Роль классного руководителя в формировании коммуникативных навыков у обучающихся.

Гринь Софья Алексеевна

Формирование коммуникативных умений у школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания. Она волнует сегодня не только педагогов, но и психологов.

Коммуникативным потенциал - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации, готовность к профессиональной самореализации в будущем; активная жизненная позиция.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных навыков обучающихся Задачи Методики Ожидаемый результат

Слайд 2

Коммуникативная деятельность: Правильная и быстрая ориентация в условиях общения Умение грамотно спланировать свою речь Содержание общения Адекватные языковые средства для передачи мыслей и обеспечения обратной связи

Слайд 3

Проблемы: П роблемы , существующие в общении между субъектами класса Б езнравственность и бездуховность , проявляющаяся в обществе Н изкая учебная мотивация Ж елание видеть детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми личностями. ( проблема-запрос)

Слайд 4

Цель Сформировать личность, обладающую коммуникативным потенциалом - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации, готовность к профессиональной самореализации в будущем, активная жизненная позиция.

Слайд 5

Задачи организация работы по развитию коммуникативной культуры обучающихся и их родителей ; создание условий для творческого самовыражения личности подростка; применение эффективных способов по сплочению классного коллектива, созданию дружелюбной атмосферы, хорошего психологического климата в классе;

Слайд 6

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ « ОБЩЕНИЕ » Рассказ, беседа, лекция, диспут. игра, соревнование, проблемно-поисковые ситуации, самопрезентация , создание ситуации успеха.

Слайд 7

Основные приемы и типы упражнений Ролевые игры, экскурсии В едение записей и дневников.(летопись класса, правила класса ) «проба пера» литературно-творческие опыты в прозе, стихотворениях, драматических жанрах . В осприятие речи собеседником и обратная связь К онфликтный диалог (тактичное несогласие с мнением оппонента, доказательное отношение к мнению другого.)



Предварительный просмотр:

GERB-KAL

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №137

Калининского района

 Санкт – Петербурга

Педагогический совет по воспитательной работе.

Тема: Роль педагога в создании общего педагогического пространства.

Работа классного руководителя по формированию коммуникативных навыков у обучающихся.

Методы и приемы

Направленность

Способы реализации

Результаты

Диспут

групповая

фронтальная

Проводят в классе по темам классных часов, недель посвященных определенным тематикам, темам экскурсий или темам интересующим обучающихся.

Формирует коммуникативные навыки, расширяет кругозор, формирует умение выражать и отстаивать свою точку зрения, грамотная речь, умение уважать чужое мнение, адекватно воспринимать критику, активная позиция.

«Летопись класса»

групповая

индивидуальная

«Летопись класса» ежедневно заполняют в классе, формируют историческую летопись, по желанию дополняют фотографиями. Памятные/смешные/интересные моменты.

Сплочение коллектива, формирование общей истории, индивидуально – возможность выступить в роли оформителя летописи. Формирование ответственности, ситуации успеха, значимости, слаженности.

«Проба пера»

групповая

индивидуальная

Проводят в классе по интересующим темам, изучив жанр перед написанием. Его характерные особенности. Поощряя работу в группе. Сборник лучших сочинений по итогам года.

литературно-творческие опыты, возможность попробовать себя в новом образе, коммуникативный потенциал,  развитие воображения, группой – сотрудничество, работа в команде, творчество.

конфликтный диалог

групповая индивидуальная

В классе между группами или между субъектами класса. По интересующим темам или спорным вопросам возникающим в классе. Применимо не только в виде игровых методов, но и для решения конфликтных ситуаций. Обучение ведению переговоров.    

умение тактично не согласиться с мнением оппонента, конструктивная критика, умение прислушиваться к чужому мнению, принимать чужую точку зрения.

контрвопрос

индивидуальная групповая

В классе между группами или между субъектами класса. По интересующим темам или спорным вопросам возникающим в классе.

умение вести диалог, не бояться задать вопрос, правильно задавать вопрос для получения информации, правильно формулировать мысль



Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по формированию коммуникативных навыков у обучающихся.

Понятие «коммуникативность» рассматривается в педагогике, психологии, психолингвистике, методиках преподавания, но трактуется в каждой науке по-разному. я взяла за основу определение из психолингвистики, которое сформировали (Алексей Алексеевич Леонтьев, Ирина Алексеевна Зимняя) они рассматривают коммуникативную деятельность, как деятельность общения, и указывают, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:

  1. Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;
  2. Уметь грамотно спланировать свою речь;
  3. Выбрать содержание общения;
  4. Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.

Формирование коммуникативных умений у школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания. Она волнует сегодня не только педагогов, но и политиков, и писателей, и психологов.

   Изменения материальных условий жизни, условий образования, распространение интернета  и других средств массовой коммуникации (мессенджеры, соцсети и т.д.) все это способствует изменению форм общения, их глубины и диапазона, ставят вопрос о необходимости целенаправленного воспитания  коммуникативной культуры человека.

Я выделила основные проблемы, с которыми чаще всего сталкивается классный руководитель при работе с классом:

проблемы:

  1. проблемы, существующие в общении между субъектами класса.
  2. безнравственность и бездуховность, проявляющаяся в обществе.
  3. низкая учебная мотивация.
  4. желание видеть детей добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми личностями. (проблема-запрос)

Любая  деятельность достигает цели и дает наилучшие результаты при условии, если она проводиться в определенной системе. Система подразумевает выработку некоего плана согласно с проблемами в классе, постановкой цели, способами их достижения, видами деятельности (методами) и прогнозируемыми результатами.

цель:

Сформировать личность, обладающую коммуникативным потенциалом - владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисной жизненной ситуации, готовность к профессиональной самореализации в будущем; активная жизненная позиция.

Как же нам всего этого достичь?

задачи:

      1. организация работы по развитию коммуникативной культуры обучающихся и их родителей;

      2. создание условий для творческого самовыражения личности подростка, педагогическая поддержка творческих устремлений и действий личности школьника;

      3. применение эффективных способов по сплочению классного коллектива, созданию дружелюбной атмосферы, хорошего психологического климата в классе;

Исходя из вышесказанного мы делаем вывод, что особое внимание в  работе классного руководителя следует уделять организации общения в классе.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В НАПРАВЛЕНИИ «ОБЩЕНИЕ»

         В педагогической деятельности по развитию коммуникативных навыков обучающихся используют методы, воздействующие на сознание (рассказ, беседа, лекция, диспут) и методы, воздействующие на эмоциональную сферу школьников (игра, соревнование, проблемно-поисковые ситуации, самопрезентация, создание ситуации успеха), сочетают фронтальные, групповые и индивидуальные формы  воздействия словом.

Признавая значимость словесных методов в процессе воспитания, не стоит забывать о том, какой вред таит в себе гипертрофия эти методов, и вводить игровые моменты.

Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Основные приемы и типы упражнений формирующих коммуникативную функцию, формируют коммуникативный потенциал:

  1. ролевые игры и экскурсии (накопление материала)
  2. рисование картин, ведение записей и дневников.(летопись класса, правила класса)
  3. создание сюжетов используя воображение/написание сценариев (не просто заучивание текста выступления)
  4. выбор жанра на устных докладах – телепередача, выступление по радио. (элемент игры. задача - реклама)
  5. «проба пера» литературно-творческие опыты в прозе, стихотворениях, драматических жанрах.
  6. восприятие речи собеседником и обратная связь.
  7. вопросы-ловушки (дети доказывают, что вопрос не имеет ответа). Диалоги поощряющие размышления и развитие своей точки зрения.
  8. контрвопрос (подразумевающий встречный или уточняющий вопросы).
  9. конфликтный диалог (тактичное несогласие с мнением оппонента, доказательное отношение к мнению другого.)