План самообразования на 2015-2020 год.

План самообразования на 5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «детский сад общеразвивающего вида №35»НМР РТ

 «План по самообразованию педагога»

                              

Макалова Мария Михайловна

(Ф.И.О. педагога)

(воспитатель)___5 лет_____            ______

(стаж работы)                                 (кв. категория)

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения

через ознакомление с правилами дорожного движения»

(название темы)

__2015-2020гг__

(учебный год)

___2-7 лет

(возрастная группа)

План по самообразованию

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Актуальность: В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика  показывает: ситуация  с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя  на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

     Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Основой содержания работы с детьми  в условиях их вариативности являются 5 направлений, соответствующие основным линиям развития ребенка:

- Познавательное

-  Речевое.

-  Социально-личностное.

 -  Художественно-эстетическое.

-   Физическое.

Положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.

Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах.

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра-это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра-это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Цель: 

  • Изучить способы поведения на дорогах у воспитанников младшей группы.
  • Создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
  • Выявить эффективные формы работы в данном направлении.
    Задачи:
  • Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
  • Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
  • Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
  • Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного  травматизма, посредством  включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Срок реализации: 5 лет (2015- 2020 учебный год)

Предполагаемый результат:

  • Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  • Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  • Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  • Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Год

Наименование мероприятия

2015-2016г-диагностический

- изучение методической литературы (автор)

- пополнение, изучение материалов по ПДД

- посещение КМО для воспитателей

- выступление на родительских собраниях

-выступление на пед.совете

- участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях

- методические публикации

- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском уровнях

- изготовление дидактических игр для обучения детей по ПДД

2016-2017г.-прогностический

- подготовка нормативных документов

- пополнение, изучение материалов по ПДД

- посещение КМО для воспитателей

- выступление на родительских собраниях

- выступление на пед.совете

- участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях

-написание перспективного плана по ПДД

- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном уровнях

- изготовление дидактических игр для обучения детей по ПДД

2017-2018г.-практический

- пополнение  материалов по ПДД

- посещение КМО для воспитателей

- курсы повышения квалификации

- выступление на родительских собраниях

-выступление на пед.совете

- участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях

- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном уровнях

- обучающие, контролирующие, обобщающие дидактические игры

2018-2019г.-обощающий

- подготовка нормативных документов

-пополнение, изучение материалов по ПДД

- посещение и выступления из опыта работы КМО

- участие воспитанников в конкурсах и смотрах

- выступление на родительских собраниях

-выступление на пед.совете

- участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях

- обобщение и распространение  опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском и федеральном уровнях

- изучение интеллектуальных игр: словесные игры, игры-загадки, беседы.

- пополнение дидактических игр по ПДД

2019-2020г.-внедренческий

- пополнение материалов по ПДД

- посещение и выступления из опыта работы КМО

- выступление на общих родительских собраниях

- выступление на пед.совете

- участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях

- методические публикации

- обобщение и распространение  опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском и федеральном уровнях

- взаимодействие с родителями в рамках ФГОС

- отчет о проделанной работе

- обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ

Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Минобр. РФ 2014 г.
  • Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
  • Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева  «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД», 1997.
  • Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
  • Храмцова Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
  • Л. Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», -  Волгоград, « Корифей», 2009.
  • В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Третий Рим», 2007
  • Ф. С. Майорова  « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005
  • Данилова Т.И. Программа «Светофор».Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб.,2009.
  • Белая К.Ю., Зимонина Л.А., Кондрыкинская Л.А., - Как обеспечить безопасность дошкольников:Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – М.,2000.
  • Саулина Т.Ф. – Ознакомление дошкольников с правилами дошкольного двжения: Для  работы с детьми 3-7 лет.-М.,2013.
  • Хабибуллина Е.Я.-«Дорожная азбука в детском саду.»Конспекты занятий.-СПб.,2010.
  • В.И.Мирясова(стихи про транспорт). Изд.Пегас – 2011 год. 
  • Три сигнала светофора Т.Ф. Саулина ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М.: Мозаика – Синтез. (Анализ методических рекомендаций данных в пособии Т.Ф.Саулиной сигнала светофора»).
  • А.Усачев «Домик у светофора». Изд.АСТ- 2011год.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

 на межаттестационный период

 

Макалова Мария Михайловна

воспитателя  подготовительной группы

МАДОУ «детский сад общеразвивающего вида №35»

НМР РТ

Нижнекамского муниципального района

г. Нижнекамск Республики Татарстан

( с 2021 по 2026 г.г.)

             План по самообразованию педагога

Макаловой Марии Михайловны

Тема: «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

        

Цель: Создание условий, для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи: 

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, медико-педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

http://nsportal.ru/guzeliya-ildusovna

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Реализация данной темы рассчитана на пять лет

(2021 – 2026 учебный год)

2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати (отбор статей из газетов и журналов)

Сентябрь

2.

Разработка перспективного плана на 2020-2021 учебный год.

Сентябрь

3.

Знакомство с работами других специалистов (просмотр сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов)

Сентябрь-Октябрь

4.

Проведение мероприятий по плану

Ноябрь

5.

Изготовление демонстративного материала; Изготовление дидактических игр. («Цифры в картинках», Дидактические игры «Составь узор», «Геометрическое лото»)

Декабрь-Январь-Февраль

6.

Выставки детских рисунков для родителей.

в течение года

7.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

по плану старшего воспитателя

8.

 Изучение литературы: Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений».

Январь-Февраль

9.

Составление дидактических игр: «Математические пазлы», «Собери целое», «Какой цифры не стало».

Февраль-Март

10.

Консультация для педагогов на тему: «Развивающие игры для детей по методике Никитиных».

Март-Апрель

11.

Разработка рекомендаций, памятки для педагогов и родителей. «Математика –это интересно». Информационный лист – папка перпдвижка.

Апрель-Май

12.

Участие в конференциях и семинарах.

по плану старшего воспитателя

13.

Открытые просмотры ООД по теме самообразования. На родительском собрании «Математические интересы»

Май

14.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

в течение года

15.

Ведение персонального сайта

в течение года

16.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования

по плану старшего воспитателя

2022-2023 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме

Сентябрь

2.

Изучить литературу А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки»

Сентябрь

3.

Выставки детских рисунков для родителей.

в течение года

5.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

по плану старшего воспитателя

6.

Семинар-практикум  для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

Октябрь

7.

Изучить литературу Палагина, Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике [Текст]/Н.Н.Палагина// Вопросы психологии.- 2007.-№6. — С.13.

         Ноябрь

8.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Декабрь

9.

Проведение консультации для педагогов по теме «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Январь

10.

Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования. Тема «Мои игрушки».

        Февраль

11.

Семинар для воспитателей: «Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Март

12.

Изучить литературу Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16

Апрель

13.

Конкурс поделок по теме

Май

14.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

в течение года

15.

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве

в течение года

16.

Ведение персонального сайта

http://nsportal.ru/guzeliya-ildusovna

в течение года

17.

Диагностика динамики за два года по своей теме:

- входной контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Октябрь

Февраль

Май

2023-2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

В течение года

2.

Пополнение картотеки методической литературы

Сентябрь

3.

Составление перспективного плана мероприятий проекта на 2022-2023 учебный год.

Сентябрь-Октябрь

4.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

в течение года

5.

Разработка перспективного плана на 2021-2022 учебный год

Сентябрь

6.

Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы.

в течение года

7.

Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

в течение года

8.

Изучение интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Maam.ru», «Инфо-урок».

Октябрь

9.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

Ноябрь

10.

Разработка картотек развивающих игр по ФЭМП.

Пополнение картотеки методической литературы.

Ноябрь-Декабрь

11.

Проведение консультаций, семинара-практикума для педагогов и родителей.

Декабрь-Январь

12.

Оформление выставки совместного творчества детей и родителей. (Выставка рисунков «Величина»).

Март-Апрель

13.

Развивающие игры и дидактические пособия по ФЭМП для детей своими руками.

Май

14.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

в течении года

15.

Ведение персонального сайта

в течение года

16.

Родительское собрание на тему: «Дидактические игры по математике». Поделки из геометрических форм.

17.

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

2024-2025 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Подбор литературы по теме: «Развитие математических способностей , через инновационные технологии»

Сентябрь

2.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

4.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

5.

Разработка перспективного плана на 2023-2024 учебный год

Сентябрь-Октябрь

6.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

в течение года

7.

Сбор материала для создания математического кубика. Математический кубик «Назови похожий предмет», «Кто знает, пусть дальше считает», «Ориентировка в пространстве».

Октябрь-Ноябрь

7.

Проведение родительский собраний, дней открытых дверей для родителей, проведение конкурсов, развлечений, анкетирование.

в течение года

8.

Выступление на метод.объед.

Ноябрь

9.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

10.

Сбор материала для создания книжки «Математических сказок»  (Сборник сказок)

Декабрь

11.

Разработка конспектов ООД по теме самообразования

Январь-Февраль

12.

Посещение открытый занятий коллег.

в течение года

13.

Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

в течение года

14.

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка

Март-Апрель

15.

Разработка доклад и презентации по теме: «роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на пед.совете.

Апрель

16.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

в течение года

17.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

в течение года

18.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

2025-2026 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Разработать перспективный план на 20224-2025 учебный год

Сентябрь

2.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

3.

Изучить литературу  Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша.

Сентябрь-Октябрь

4.

Размещение своих работ на веб-сайте

в течение года

5.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

в течение года

6.

Посещений занятий воспитателей по ФЭМП.

Ноябрь

7.

Выступление на метод.объед.

Декабрь

8.

Выступление на родительском собрании. Разработка игровые математические знания с театрализацией: «Математика в сказках», «Стоит в поле теремок», «Колобок ищет друзей».

В течение учебного года.

9.

Разработка конспекта «Веселая математика».

Проведение развлечения «Веселая математика».

Январь-Февраль

10.

Выставка работ в группе.

Апрель

11.

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.

в течение года

12.

Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МАДОУ

по плану образовательного учреждения

12.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования

по плану старшего воспитателя.

Выводы:

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда дети понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе

Список литературы:

1.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г. - 208 с.

 2. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

3. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

4. «Играем в числа» - серия пособий

5. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. :Баласс, 2003 г. - 256 с. 7. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

8. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.

9. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004.

10. Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб. : Детство-пресс, 2006. 11.Интернет