План по самообразованию "Сказкотерапия"

Пырчева Елена Евгеньевна

Метод сказкотерапии - основной принцип целостного развития личности.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1211.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность темы :

Метод сказкотерапии - основной принцип целостного развития личности.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Задачи:

1. Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников с ЗПР;

2. Овладение новыми формами, методами и приемами работы;

3. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.

Задачи сказкотерапии:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
  2.  Проработать подавленные мысли и чувства.
  3. Развить самоконтроль.
  4. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
  5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
  6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувства.
  7.  Развить творческие способности и повысить самооценку ребенка.
  8. Повысить педагогическую компетентность родителей через эффективные  формы взаимодействия в вопросах эмоционально- личностного  развития детей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Срок проведения

Содержание деятельности

Задачи

Формы работы

Примечание

Сентябрь

Изучение литературы

Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).

Октябрь

«Сказкотерапия или сказочное лечение души».

Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.

Консультация

Ноябрь

«Я и другие»

Оказать помощи детям в формировании навыков позитивного общения.

Занятие

Декабрь

«Моя любимая сказка».

Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Выставка семейных рисунков

Январь

«Путешествие в сказку»

Снизить психофизического напряжения; развить тактильно-кинестетической чувствительности; актуализация эмоций.

Занятие с элементами          арт-терапии

Февраль

«Я похож на литературного героя».

Способствовать самовыражению ребенка; продолжать развивать умение передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Фото - конкурс

Март

«Сказка о детском саде»

Воспитать положительное отношение к детскому саду.

Занятие

Апрель

"Каждому возрасту своя сказка»

Информировать родителей и педагогов о соответствии сказок возрасту детей.

Оформление буклетов, памяток для родителей и педагогов

Май

«Театральная страна»

Показать умение детей узнавать и различать основные эмоции

Развлечение

Cписок используемой литературы

1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е. В. Белинская . – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию / И. В. Вачков. — М. Генезис. 2011.

3. Гусарова Н. Н. Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников / Н. Н. Гусарова.- СПб.: Дрофа, 2015.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстагнеева. - СПб.: Речь, 2006.

5.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е. В. Никифорова, Е. И. Изотова.   - М.: Сфера,2004.

6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Екатеринбург,2004.

7. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок / Л. Я Поляк.- СПб., 2001.

8. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей / Н. М. Погосова. - СПб.: Речь, 2006.

9. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006.

10. Титаренко В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В. А. Титаренко - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.