Коррекционная развивающая работа по развитию внимания средствами изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Деренько Наталья Васильевна

ИТОГОВАЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

«Коррекционная развивающая работа по развитию внимания средствами изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derenko_n.v._rabota_isprav_3.docx152.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГГТУ)

Институт дополнительного образования

Факультет переподготовки и повышения квалификации

ИТОГОВАЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

«Коррекционная развивающая работа по развитию внимания средствами изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Выполнила:

слушательница курсов по программе

 «Дошкольное образование»

Деренько Наталья Васильевна

Научный руководитель: 

кандидат психологических наук, доцент

Озерова Светлана Анатольевна

Орехово-Зуево, 2019 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........................3

Глава1.Теоретико-методологические основы использования изобразительной деятельности как средства коррекции внимания у детей младшего дошкольного возраста

1.1.  Феноменология внимания в отечественной и зарубежной психологии ..........................6

1.2. Проблемы и необходимость коррекции внимания у младших дошкольников................9

1.3. Коррекция внимания посредством изобразительной деятельности............................... 13

Глава 2. Эмпирическое исследование коррекционной развивающей работы по развитию внимания младших дошкольников средствами изобразительной деятельности

2.1 Организация исследования и методы диагностики внимания………………………….19

2.2. Методика организации занятий по коррекции внимания посредством изобразительной деятельности……………………………………………………………………………………23

2.3. Оценка эффективности занятий…………………………………………………………..27

Выводы…………………………………………………………………………........................31

Заключение..................................................................................................................................33

Список литературы.....................................................................................................................35

Приложения

Введение

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.

Дошкольное образование сейчас рассматривается как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание. Поэтому важно проводить коррекцию подобного дефекта.

По исследованиям ученых И. А. Грошенкова (15), О. П. Гаврилушкина (14), С. А. Болдыревой (4), коррекцию развития внимания можно проводить при помощи средств изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца (28) по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности.

В.С. Мухина (38) отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.  При помощи изобразительной деятельности ребенок тренирует и свое внимание.[1] 

На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген (49), Ж. Демор (25), а также отечественные ученые Л. С. Выготский (8), Т. С. Комарова (31) и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации. Коррекционные возможности изобразительной деятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты.

Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Именно в изобразительной деятельности активно развивается концентрация и устойчивость внимания.

Теоретическая значимость выражена в работах Л.С Выготского (8), B.Н. Колесникова (32), И.Ю. Кулагиной (30) и др. Их работы были использованы в качестве первоисточников для моего исследования.

Цель работы: особенности проведения коррекционной развивающей работы средствами изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста и определение ее эффективности.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме внимания и его развития у дошкольников.

2. Изучить возрастные особенности внимания в младшем дошкольном возрасте и рассмотреть изобразительную деятельность как средство развития внимания.

3.Подобрать комплекс диагностических средств внимания у детей младшего дошкольного возраста

4.Провести эмпирическое исследование и выявить возможность коррекционной работы по развитию внимания дошкольника средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования: дети дошкольного возраста, в процессе игровых занятий, изобразительной деятельности и общения.

Предмет исследования: Коррекционная развивающая работа по развитию внимания средствами изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что посредством изобразительной деятельности, возможно корректировать внимание у детей младшего дошкольного возраста. В процессе коррекции более развиваются такие свойства внимания, как сосредоточенность и переключение.

В исследовании использовались следующие методы: 

  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  • тестирование с использованием психодиагностических методик - «Найди на рисунке фигуры» авторы К.В. Гавриков, О.С. Глазачев, Т.К. Бердникова (10)
  • Методика на определение уровня развития устойчивости зрительного внимания - автор Л.В. Черемошкина (54)
  • статистическая обработка данных.

Методологическая основа исследования специфика развития произвольного внимания с помощью изобразительной деятельности по работам Г.Г. Григорьевой (16), Т.С. Комаровой (31), Н.П. Сакулиной (47), Е.А. Флериной (52).

Практическая значимость выражается в использовании рекомендованных упражнений для коррекционной работы средствами изобразительной деятельности.  Данную коррекционную программу могут использовать воспитатели детских садов, логопеды, а также родители в процессе развития внимания.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного учреждения номер десять, детский сад общеразвивающего вида, во второй младшей группе, города Орехово-Зуево. В исследовании участвовало четырнадцать детей в возрасте три-четыре года, из них восемь девочек, семь мальчиков.

Итоговая аттестационная работа состоит из двух глав, введения, приложения, списка использованной литературы.  Общий объем 38 страниц.

Глава 1.  Теоретико-методологические основы использования изобразительной деятельности как средства коррекции внимания у детей младшего дошкольного возраста

  1. Феноменология внимания в отечественной и зарубежной психологии

Внимание - это одно из самых первых действий, которые учится делать ребенок. В первые месяцы своей жизни малыши проявляют внимание неосознанно, реагируя на звуки, на движение каких-либо предметов, вещей или героев мультфильмов, на яркие цвета и т.д.

Примерно к шести месяцам малыши проявляют свое внимание к окружающему их миру уже более осознанно: начинают брать в руки предметы, до которых могут дотянуться, пытаются проверить их прочность, стуча ими об пол или просто пытаясь грызть, реагируют на слова и т.д. Уже с этого возраста можно начинаться заниматься развитием внимания ребенка, причем делать это даже нужно. Чем раньше развитию внимания у детей уделяется внимание, тем легче малышам в будущем познавать окружающий их мир, а также учиться в школе. Большинству мам и пап кажется, что их ребенок еще слишком маленький, поэтому о развитии внимания не может быть и речи. Однако, малыш уже обращает внимание на все происходящее, а значит, можно развивать это, обучая концентрации на предметах, на действиях и событиях.[2] 

В двухлетнем возрасте дети уже приобретают определенные навыки манипулирования предметами и такие манипуляции уже становятся действиями для достижения определенной цели, для решение простых задач. Это является первым проявлением ребенком внимания (произвольного) и его дальнейшее развитие происходит под влиянием родителей. Именно они обращают внимание своего ребенка на ситуации, в которых необходимо определенным образом себя вести или что-то делать. Все эти действия - уже развитие внимания ребенка, ведь так он учится не только соблюдать какие-то правила, но и обращать внимание, следить за тем, когда именно нужно делать что-то конкретное.

Действия по развитию внимания у детей дошкольного возраста уже можно причислить к обязательным и необходимым, ведь это уже период подготовки к школе. В этом возрасте детки уже самостоятельно, пусть и неосознанно, проявляют устойчивое внимание и наглядно это видно: если ребенку интересна игра, если его захватила сказка, если взрослый ему рассказывает что-то интересное. Этот период наиболее благоприятен для целенаправленного развития внимания у дошкольников, ведь в этом возрасте малыши впитывают практически все и многому учатся очень быстро.[3] 

Дадим общую характеристику самого понятия внимания. Внимание - это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. В разговорной речи внимательным обычно называют человека, который способен подмечать мелкие детали, а невнимательным - того, кто постоянно отвлекается от своего занятия, забывает часть только что прослушанной речи, допускает ошибки в уже известных словах и делах. Все эти признаки - проявление разных свойств и видов человеческого внимания. 

Необходимо выделить три вида внимания, которые разделяются по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте; Появляется само собой под действием сильного или нового, неожиданного раздражителя независимо от намерений человека. Непроизвольное внимание кратковременно и, как правило, быстро переходит в произвольное - человек заинтересовывается, а что же это такое его отвлекло, зацепило. Корни пассивного влияния уходят в инстинкты, которые велели быстро реагировать на всё непонятное, новое, слишком сильное - на громкий звук, яркий свет, контрастное пятно среди травы, движение среди деревьев - ведь все эти признаки могут указывать на опасность. 
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении; Возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение выбранной им деятельности. Исследователи связывают возникновение преднамеренного внимания у человека с развитием труда (т.е. целенаправленной, сознательной деятельности для удовлетворения своих потребностей) и второй сигнальной системы, проще говоря, речи. Длительное поддерживание произвольного внимания сопровождается ощутимым напряжением психики и вызывает утомление, поэтому рекомендуется, работая над одной задачей, отвлекаться на более лёгкие, не требующие внимания занятия или хотя бы переключаться на другие задачи.
  • после произвольное - интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.  Когда человек, удерживая произвольное внимание на некоем деле, очень им увлекается, чувствует его важность и интересность для себя, то он способен удерживать внимание уже без напряжения - тогда оно и называется послепроизвольным. В таком случае, даже занимаясь делом несколько часов подряд, человек не устаёт всё время концентрироваться на одной задаче.[4]

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции. У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением четырехлетнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы.

 Формированию произвольного вида внимания, предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью.

Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.[5]

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).[6]

Из всех видов внимания, воздействующих на органы чувств, наиболее полноценно исследовано зрительное внимание, так как его можно обнаружить и фиксировать. А интеллектуальное внимание, наоборот, из-за внутреннего характера течения изучено недостаточно.[7]

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания.[8]

Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей - в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Разработка той или иной задачи не заканчивается с переходом малыша на следующий возрастной этап. Каждый последующий блок наращивается на уже имеющийся. При этом дети расширяют область развития того или иного аспекта внимания.[9] Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе.

1.2.  Проблемы и необходимость коррекции внимания у младших дошкольников

В силу своих возрастных особенностей младшим дошкольникам еще трудно сохранять внимание, дети не могут запоминать большее количество предметов и т.п. В психолого-педагогической литературе описаны свойства внимания. Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

  • концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
  • интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
  • переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
  • устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей - в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Задачи, способствующие реализации этой цели, формулируются в связи с возрастными характеристиками аттенционных способностей малышей.

Наглядно-образный тип мышления дошкольников определяет наглядность в перечень обязательных методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.

Практический метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи. Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на лапку села бабочка.

К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:

  • аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
  • поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).

Практические приёмы могут использоваться в качестве рефлексии на занятии по развитию внимания

Игровой метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошкольниками.

Игра является основной формой работы с малышами любого возраста. Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности.

Несмотря на то, что развитие аттенционных способностей -это обязательная цель любого занятия, в детских садах на усмотрение педагога при согласовании с методическим советом детского сада один-два раза в неделю во второй половине дня проводятся также и отдельные занятия на тренировку внимания. Структурно занятия по развитию внимания ничем не отличаются от других видов занятий в детском саду.[10]

Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае). Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости.  Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе.

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду. В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста, отражаются в результатах диагностики формирования у детей этой формы организации познания.[11]

Внимание проявляется не само по себе, а в процессе проявления таких познавательных функций, как мышление, восприятие, память. Оно является показателем динамики происходящих психических процессов, поэтому развитое произвольное внимание - непременное условие качественного выполнения любого дела.

Как было сказано выше, решить проблему развития и формирования произвольного внимания ребёнка помогает игра. К игре можно применять и изобразительную деятельность, так как изобразительная деятельность является созидательной и вызывает у ребенка радость.  

Развитие речи у ребёнка-дошкольника способствует развитию восприятия и формированию произвольного внимания. Развивая произвольное внимание, не обойтись без воспитания силы воли, и в этом вопросе педагогам и родителям важно проявлять разумную требовательность. Разумеется, строгость и требовательность старших не должны вызывать у ребёнка страх, ведь в противном случае результат окажется плачевным, от нежелания заниматься до душевной травмы и комплекса неполноценности.[12]

Однако опираться только на интерес в работе с детьми дошкольного возраста тоже нельзя. Их нужно научить сосредоточиваться на занятиях, которые необходимы, даже если они не вызывают интереса.

Нарушения произвольного внимания затрудняют или даже делают невозможным восприятие и изучение объекта окружающего мира.

Одной из причин нарушений произвольного внимания у детей может быть недостаточный психический тонус. В этом случае внимание быстро истощается, а умственная работоспособность снижается. В этом случае полезно использовать самомассаж, дыхательные упражнения, растяжки, релаксацию, упражнения на стабилизацию общего тонуса тела.

Роль родителей в коррекции произвольного внимания ребёнка крайне велика: от них требуется терпение и особый подход, спокойное поведение, умение избежать конфликта, доверительные и доброжелательные взаимоотношения с ребёнком, позитивность.[13]

Профилактика нарушений произвольного внимания предусматривает тренировку основных его параметров: интенсивности, объема, устойчивости, переключаемости, концентрации. Развивать внимание никогда не поздно. В игровой форме, с удовольствием и пользой для себя, можно развивать внимание с помощью развивающих игр, с помощью изобразительной деятельности.  

Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших психических процессов. Внимание - это избирательная, осознанная направленность восприятия на определённый объект в течение какого-то времени. И если у малышей его как такового ещё нет (по крайней мере, оно очень незначительное), то развитие внимания у детей трех-четырех лет, а уж тем более пяти лет, идёт практически семимильными шагами. И этому аспекту воспитания ребёнка необходимо уделять достаточно много времени. Чтобы развитие внимания у детей соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю.

Чтобы развитие внимания ребёнка в период с трех до пяти лет соответствовало его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения.

Непосредственно перед школой развитие внимания у ребёнка пяти лет должно быть таким, чтобы он прошёл тестирование в первый класс, где обязательно будут задания на сформированность всех этих свойств. В три года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через два года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание. 

Итак, необходимо отметить, что внимание организовывает психическую деятельность человека, без его участия невозможно познание.

В процессе внимания одна информация, поступающая через органы чувств, отбирается, а другая - игнорируется. Этот процесс может быть, как сознательным, так и бессознательным.

Развитие внимания человека - одно из важных условий его адаптации и успешной реализации в жизни. Внимание ребёнка в раннем детстве отличается неустойчивостью. При возникших проблемах внимания у детей, его необходимо корректировать. Развитию и коррекции внимания хорошо содействует продуктивная деятельность. К ней можно отнести изобразительную деятельность.

1.3. Коррекция внимания средствами изобразительной деятельности

В предыдущих параграфах были рассмотрены особенности внимания, в том числе и развитие внимания младших дошкольников. Изобразительная деятельность стимулирует развитие мышления. Процесс отражения активируется, когда человеку становится необходимо ответить на заданный вопрос, решить конкретную задачу, найти конкретный способ действия и т. д. Все это происходит в визуальной деятельности, которая характеризуется акцентом на познании и отображении предметов и явлений реальности. Творчество - это универсальная функция человека. Исследователи в области творчества подчеркивают накопление творческого опыта у младших дошкольников как важный чувственный период для развития творческого потенциала.

 «Современная специальная психология и педагогика все больше обращаются к разным видам искусства как к средству развития и коррекции.[14] Искусство обладает удивительной способностью в полной мере воздействовать на человека. Для умственного развития детей большое значение приобретает постепенно накапливающийся запас знаний, основанный на представлениях о различных формах и пространственном положении объектов в окружающем мире с различными ценностями и разнообразием нюансов. Психологи и педагоги А.В. Запорожец (28), О.Н Земцова (27), В.Б. Костминская (51), Н.П. Сакулина (47), уделяли большое внимание обучению и развитию внимания детей в процессе непосредственного сенсорного познания - восприятия. При организации восприятия предметов и явлений важно обратить внимание на изменчивость форм, размеров (детский, взрослый), цветов (цвета времен года), различное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, клюет зерно; рыба плавает в разные стороны и т. д.).[15]

Изобразительная деятельность важна для интеллектуального развития, и поскольку эта деятельность необходима, она позволяет детям овладеть инструментами и, таким образом, испытать объективные действия человеческой деятельности.

Занимаясь рисованием, аппликацией, дизайном, дети знакомятся со свойствами, возможностями выражения материала (бумага, картон), приобретают необходимые навыки для его работы, осваивают инструменты деятельности человек - карандаш, кисть, ножницы - и учиться работать с ними.

Во время изобразительной деятельности дети постоянно встречают образную эстетическую характеристику объекта, явления (к ним часто привлекаются эпитеты, сравнения и поэтические тексты). Таким образом, у детей развивается блестящий выразительный язык, связанный с психическим развитием ребенка.

Средства изобразительной деятельности - это цвет, характер линий, передача изображения и движения, контур. Главное выразительное средство - это композиция. Именно от нее зависит все свойство рисунка.

Обучение зрительной активности способствует формированию умственных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дошкольники ещё недостаточно хорошо владеют своим вниманием, поэтому развитие внимания у детей предполагает прежде всего его организацию. Педагог руководит вниманием ребёнка, предотвращает его стихийное развитие, зависимость от случайного стечения обстоятельств, случайного окружения предметов, впечатлений, ощущений.[16]

Развитие произвольного внимания у детей происходит постепенно и связано с выработкой воли. Если вначале внимание опирается на чувственное содержание, то постепенно, по мере умственного развития, оно переключается на мыслительные связи. Это способствует расширению объёма внимания, тесно связанного с общим интеллектуальным развитием ребёнка.

Устойчивость внимания ребёнка увеличивается после трёх лет и особенно вырастает к шести годам. Это важное условия и показатель его готовности к обучению в школе. Развитие внимания у детей напрямую связано с воспитанием и обучением. Важно, чтобы у ребёнка был сформирован круг интересов и воспитаны волевые качества. Он должен быть приучен к систематическому труду и дисциплинирован. Если мы стремимся развить внимание ребёнка, то должны:

•   научить его наблюдательности;

•   воспитать в нем чувство ответственности;

•   воспитать стремление ставить цель и выполнять намеченное;

•   воспитать привычку быть внимательным даже в мелочах

     и в лёгких, привычных делах;

•   воспитать веру в свои силы;

•   научить не отвлекаться на раздражители;

•   приучить ребёнка к распорядку (это дисциплинирует).

На занятиях по изобразительному искусству благодаря средствам изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития детской речи, налаживания свободного и естественного речевого общения, что помогает решать различные задачи, такие как развитие речи у детей, накопление и обогащение словарного запаса, правильное произношение, умение описывать увиденное, рассказывать о создаваемом образе.

Все виды художественных материалов адаптированы к визуальной активности. Различия в физических свойствах материалов позволяют варьировать формы манипуляций с ними.

Эксперты подчеркивают особую важность понимания специфики и разумного использования определенных графических инструментов, материалов в зависимости от ситуации. Каждый графический документ определяет ряд возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к тому, чтобы он мог практиковать различные виды деятельности, и позволяет ему в некоторой степени контролировать свою деятельность.

Выбор методов и приемов определяется: возрастом, особенностями и индивидуальными способностями детей.[17]   

По мнению Л. С. Выготского (8) и других выдающихся отечественных психологов, психика человека очень активно меняется и перестраивается в процессе деятельности. Отечественные специалисты в области художественного образования Г.С. Комарова (31), Н.И. Сакулина (47)  утверждают, что процесс детского восприятия искусства представляет собой сложную умственную деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты.[18] Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, умение различать цвета, формы, приводит к более глубокому восприятию богатства цветов, линий и их сочетаний, позволяет понимать язык разных типов искусства.

Изобразительная деятельность, благодаря своей доступности, ясности и специфичности выражения, приближается к игре. Искусство, особая форма эстетического познания реальности и ее отражения в художественных образах, позволяет художнику увидеть мир во всем его богатстве и научиться преобразовывать его посредством художественной деятельности.

Виды изобразительной деятельности дошкольника очень разнообразны.

По мнению А. Н. Леонтьева (35), рисование как форма деятельности включает в себя множество компонентов психических процессов и, в связи с этим, ее следует рассматривать как важный фактор формирования личности.

Детские рисунки давно привлекают внимание ученых. Психологи и учителя, историки, этнографы и искусствоведы также проявляют особый интерес к детским рисункам. С самого начала детской психологии рисунок ребенка считался одним из способов изучения его духовного мира.[19]

По словам ученых Т.С. Комаровой (31), В.С. Мухиной (38), Н.П. Сакулиной (47), Е.А. Флериной (52), произведения искусства для детей описывают окружающую действительность. Однако реальный мир в «продуктах своей деятельности» ребенок не может отражать механически. Отражение обусловлено общим умственным развитием, возрастом и индивидуальными особенностями ребенка: графическая активность позволяет детям выражать свои мысли без слов. Использование одних и тех же продуктов изобразительной деятельности (рисование, лепка, декоративное искусство) облегчает реакцию на переживания и фантазии.

Важность занятий изобразительной деятельностью подчеркивали А. Н. Граборов (19), Л.В. Занков (26) и другие специалисты.

Обучение детей рисованию считается одним из наиболее важных способов знакомства ребенка с окружающим миром. Визуальная активность требует, чтобы ребенок проявил множество качеств и способностей. Чтобы нарисовать объект, необходимо хорошо его рассмотреть: определить его форму, его структуру, характерные детали, его цвет, его положение в пространстве. Обязательство сообщать образу сходство с изображенным объектом наделяет дошкольника многими характеристиками, которые, как правило, не становятся объектом всеобщего внимания при пассивном наблюдении. Во время целевых уроков рисования дети начинают лучше сравнивать, легче устанавливают сходства и различия между объектами, отношениями между целым и его частями. Многие педагоги подчеркивают, что процесс представления объекта, независимо от его художественного исполнения, имеет большое познавательное значение. Систематическая реализация образа учит дошкольников не только наблюдать, но и реально видеть, понимать и запоминать конкретное содержание изучаемого материала.

Изобразительная деятельность в детском саду включает в себя традиционные техники (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и смешанные техники (включают в себя нетрадиционное, самобытное и новаторское рисование, аппликацию).

Обучение зрительной активности невозможно без формирования умственных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Овладение способностью представлять (развитие воображения) невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Чтобы нарисовать, смоделировать любой объект, вы должны сначала узнать его, запомнить форму, размер, дизайн, расположение детали, цвет. В процессе наблюдения, при осмотре предметов и их элементов перед изображением, при изготовлении изделий кустарного промысла детей учат различать форму предметов, и их элементы, размер и расположение элементов объекта, цвет. Изображение предметов различной формы требует сравнения и установления различий. В то же время дети учатся сравнивать предметы и явления и различать общие и различные признаки, объединять предметы.

Понемногу дети приобретают способность анализировать предмет. Знание предметов и их свойств, фиксируется в памяти, их качества в понимании детей, присущие многим объектам, обобщаются.

Во время занятий изобразительной деятельностью у ребенка зрительная память активно формируется. Как известно, развитая память является необходимым условием для хорошего познания реальности, поскольку процессы памяти влекут за собой запоминание, распознавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Непосредственное и чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами, составляет область сенсорного образования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным образованием. Формирование представлений об объектах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, размере, положении в пространстве.

Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию визуального и образного мышления. Детское искусство имеет социальное измерение. Ребенок рисует, лепит, строит не только для себя, но и для других. Он хочет, чтобы его рисунок говорил что-то, чтобы изображение, представленное им, было узнаваемым.

В процессе изобразительной деятельности умственная и физическая активность совмещаются. Для создания рисунка, моделирования, приложения необходимо приложить усилия, выполнить рабочие действия, овладеть определенными навыками. Рисуя, моделируя дети передают свои впечатления от окружающего мира и выражают свое отношение к нему. Таким образом, художественные занятия являются важным средством полноценного развития детей.[20]

Нами была проведена феноменология развития внимания у детей младшего дошкольного возраста. В своей работе мы опирались на опыт педагогов психологов, таких как Л.С. Выготский (8), В.С. Мухина (38), Гальперина П. Я. (12) и других. Мы узнали, что внимание - это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность.

Выводы по первой главе. 

Следует отметить, что внимание является наиболее важным качеством, которое характеризует процесс отбора необходимой информации и устранения лишних элементов. Основное изменение в развитии внимания в дошкольном возрасте заключается в том, что впервые дети контролируют свое внимание, сознательно направляют его на определенные объекты или явления. В дополнение к средствам, используемым для организации внимания по отношению к конкретной задаче, существует универсальный способ организации внимания. Это речь.

Сначала взрослые организуют внимание ребенка устными инструкциями. Это напоминает о необходимости выполнить определенное действие с учетом определенных обстоятельств.  Позже ребенок начинает устно отмечать предметы и явления, которые требуют внимания для достижения желаемого результата. (Складываем кубики, сначала большой, потом меньше, сначала красный потом синий и т.п.)

По мере развития функции речевого планирования ребенок приобретает способность предварительно сфокусировать свое внимание на предстоящей деятельности, чтобы устно сформулировать, на чем он / она должен сосредоточиться.

В дошкольных учреждениях использование речи для организации собственного внимания значительно возрастает. Это видно по тому факту, что при выполнении заданий в соответствии с инструкциями взрослого дети старшего дошкольного возраста дают инструкции в десять-двенадцать раз чаще, чем дети в младшем дошкольном возрасте. Таким образом, внимание формируется в дошкольном возрасте с общим повышением роли речи в регуляции поведения ребенка. Изобразительная деятельность, так как является продуктивной деятельностью, может способствовать развитию внимания детей младшего дошкольного возраста и средствами изобразительной деятельности можно проводить коррекцию внимания как в детском саду, так и дома.

Глава 2. Эмпирическое исследование коррекционной развивающей работы по развитию внимания младших дошкольников средствами изобразительной деятельности

2.1 Организация и методы исследования внимания  

В первой главе были разобраны основные подходы к изучению развития внимания у младших дошкольников. Изучив материалы по обучающим действиям для обеспечения устойчивости внимания было проведено эмпирическое исследование внимания детей. Экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного учреждения номер десять, детский сад общеразвивающего вида, во второй младшей группе, города Орехово-Зуево. В исследовании участвовало четырнадцать детей в возрасте три-четыре года, из них восемь девочек, семь мальчиков.

На этапе подготовки были подготовлены две методики:

  1. «Найди на рисунке фигуры» авторы К.В. Гавриков, О.С. Глазачёв, Т.К. Бердникова (10)
  2. Методика «по определению уровня развития устойчивости зрительного внимания» автор Л.В. Черемошкина (54)

Данные методики  должны были выявить уровень внимания детей на первоначальном этапе.[21] 

При проведении эксперимента важна была мотивация: не понимая, для чего нужен тест, ребенок может неохотно приступить к выполнению задания, и результаты окажутся неинформативными.

Таблица 1

Описание результатов по методике «Найди на рисунке фигуры»

Результат и его интерпретация

Балл

Уровень

1. Ребенок правильно находит различные геометрические фигуры, которые спрятались на картинке

3

Высокий

2. Ребёнок долго ищет геометрические фигуры, которые спрятались на картинке

2

Средний

3. Ребёнок не может самостоятельно найти геометрические фигуры, которые спрятались на картинке

1

Низкий

После проведения диагностики были получены результаты, представленные в таблице 2. (см. Приложение 1)

Дети с высоким уровнем зрительного внимания не отвлекались во время выполнения задания, быстро и четко выполняли инструкцию. Задание не вызвало у них затруднений. Высокий уровень развития зрительного внимания показали 22 % (3 чел.) детей.

57 % детей (8 чел.) имеют средний уровень развития зрительного внимания, т.к. долго не могли найти геометрические фигуры, которые спрятались на картинке.

21 % детей (3 чел.) имеют низкий уровень развития зрительного внимания, т.к. допускали ошибки в выполнении задания, отвлекались, смотрели по сторонам.

Двое детей обратились с просьбой повторить задание уже во время его выполнения. Все это говорит о недостаточном уровне развития зрительного внимания.

Рис. 1 Диаграмма развития зрительного внимания у младших дошкольников по методике «Найди на рисунке фигуры» на этапе констатирующего эксперимента

Очень важно, чтобы ребенок знал названия фигур, для этого перед экспериментом необходимо опросить детей.

Следующая методика применялась для определения уровня развития устойчивости зрительного внимания (автор Л.В. Черемошкина (54)).

Цель исследования – определить уровень развития устойчивости зрительного внимания.

Ребенку предлагалось собрать небольшой пазл (картинка разделена на 12 частей). Пазлы были выбраны на хорошо известные детям темы (сказки, мультфильмы. При выполнении задания учитывались активность и самостоятельность, время выполнения, количество отвлечений и обращений за помощью к взрослому. Автором были разработаны следующие критерии оценки результатов.

  • К высокому уровню развития зрительного внимания могут быть отнесены дети, которые с большим желанием и интересом отнеслись к заданию и выполнили его целиком без помощи взрослых. Такие дети обычно не допускают возможности оставить задание невыполненным, их характеризует самостоятельность и активность.
  • К среднему уровню развития зрительного внимания Л.В. Черёмошкина рекомендует отнести детей, деятельность которых приходилось направлять советами, заострять их внимание на выполнение задания. Дети этой группы могут часто отвлекаться, спрашивая у экспериментатора совета, одобрения. Без отсутствия указаний они теряются, без посторонней помощи не могут выполнить задание.
  • К низкому уровню развития зрительного внимания следует отнести детей, которые не могут довести задание до конца, отказываются от выполнения задания. В результате исследования были выделены три уровня развития зрительного внимания (таблица 3, Приложение 2).

К группе детей с высоким уровнем развития устойчивости зрительного внимания было отнесено четыре человека (29 %), не имеющих отвлечений во время выполнения задания. Несмотря на то, что Марина М. выполняла задание достаточно долго, по сравнению с другими детьми её время составило 25 мин, мы отнесли ее к группе детей с высоким уровнем устойчивости внимания. Девочка работала самостоятельно, без отвлечений, настойчиво, выполнила задание до конца.

В группу со средним уровнем развития устойчивости зрительного внимания мы отнесли 50 % (7 чел.) детей. Дошкольники этой группы довели задание до конца, но только при помощи указаний взрослых. Количество отвлечений составляет в среднем 2-3 раза. Дети нуждались в постоянном руководстве и поощрении со стороны экспериментатора.

К группе с низким уровнем развития устойчивости зрительного внимания мы отнесли троих детей (21 %). Эти дети задание выполняли не до конца, три ребенка бросили собирать пазл после неудачных попыток («У меня не получается», «Я устал», «Больше не хочу») и один ребенок даже не стал делать попыток, отказался от выполнения задания сразу («Я не умею и не хочу»).

Покажем полученные результаты на рисунке 2.

Рис. 2 Диаграмма развития зрительного внимания у младших дошкольников по методике «развития зрительного внимания» Л.В. Черемошкина (54) на этапе констатирующего эксперимента

Исходя из тестирования, можно сказать, что внимание, в данном случае произвольное, у младших дошкольников только начинает формироваться.

А.Н. Ворониным (7) неоднократно подчеркивались различия между устойчивостью и распределением внимания.[22] В практической части нашей работы сопоставляется  эффективность решения задач на устойчивость и распределение внимания; излагается формирование действий, направленных на повышение устойчивости внимания; проверяем влияние такого формирования на распределение внимания. Исследования Н.Л. Агеносовой (1) свидетельствуют о том, что устойчивость и распределение внимания у детей появляются достаточно рано.[23]

Концентрация внимания – базовый и фундаментальный навык, без которого дальнейшее обучение невозможно в принципе. А с учётом того, что мы живём в век информации, отыскать нужный материал и сконцентрироваться именно на нём становится для нас одной из важнейших задач. Под концентрацией внимания принято понимать психический процесс, посредством которого человек фокусируется на тех или иных особенностях окружающего бытия и пространства, выделяя их относительно других статических и динамических объектов. Период концентрации внимания - продолжительность времени, когда человек (в данном случае -один ребёнок или группа детей) может сосредоточиваться и заниматься какой -то конкретной деятельностью. Развитие и постановка данного навыка -комплекс мероприятий и упражнений, направленных на выработку и закрепление у детей умения сконцентрироваться на той или иной задаче.

В связи с вышесказанным существует насущная необходимость в комплексном подходе к изучению внимания. Общая диагностика развития психических процессов включает диагностику памяти, мышления, диагностику внимания, восприятия и воображения. Такая диагностика просто необходима в дошкольном возрасте. Если не учитывать индивидуальные особенности и возрастные характеристики дошкольников, то вряд ли эффективным будет развитие познавательной сферы. И это будет способствовать успешному интеллектуальному и эмоционально-волевому становлению личности будущих школьников.  

Внимание - особое свойство человеческой психики. На нем базируется и память, и мышление, и даже успех в жизни. Вовремя занявшись развитием внимания своего ребенка, можно не только подготовить его к обучению в школе, но и создать для него потенциальную возможность успешно самореализоваться во взрослой жизни.

        

2.2 Методика организации занятий по коррекции внимания посредством изобразительной деятельности

На этапе формирующего эксперимента детей разделили на две группы- контрольную и экспериментальную. С экспериментальной в течении месяца проводилась работа по развитию внимания посредством изобразительной деятельности. Группы по семь детей с примерно одинаковым уровнем развития внимания.

Произвольное внимание начинает развиваться в более старшем возрасте, шести-семи лет. Тем не менее, как уже было сказано выше, нужно и должно развивать внимание, чем раньше, тем лучше. Развивать и корректировать внимание детей младшего дошкольного возраста будем с помощью изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность положительно воспринимается детьми любого возраста. Для коррекции внимания была подготовлена серия занятий, а также проведено родительское собрание, на котором до родителей была донесена важность развития внимания в раннем возрасте и даны советы.

Занятия изобразительной деятельностью с дошкольниками имеют свою специфику, связанную с возрастными особенностями психики, мышления, внимания, физическими данными детей. Эти особенности учитываются при постановке целей занятий, обуславливают количество и методику подачи учебного материала и влияют на форму проведения занятий.

Главной особенностью, которую нужно учитывать при планировании и разработке занятий для детей в три-четыре года, является то, что все компоненты мышления и психики ребёнка, задействованные в процессе обучения, находятся в стадии формирования. Поэтому на занятиях по изобразительной деятельности с дошкольниками, их целью является не только собственно обучение законам искусства и некий конечный результат творчества, но и психическое и психологическое развитие малышей.

К главным из них можно отнести формирование направленного осознанного внимания, памяти, аналитического и ассоциативного мышления, мелкой моторики руки, фантазии, расширение кругозора и внимательного отношения к окружающему миру, достижение необходимого уровня уверенности в своих силах и способностях, психологической раскрепощённости на занятиях, развитие правого (творческого) полушария мозга. С экспериментальной группой, после сна и полдника проводились занятия по изобразительной деятельности. Для того, чтобы проводить коррекцию внимания посредством изобразительной деятельности педагог должен использовать определенную методику. При составлении сценария занятия по рисованию педагог учитывает:

  • уровень владения детьми приёмами в этом виде деятельности;
  • материалы, с которыми малыши могут работать;
  • изобразительные возможности других видов творчества для дополнения рисунка;
  • техники создания картинок, доступные детям младшего дошкольного возраста;

В то время как трех, четырех летний ребенок еще не может сидеть и уделять внимание в течение продолжительных периодов времени, развитие сосредоточенности и концентрации жизненно важно для последующей успешной учебной деятельности. Активное применение классических и альтернативных способов рисования на занятиях в детском саду поможет ребёнку овладеть методами творческой самореализации, введёт в радостный мир изобразительного искусства, разовьёт интерес к исследовательской деятельности, пополнит словарный багаж.

Сочетание классических приёмов обучения, построенных на привычном копировании и подражании, и приёмов нетрадиционных техник создаёт благоприятные условия для развития самостоятельности, инициативности, воображения, способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.

Продуктивная деятельность младших дошкольников направлена, в первую очередь, на познание окружающего мира, развитие мелкой моторики, внимания, мышления и памяти. У младших дошколят основой для создания рисунка становится шаблон, который дети раскрашивают или дополняют отдельными деталями. Например, рисуют уши, нос, глаза и рот зайчику/

 При этом дети отрабатывают следующие приёмы:

  • проводят линии, варьируя силу нажима, повторяя очертания контура;
  • делают штриховку, передавая тем самым форму и фактуру объекта, к примеру, иголки ёжика (кроме того, штриховка отлично тренирует мелкую моторику);
  • ставят точки карандашами, фломастерами, красками, стараясь выполнять точечные, а не «размазывающие» движения;
  • делают отдельные мазки кистью, стараясь не размазывать их в пятно.

Для воспитанников в данном возрасте большое значение имеет правильная подборка материалов для творчества.

Чтобы занятия изобразительной деятельностью приносили дошколятам радость, педагогу необходимо ориентироваться на уровень владения ребёнком карандашом, кисточкой. Кроме того, учитывать особенности развития внимания и памяти. Очень важно принимать во внимание настроение каждого малыша. И если юный художник «не в духе», задание для него должно быть посильным, например, раскрасить шаблон любого домашнего питомца на выбор. А вот тем, кто проявляет заинтересованность заданием, можно предложить украсить композицию дополнительными элементами: сделать для готового образа ёжика пластилиновые яблочки в виде красных «блинчиков», или шишки для белочки.

В младшем дошкольном возрасте дети могут работать не только индивидуально, но и коллективно. Для групповой формы работы, воспитывающей у детей навык сотрудничества, наиболее подходящим видом изобразительной деятельности будет создание рисунка на основе коллажа. При составлении коллажа дети учатся правильно распределять картинки на пространстве листа с фоновым рисунком. Кроме того, форма организации работы зависит от конкретного аспекта темы, изучаемого в данный отрезок учебно-воспитательного процесса.

Для мотивации младших дошкольников, то есть пробуждения у них интереса к теме, создания положительного настроя на работу, обычно используется сочетание описания животного с рассматриванием подходящей картинки или игрушки.

Если в качестве наглядности используются игрушки или фигурки животных, то дети должны их пощупать и внимательно рассмотреть - это поможет получить более точное представление о форме и пропорциональности объекта

Для организации вводной части, задача которой как раз и подразумевает мотивацию воспитанников, можно использовать:

  • стихотворения
  • посильные для возраста загадки
  • сказки
  • просмотр мультфильмов
  • сюрпризный момент, когда в группе появляется персонаж, предлагающий детям помочь в решении той или иной проблемы, например, помочь ёжику насобирать на зиму запасов
  • подвижные игры 
  • дидактические игры

Занятие для малышей длится 15 минут. Это время распределяется между тремя этапами освоения темы:

  • вводным этапом - до 3 минут, направленным на мотивацию ребят;

основным этапом - до 10 минут, посвящённым описанию порядка работы, демонстрации образцов рисунков и самому процессу рисования, который предваряется пальчиковой гимнастикой и/или физкультминуткой;

  • заключительным этапом - до 2 минут, на котором педагог хвалит и благодарит всех малышей за работу.

Рисование с младшими дошкольниками открывает новые грани их представлений о мире вокруг, расширяет опыт восприятия форм, размеров объектов, а также оттенков цветов. Занятия этим видом изобразительной деятельности помогает также раскрыть творческие способности маленьких воспитанников, учит их работать с разными материалами для рисования, что является важным этапом формирования экспериментально-исследовательской деятельности. А также развивает внимание, как зрительное, так и произвольное.

В конце третьего года жизни ребенок изучает основные понятия цвета, размера, формы; слушать сказки; учится сравнивать реальные объекты с их изображениями; пейзажные виды.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью графической деятельности (трехмерное изображение: моделирование, силуэт: приложение, графика: рисунок).

Он передает изображения объектов с помощью лепки из глины, цветной бумаги, красок. Эти материалы всегда должны быть в пределах досягаемости с ребенком. Но этого недостаточно. Необходимо развить творческие способности ребенка, показать приемы моделирования, научиться резать цветную бумагу, познакомиться с различными приемами рисования. Для улучшения зрительных навыков необходимо сформировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Для развития и коррекции внимания при помощи изобразительной деятельности нужно выполнять следующие рекомендации:

1. Создайте игровую ситуацию, чтобы привлечь внимание и развить эмоциональную реакцию детей (загадки, песни, жетоны, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры-драматизацию, упражнения для развития памяти, внимания и отражение, подвижные игры).

2.Вырежьте изделие, рисунок или приложение: знание представленного объекта, последовательности действий и методов моделирования (иногда желательно дать ребенку возможность думать самостоятельно). Не нужно делать образец.  Можно сначала посмотреть и запомнить.

3. Комплектация изделия дополнительным материалом (необходимо обратить внимание на детские средства выражения: правильно подобранные цвета и интересные детали).

4. Обзор готовых работ (они получают только положительную оценку). Дети должны ценить результат и учиться оценивать свои поделки.

Тем самым, выполняя рекомендации, можно уже в раннем возрасте   начать развивать внимание у дошкольников.

2.3 Оценка эффективности занятий

После того, как были проведены занятия по развитию внимания посредством изобразительной деятельности, было проведено еще одно тестирование уровня развития устойчивости внимания. Все дети уже были знакомы с упражнениями и поэтому на этапе объяснения задания у детей затруднений не возникло.

В экспериментальной группе высокий уровень развития зрительного внимания показали 71 % (пять) детей. У них не возникало вопросов, все были сосредоточены на задании, выполняли его с удовольствием.

29 % детей (два) показали средний уровень развития зрительного внимания.  

0 % детей (ноль) имеет низкий уровень развития зрительного внимания. То есть видна значительная разница с первоначальным результатом (вырос с 14 % до 71%- высокий уровень, и стал 0 % против 29 % низкий уровень.  

Рис. 3 Диаграмма развития зрительного внимания у младших дошкольников по методике «Найди на рисунке фигуры» на контрольном этапе эксперимента у экспериментальной группы.

В контрольной группе были получены следующие результаты:

Рис. 4 Диаграмма развития зрительного внимания у младших дошкольников по методике «Найди на рисунке фигуры» на контрольном этапе эксперимента у контрольной группы.

В контрольной группе также есть изменения, но они совсем не значительны и связаны скорее всего с тем, что задание уже было знакомо и более понятно.

В сравнительной таблице 6 видно результат проведенных занятий с детьми.

Таблица 6

Сравнительная таблица результатов контрольного и констатирующего эксперимента

Уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

Экспер группа

Контр группа

Экспер группа

Контр группа

Экспер группа

Контр группа

Констатирующий этап

14%

29%

57%

57%

29%

14%

Контрольный этап

71%

43%

29 %

43%

0%

14%

Также данную таблицу для наглядности представим в виде диаграммы (рис. 4 и 5).

Рис. 4 Диаграмма сравнения результатов контрольного и констатирующего этапов по проверке развития внимания у детей экспериментальной группы

Рис. 5 Диаграмма сравнения результатов контрольного и констатирующего этапов по проверке развития внимания у детей контрольной группы

Как видно из графиков и диаграмм, работа над развитием внимания положительно отразилась на всей деятельности воспитанников. Дети стали более собраны, повысилась активность на занятиях.

Подытоживая и делая выводы можно сказать следующее: благодаря регулярным упражнениям можно значительно повысить уровень внимания. Заниматься развитием внимания детей необходимо. Изобразительная деятельность-продуктивная деятельность и детям интересно ей заниматься. Поэтому с помощью изобразительной деятельности возможно развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста.

                                               Выводы

1Нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы, посвященную проблеме внимания и его развития у дошкольников.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;

интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов.

2. Изучены возрастные особенности внимания в младшем дошкольном возрасте и изобразительная деятельность рассмотрена, как средство развития внимания.

3.Подобран комплекс диагностических средств внимания у детей младшего дошкольного возраста.

  • теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  • тестирование с использованием психодиагностических методик - «Найди на рисунке фигуры» авторы К.В. Гавриков, О.С. Глазачев, Т.К. Бердникова (10)
  • Методика на определение уровня развития устойчивости зрительного внимания - автор Л.В. Черемошкина (54)
  • статистическая обработка данных.

4.В процессе проведения эмпирического исследования, выявленна возможность коррекционной работы по развитию внимания дошкольника средствами изобразительной деятельности.

Высокий уровень развития зрительного внимания показали 22 % (3 чел.) детей.

57 % детей (8 чел.) имеют средний уровень развития зрительного внимания, т.к. долго не могли найти геометрические фигуры, которые спрятались на картинке.

21 % детей (3 чел.) имеют низкий уровень развития зрительного внимания, т.к. допускали ошибки в выполнении задания, отвлекались, смотрели по сторонам.

Исходя из тестирования, можно сказать, что внимание, в данном случае произвольное, у младших дошкольников только начинает формироваться.

После того, как были проведены коррекционные занятия по развитию внимания посредством изо деятельности, сделали срез, для выявления результативности коррекционной программы и установили, что в экспериментальной группе высокий уровень развития зрительного внимания показали 71 % (пять) детей.

29 % детей (два) показали средний уровень развития зрительного внимания.  

0 % детей (ноль) имеет низкий уровень развития зрительного внимания. То есть видна значительная разница с первоначальным результатом (вырос с 14 % до 71%- высокий уровень, и стал 0 % против 29 % низкий уровень.  В процессе коррекции более развиваются такие свойства внимания, как сосредоточенность и переключение у детей дошкольного возраста.

                                                           

                                                        Заключение

У детей дошкольного возраста пассивное внимание является доминирующим, и оно частично зависит от усвоения и дифференциации новых знаний. Ребенок узнает о том, что в мире существует множество видов животных, насекомых, растений, что бывают разные здания, а люди могут отличаться цветом кожи. Сначала детям новые знания дают взрослые, а затем они сами начинают обращать внимание не только на что-то яркое и примечательное, но и на что-то необычное, что еще не встречалось.

Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания. Несмотря на преобладание пассивного внимания, малыш уже способен манипулировать несколькими предметами одновременно: многие его действия приобретают характер автоматизма, в связи с чем повышается возможность рассредоточения.

Способность сосредотачиваться у ребенка в дошкольном возрасте увеличивается, что позволяет ему под руководством взрослых выполнять необходимую работу даже тогда, когда она ему не особо интересна. Если непоседа понимает, что дело необходимо довести до конца, он старается не отвлекаться. Развитие любознательности и познавательных процессов определяют способность сосредотачиваться, концентрироваться на заинтересовавшем объекте. Например, дошкольник может долго наблюдать за аквариумными рыбками, пытаясь найти особенности в каждой из них.

Развитие внимания у детей этого возраста связано с переменами в организации их повседневной жизни, появлением новых видов деятельности.

Действия четырех-пятилетнего малыша направляются взрослыми: ребенок все чаще слышит фразы «Будь внимательным», «Смотри внимательно». Стараясь выполнить наставления взрослых, малыш учится управлять вниманием.

С овладением средствами управления развивается произвольное внимание. В младшем возрасте эти средства носят внешний характер (фраза взрослого, указывающий жест). В старшем возрасте появляются новые особенности: подобным средством управления становится речь самого малыша, приобретающая планирующую функцию. Например, собираясь в зоопарк, дошкольник говорит: «Первым делом я посмотрю на слона, а затем пойдем к медведям». Задавшись целью, малыш заранее намечает объект, а после внимательно его осматривает и оценивает особенности. Таким образом ребенок начинает осознавать и понимать значение и конечную цель предстоящей деятельности, что дает толчок развитию активного внимания.

Кроме этого, развитие внимания у дошкольников зависит от знакомства с нормами и правилами поведения, началом формирования воли. К примеру, ребенку хочется поиграть с друзьями, но родители просят его помочь накрыть на стол. Маленький помощник сосредотачивает свои силы на том, чтобы расставить столовые приборы. Незаметно его увлекает это занятие, и применение воли для удержания концентрации уже не нужно – произвольное внимание сменяется после произвольным.

В ходе исследования были изучены особенности развития внимания с помощью изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Изобразительная деятельность, как и любая продуктивная деятельность нравится детям, они воспринимают ее как игру. Поэтому, изобразительную деятельность можно и нужно использовать для развития внимания детей младшего дошкольного возраста.

Гипотезу о том, что своевременное исследование внимания, организация коррекционных мероприятий способствует качественному развитию внимания детей с помощью изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте подтвердили. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Список литературы

  1. Агеносова Н.Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. -М.: Флинта, 2015. -191 с.
  2. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, Учебно-методическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.  - 64с.
  3. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014 -64 с.
  4. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста. М.: Мир, 2016, 211 с.
  5. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. 2014.  №5.  С.127-131
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. -3-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», 2015. -148 с.
  7. Воронин А.Н. Методики диагностики свойств внимания. \\ Методы психологической диагностики. \ Под ред. В. Н. Дружина, Т. В. Галкиной.  - М.: 2016. С. 16-27
  8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. -М.: Педагогика, 2018. - 328 c.
  9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: «Смысл» 2014. - 512 с.
  10. Гавриков К.В., Глазачев О.С., Бердникова Т.К. Система медико- педагогического контроля готовности и адаптации детей 6-летнего возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. Волгоград, 1988 г.
  11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. - М.; 2016. - 425с.
  12. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. -М.: Книжный дом «Университет», 2015.  - 400 с.
  13. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2014.  С. 34
  14. Гаврилушкина  О.П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа М.: Дрофа-Плюс , 2010. — 207, [1] с. — (Дошкольник. Коррекция)
  15. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002-208 с.
  16. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2016. - 344 с.
  17. Годовикова Д.Б. Роль предварительного зрительного ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста// // Хрестоматия по вниманию. - М.: Наука,2016. С.230-241
  18. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2т.  - М.: Мир, 2015, - 326с.
  19. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики: Учеб. пособие /Авт.-сост. В. Г. Петрова, Т.В. Шевырева. — М.: Классикс Стиль, 2015. -115с.
  20. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. - 264с.
  21. Джемс У. Внимание (1905)//Хрестоматия по вниманию, - М.: П 2014, С.50-65.
  22. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. Минск.: 2017. - 351с.
  23. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2015. С. 253 – 259
  24. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания.  - М.: 2015. - 332 с.
  25. Демор Ж.  История олигофренопедагогики. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1980. — 398 с, стр. 38.
  26. Занков Л.В. Дефектология. - 2011. - № 4.- С. 71.
  27. Земцова О.Н. Найди отличия (развиваем внимание 3–4 лет). - М.:2017. - 109 с.
  28. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 2015, -744 с.
  29. Когнитивная наука. Основы психологии познания. - М.: Академия, 2016. - 341 с.
  30. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. -М.; 2001. -268с.
  31. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика – Синтез, 2018. 192 с.
  32. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности: Монография / 2-е изд., испр. и доп. – Москва: МПГУ, 2017. – 224 с.: ил.
  33. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. - СПб.: Речь, 2014. - 184 с.
  34. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 208 с. (Программа развития).
  35. Леонтьев А. Н. Очерк развития психики. - М.: Флинта: Наука, 2018. - 128 с.
  36. Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей// Хрестоматия по вниманию. – М.: Наука, 2017. - С. 32-61
  37. Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А Как развивать внимание и память вашего ребенка. -М.: Эйдос, 2016.
  38. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Изд-во «Академия», 2015. - 205с.
  39. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М.:2018. - 128с.
  40. Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 2014. - 230 с.
  41. Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2014. С. 66-89
  42. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2016. -128 с.
  43. Петровский В.А., Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания// Хрестоматия по вниманию. – М.: Наука, 2014. - С.122-124
  44. Рогов Н.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Издательство ЭкспоПрес,2018. - 528с.
  45. Рубин Э. Д. Хрестоматия по вниманию. М.: Флинта, 2016. С.144-145
  46. Санникова Е.П. Индивидуальные особенности внимания детей дошкольного возраста. - М.: Наука, 2015. - 257 с.
  47. Сакулина Н.П. Теория и практика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1973. - 208 с. 
  48. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 364с.
  49. Сеген Э. Идеи социализации детей с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 29–34.
  50. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д. Исследование обобщенной оценки внимания // Вопросы психологии. 2017. №4. С. 76-78
  51. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин - тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение»,2015. 253 с., 8 ил. авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.
  52. Флерина Е.А. Изобразительно творчество дошкольников М.: Учпедгиз, 2018. - 91 с
  53. Цквитария Т.А.  Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. -128 с. (Библиотека Воспитателя).
  54. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017. -  224с
  55. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М: НПО «Модек», 2005. 416с.
  56. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. –2018. №5. С. 3-23



[1]Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,2014. -64 с.

[2] Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. – 264с.

[3] Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет», 2015. - 400 с.

[4] Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. - Москва: Флинта, 2015. - 191 с.

[5] Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2015. - С. 253 - 259

[6] Годфруа Ж. Что такое психология: в 2т. – М.: Мир,2015. – 326с.

[7] Люблинская А. А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей// Хрестоматия по вниманию. – М.: Наука, 2017. - С. 32-61

[8] Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128.

[9] Рубин Э. Д. \\ Хрестоматия по вниманию, - М, 2016. - С.144-145

[10] Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 364с.

[11] Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2014. -С. 66-89

[12] Петровский В. А., Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания// Хрестоматия по вниманию. – М.: Наука, 2014. - С.122-124

[13] Матюгин И. Ю., Аскоченская Т. Ю., Бонк И. А Как развивать внимание и память вашего ребенка. -М.: Эйдос, 2016.

[14] Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика - Синтез, 2018. - 192 с.

[15] Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, -Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64с.

[16]Выготский Л. С. История развития высших психических функций//Собр. Соч.: В 6-ти т. Т.З. - М.: Педагогика, 2014. - 328 c.

[17] Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. - М: НПО «Модек», 2005. 416с.

[18] Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 2015.   253 с., 8 ил.  авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.

[19]Баскакова Л. И. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания дошкольников. М.: Воронеж, 2014-64с.

[20] Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин- тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 2015. 253 с., 8 ил. авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.

[21] Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб., Речь, 2014. С.18

[22] Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания. \\ Методы психологической диагностики. \ Под ред. В. Н. Дружина, Т. В. Галкиной.  М., 2016. С. 16

[23] Агеносова Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. Москва: Флинта, 2015. С.191