конспект мастер-класса для родителей детей раннего возраста по развитию сенсорного восприятия в домашних условиях

Коротина Анастасия Андреевна

конспект мастер-класса для родителей детей раннего возраста по развитию сенсорного восприятия в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»

Мастер-класс для родителей детей

раннего возраста

«Домашняя сенсорная лаборатория»

Составил:

воспитатель

Коротина Анастасия Андреевна

г.Гатчина, 2022 г.

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

- создать благоприятную атмосферу, организовать коммуникацию между участниками мастер-класса;

- познакомить родителей с понятием «сенсорное развитие», «сенсорные эталоны»;

- познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов, которые можно организовать в домашних условиях;

- создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Актуальность

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра — это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Именно чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. 

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Что же такое сенсорное развитие, сенсорика?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорными эталонами развития являются:

- эталоны 7 цветов спектра;

- эталоны формы – геометрические фигуры;

- эталоны величины – метрическая система мер;

- в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты;

- во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький);

- в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;Хочу такой сайт

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Практическая часть

Разминка.

Игровое упражнение по составлению синквейна на заданную тему. Воспитатель предлогает присутствующим ответить на вопрос одним словом: «Что для каждого родителя дороже всего на свете?» (дети, ребенок), и обсудить, ответив на вопросы одним словом: какой он? что делает? Придумать одну фразу, связанную с темой разговора, подвести одним словом итог-вывод по теме разговора. (примерный вариант)

ребёнок

здоровый, любимый, подвижный, озорной

играет, шалит, познает, изучает, развивается

самое дорогое в жизни

счастье

Вывод: только что вы, сами того не подозревая, отметили очень важные вещи: здоровый ребенок двигается, играет, развивается - и это самое настоящее счастье для каждого родителя! Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. Не будем терять время зря, я приглашаю Вас в «Домашнюю сенсорную лабораторию».

Игра «Песочница»

Поднос с ярким, красивым рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (лучше манную). Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция), проговаривая на что эта фигура похожа. Такое рисование способствует развитию мелкой моторики рук, массажирует пальчики Вашего малыша и еще развивает фантазию и воображение.

Игра «Разложи крышечки (или пуговицы) по образцу»

Подберите разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите их в определенной последовательности и попросите ребенка сделать также, но самостоятельно. Такая игра способствует развитию восприятия цвета.

Игра «Веселые прищепки»

Если взять круг из картона, разрисовать его красками основных цветов на сектора и прицепить к определенному сектору прищепки того же цвета. И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

Игра «Ленточки»

Можно взять две игрушка, например большого медведя и маленькую куклу и два шарфа, различающихся по длине – один короткий, другой – длинный, и попросить собрать их на прогулку и определить, где чей шарфик. Эта игра способствует развитию восприятия величины.

Игра «Разложи на большие и маленькие»

Взять две корзинки разной величины (большие и маленькие) и яблоки, так же отличающихся по величине: одни большие, другие – маленькие. Попросить ребенка рассортировать яблоки по корзинкам. Эта игра способствует развитию восприятия величины.

Игра «Чем пахнет»

Можно взять яйца от киндер-сюрпризов, проделать в них несколько дырочек, положить туда разные продукты со специфическими запахами и дать ребенку понюхать и определить – чем пахнет: кофе, лимон, апельсин, лук, чеснок, лавровый лис, ваниль, корица, мыло, укроп, шоколад, петрушка, хвоя и т.д. Эта игра способствует развитию восприятия вкуса, запаха.

Игра «Заполни баночки» (полный/пустой)

Можно взять две чашки, одна из которых заполнена водой и попросить перелить половником воду из одной чашки в другую, развивая при этом восприятие объема.

Игра «Пары носков»

Когда вы постирали много пар носков и вытащили их из стиральной машины, то естественно, что все пары перепутались при стирке. Так вот можно попросить детей найти каждому носочку свою пару. Данная игра развивает и внимание и восприятие цвета.

Игра «Сенсорные шарики»

Можно самим создать простую сенсорную игрушку для своего ребенка. Сделать сенсорные шарики просто, быстро и недорого. Для этого вам понадобятся: разноцветные шарики, разные крупы для наполнения - гречка, пшено, рис, горох, фасоль, соль, мука, крахмал. Чем больше Вы возьмете наполнителей – тем больше Вы разнообразите мир тактильных ощущений ребенка. Берем шарик, немного надуваем его, потом вставляем в него воронку и насыпаем один из наполнителей, крепко завязываем шарик и сенсорная игрушка готова.

Игра «Угадай кто и что звучит?»

Включить ребенку аудиозаписи со звуками разных животных, транспорта и попросить угадать кто или что издает такой звук. Данная игра развивает слуховое восприятие.

Игра рефлексия для родителей «Солнышко».

Родителям предлагается выбрать изображение, выражающее их настроение после мастер-класса похожее на «солнышко» или «тучку».

Итог мастер-класса

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком.

Литература:

1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

2. Громова О.Н. Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.

3. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

4. Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство: «Скрипторий 2003». 2010.

5. Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал: «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.

6. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

8. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


https://flyclipart.com/thumbs/hugging-clipart-teddy-bear-imagenes-de-ositos-animados-1267819.png


https://i.pinimg.com/originals/44/e7/13/44e713e9522f9d6b2d7846ad9a1d94a0.png

https://img2.freepng.ru/20180331/qcw/kisspng-the-long-dark-scarf-wiki-clip-art-scarf-5ac02ac17ef4f6.77705136152254329752.jpg

https://img2.freepng.ru/20180331/qcw/kisspng-the-long-dark-scarf-wiki-clip-art-scarf-5ac02ac17ef4f6.77705136152254329752.jpg


https://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5c94befdd1abed120c2812ff_5c94c7d17d4e3f0740ce182d/scale_1200https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5c94befdd1abed120c2812ff_5c94c7d17d4e3f0740ce182d/scale_1200https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5c94befdd1abed120c2812ff_5c94c7d17d4e3f0740ce182d/scale_1200https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5c94befdd1abed120c2812ff_5c94c7d17d4e3f0740ce182d/scale_1200https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5c94befdd1abed120c2812ff_5c94c7d17d4e3f0740ce182d/scale_1200https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5c94befdd1abed120c2812ff_5c94c7d17d4e3f0740ce182d/scale_1200https://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpghttps://rostov-na-donu.diamondelectric.ru/images/3216/3215309/plakat_tvorcheskii_centr_sfera_solnishko_1.jpg