Отчет педагогической практики по психологии

Отчет педагогической практики 2020 года по психологиия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efimova_lidiya_sotsiometriya.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Социометрия

Цель: изучить коллектив класса.

Задачи:

  1. измерение степени сплоченности – разобщенности в группе;
  2. выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
  3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Объект исследования: коллектив 5 «В» класса МОБУ СОШ №17 г. Якутска в количестве 38 учеников.

Для изучения учеников в качестве формы анализа была выбрана анкета.

Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно.    

     

Детям даётся инструкция: «Мы хотим, чтобы ваш  класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

На бланке анкеты напечатаны вопросы (критерии) и определено место для ответов. Для учеников 5-го класса лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся. Важна для младших школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора - ценной для ребёнка. 

Анкета для мониторинга.

№            

ФИО ученика _________________________________

Вопрос 1:  С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?

 Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 2: С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 3:   С кем бы ты хотел делать домашние задания?

 Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 4:  Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 5: Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 6: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 7:  Если бы ты переходил в другую школу, кого бы  не позвал с собой?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 8: Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Вопрос 9: Кого бы ты  не попросил о помощи в трудной ситуации?

Ответ:

Выбор 1.___________________________________________

Выбор 2.___________________________________________

Анализ результатов.

  • Класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек отличаются социально одобряемыми формами сотрудничества, объективностью и взаимной заинтересованностью) – гендерной несбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуются конфронтацией, игнорироваием интересов друг друга, «ябедничеством», выраженной конфликностью – в явной или скрытой форме).
  • Показателем среднего уровня сплоченности является частичная оценка формальных и неформальных лидеров, средний процент ребят, не получивших выбора (признания) со стороны одноклассников в сфере «деловых» - коммуникативных – качеств.
  • По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.

Группа 1 – социометрические «звёзды», лидеры, выделяемые в двух сферах.

Сфера интеллектуально-деловых качеств

Сфера социально-коммуникативных качеств

Высокая оценка «деловых», учебных качеств, навыков общей организации, самодисциплины, успешной самопрезентации. Образованность, эрудиция, умение принимать решения в проблемных пространствах различного уровня, умение работать в группе, быстро, оперативно ориентироваться в заданиях.

Выраженная направленность на общение, умение устанавливать тёплые, доверительные отношения со сверстниками.

Такие дети интересны окружающим, они умеют насытить атмосферу яркими событиями и впечатлениями, надёжны в отношениях, ответственны, готовы прийти на помощь.

  1. Баймеев Илья
  2. Беленко Наталья
  3. Оздоев Тамерлан

Группа 2 – «популярные» - имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников

Сфера интеллектуально-деловых качеств

Сфера социально-коммуникативных качеств

  1. Аубакирова Виктория
  2. Николаев Минтемир
  3. Эртюков Вадим

Группа 3 – «принимаемые» - дети, имеющие опору в классе хотя бы в лице 1-2х человек, что создаёт достаточные условия для положительной динамики их социального статуса.

Сфера интеллектуально-деловых качеств

Сфера социально-коммуникативных качеств

  1. Антонов Айсер
  2. Давыдова Анна
  3. Рукавишникова Даяна

Рекомендации к работе классного руководителя.

  1. Не афишировать  результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей.
  2. Использовать в своей работе игры, занимательный материал, который будет развивать интерес к внеучебной деятельности;
  3. При работе с детьми поощрять, хвалить и одобрять их решение;
  4. Привлекать детей к общественно-полезному и общему труду;
  5. Создавать ситуации успеха во внеучебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
  6. Уважение к личности и интересам ребенка.