Проект по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста "Здравствуй, Матрёшечка!"

Коротина Анастасия Андреевна

Проект по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»

Проект

по познавательно-речевому развитию детей раннего возраста на тему:

«Здравствуй, Матрешка!»

Разработала:

воспитатель

Коротина Анастасия Андреевна

Гатчина, 2021 год

Актуальность проблемы

Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?

  • Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
  • Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
  • Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности, что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
  • Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.

Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.

Задачи:

Для детей:

1. Формировать представления о русской народной игрушке.

2. Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.

3. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности.

4. Развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук.

Для педагогов:

1. Решать воспитательные, развивающие и обучающие задачи в разных образовательных областях.

2. Повышать уровень педагогической компетентности.

3.Создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности.

4. Установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями.

Для родителей:

1. Вовлечь в совместную с детьми деятельность.

2. Создать условия для эффективного сотрудничества с педагогами.

Тип проекта: краткосрочный, творческий, познавательно-исследовательский

Предполагаемый результат:

1. Заинтересованность детей русской народной игрушкой «Матрешкой», проявление их познавательной активности;

2. Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;

3. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Продукт проектной деятельности:

  • Дидактические игры по теме
  • Фотоотчет

Календарное планирование

04.05.2022 г.

Рассматривание наглядно – дидактического материала.

Д/И «Найди парные матрешки», «Наряди матрешек»

Пазлы «Сложи матрешку»

Физкультминутка «Мы веселые матрешки»

Игры со строительным материалом «Дорожка для матрешки»

Консультация для родителей «Занятия с матрёшками для самых маленьких»

05.05.2022 г.

Чтение художественной литературы:

В. Приходько «Матрешка на окошке», С.Я.Маршак «Восемь кукол деревянных»

Лепка «Угощаем матрешек»

Игра-пляска «Мы – матрешки крошки»

Д/И «Расставь матрешки по размеру»

Просмотр мультфильма «Матрешки»

06.05.2022г.

Рисование «Украсим матрешкам сарафаны»

Пальчиковая игра «Матрешки»

Д/И «Домик для матрешки»

П/И «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке»

Список литературы:

1. Алехин А. «Матрешки», Москва, 1989 г.

2. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.

3. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г

4. Кондакова Н. Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10

5. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.

6. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.

7. Смирнова Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. –1997. –№4.


Приложение к проекту

Физминутка «Матрешки».

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Матрешка»

Раз, два, три – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

На матрешку посмотри! (Удары кулачками друг о друга)

Раз, два, три, четыре – (Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного)

Мы матрешечку купили! (Хлопки в ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять – (Загибают по одному пальцу)

Будем с ней теперь играть! (Удары кулачками друг о друга)

«Веселые матрешки»

Мы – красавицы матрешки,

Разноцветные одежки (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять. (Загибают поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого)

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки два раза)

Подвижная игра «Бегите к матрешке!»

Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Игровые действия:

  • Дети сидят на стульчиках. Воспитатель с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».
  • Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!».
  • Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед: ‒ «Убегайте, убегайте!».

Дети садятся на стульчики.

‒ «Отдохнули?» ‒ спрашивает воспитатель.

‒ «Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?».

Игра-пляска «Мы – матрешки крошки»

Цель: развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений.

Материал: платочки.

Игровые действия: Воспитатель и дети надевают яркие платочки. Воспитатель поет и пляшет, а дети подражают его движениям.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Поплясать хотим немножко.

Стоя на месте – покачивают головами вправо и влево, быстро кружатся, притопывают ногами.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

У нас новые сапожки.

Стоя на месте, покачивают головами. Медленно выставляют вперед то одну, то другую ногу.

Мы матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Побежать хотим немножко.

Бегут вперед вслед за воспитателем.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Погуляем хотим немножко.

Идут за воспитателем, на ходу обмахиваясь руками – жарко.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Ах, устали наши ножки!

Присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки локоть левой.

В промежутке между куплетами воспитатель спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Снова пляшут наши ножки!

Поворачиваются то вправо, то влево.

Мы – матрешки (2 раза)

Все мы крошки,

Всем поклонимся матрешки.

Кланяются.

Стихи про матрешку

Автор: Н. Акишкина

▪▪▪

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

▪▪▪

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

Автор: В. Приходько

▪▪▪

Матрешка – хорошая наша игрушка,

Умеет раскрыться по несколько раз.

Внутри у нее ожидает подружка,

Такая же точно, но меньше в пять раз.

▪▪▪                                                                            Автор: Н.Горчакова

Ах, матрешечки-матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.

Автор: С.Маршак

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой
Седьмая,
А в седьмой
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим,
И ответят куклы: - Восемь!