Рабочая программа кружка по сенсорному развитию_Занимательная сенсорика

Коротина Анастасия Андреевна

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы интеллекта малыша.

Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.  Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Цель программы:

повышение качества и эффективности образовательной работы в рамках образовательной области - познавательное развитие. Создание и развитие комплекса педагогических условий, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

 

Задачи обучения:

  1. Образовательная: формировать представления о сенсорных эталонах - учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные): круг, квадрат, треугольник; формировать понятие о величине, дать обобщённую характеристику размера: «большой - маленький»; учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку; учить обозначать различать понятия «один-много»; учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
  2. Развивающая: развивать психофизические качества: внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
  3. Воспитательная: воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, творчество, фантазию. Поддерживать познавательный интерес.
  4. Организация консультативной помощи родителям по вопросам познавательного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zanimatelnaya_sensorika.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»

ПРИНЯТА                                                                                                                         УТВЕРЖДЕНА

на заседании Педагогического совета                                                                                         приказом

протокол от «___»_____2022 г. №____            МБДОУ «Детский сад №40 комбинированного вида»

                                                                                                                        от «___»_____2022 г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Занимательная сенсорика»

для детей дошкольного возраста от 2 до 3 лет

Срок реализации программы

2022-2023 гг.

Автор программы:

воспитатель

Коротина Анастасия Андреевна

г.Гатчина, 2022 г.


Пояснительная записка

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы интеллекта малыша.

Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.  Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был организован кружок для детей младшего дошкольного возраста «Занимательная сенсорика».

Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов.

Основные  принципы  программы

•        Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

•        Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.

•        Принцип единства диагностики и коррекции.

•        Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

•        Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации

Направленность программы: интеллектуально-познавательное.

Цель программы:

повышение качества и эффективности образовательной работы в рамках образовательной области - познавательное развитие. Создание и развитие комплекса педагогических условий, направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи обучения:

  1. Образовательная: формировать представления о сенсорных эталонах - учить детей показывать и называть 4 основных цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный; учить показывать и называть простейшие геометрические формы (плоскостные): круг, квадрат, треугольник; формировать понятие о величине, дать обобщённую характеристику размера: «большой - маленький»; учить детей группировать разнородные и однородные предметы по одному (общему) признаку; учить обозначать различать понятия «один-много»; учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
  2. Развивающая: развивать психофизические качества: внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение)
  3. Воспитательная: воспитывать отзывчивость, желание помогать другим, самостоятельность, творчество, фантазию. Поддерживать познавательный интерес.
  4. Организация консультативной помощи родителям по вопросам познавательного развития детей.

Методы:

1. Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

2. Игровой метод (настольные дидактические игры).

3. Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.

4. Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

5. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).

Приемы:

1. В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

2. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

3. При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры

Средство сенсорного воспитания:

- дидактическая игра

Формы проведения занятий:

- Групповая

- Подгрупповая

Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 2 до 3 лет

Продолжительность реализации программы:

- 1 учебный год, 35 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, по 10-15 минут.

Условия для занятий в кружке:

- наличие дидактического и наглядного материала у педагога

Ожидаемый результат (к концу обучения дети могут):

1. Дети различают и называют основные цвета.

2. Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

4. Начинают на ощупь различать качество предметов и называть их.

5. Умение группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

6. Различать количество предметов (много - один, много - мало)

7. Различать предметы контрастной величины (большой - маленький)

8. Собирать предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца)

Отслеживание результативности рабочей программы:

- методика диагностики развития детей первых трех лет жизни (модификация карты нервно-психического развития детей Пантюхиной Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)


Перспективный план

Месяц

№ недели

Название дидактических игр

Программное содержание занятия

Сентябрь

1

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) посредством дидактического материала на начало года.

2

«Назови геометрическую фигуру»,

«Закрой окошко»,

«Подбери лопатку к ведерку»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы.

3

«Назови геометрическую фигуру по цвету»,

«Тучки и капельки»,

«Зонты и капли»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы.

4

«Назови геометрическую фигуру по величине»,

«Наряди матрешку»,

«Наряди кита»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником, их величинами. Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы.

5

«Хлев для поросят»,

«Подбери заплатки для тыквы»,

«Рыбы и аквариумы»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами разных цветов.

Октябрь

1

«Веселая стирка»,

«Разложи одежду по шкафчикам»,

«Поставь машину на парковку»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами разных цветов..

2

«Угости ежей яблоками и грибами»,

«Разноцветные медведи»,

«Арбузные дольки»

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине, форме.

Закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький.

3

«Подбери по форме мороженое»,

«Угости обезьянку»,

«Что везут грузовики?»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником разных цветов.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме и цвету.

4

«Волшебный поднос»,

«Подбери заплатки для медведей»,

«Угости белку»

Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме и цвету.

Ноябрь

1

«Поиграем с прищепками»,

«Подбери варежки»,

«Будка для собак»

Учить детей правильно брать и открывать прищепку.

Закреплять названия цветов и геометрических форм; развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, воображение, внимание. Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный.

2

«Разложи по ведеркам мячи и кубики»,

«Угости слона»,

«Угости льва»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме и цвету.

3

«Разложи по корзинам грибы, яблоки и груши»

«Повесь яблоки на дерево»,

«Угости птичек»

Закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький.

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме и цвету.

4

«Посади бабочку на цветок»

«Улей для пчел»,

«Разложи листья по корзинкам»

Формировать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении.

Обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета». Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами разных цветов.

Декабрь

1

«Сортировка фасоли»,

«Разложи одежду»,

«Разноцветные жемчужины»

Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

2

«Угости зайцев морковками»

«Подбери ключи к двери по величине»,

«Подбери курице яйца»

Закрепить умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький.

Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

3

«Наряди елочку»,

«Подбери ключи к двери по форме»,

«Самолет и пассажиры»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

4

«Что лежит в мешочке?»,

«Положи подарки под елки»,

«Подбери ключи к двери по цвету»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

5

«Спрячь мышку»,

«Подбери Деду Морозу санки и подарки»,

«Ракеты и планеты»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

Январь

2

«Рассортируй мячи»,

«Угости мышку»,

«Наряди пингвинов»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

3

«Помоги шоферу»,

«Веселые человечки»,

«Подбери зубам зубные щетки»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

4

«Самая длинная - самая короткая»,

«Наряди платья у девочек»,

«Наряди снеговиков»

Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

Февраль

1

«Самая широкая – самая узкая»,

«Угости пингвинов рыбой»,

«Поточи цветные карандаши»

Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

2

«Где один, а где много?»,

«Ножки и ладошки»,

«Подбери колеса к машине»

Закрепить знания о понятии «много – мало-один».

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

3

«Противоположности»,

«Цветы на полянах»,

«Разноцветные воздушные шары»

Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

4

«Найди место грибку»,

«Разноцветное мороженое»,

«Наряди лейки»

Учить соотносить предметы по цвету, закрепить умение группировать однородные объекты по цвету.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

Март

1

«Птичка в клетке»,

«Сапоги и зонтики»,

«Разноцветные покупки»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

2

«Где спрятались игрушки?»,

«Разложи матрешек»,

«Кто в домике живет»

Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут).

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

3

«Найди машине гараж»,

«Положи ягодки на пирожные»,

«Летучие мыши и домики»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

4

«Учимся пользоваться предлогами»,

«Подбери бантики к платьям»,

«Чашки и блюдца»

Развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут).

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

5

«Определи на ощупь – что в мешочке»,

«Почтальон и письма»,

«Поставь цветы в вазу»

Познакомить с объемными геометрическими формами – шар, кубик, кирпич, яйцо.

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

Апрель

1

«Накорми медведей малиной и конфетами»,

«Собери божьих коровок»,

Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький).

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

Развивать умение выделять параметры величины предметов.

2

«Разложи по цвету сердечки в банке»,

«Гонщики и машины»,

«Клетка для кролика»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

3

«Разложи по форме витамины в банке»,

«Угости козу»,

«Разноцветные мишки и домики»,

Учить сортировать по форме.

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

4

«Угости кота»,

«Поставь трактор в гараж»,

«Паутина для пауков»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

Май

1

«Пересыпание – переливание – перекладывание»,

«Посади божьих коровок на листочки»,

 «Разложи бабочек по банкам»

Развитие моторики рук, знакомство с вариантами перемещение веществ.

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

2

«Веселые гномики»,

«Лягушки и заплатки»,

«Посади стрекоз на грибы»,

«Пляжные шлепанцы»

Знакомство с цветами: жёлтый, красный, синий, зелёный и геометрическими формами  и умением их группировать.

Развивать навыки приема обследования предмета по форме, величине и цвету.

3

«Подбери заплатку для льва»,

«Угости собаку косточкой»,

«Мишка и мыльные пузыри»,

«Посади пчелу на цветок»

Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником.

Развивать навыки приема обследования формы – обведению пальцем контура формы.

4

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) посредством дидактического материала на конец года.


Работа с родителями: 

Форма

Тема

Мастер - класс

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в домашних условиях»

Консультации

- «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

- «Игровой уголок дома»

- «Игры для всестороннего развития детей раннего возраста»

- «Значение и развитие мелкой моторики»

Выставка с фотографиями детей  

«С интересом мы играем и сенсорику развиваем»

Папка-передвижка

«Игрушка в жизни ребенка: выбирай игрушку правильно!»

Анкетирование

«Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ»

Беседы

- «Дидактические игры с ребенком для сенсорного развития ребенка раннего возраста»

- «Игры по дороге в детский сад для всестороннего развития детей раннего возраста»

Взаимодействие с педагогами:

Форма

Тема

Мастер-класс

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» или «Игры своими руками»

Буклет

«Дидактические игры для детей 2-3 лет»

Консультация

«Сензитивный период сенсорного развития и восприятия предметов»

Использованная литература:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

2. Боброва Н.Г. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие.- Н. Боброва.- СПб (и др.).- Питер.- 2016.

3. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.

4. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

5. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторики рук.- // Дошкольное воспитание.-2014.-№8.-С 76-80.

6. Интернет - ресурсы: nsportal.ru, maam.ru,vospitateljam.ru, fizinstruktor.ru

7. Круглова Н.Б. Создание условий для сенсорного развития, как важнейшего звена в системе познавательной деятельности ребенка- дошкольника.// Современные дети, – какие они?: материалы Всероссийской научно – практической конференции 22-24 декабря 2012/.- Мурманск.- 2014.

8. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.

8. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.

10. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

11. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие/: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014.-128с.

12. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2009.


Приложение

Диагностика сенсорного развития детей

Имя Ф. ребенка

Знание основных цветов

Знание основных геометрических фигур

Распознавание величины

красный

желтый

синий

зеленый

квадрат

круг

треугольник

прямоугольник

большой

маленький