ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Тарубарова Анна Андреевна

В данной статье рассматривается важность и необходимость формирования эстетических чувств у обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста, приводятся результаты диагностики сформированности эстетических чувств в рамках выполнения курсового исследования. Итогом работы являются предложения по созданию организационно-педагогических условий в процессе формирования эстетических чувств на уроках чтения у обучающихся с умственной отсталостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_plehanova_a.a.docx206.82 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Плеханова А.А.

магистрант дефектологического факультета

 Курский государственный университет, Россия, г. Курск

Гусева И.Н.

к. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования

Курский государственный университет, Россия, г. Курск

В данной статье рассматривается важность и необходимость формирования эстетических чувств у обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста, приводятся результаты диагностики сформированности эстетических чувств в рамках выполнения курсового исследования. Итогом работы являются предложения по созданию организационно-педагогических условий в процессе формирования эстетических чувств на уроках чтения у обучающихся с умственной отсталостью.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, эстетическое чувство, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста, произведения художественной литературы.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Именно через эстетическое чувство, переживая и сопереживая человек постигает красоту мира и совершенство самого человека, оно принадлежит к числу высших человеческих чувств.

Проблема эстетических чувств в различных аспектах раскрывается в философии, психологии и педагогике. Например, учёные-эстетики Ю.В. Борев, Л.Н. Голубева, М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, Е.Г. Яковлев и другие рассматривали данный феномен как компонент эстетического сознания. Эстетическим чувствам как психическим процессам, имеющим различную степень осознанности – от бессознательного уровня до развернутого суждения вкуса, посвящены труды В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Е.П. Крупника,          Е.И. Рогова, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, М.Г. Ярошевского. Влияние эстетических чувств на духовно-нравственное развитие личности раскрыли М.А. Верб, Д. Дидро, И.А. Джидарьян, H.A. Добролюбов, И. Кант,                        Б.М. Неменский, Ж.-Ж. Руссо, B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.

В педагогической науке общепризнана необходимость использования произведений искусства как средства эмоционального развития учащихся. Вопросы воздействия образа произведений искусства на эстетические чувства рассматривали С.П. Баранов, Л.И. Бурова, Т.Г. Зайцева, А.Ж. Овчинникова,  М.С. Осеннева, В.П. Острогорский, В.А. Сухомлинский. В работах этих авторов сделан акцент на поиск форм и методов повышения качества усвоения знаний.

Проблемой формирования эстетических чувств детей младшего школьного возраста средствами музыкальной культуры занимались                      О.Г. Краснокутская, И.В. Арановская, А.Л. Готсдинер, Г.В. Иванченко. Данный феномен они рассматривали во взаимосвязи с эмоционально-содержательным планом музыки.

Формирование эстетических чувств у обучающихся младшего школьного возраста в процессе изучения произведений искусств изучала  Е.В. Кузина.

Вопросами эстетического воспитания обучающихся с умственной отсталостью занимались В.В. Воронкова, Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова и другие. В.В. Воронкова отводила особую роль эстетического воздействия на обучающихся урокам изобразительного искусства, пения и музыки, а также трудовому обучению, где активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются эффективные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества.

В связи с тем, что познавательные процессы обучающихся с умственной отсталостью нарушены, то необходим особый подход для формирования эстетических чувств.

С целью выявления уровня сформированности эстетических чувств у обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста нами была организована и проведена экспериментальная работа, включающая следующие методы исследования: наблюдение, беседа, интервьюирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Базой исследования явилось областное казенное общеобразовательное учреждение «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья». Участниками экспериментального исследования являлись 20 подростков с интеллектуальными нарушениями.

Для проведения диагностической работы мы опирались на методики Воробьевой С.А [1, с. 264]. В ходе исследования детям было предложено пять диагностических заданий, которые были нами адаптированы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Цель первого диагностического задания состояла в выявлении представления детей об эмоциональных состояниях. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое эстетика?
  2. Какие чувства вам известны?
  3. Какие события в жизни человека могут вызвать у него радостные чувства?
  4. Какие события могут вызвать у человека печаль?
  5. Какие чувства человека можно отнести к положительным?
  6. Может ли печальная музыка вызывать у нас положительные чувства?
  7. Может ли нам нравится картина, передающая людское горе?
  8. Вспомните, в связи с каким событием вы испытали в своей жизни большую радость?
  9. Какое событие в вашей жизни вызвало у вас печаль, уныние и т.д.?

Для многих детей заданные вопросы вызывали трудности. На первый вопрос о том, что такое эстетика многие дети не смогли дать ответ. Несколько обучающихся сказали: «Это что-то красивое». У большинства этот вопрос вызвал затруднение. Выяснилось, что детям известны следующие чувства: радость, грусть, страх, злость, счастье, удивление. Радостные чувства у детей может вызвать получение отличной оценки, покупка телефона или планшета, а также сладости и развлечения. Чувство печали у детей вызывают плохие оценки, отсутствие желаемого. К положительным чувствам дети отнесли чувства радости, счастья, удивление. К отрицательным – грусть, печаль, злость, страх. Отрицательно дети ответили на вопрос о том, может ли печальная музыка вызывать у нас положительные чувства и может ли нам нравится картина, передающая людское горе. Немногие дети сказали, в связи с каким событием они испытали в своей жизни большую радость. В основном это связано с какой-нибудь покупкой. А на последний вопрос обучающиеся сказали, что смерть домашнего животного или близкого человека вызвало у них печаль, уныние.

Цель второго диагностического задания – выявить способность детей к установлению связи между средствами художественной выразительности и смыслом художественных произведений. Вниманию детей предлагались фотографии русской природы, представленные на рисунке 1.

http://www.bfoto.ru/foto/panorams/bfoto_ru_4410.jpghttp://rasfokus.ru/images/photos/medium/0625751bd2f04c5906b9135808aa94cc.jpg

Рисунок 1. Фотографии, использованные для выявления способности детей к установлению связи между средствами художественной выразительности и смыслом художественных произведений

Учитель задавал следующие вопросы по первой фотографии:

  1. Что изображено на этой фотографии?
  2.  Какие цвета вы видите на этой фотографии?
  3. Что вы чувствуете? Вам становится грустно или нет?

Вопросы по второй фотографии были следующие:

1. Что вы видите на этой фотографии?

2. Какие цвета вы видите?

3. Какие чувства вызывает у вас эта фотография?

  1. Вам тоскливо или нет?

С данным заданием дети справились лучше. После просмотра первой фотографии, они сказали, что чувствуют спокойствие, красоту, счастье, но есть и те, кто испытал печальное чувство. Все подростки отметили, что на данной фотографии преобладают яркие цвета.

На второй фотографии большинство детей отметили печальное, грустное чувство. Преобладание темных, серых цветов отметили все. Также большинство обучающихся сказали, что им стало тоскливо.

Цель третьего диагностического задания – выявить адекватность восприятия и понимания художественного образа при восприятии музыки.

Обучающиеся прослушивают предложенные учителем мелодии следующего характера: радостные, энергичные, нежные, спокойные, тоскливые, грозные. Затем педагог предлагает словами описать образ, который они «видят» в музыке. Список слов он вывешивает на плакате, или проецирует на экран. Дети должны написать на первом месте, то, которое в наибольшей степени соответствует их эмоциональному восприятию, на втором – следующее и т.д. Выбранные таким образом слова должны в максимальной степени точно и близко описывать мелодию и возникающие эмоции.

Возможный список предлагаемых слов: радостно, энергично, нежно, спокойно, тоскливо, грозно.

При прослушивании предложенных учителем мелодий обучающиеся хорошо справились с заданием. Есть дети, которые затруднялись, и им требовалась помощью учителя.

Целью четвертого диагностического задания являлось выявление осознанности детьми интонационно-речевой выразительности как способа эмоционального самовыражения. Обучающимся было представлено стихотворение Н.И. Рыленкова «Все в тающей дымке…». После того, как дети прослушали стихотворение, им предлагались следующие вопросы: «С каким чувством, настроением вы слушали стихотворение?» Ответы были следующие: «С хорошим чувством»; «С приятным чувством»; «Чувствовал, какая красивая природа»; «Представлял русскую природу». Многие дети, так и не смогли ответить на поставленный вопрос. «Какие картины природы, образы рождает стихотворение у вас?» Данный вопрос вызвал затруднение у большинства обучающихся. Дети ответили, что стихотворение рождает образ природы; полей, рек, лесов. «Почему же надо всматриваться и вслушиваться в окружающую нас природу?» Всматриваться в природу, по мнению детей нужно, потому что в природе много красивого. Их привлекают зеленые растения, животные, насекомые. Многие обучающиеся затруднялись дать ответ.

Цель пятого диагностического задания – осознание детьми эмоционально-образного содержания художественного произведения.

Прочитав рассказ Г. Скребицкого «Июнь», обучающиеся принялись отвечать на поставленные вопросы экспериментатора. Когда был задан вопрос: «Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ?», дети отвечали следующее: «Захотелось на каникулы», «Хочу домой», «Захотелось гулять», «Поскорей бы наступило лето». Какое именно чувство у них вызвал рассказ, дети не смогли ответить. Также обучающимся было трудно сказать, что вызвало у них чувство прекрасного. Несколько человек всё же ответили, что это красивая природа.

После прочтения рассказа Г. Скребицкого «Июнь» лишь у половины детей появилось хорошее настроение. Остальные обучающиеся не могли прочувствовать эмоционально-образное содержание рассказа.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента, мы установили, что 35 % обучающихся с интеллектуальными нарушениями подросткового возраста показали средний уровень сформированности эстетических чувств, а 65 % обучающихся имеют низкий уровень.

На основе результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, личного педагогического опыта, психолого-педагогического анализа исследуемой проблемы, мы выделили следующие организационно-педагогические условия, соблюдение которых, на наш взгляд, будет способствовать формированию эстетических чувств у обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения:

  • организация получения эмоционально-чувственного опыта обучающимися. Соблюдение этого условия, возможно, на наш взгляд при составлении характеристики художественного образа на основе впечатлений обучающихся от художественных явлений и объектов. Предпосылками накопления эмоционально-чувственного опыта являются: - умение наблюдать, сопоставлять, оценивать; - способность воспринимать художественные произведения и эмоционально откликаться на них; - умение внимательно вслушиваться и всматриваться;
  • использование семантического анализа средств художественной выразительности. При реализации данного условия обучающимся необходимо помочь осознать эмоциональную природу художественного произведения, распознать смысл и значение символа как носителя эмоционально-образного содержания художественного произведения. А также установить причинно-следственную связь между художественным образом и эмоциональным отношением художника;
  • моделирование эстетических эмоций. Реализация этого условия опирается на эмоционально-чувственный опыт обучающихся, их способность распознавать эмоционально-смысловые значения средств художественной выразительности;
  • использование информационных технологий. Данное условие является

неотъемлемой частью процесса формирования эстетических чувств на уроках чтения. При изучении художественного произведения вниманию обучающихся необходимо предлагать электронные высококачественные мультимедийные изображения, содержащие видео и музыкальный ряд, сопровождающие содержание литературного произведения.

Соблюдение выделенных условий, на наш взгляд, будут способствовать наилучшему восприятию и пониманию, а также осознанности прочитанного, вызывать эстетические чувства у обучающихся.  

Список литературы

  1. Воробьева С.А. Педагогические условия формирования эстетических чувств у младших школьников: дис. канд. пед. наук : 13.00.01. Елец, 2004. 264 с.
  2. Краснокутская О.А. Формирование эстетических чувств младших школьников средствами музыкальной культуры // Человек и образование. 2008. №4. С. 85-88.
  3. Неустроева Н.А. Формирование эстетического чувства у детей с нарушением интеллекта // Сборники конференций НИЦ социосфера. 2011. №22. С. 39-42.
  4. Труфанов С.Н. О природе эстетического чувства. // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. 2014. С. 214-219