Конспект ОД "Денежные истории"

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denezhnye_istorii_konspekt_od.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №166 «Цветик-семицветик»

 города Чебоксары Чувашской Республики

 

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной группе  

 «Денежные истории»

Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории

            Николаева Т.В.

Чебоксары, 2023

 

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

- закреплять понятие-что такое деньги, причины появления, история денег;

- воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

-научить понимать назначение денег;

-дать детям представление о денежной единице;

-показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;

-совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;

-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.

Словарная работа: купюры, банкомат, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Денежная история», мультфильм из серии Фиксики – Фикси-советы «Как делают деньги», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, игрушек, камешки, ракушки и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, игрушечные касса и банкомат.

Ход образовательной деятельности: (в муззале дети стоят в кругу вместе с воспитателем)

Организационная игра

Воспитатель: Ребята,

Встанем мы в кружочек дружно -

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе«Привет» -

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Поздороваемся с гостями.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель. Ребята, электронную почту детского сада пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.

Загадка

В кошелёк мы их кладём.

С ними в магазин идём.

(Деньги)

-Ребята, это письмо от жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Они пишут, что им грустно от того, что они не знают историю своего происхождения. У людей, пишут они, есть своя история, у вещей тоже есть история происхождения. Жители Денежной страны хотели узнать и записать свою, денежную историю. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.

Воспитатель. Давайте мы с вами   поможем жителям Денежной страны.

Но для начала, нам надо выяснить, что мы   знаем про деньги.

-Что же такое деньги? Выслушать ответы детей.

Воспитатель. Ребята, присаживайтесь на стулья и внимание на экран (слайд 1).

В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда.

-Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами). (Слайд 2)

- А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).

Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд (слайд 3,4).

-Внимание на экран. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. Высказывания детей.

Воспитатель. А теперь мы немного отдохнем, а заодно посмотрим, куда люди в первую очередь должны потратить заработанные деньги.

Динамическая пауза

«Будем денежки считать»

-Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

-Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

-Один и два – оплатим дом (из сжатого кулачка отгибаем мизинец

И безымянный,

-Дом, в котором мы живём.

-Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец,

-На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

-Ну, а пятую (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышко кошелька! (спрятать большой палей в кулак, согнув все пальцы).

Воспитатель. Вот мы с вами немного разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги.

-А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое на машине времени.

-Закрывайте глаза – отправляемся! (музыка движения машины времени).

Открываем глаза (слайд 5).

 Воспитатель. Давным-давно, миллионы лет назад, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).

Раз мы с вами попали в прошлое, попробуем осуществить натуральный обмен. Возьмите каждый по одному виду продуктов или вещей и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.

Общая игра-упражнение «Обмен».

Итог: Воспитатель. Ребята, вам понравилось обмениваться?

-А сейчас мы чем обмениваемся? Как лучше обмениваться: товаром или деньгами? Почему?

Воспитатель. Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. (7 слайд)

На Руси первые деньги – это шкурки животных. (8 слайд).

Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. (11, 12 слайды)

На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. (13 слайд)

Воспитатель. От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.

Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае (14 слайд).

В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «катеньки»(15 слайд)

На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи (16 слайд).

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вернуться в наше и поговорить о современных деньгах. (17 слайд)

Какими деньгами пользуются современные люди? (18 слайд)

-Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.

Воспитатель. А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? (18 слайд)

Давайте подойдем к столу и рассмотрим   деньги.

Дети рассматривают, трогают деньги.

Воспитатель. Монеты, какого достоинства здесь лежат? (ответы детей)

-Посмотрите на купюры. Самая старшая из них банкнота, достоинством 10 рублей.

Монетки можно не только рассматривать, с ними можно ещё и заниматься.

Воспитатель. Ребята, подумайте, как можно разменять монету достоинством 5 рублей мелкими монетами.

Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги?

Воспитатель. Давайте узнаем. Печатают деньги на фабрике Гознак (слайд). А монеты изготавливают на заводах.

Я предлагаю посмотреть мультфильм из серии Фикси-советы «Как делают деньги».

Просмотр мультфильма.

Воспитатель. Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все. Я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра «Что нельзя купить за деньги»

-книга

-конфеты

-ум

-машина

-планшет

-вежливость

-компьютер

-семья

-здоровье

-дружба

То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

Воспитатель. Ребята, а помните ли вы, как мы должны были помочь жителям Денежной страны. Правильно, мы должны были узнать и сообщить им об истории денег. Давайте ваш рассказ запишем на диктофон, и затем отправим им. Высказывания детей.

Воспитатель. Молодцы, вы очень подробно рассказали денежную историю. Наверное, жители страны будут довольны и из ваших рассказов составят свою собственную денежную историю.

 Воспитатель. Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось?

- Когда вы вернетесь домой, кому расскажете о сегодняшнем путешествии?