, скрипеть, звенеть… 
  • разговаривают сами с собой;
  • легко отвлекаются на шум;
  • говорят ритмично, легко повторяют услышанное;
  • разговорчивы, любят дискуссии, споры, размышления;
  • шевелят губами, проговаривая слова при чтении;
  • при общении руки сложены на груди, мало жестикулируют;
  • В разговоре средняя дистанция;
  • дышат полной грудью.

  . Кинестетики

  • ключевые слова: чувствовать, ощущать,касаться, вздох, потеплело, похолодало… 
  • при чтении водит пальцем;
  • слаб в деталях;
  • лаконичен;
  • используют слова, преувеличивающие описываемые события;
  • запоминают посредством мышечной памяти;
  • обладают хорошей координацией движений;
  • дыхание глубокое , ритмичное;
  • говорит медленно, соотносит слова с ощущениями;
  • скупая жестикуляция;
  • часто наклоняются вперёд;
  • при общении стоят близко, касаясь людей.

Зная типы восприятия своих учеников вы сможете максимально учитывать эти особенности при подготовке и проведении уроков, и таким образом сориентировать их на успех. Ученые отмечают, что в начальных классах преобладают кинестетики, в среднем звене - аудиалы, в старших классах - визуалы.

Ученики - визуалы информацию на слух воспринимают плохо или не воспринимают вообще, им необходимо либо читать ее самостоятельно, либо видеть на доске в картинах и схемах. Они предпочитают записывать за учителем информацию. Когда слушают объяснения любят смотреть на учителя, на движение его губ. Гармонизирует эту систему восприятия - бальные танцы, лепка глины

. Слова-предикаты включающее визуальную систему: посмотрите, видите, обратите внимание, выглядит, смотрится, яркий, красочный и т.д.
Слайд 11 . При обучении визуалов:

  • использовать: – слова (описывающие цвет, форму, размер, местоположение), 
  • схемы, таблицы;
  • выделять цветом важнейшие пункты или аспекты содержания;
  • записывать действия;
  • читать текст учебника самостоятельно;
  • сравнение образов и обращение к прошлому;
  • чтение по ролям;
  • свободное выражение своих мыслей;
  • хорошее освещение.

Ученики – аудиалы предпочитают слушать, когда используются схемы и картины, просят объяснить их на слух, не любят шума в классе, когда слушают, могут не смотреть на учителя, улавливая логику изложения материала, любят четкость, а не описательность, у них возникают сложности с предметами, где нужно пространственное восприятие и воображение. Гармонизирует эту систему восприятия - музыкальная школа, работа на компьютере, при постановки монитора выше уровня глаз. 

Слова-предикаты, включающее аудиальную систему: послушайте, услышьте, слушать, тихий, громкий, сильный, прислушайтесь, шепот, шум и т.д.

 При обучении аудиалов:

  • использовать вариации голоса (громкость, паузы, высота);
  • использование лингафонной системы;
  • обстановка тишины;
  • рассказывать;
  • чтение стихов;
  • ответы хором;
  • анализ звуков;
  • предпочтительны счёт и письмо;
  • хорошо осваивают иностранные языки.



Ученики - кинестетики предпочитают усваивать материал при помощи движений, водят пальцем по строчкам и картинкам, проговаривают про себя, помогают себе телом, в начальной школе часто выпадают из урока и проводят время под партой или за дверью. Гармонизирует эту систему восприятия - слушание музыки, рассказов по радио, работа на компьютере при постановке монитора выше уровня глаз. 

^ Слова - предикаты, включающие кинестетическую систему: почувствуйте, ощутите, прочувствуйте, чувства, ощущение, тепло, холодно, удобно, приятно и т.д.

При обучении кинестетиков:

  • использовать жесты, прикосновения;
  • медленно излагать материал;
  • предлагать задания, связанные с практической деятельностью;
  • отбивать ритм стихов рукой или ногой;
  • иногда стоять во время урока или отвечать сидя;
  • сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения.

Замечания ученикам на языке его типа восприятия:

  • визуалу – покачать головой или погрозить пальцем;
  • аудиалу – сказать шёпотом: «Ш-ш-ш», «Потише»;
  • кинестетику – легко прикоснуться к плечу.

Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
 - от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
 - от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Зная, кто ваш ребенок – аудиал, визуал или кинестетик, вы можете использовать это в обучении, сможете общаться с ребенком на его языке, развивать другие каналы восприятия и добиваться тем самым наилучшего восприятия информации и более успешного обучения как результата.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.