Взаимосвязь логопедии и кинезиологии.

Новак Татьяна Михайловна

Данный материал будет полезен молодым педагогам.В выборе методик работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ispolzovat_kineziologiyu_v_logopedii.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь кинезиологии и логопедии.

 Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.  Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

 Как использовать кинезиологию в логопедии

В современном мире кинезиологические методики используют для активизации разных отделов коры больших полушарий, что способствует развитию различных способностей человека и корректировке проблем в психике.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. 

Использование кинезиологических упражнений позволяет: 

  1.  укреплять здоровье; 
  2. повышать тонус; 
  3. снижать усталость, утомляемость и раздражительность; 
  4. улучшать психоэмоциональное состояние; 
  5. понижать чрезмерную активность; Что очень актуально в наши дни с увеличением детей с синдромом  двигательной активности;
  6. повышать концентрацию и умственную работоспособность; 
  7. улучшать память; 
  8. стимулировать развитие слуха и речи; 
  9. улучшать внимание, мышление; 
  10. развивать восприятие, пространственные представления, воображение. 

  Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

 Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика мозга» Пола Деннисона;

 Применение данных  пособий в работе с детьми способствует достижению следующей целей и задач:  Развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений.

Кинезиологические упражнения использую как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Вышеуказанные методические разработки позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей деятельности его мозга, развить мелкую моторику. Упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухо-моторную координацию. Исследованиями учёных доказано, что развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей, более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения. Именно данный метод образовательной кинезиологии обширно применяется в логопедической практике. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

.Что дают нам методы и приемы кинезиологии.

  Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;

 Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

  Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

  Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;

 Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;

 Массаж – воздействует на биологически активные точки;

 Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

 Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии

5. «Зима» Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья) Пришла зима, (трем ладошки друг о друга) Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа) Снег, (плавные движения ладонями) Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно) Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено) Все на улицу — вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) Теплые штаны наденем, (ладонями проводим по ногам) Шапку, шубу, валенки. (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами) Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони) И завяжем шарфики. (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи) Зимний месяц называй! (ладони стучат по коленям) Декабрь, Январь, Февраль. ( кулак, ребро, ладонь) 6. Пальчиковая гимнастика «Новый год» Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши) Дети водят хоровод.(кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрьнаружу) Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар) Светятся фонарики. (фонарики) Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди) Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями) В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу) Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони) Чтоб подарки посчитать, Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем) 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (по очереди массажируем каждый палец)