Мнемотехники на уроках русского языка

Рукина Вера Анатольевна

Мнемотехника - совокупность приёмов для развития памяти. Как показывает опыт, применение мнемотехник на уроках русского языка позволяет ученикам легче справляться с запоминаем новой информации, а кроме того делает уроки интереснее и разнообразнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_na_urokah_russkogo_yazyka.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «мнемотехника»? Толковый словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение: «Совокупность правил и приёмов, помогающих запоминать нужные сведения». Приёмы эти работают на ассоциативном уровне, что позволяет легче запомнить новую информацию. Что немаловажно, сведения и правила, усвоенные путём применения подобных методик, остаются в памяти надолго, в отличие от информации, выученной путём «зазубривания».

К примеру, почти все знакомы со стишком-запоминалкой «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку», при помощи которого ученики начальной школы заучивают названия падежей (по первым буквам слов). Очень просто запомнить годы жизни М.Ю.Лермонтова (1814-1841),потому что ровно через столетие обе даты совпадают с началом Первой Мировой и Великой Отечественной войн. Это и есть те самые ассоциативные связи.

Вот несколько примеров мнемотехник, которые могут помочь учителю русского языка в его работе.

  1. При изучении темы «Правописание суффиксов ЧИК\ЩИК в именах существительных» можно использовать фразу-подсказку «Я тоже здесь». Суффикс ЧИК у существительных, основа которых заканчивается на согласные –т, -д, -с, -з, -ж, а слова в данной фразе состоят из необходимых нам согласных.
  2. Фраза «Её я люблю» при изучении фонетики поможет детям запомнить гласные, которые в зависимости от места в слове могут обозначать как два звука, так и один.
  3. Дефисное написание суффиксов неопределённых местоимений и наречий помогает запомнить фраза: «То, либо, нибудь – через дефис, не забудь!»
  4. «Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит». С помощью данного выражения дети запоминают слова-исключения на правило «Ы и И после Ц в корнях слов»
  5. Небольшое стихотворение «Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно» поможет не делать ошибок в словах, в которых отсутствует непроизносимый согласный Т.

Кроме использования уже имеющихся мнемотехник преподаватель может придумать их сам. К примеру, ученики 5-6 классов часто допускают ошибку в  слове «облако» (вместо А в корне пишут О). Можно предложить им представить, как облАко что-то обволАквает, тем самым создав у них в памяти ту самую ассоциативную связь. Причём, вовсе не обязательно, чтобы приём мнемотехники был вербальным, это может быть рисунок, схема, таблица.

Также преподаватель может предложить детям самостоятельно поучаствовать в создании мнемотехник, к примеру, дать задание нарисовать себе «шпаргалку» по теме, которой ребёнок сможет пользоваться при устном ответе. Как правило, ученики с большим энтузиазмом выполняют подобные задания и делятся результатами друг с другом.

Таким образом, можно говорить, что использование приёмов мнемотехники не только позволяет учащимся легче запоминать материал, но и делает уроки более интересными и разнообразными.