Работа с теоретическим материалом в учебниках разных авторов

Теоретический материал, представленный в учебниках был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения.

Так, современный школьный учебник, реализуя содержание образования, призван систематизировать и интегрировать сведения, полученные учащимися из различных каналов массовой информации.

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota._ponamaryova.docx68.74 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

«Работа с теоретическим материалом в учебниках разных авторов»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Методика преподавания русского языка »

Выполнила: студентка 4 курса 1 группы
очной формы обучения
(квалификация: бакалавриат по направлению 440305
«Педагогическое образование»,
профиль «Русский язык, литература»)
гуманитарного факультета
Понамарёва Анна Сергеевна
__________ «__» _______2017г. подпись
Научный руководитель:
доктор педагогических наук,
профессор
Алексеева Ольга Владимировна
__________ «__» _______2017г. подпись

Воронеж 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава I. Формирование знаний на уроках русского языка как методическая проблема……………………………………………………………………..…….5

§1. Виды знаний в  учебнике   М.Т. Баранова и                                                      Т.А. Ладыженской………………………………………………………………...5

§2. Работа над теоретическим материалом  в  учебнике                                  М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской……………………………………………..6

§3.Работа над теоретическим материалом в учебнике под редакцией М.М.Разумовской……………………………………………………………..…11

Глава II. Практическая методика……………………………………………….16

§1. Из опыта работы учителей с новым материалом………………………….16

§2. Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» (5 класс)……………........19

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы …………………………………………………………...…32

Введение

Теоретический материал, представленный в учебниках был и остается основным средством обучения в школе. За последнее десятилетие в этой области произошли кардинальные изменения.

Так, современный школьный учебник, реализуя содержание образования, призван систематизировать и интегрировать сведения, полученные учащимися из различных каналов массовой информации.

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика многократно читать учебный материал в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать в себе необходимый материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.[1] Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью[2]. Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Актуальность этой темы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к школьникам, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий в работе и с учебной литературой. В данном конкретном случае в работе с теоретическим материалом.

Объект исследования: теоретический материал в учебниках разных авторов.

Предмет исследования: учебно-методические комплексы по русскому языку.

Цель исследования: проанализировать теоретический материал в действующих учебниках, методы его изучения.

Задачами исследования являются:

1. Проанализировать теоретический материал в действующих учебниках русского языка;

2. Охарактеризовать методы работы с новым материалом;

3. Разработать технологическую карту урока получения нового знания;

Методы исследования: теоретический анализ.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы.

Глава I. Формирование знаний на уроках русского языка как методическая проблема.

§1. Виды знаний в  учебнике   М.Т. Баранова и                           Т.А. Ладыженской.

 В учебнике «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой  представлено три типа учебного материала. Рассмотрим каждый из них:

1.Знания о языке и речи.  Они служат для реализации познавательной направленности школьного курса русского языка. В этот раздел входят основы науки о русском литературном языке  о его единицах, их функциях и значениях, о структуре, о функционировании в речи. «Представлены они в виде лингвистических понятий и языковых фактов из всех разделов науки о русском языке (из фонетики, лексикологии, фразеологии, словообразования, морфологии, синтаксиса)». [Баранов, с.53] Например: «Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения» [Т.А. Ладыженская. Русский язык, 5 класс, ч.1,с.56]. М.Т.Баранов отмечает: «В школьный курс русского языка введены также элементы речеведения - сведения по стилистике и культуре речи, а также элементы лексикографии» [Баранов, с.53]. Школьный курс русского языка дает учащимся основы знаний, формирует у них материалистический взгляд на язык, поэтому в его состав входят элементы общего языкознания, истории русского языка и русской диалектологии.

Необходимо отметить, что в содержание школьного курса входят графика, орфография и пунктуация, так как в школе изучаются обе формы существования русского литературного языка — устная и письменная.

2.Умения и навыки. Они необходимы для обеспечения практической направленности в школьном курсе русского языка. Их источниками являются язык, речь и правописание. Овладение знаниями выражается в форме умений и навыков. Обратим внимание на то, что знаниям о языке  соответствуют учебно-языковые умения. «Эти умения помогают производить манипуляции с языковыми умениями в учебных целях. А знаниям о речи соответствуют коммуникативные умения, которые помогают пользоваться языковыми явлениями в речи для целей обучения.» [Баранов, с.53]

3.Способы деятельности не отражены в программе. О них рассказывается в учебниках, где они представлены в виде  образцов рассуждений, которые представляют собой алгоритмы действий учащихся.

Например:

Образец рассуждения: Чтобы правильно написать глагол на      -тся или  -ться, нужно: 1) определить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос; Например: Кто умеет (Что делать?) веселиться, того горе (Что делает?) боится.

[Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс, ч.1, с.42.]

§2.Работа над теоретическим материалом  в  учебнике                                  М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской.

Учебник «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. для 7 класса выдержал более 34 изданий (первое — «Русский язык. 5—6 класс» — вышло в 1974-м году). Е. А. Офицерова отмечает: «Среди действующих и рекомендованных Министерством образования РФ учебников по русскому языку для средней школы он является самым старым и востребованным, воспринимается учителями и учащимися как надёжный источник информации. Вместе с тем, содержание этого учебника перерабатывается и обновляется авторами в соответствии с потребностями времени и требованиями Федерального образовательного стандарта.»[Офицерова, с.35].

«Учебники, входящие в этот комплекс, отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Это значит, что явления и факты языка описываются в трех аспектах, в трех направлениях: форма (структура), значение (семантика), употребление в речи.» [Баранов, с.65]. Лингвистические единицы, подлежащие изучению, рассматривается с трех сторон: «структурные (формальные) показатели, значение (обусловленное особенностями формы) и особенности употребления в речевой практике (обусловленные семантическими и функциональными возможностями)» [Кульневич,с.290]. Таким образом, можно сделать вывод, что эти  компоненты взаимосвязаны, следовательно, это необходимо показать школьникам во время обучения.

Многие разделы школьного курса русского языка усовершенствованы, некоторые и вовсе введены заново. Например, сегодня в функционирующих учебниках существуют разделы "Лексика", "Морфемика", "Словообразование", которые ранее не изучались в средней школе. Обновлены разделы "Фонетика и графика", "Морфология", "Синтаксис", "Орфография", "Пунктуация" и др. Так, например, в разделе "Синтаксис" наряду с предложением изучается строение и значение словосочетаний; изучение орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма; части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов и выделяются на основе трех признаков: общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции. Это свидетельствует о том, что трактовка и описание фактов языка в школьных учебниках соответствуют данным современной лингвистической науки. 
       Рассмотрим формы предъявления информации в учебниках. Авторы используют разнообразные способы подачи нового материала (введения новых знаний) в зависимости от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае. Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными особенностями учащихся.
В каждом из учебников проявляются те или иные тенденции в использовании способов введения новых сведений.

М.Т.Баранов отмечает: «В учебнике русского языка для V класса преобладает индуктивный способ подачи знаний» [Баранов, с.67]. Это связано с тем, что именно в V классе, на начальном этапе изучения систематического курса русского языка в школе, представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения»[3]. При этом принимается во внимание и то обстоятельство, что для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный материал, представленный наглядно, сопровождается вопросами и заданиями, которые направляют познавательнуюдеятельностьучащихся.

   «Чаще всего новая информация в учебнике русского языка для V класса дается следующим образом: материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к этому материалу и вывод в виде определений и правил» [Баранов, с.66]. Нужно понимать, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается. А учитель должен разнообразить работу с материалом. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, – можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот образцы таких заданий: самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и составить общий....план….их...пересказа.
       В учебнике V класса теоретические сведения излагаются с выделением микротем под цифрами I, II и т.д., более объемный материал дается блоками (I, II и т.д.) с соответствующим закреплением каждого из них в упражнениях.
После чтения учебно-научного текста учащиеся отвечают на вопросы, данные к этому материалу, выявляющие понимание ими ключевых лингвистических понятий, выполняют задания, направленные на понимание и на осмысление лингвистической теории и языковых явлений, извлекают информацию из схем, таблиц, составляют планы, таким образом,  приходят к формулированию правил и выводов в форме пересказа текста или сообщения, сочинения на лингвистическую тему.

         Например: Как вы понимаете выражения: «смысловая законченность предложения» и «интонационная законченность предложения»? и др.»  
         [Ладыженская. Русский язык, 5 класс, ч.1,
с.70].

            Отметим, что в учебнике V класса представлен и другой  путь усвоения теоретического материала, уже утвердившийся в практике школы. Дедуктивный способ подачи нового материала (дедуктивное изложение) используется довольно последовательно в учебниках для VI и VII классов. На этом этапе обучения важно сформировать у школьников умение связно, в определенной последовательности излагать знания по русскому языку. Кроме того, факты, описанные в названных учебниках, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться в их сути самостоятельно довольно сложно. Следует также учитывать, что объем изучаемых понятий увеличивается, а сами понятия оказываются более сложными по сравнению с изучаемыми ранее. Поэтому авторы учебников для VI и VII классов используют такой путь введения новых знаний, как «дедуктивное изложение, предполагающее разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий». [Баранов, с.69].

В учебниках для VIII и IX классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа – его структурные особенности); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор такого способа подачи нового материала обусловлен целым рядом факторов: сложностью, многоаспектностью изучаемых единиц, разнообразием форм их проявления в языке и речи. 

Следовательно, в каждом из учебнике выбор способа подачи новых сведений определяется, с одной стороны, задачами познавательного характера (стремление доступно, логично и доказательно описать факты и явления языка), а с другой стороны, задачами методическими (стремление научить школьников логике познания, умению анализировать и обобщать факты языка, строить высказывание на научную тему и т.п.).

В учебниках удачно решена еще одна серьезная методическая проблема – разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. С этой целью  используются, прежде всего, шрифтовые, условные графические и цветовые обозначения. Так, специальными обозначениями выделены изучаемые теоретические сведения, материал для заучивания, запоминания, теоретические сведения, требующие осознания, но не заучивания, материал для наблюдений. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников ориентироваться в учебнике. Сведения, дополняющие основной теоретический материал, разъясняющий те или иные моменты, связанные с его характеристикой, ограничивающие действия основных правил, даются в примечаниях. Такой способ предъявления знаний активно используется в учебниках для VIII-IX классов, что объясняется, прежде всего, характером изучаемого материала.

Новые знания даются и в заданиях к упражнениям, если эти знания нужны для выполнения задания. Например, при изучении глагола в V классе в целый ряд упражнений входит материал, дополняющий содержание основного параграфа и способствующий формированию у школьников соответствующих умений и навыков: "Образуйте глаголы с помощью приставки вы-. Обозначьте спряжение. Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные.

Образец. Глядим - выглядим, II спр."

[Ладыженская . Русский язык,5 класс,ч.2. с.111].

Также в учебниках активно используются схемы, которые отражают суть изучаемого понятия. Схема наглядно изображает то, о чем говорится в основном учебном тексте. Часто схемы и таблицы используются для конкретизации фактов, о которых в них говорится. Так, при описании признаков составного именного сказуемого в тексте сказано о его структуре, а в таблице, дополняющей этот текст, конкретизированы способы выражения именной части сказуемого. Таким образом, при организации усвоения знаний по учебнику учитель должен тщательно продумать систему вопросов и заданий, направленных на анализ того наглядного материала, который органически связан с учебным текстом, конкретизирует, дополняет, восполняет его.

§3.Работа над теоретическим материалом в учебнике

под редакцией М.М.Разумовской

Учебный комплекс написан по оригинальной авторской программе, отвечает требованиям государственного образовательного стандарта по русскому языку, включен в Федеральный комплект учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. Характерные черты учебника для каждого класса вытекают из общей концепции курса русского языка, реализующей идею синтеза речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Поэтому в учебниках усилена речевая направленность в подаче программного материала: систематически из года в год, из темы в тему учебник ориентирует на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности учащихся — навыков чтения-понимания, говорения, письма. Формируется представление о родном языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Отметим, что важной отличительной особенностью этого учебного комплекта является рациональное распределение теоретического материала, обеспечивающее равномерность нагрузки с 5 по 9 класс. Систематический курс морфологии, как и в других учебниках, рекомендуется изучать в 5 -7 классах, но последовательность изучения частей речи существенно изменена: в 5 классе учащиеся осваивают глагол, существительное и прилагательное, в 6 – причастие, деепричастие, числительное и местоимение, а в 7 – наречие и служебные части речи. Такой подход к распределению морфологического материала способствует более успешному его усвоению. К примеру, тема «Глагол», достаточно сложная для пятиклассника, изучается не в четвертой четверти, когда результативность обучения самая низкая, а в третьей. В конце года предлагается изучать прилагательное, которое обычно учащимися 5 класса усваивается легче, чем глагол.

      Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа)
  1) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;
2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

     Следует отметить, что учебник представляет широкий материал для развития навыков говорения на лингвистические темы – это и эпиграфы к разделам и темам, и образцы научной речи, и сочинения по картинам с лингвистическим заданием (задания «Подготовьте высказывание на тему «Что такое публицистический стиль речи?» [Разумовская. Русский язык,7класс, с.44]. «Подготовьте устное сообщение, которое отвечало бы на вопрос, поставленный в названии параграфа» [Разумовская. Русский язык ,5класс, с.48]. Для облегчения выполнения таких заданий предлагаются образцы рассуждения, которые помогают учащимся правильно построить ответ. В новых экзаменационных билетах по русскому языку в 9 классе введѐн третий вопрос, который предполагает рассуждение на лингвистическую тему в определѐнной речевой ситуации. Подобное задание находим в учебнике 5 класса: «Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ на тему «Наш язык». Рассказывайте так, будто вы объясняете что-то незнакомое своим товарищам, родителям» [Разумовская. Русский язык,5класс, с.29].

      Предметом особого внимания является то, что самое серьёзное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом. У учеников пятого класса еще нет опыта чтения и понимания подобных текстов, поэтому введена специальная рубрика «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст». Нужно заметить, что текст для более легкого осмысления членится на микротемы 1, 2, 3 и т.д. В 6 классе рубрика получает новое название: «Читайте и пересказывайте лингвистический текст». Это следующий этап в работе с теоретическим материалом, предполагающий более высокий уровень развития учащихся. Тексты становятся сложней и больше по объему, но принцип доступности сохраняется: все объясняется логично и доходчиво и иллюстрируется примерами. Так постепенно проводится подготовка к восприятию более сложного материала – тем «Причастие» и «Деепричастие». Важная роль в освоении новых тем отводится также рубрике «Возьмите на заметку». В 7 классе появляется новая рубрика «Рассуждайте на лингвистические темы». Школьникам предлагается проанализировать примеры, данные в рубрике, и на основе анализа подготовить сообщение по изучаемой теме. Это достаточно сложный и интересный вид самостоятельной работы, он развивает навыки анализа, обобщения и систематизации информации. К сожалению, эта рубрика исчезает в учебниках, начиная с восьмого класса.

     Активизируют их работу с текстом следующие задания: - Прочитайте текст сначала про себя, а потом вслух. Попробуйте пересказать текст [Разумовская. Русский язык,5класс, с.25]; - Выполните задания, используя текст упражнения [Разумовская. Русский язык, 5класс, с.45]; - Прочитайте текст, подготовьтесь к ответу на следующие вопросы [Разумовская. Русский язык, 5класс, с.16]; - Рассмотрите таблицу и решите: одному ли правилу подчиняется написание НЕ с наречиями, именами существительными и прилагательными [Разумовская. Русский язык, 7класс, с.100] и т.п. Таким образом, повышается самостоятельность школьников на уроках, дети учатся извлекать и применять информацию, причѐм не только из линейного текста, но в учебнике немало упражнений, предполагающих работу с таблицами и схемами (например, задания: рассмотрите схему и, используя данную в ней информацию, ответьте на вопросы – [Разумовская. Русский язык, 5класс, с.70].

Следует обратить внимание на такие разделы, как  «Фонетика» и «Орфоэпия». Они изучаются в 5 классе и повторяются в 6 и 7 классах. УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта – один из немногих, где есть сведения о редуцированных гласных. В 5 классе информация о них носит ознакомительный характер (§7), зато в учебнике 6 класса в разделе «Приложения» есть таблица «Трудные случаи фонетического и орфоэпического разбора. «Гласные звуки» [Разумовская. Русский язык, 6класс, с.289], которая поможет учащимся усвоить правила употребления редуцированных звуков и производить фонетический разбор без ошибок. Разделы «Лексика», «Морфемика» и «Словообразование» изучаются в 5 и 6 классах в полном объеме с учетом внутрипредметных связей. Необходимо отметить, что внутрипредметная интеграция – характерная особенность УМК «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Все разделы лингвистики даются в тесной взаимосвязи, что способствует формированию системного восприятия у учащихся. К примеру, в 6 классе есть раздел «Словообразование частей речи» (§13 – 20), куда, помимо словообразовательных тем, входят и орфографические: «Правописание сложных имен прилагательных», «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных», «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ».

Работа со словарными словами также ориентирована на внутрипредметные связи. Отдельные случаи написания даются в рубрике ЗСП (аббревиатура, указывающая на основной метод работы: восприятие лексического значения слова (З), осознание его структуры (С) и правописание (П). Рубрика состоит из 6 – 8 слов и включает не только непроверяемые написания, но и проверяемые, по какой-либо причине вызывающие трудности у учащихся. За год вводится примерно 120 слов, что составляет солидный запас». Синтаксис изучается в 5 классе (пропедевтический курс) и в 8 – 9 классах (систематический курс).

Большое внимание авторами уделяется формированию лингвистической компетенции учащихся: в учебнике помещены фотографии известных лингвистов, краткие биографические сведения о них, озвучен тот неоценимый вклад, который каждый из них внес в развитие отечественной лингвистики. Это значительно расширяет кругозор учащихся.

Глава II.Практическая методика

§1. Из опыта работы учителей с новым материалом

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.

«Основная особенность подачи нового материала состоит в том, что неизвестные пока еще знания не даются в готовом виде» [Поташник, с.33]

Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.[4] Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Учебный процесс в традиционной школе, так называемая учебная деятельность, сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС требует, что надо учить не знаниям, а работе. Это не значит, что знания перестают быть востребованы обществом. Наоборот, человек, имеющий глубокие разносторонние знания, всегда пользовался уважением. Необходимо и важно понять то, что путь к знаниям лежит через учебную деятельность.

Существует множество способов подачи нового теоретического материала, назовем основные:

1.Формулировка правила учениками. На уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать новое правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Так, если раньше, не написанная до начала урока тема и не раскрытый на начало урока учебник считался нарушением методики, то сейчас это целенаправленно не делается. Так, начиная объяснять новую тему, подводя, учеников к собственным выводам, мы намеренно не разрешаем открывать учебник.

Приведем пример. Тема урока: «Правописание ь знака на конце имен существительных после шипящих» На этапе открытия нового знания  учитель организовывает обучение для изучения правописания ь знака на конце имен существительных. Это может быть и фронтальная работа или работа в парах. Учитель подводит учеников к самостоятельному выведению правила следующим образом:

- На какие группы и по какому признаку мы можем разделить слова? (С ь знаком и без.)

- Сгруппируйте слова и сделайте вывод: что их объединяет?

- Когда же пишется Ь знак? Сформулируйте правило. Сравните его с правилом в учебнике.

Таким образом, дети наблюдают над словами, выполняют классификацию, делают выводы, формулируют и читают правило. Это помогает школьникам оценить результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном, правилом).

2. Усвоение нового может происходить через работу с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.[5] 

Приведем пример. Тема урока: «Правописание сложных существительных»  [ Лекант. Русский язык, 6 класс.]. На этапе усвоения новых знаний и способов действий дети самостоятельно работают с таблицей, отвечают на вопросы учителя(Какие виды написания возможны у существительных? Какие сложные существительные пишутся только слитно? Какая группа существительных отличается от других? Когда сложные существительные с корнем ПОЛ- пишутся слитно, а когда – через дефис? Какие правила написания вы уже знали, а какие являются для вас новыми?) Дети учатся рассуждать, доказывать, выдвигать гипотезы и обосновывать их.

3. Создание проблемной ситуации. Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления.[6] Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Приведем пример. Тема урока: Переходные и непереходные глаголы [Т.А. Ладыженская. Русский язык 6 класс, ч.1]. Ученики проводят наблюдение:  читают записанную учителем на доске тему урока,  просматривают на слайде сгруппированные ранее в две колонки словосочетания  и  самостоятельно формулируют  проблему урока. (Как отличить переходные глаголы от непереходных).  Сравнивают свою формулировку проблемы с формулировкой в учебнике.  Пытаются ответить на проблемный вопрос. Выявляют причину затруднения. Дети работают в парах, учатся обсуждать друг с другом поставленную задачу (Задача – сформулировать проблему урока. Наблюдая  за темой урока и сгруппированными словосочетаниями, самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему). Такое обучение обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно.

4.Инсерт –это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно.

Опишем пример работы по новой технологии. Тема урока: «Корень слова» [Т.А. Ладыженская. Русский язык 5 класс, ч.1].

При чтении теоретического материала дети делают заметки («v» — уже знал «-» — думал иначе «+» — новое «?» — не понял, есть вопросы). Работа осуществляется в группах.

На каждом уроке должна присутствовать коллективная работа учащихся. Многие цели решаются в ходе этой работы, но главная – научить детей говорить, проговаривать, учить общению и сотрудничеству.[7] Чаще всего дети не владеют речью и не могут общаться. Кроме того, «если академический урок приучил нас к фронтальной работе, которая не даёт результата, то при организации работы в группах и парах ученик будет работать индивидуально»[8].

Таким образом, если сравнить деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы, до введения ФГОС и на современном этапе, мы поймем, что она если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. [Львов,с.20]

 Нужно  помнить известную фразу Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

§2.Технологическая карта урока русского языка по теме
«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

(5 класс)

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник «Русский язык» под редакцией  Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова.

Тема урока: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели урока:

 1) деятельностная: закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, правильно выделять морфемы; различать омонимичные и омофоничные корни;

2) образовательная: развивать навыки разбора слов по составу; прививать навыки самостоятельной работы, формировать мотивацию к исследовательской деятельности.                      

  3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: «открытие новых знаний»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

-Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики!

-Каким бы вы хотели видеть урок?                                                        

- Для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

И  девиз нашего урока –

«Никто не знает так много, как все мы вместе»

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу, отвечают на вопрос

Подготовка класса к уроку

Нравственно – этическая ориентация. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, который необходим для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний учащихся

Фронтальный опрос

 -Что такое орфограмма?

-По каким признакам можно найти орфограммы в словах?

-Как называются значимые части слов?

-орфограмма - это написание букв в слове, регулируемое правилами орфографии.

-Гласные буквы: – безударность, после шипящих и Ц перед гласными.

-значимые части слова- это окончание, приставка, корень и суффикс

Планирование учебного сотрудничества (К)

 Анализ объектов с целью выделения  признаков (П – логические)

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Л

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

4

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию:

На доске записаны группы слов.

Оса, осина, осиный;

Горечь, пригорок, гористый, горчица.

Волна,волны,

Задание. Выделите корни слов каждой группы, объясните их значение, сгруппируйте их по смыслу.

.

-Какими способами  мы проверяли безударные гласные в корнях слов?

-Как отличить форму слова от однокоренного слова.

Учащиеся записывают слова в тетрадь и комментируют выбор орфограммы.

  1. Оса (Осы)- насекомое,
  2. Осина(словарное слово)- дерево;
  3. Горчица (гОречь, гОрький)- приправа;
  4. Пригорок (гОры)- небольшой холм,
    Гористый- Покрытый горами;
  5. Волна                        (вОлны)- это масса воды, которая образуется на поверхности моря

- Изменением формы слова: оса- осы; подбором однокоренных слов: горчица-горечь.

Учащиеся сами формулируют вывод, приводят примеры на данное правило.

Однокоренные слова имеют новое, другое  значение. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания.

Вода-воды-воде-водой.

Целеполагание

(Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы (П – логическое)

Планирование

 (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование

(П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе (К) информации

5.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанное  восприятие, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Беседа

-Что называется орфограммами,

-По каким признакам можно найти орфограммы в словах?

Чтение теоретических сведений и правил (с.18-19).

  1. Упр. 30 –комментированное письмо (на доске и в тетрадях)

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Орфограмма - это ситуация, в которой применяется правило орфографии по написанию буквы или последовательности нескольких букв.

- По их опознавательным  признакам.

ПРАВИЛО:

Безударная гласная в корне слова на письме проверяется ударной гласной в этом же корне.

Изменение слова и подбор однокоренных слов- два способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная  была бы под ударением.
Деревья (дЕрево);


Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

(П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

1.Упр.31 (списать, подобрать однокоренные слова.)

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение ( Р)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт задание на дом(по выбору)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Анализ урока.

Тема урока соответствует программе. Дидактическая структура урока выдержана и представляет собой следующие этапы:

  • Организационный момент
  • Актуализация знаний
  • Постановка учебной задачи
  • Выявление места и причины затруднения
  • Первичное заключение
  • Самостоятельная работа
  • Рефлексия

Хорошая организация начала урока. Это помогает создать мотивацию и настроить детей на продуктивную работу.

На уроке используются различные формы работы. Это и письменная, и устная работа.

Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный. Следует отметить, что на уроке используется метод проблемного обучения. Он способствует  развитию внимания, наблюдательности учащихся, активизации познавательной деятельности, мышления и воспитания самостоятельности, самокритичности, инициативности, ответственности, осторожности, решительности, нестандартности мышления. Но главное – проблемное обучение обеспечивает прочные знания, которые добываются самостоятельно.  

На уроке представлена работа над орфографическим правилом — довольно сложный процесс, основными компонентами которого являются: раскрытие сущности правила, овладение учащимися формулировкой правила, применение правила в практике письма.

На уроке дети пытаются самостоятельно сформулировать  правило, приводят примеры. Затем дети читают формулировку в учебнике. Важно, чтобы учащиеся осознали структуру правила. Поэтому в формулировке правила, данного в учебнике, выделяются его составные части (фактически учащиеся это делают раньше в процессе выполнения заданий). Перенос правила на новый языковой материал осуществляется прежде всего путем подбора учащимися своих примеров на данное правило, а также в ходе выполнения разнообразных упражнений.

Также дети учатся выявлять опознавательные признаки орфограммы, правильно обозначать ее (определяют сами признаки, выделяют корень слова, подчеркивают орфограмму, подбирают проверочное слово, обосновывая свой выбор).

        Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление с орфограммой и орфографическим правилом состоит из нескольких элементов:

  • Из восприятия слов с изучаемой орфограммой (на этапе постановки учебной задачи);
  • Ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограммы;
  • Запоминания и воспроизведения правила (на этапе первичного закрепления);
  • Из обучения применению на практике нового правила (на этапе первичного закрепления, самостоятельной работы);

         Особое внимание было уделено самостоятельной работе. Основной целью этого этапа  является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент.

Ученикам предоставляется возможность выбора домашнего задания. Это активизирует у школьников самостоятельный поиск новых заданий и формирование необходимых общеучебных умений.[9]

Таким образом, можно сделать вывод, что структура урока четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводятся небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому плавный. Содержание учебного материала отличается доступностью и практической направленностью.

Заключение

 В данной курсовой работе был проанализирован теоретический материал учебно-методических комплексов по русскому языку.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

  1. Учебник  М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. и др. построен с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Материал расположен с учетом возрастных возможностей обучающихся. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. Учебники нового поколения построены в соответствии с требованиями ФГОС и содержат различные упражнения, направленные на формирование УУД.
  2. Методическая система  учебника под редакцией М.М.Разумовской направлена на интенсивное развитие речемыслительных способностей школьников. Это проявляется, прежде всего, в формировании основных видов речевой деятельности: способности воспринимать устную и письменную речь, умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать), а также в развитии врождённого языкового чутья. Этому способствуют разнообразные задания учебника: изложение, сочинение, сочинение-миниатюра, устное высказывание, язык и литература, из истории лингвистики, слушаем и анализируем звучащую речь.

В данном УМК нетрадиционны принципы преподнесения материала рубрики «Теоретические сведения».  Это  беглое чтение, высказывание предположений, а затем сравнивание с аргументами в учебнике, пересказы, составление плана параграфа. В учебнике 8 класса появились новые типовые упражнения «Проводим самостоятельное мини-исследование» (индивидуальная, парная и групповая работа). В учебнике  также содержится много иллюстративного материала: рисунков, карт, таблиц, схем, фотографий, фотоколлажей  и др. Безусловно, это вызывает интерес у учащихся к изучению нового материала, выполнению упражнений и заданий учебника. Схемы в конце учебника, на форзацах обеспечивают их использование на уроке и дома, а это влияет на качественное усвоение и запоминание теоретического материала.

 Были рассмотрены методы работы с новым материалом, такие как:

  • Инсерт;
  • Создание проблемной ситуации;
  • Усвоение нового материала через работу с текстом;

        Таким образом, можно сделать  очень важный методический вывод: выбирая для работы в школе тот или иной учебник (учебный комплекс), учитель должен осознать его лингвистическую базу и методическую систему, уметь объяснить учащимся сущность изучаемых явлений с учетом принципов их описания в данном учебнике, методически осмыслить факты и порядок их предъявления в процессе изучения соответствующего лингвистического явления.

Список литературы.

  1. Абушкин, Х.Х. Проблемное обучение - учителю /Х.Х. Абушкин //- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1996.-С. 176.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников./ Ю.К. Бабанский // – Ростов-на-Дону, 1970. С.80.
  3. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник..длястуд.высш.пед.учеб.заведений../..М.Т.Баранов,Н.А.Ипполитова,Т.А.Ладыженская,М.Р.Львов // – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-С. 368.
  4. Баранов М.Т. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка / М.Б.Баранов // – М: Просвещение, 1965. – С.214.
  5. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Книга для учителя.                            / К.В. Бардин  // — М.: Просвещение, 1987.-С.111.
  6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н.Богоявленский // – Москва,1966 С.47.
  7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка                   /  П.Я. Гальперин //– М.: Изд-во МГУ, 1985. С.97.
  8. Иллюшкин И.М. Методика обучения русскому языку.                                / И.М. Иллюшкин // – М.: Высшая школа, 1989. – С. 14.
  9. Ковалев В. И. Книга Н. М. Шанского на уроках и внеурочных мероприятиях по русскому языку / В.И.Ковалев // РЯШ. – 1993. - №3. – С. 29.
  10. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т.В.Кудрявцев // – М.: Знание, 1991.С.34.
  11. Кульневич, С.В. Современный урок; науч.-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч. III ; Проблемные уроки / С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина // Ростов-на-Дону; Учитель, 2006. – С.288.
  12. Ладыженская Т.А. Общеучебные умения и речевая деятельность школьников //. Современная педагогика 19871-№ 8. С.16.
  13. Лернер, И. Я. Система методов обучения (дидактический аспект)                 / И. Я. Лернер // Совершенствование методов обучения русскому языку:  пособие для учителей / сост. А. Ю. Купалова. - М., 1981. – С.14
  14. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов./ М.Р.Львов // – М. : Просвещение, 1988.С.58.
  15. Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка / М.Р. Львов //— М., 1983. С.13.
  16.  Матюпжин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Матюпжин // - М.: Педагогика, 1972. –С. 198
  17. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации / Е.Л.Мельникова //М.: Баласс, 1999. С.80.
  18. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителей / М. И. Махмутов // - М.; Просвещение, 1977. – С.240
  19. Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся
    на уроках русского языка: пособие для учителя / Т. В. Наполь-
    нова //- М., 1983.-С.288
  20.  Офицерова Е.А. /Лингвистическая теория и языковой материал в учебнике по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др./ Е.А. Офицерова // Вестник РГПУ № 5,Санкт-Петербург,2012. С.5.
  21. Перова Т. Ю. Проблемное обучение русскому языку к литературе в жанрах педагогической речи: учебно-методическое пособие для учителей-словесников / Т. Ю. Перова // - Новокузнецк: MAOУ ДПО ИПК. 2009. -  С.85.
  22. Сидоренков В. А. Домашняя работа учащихся и вариативность обучения / В.А. Сидоренков // Русский язык в школе, 2006. № 1. С.45.
  23. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.:Просвещение,1980.-С.114.
  24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.//- М.: Просвещение, 1986-С.126.

Методическое обеспечение:

  1. Баранов М.Т, Ладыженская Т.А, Шанский Н.М. УМК по русскому языку / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский // Издательство «Просвещение», 2012
  2. Разумовская М.М,. Капинос В.И, Львова С.И. Богданова Г.А.    Львов В.В. УМК по русскому языку / М. М. Разумовская, В. И. Капинос, С. И. Львова, Г. А. Богданова, В. В. Львов // стереотип. - М.: Дрофа, 2014.  


[1] Иллюшкин И.М. Методика обучения русскому языку.  / И.М. Иллюшкин // – М.: Высшая школа, 1989. – С. 14.

[2] Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка                                         /  П.Я. Гальперин //– М.: Изд-во МГУ, 1985 С.45.

[3]М.Т.Баранов/Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений/М.Т.Баранов,Н.А.Ипполитова,Т.А.Ладыженская,М.Р.Львов.-М.:издательский центр «Академия»,2001. С.346

[4]Поташник М. М. Требования к современному уроку. — М.: Центр педагогического образования, 2008. С 32.

[5] Лернер, И. Я. Система методов обучения (дидактический аспект)   / И. Я. Лернер // Совершенствование методов обучения русскому языку:  пособие для учителей / сост. А. Ю. Купалова. - М., 1981. – С.14.

[6]     Абушкин, Х.Х. Проблемное обучение - учителю /Х.Х. Абушкин //- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1996.-С.176

[7] Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.//- М.: Просвещение, 1986-С.126

[8] Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка / М.Р. Львов //— М., 1983. С.13.

[9] Сидоренков В. А. Домашняя работа учащихся и вариативность обучения / В.А. Сидоренков // Русский язык в школе, 2006. № 1. С.8.