«Права ребенка» во второй младшей группе №9.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о проведении мероприятий по правовому воспитанию: «Права ребенка» во второй младшей группе №9.

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Скобова Н.Д.,

           воспитатель I кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

Саранск, 2021 г.

Ребенок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнение, многим взрослым это трудно понять и принять. Права детей, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

 Воспитатели вносят с первых лет жизни в сознании детей образ мира, дружбы, сотрудничество, терпимости, доброты, закладывая фундамент нового, миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего. В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. 

 19 ноября  в нашем дошкольном образовательном учреждении проходили мероприятия, посвящённые правовой защиты детей. Вся работа в МДОУ в рамках месячника правовой защиты детей строилась в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

Для достижения хороших результатов, во второй младшей группе, нами, воспитателями (Н.Д. Скобовой и Е.Е. Белоглазовой), по правам ребенка проведены следующие мероприятия: беседы, сюжетно-ролевые игры, инсценировки и театрализации, игры и упражнения на развития эмоциональной сферы.

Знакомя детей с понятием «Право», мы использовали карточки – «Права ребёнка в картинках». Весёлые и красочные картинки лучше воспринимаются и запоминаются детьми. Дети в игровой форме обогащают свой словарный запас и лучше запоминают свои права. С помощью словесных игр - «Давайте познакомимся», «Как растёт имя», «Как зовут маму и папу», «Назови по имени», сформировали у ребят представления об

имени, роли имени в жизни человека. Расширили представления о семейном благополучии и о защите прав ребёнка членами семьи. Каждый ребёнок имеет право на семью и любовь и защиту. Ребята закрепили свои права в сюжетно-ролевой игре «Дружная семья», и пальчиковой игре «Моя семья».

Проделана большая работа по правовому воспитанию детей. Дети стали   более эмоционально отзывчивы, дружелюбны, открыты в общение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последнее время проблема сохранения традиционной культуры народа считается одной из самых актуальных проблем социального формирования, так и в современных условиях она приобретает особое значение. По этой причине детям необходимо знать и изучать культуру своего родного края. 

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного и целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого детства. Известно, что ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются от ребёнка, зависит от окружающих его взрослых, от методов воспитания и духовного обогащения.

Воспитание ребёнка в духе патриотизма – это сложная задача, которую должны решать не только родители, но и окружающий социум, в т. ч. мы, воспитатели учреждений дошкольного  образования. Наша задача, как педагогов, воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции.

Важное средства воспитания детей дошкольного возраста - народное творчество. Мордовская художественная литература и фольклор,  произведения народных промыслов, народные игры, праздники несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребёнка.

Национальные игры мордвы имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение. Они тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями. В работе с детьми я использую их как на занятиях, так в свободной деятельности, а также на прогулках. 

Слайд

Игры  можно разделить на виды:

а) подвижные игры;

б) обрядовые игры

в) природные игры

г) трудовые 

д) с водящим

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К подвижным играм относятся игры, включающие в себя бег, прыжки ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки»«Ловишки»«Прятки»«Звонари»«Бубен»«В белочку», «Кудынеса»«В коршуна и цыпляток» и др.)

Обрядовые (календарные)- это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. Но некоторые игры сохранились:  «Ручеёк»«Гори, гори ясно»«Солнышко», «Кострома»«Овин»«Харчевня»«В карусель» и др.

Природные  игры  воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру. Русский и мордовский  народы  всегда очень нежно, трепетно относился к природе. Такое отношение нашло отражение в играх«Сорока»«У медведя во бору»«Заинька», «Паучок»«Ворон»«Олень»«В журавлей»«В ворону» и др.

Трудовые игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. «Горшок»«Каравай»«Баба сеяла горох»«Мельница»«В горшочки»«В платки»«Тканье полотна» и др.

Игры с водящим – игры, где один или несколько игроков выполняют роль водящего или выполняют какое-то действие, или ведут игру. («Звонари»«Отгадай, чей голосок»«Море волнуется»«Сижу на камушке»«В ключи»«В волков» «В шарагу- варагу»).

Игры – забавы  забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки»«Идёт коза рогатая»«По кочкам»«Баба сеяла горох»«Чики-чики сорока»«Сорока акша бока» и др.

В драматических (с элементами театрализованных действий) играх играющие стремятся передать в изображаемых героях - в людях, зверях, птицах – их характерные черты: манеру двигаться, разговаривать, используя разнообразную мимику, жесты, интонацию. К ним относятся следующие игры: «Заинька, выходи»«Волк-волчок», «Бабка Ёжка»«Идёт коза по лесу»«Дрёма»«В петушки»«Лесной батюшка»«В редьку» и др.

        Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 2 лет. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы: «Коза рогатая», «Ладушки и др., и некоторые игры спортивного характера, такие как: «Ловишки» и «Прятки». Во 2 младшей группе к ним добавляются игры природные: «Паучок»«Сорока» и др.; драматические: «Заинька»«Дрёма»

Слайд

        Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и стараюсь донести до них знакомство с культурой родного края через подвижные игры, как русские, так и мордовские, так и татарские.

Слайд

Мы играем с ними в следующие игры:

-  «У медведя во бору», «Гуси-лебеди»; «Нумолкинесэ» («В зайчиков»), «Верьгизнесэ» (В волков»), «Телькихамтавыклар» («Лисички и курочки»).

Слайд

        Свою  работу по приобретению детьми культурного наследия предков и формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста, я еще реализую  также через сказки народов разных национальностей.

        По жанру сказки бывают: бытовые, волшебные, о животных.

Сказки о животных  главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.

Примеры: «Лиса и медведь»«Как собака себе друга искала»«Пугливая мышь»«Благодарный медведь»«Петушок и кошечка».

Волшебные сказки самые интересные и самобытные. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить. В мордовских сказках самыми распространенными сказочными мифологическими героями являются: Вирява (злая хозяйка леса), Ведява (русалка, хозяйка воды), Варда (ведьма), Юртава (домовая, покровительница двора, хранительница хозяйства), Куйгорож (гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой) и другие. Примеры волшебных сказок: «Дуболго Пичай»«Звериное молоко»«Мальчик с пальчик«Вирява»«Ведява»«Варда» и другие.

 Бытовые сказки — в основе мордовских сказок лежат не только чудеса, но и действительность, народный повседневный быт. Из бытовых сказок мы узнаем как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Герои мордовских бытовых сказок - портные, охотники, хлебопашцы…. Они очень трудолюбивы, хорошо владеют своим ремеслом, занимаются охотой, бортничеством, разведением домашнего скота. Примеры бытовых народных мордовских сказок«Горячие сани»«Батрак Фока и поп»«Собачка Хвостик кренделем»«Пахарь, кузнец и плотник»«Быки провалились».

Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники. Цель этих праздников - доставить детям радость, всколыхнуть самые добрые чувства в их маленьких душах, научить детей доброжелательному отношению друг к другу, своим родным, людям пожилого возраста, и, самое главное, - воспитать достойного гражданина своей страны.

Слайд

С большим интересом ребята принимают участие в проведении народных праздников таких как: «Масленица»,  «Пасха» и др.  С успехом прошел праздник  « День национальной кухни», в ходе которого дети познакомились и имели возможность попробовать национальные блюда народов нашей республики. Мною были разработаны сценарии народных праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с русским, мордовским песенным фольклором, картотека хороводов и подвижных игр. Дети используют в свободной деятельности полученные навыки и умения.

За последние десятилетия было много утеряно и позабыто, люди стали стесняться своей национальности, и то, что сейчас началось возрождение, появился интерес к национальной культуре- это большой шаг в воспитании толерантности и духовности наших детей. Наша задача, как педагогов, воспитать настоящих патриотов, людей, которые будут не только любить свою Родину, но и знать ее историю, культуру, традиции. А также с уважением относится ко всем культурам в нашем многонациональном регионе.
Работа по приобщению детей к культуре народов Поволжья в дошкольном
 возрасте идет во многих детских садах, но тем не менее она остается важной и актуальной до сих пор. Культура любого народа - богатство, плодотворная почва для развития детей. И наша работа будет продолжаться в данном направлении.