Внедрение трудового компонента в учебный предмет математики в условиях индивидуального обучения на дому

Ерминская Надежда Викторовна

В общей системе подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки мотематики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учаться логически мыслить. На уроках математики на основе анализа существенных признаков и варьирования несущественными признаками у учащихся формируются общие признаки о геометрических фигурах. Нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность будет способствовать полноценному запоминанию и усвоению выделенных свойств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_trudovogo_komponenta_v_uchebnye_predmet1.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение трудового компонента в учебный предмет математики с детьми индивидуального обучения на дому.

В общей системе подготовки детей с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики, на которых учащиеся получают начальные математические знания, овладевают необходимыми вычислительными умениями, учатся логически мыслить. Однако усвоение математики для детей с умственной отсталостью представляет большие трудности. Дети в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.

В работе необходимо применять эффективные формы обучения детей с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения.

На  уроке математики  добавляю  элементы трудового компонента. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный.  Элементы трудового компонента  внедрять в  учебную  деятельность нужно аккуратно, тщательно обдумывая и отбирая задания, которые помогут достигнуть поставленной на уроке цели с максимальной эффективностью. Введение такого компонента оживляет урок, делая его занимательным, и ребенок  включается в учебный процесс и приобретает новые знания.

 На уроках математики на основе анализа существенных

признаков (геометрической формы) и варьирования несущественными

признаками (положением на плоскости, цветом, материалом и т.д.) у учащихся  формируются общие представления о прямоугольнике (квадрате) и других фигурах.

 В процессе обучения дети должны усвоить, что геометрическая фигура — это образец (эталон), сравнивая с которым можно определить форму предмета. В этом случае нельзя ограничиваться простым показом и называнием формы предмета, так как запоминание не должно быть механическим. Только практическая деятельность и  внедрение трудового компонента  (рисование предметов разной формы, их группировка, сопоставление, конструирование и др.) будет способствовать полноценному запоминанию и усвоению выделенных свойств, а значит, овладению сенсорным эталоном в целом.

Работая с различными материалами (бумагой, картоном, пластилином, проволкой), ученики воспроизводят форму: многократно обводят, строят и вырезают треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, учатся по чертежу определять форму фигуры и т.д.

Особенно важными для познания формы на уроках математики

являются  моделирование, составление  геометрических фигур,  дополняющие зрительное восприятие формы осязанием. 

Детям очень нравится моделирование из геометрических фигур различных предметов, например домика, машины, флага, елочки,  тележки и человечка, лесенку т. д. Дети делят геометрические фигуры линиями на части, разрезают, а потом конструируют знакомые геометрические фигуры. Составляют  геометрические фигуры по образцу из нескольких фигур или при помощи палочек.

 Например:
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. И т.д

Раздаточный материал готовлю сама, используя яркие краски. На первых этапах работы составляем геометрические фигуры из 2-3 частей, затем задания усложняются.

Также  работаем  и с конструктором. Эта работа развивает соображение, смекалку, формирует геометрические представления, совершенствует и развивает пространственные представления.

Приведенные примеры свидетельствуют, что взаимодействие знаний по

математике и технологии (труду) позволяет ученикам находить единичное и

общее, проводить анализ и синтез, вырабатывать конкретность и абстрактность мышления и тем самым обеспечивает формирование сознательных представлений учащихся о геометрической форме, геометрических фигурах, свойствах и отношениях фигур, умения применять знания в новых условиях.

Таким образом, комплексное внедрение трудового компонента в учебный предмет математика позволяет систематизировать знания учащихся, способствует применению математических знаний, в жизни и практике.