Выступление на тему: «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему: «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Скобова Н.Д.,

           воспитатель I кв. категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск, 2021 г.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в  наш  мир,  получает  широкие  возможности  общения  с другими  людьми.  Основная задача  любого  ДОО  –  речевое  развитие дошкольников  по  Федеральному  государственному  образовательному стандарту  дошкольного  образования.  В стенах  детского  сада  происходит первоначальное  становление  коммуникативных  умений  ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а  также играет  огромную  роль  в  познании  окружающего  мира.  Речь  ребенка выполняет  три  функции  связи  его  с  внешним  миром:  коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется  грамматическая  структура  и  звуковая  сторона  речи, создаются  предпосылки  для  обогащения  словаря.  Таким  образом,  процесс развития  речи  ребенка  дошкольного  возраста  –  процесс  сложный  и многоплановый  и  для  успешной  его  реализации  необходима  совокупность всех  компонентов,  которые  влияют  на  качество  и  содержательную  сторону речи.  

Результаты  мониторингов  свидетельствуют  о  том,  что  в  последнее  время возросло  число  дошкольников,  имеющих  существенные  нарушения  в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и  пускают  процесс  развития  речи на  самотёк. Дома  ребёнок  проводит  мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со  своими  игрушками),  редко  слушает  рассказы  и  сказки  из  уст  мамы  с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи  – вообще редкость.  Вот  и  получается,  что  с  речью  ребёнка  к  моменту  поступления  в школу возникает множество проблем: 

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие  родители  полагаются  в  решении  проблемы  на  детский  сад,  однако практика  показывает,  что  двух  занятий  в  неделю  недостаточно  для формирования  речевых  умений  и  навыков,  развития  коммуникативных способностей. 

Разнообразить  речевую  практику  дошкольников  в  детском саду помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра  оказывает  большое  влияние  на  речевое  развитие  детей:  стимулирует речь  за  счёт  расширения  словарного  запаса,  совершенствует артикуляционный аппарат.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить  ребенка  играть,  брать  на  себя  роль  и  действовать,  вместе  с  тем помогая ему приобретать жизненный опыт  – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

 Театрализованная деятельность:

 • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

•улучшается  усвоение  содержания  произведения,  логика  и

последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

•способствует развитию элементов  речевого общения:  мимики,  жестов,

пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь.

Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Именно поэтому возникает идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи речевого развития как:

  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе.
  • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

При организации театрализованной деятельности нужно пользоваться общими методами руководства театрализованной игрой: прямыми способами  действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

В организации театрализованных игр широко используются  практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).

Особое внимание надо уделять творческим приёмам:

  • знаковая система обучения (схемы, алгоритмы);
  • моделирование;
  • ситуация «проживания»;
  • противоречий и доказательств;
  • ассоциаций;
  • просмотр видеофильмов;
  • слушание аудиозаписи;
  • словесное рисование;
  • проектов;
  • коллаж из сказок
  • музыкотерапии

Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп).

Опыт показывает, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Полученный при этом опыт они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или любое другое мероприятие.

Применяются для развития речи детей разнообразные виды театра.

Пальчиковый театр: это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик.

— Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы инсценировки для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом».

— Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

— Это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер.

 Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

  • способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • формирует пространственные представления;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Настольный театр:

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР — это макет с декорациями и небольшими фигурками, которые кто-либо передвигает в этом макете.

Такой театр обычно очень интересен детям с ярко выраженными наклонностями к моделированию и конструированию мелких предметов.

1.Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале - нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

2.Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами -персонажами какой-либо сказки.

3.Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей, поролона и др.

Фигурки всех объемов могут быть целостными, а также состоять из основной и дополнительных частей: плоскостная фигурка с движущимися конечностями, мягкая игрушка, сшитая из отдельных частей: и туловище, голова, руки, ноги (у животных -лапы).

Передвигаются фигурки в настольном театре по-разному с помощью только рук кукловода, с помощью проволочки, магнита.

  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • сопровождать движения пальцев речью;
  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр картинок и фланелеграф.

Один из замечательных способов занятий с ребенком, возможность развивать

его способности в различных направлениях.

ЭТОТ ВИД ТЕАТРА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: исполнение песен, потешек, стихов с одновременным выкладыванием фигурок на фланелеграфе в соответствии с сюжетом. Фигурки могут сменять друг друга или дополнять, в зависимости от описываемых действий. Дети слушают сказку, а перед их

глазами на экране возникают новые и новые иллюстрации.

Фланелеграф - оригинальная форма иллюстрированного рассказа.

  • развивают творческие способности;
  • содействуют эстетическому воспитанию;
  • развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр:

вязаная игрушка – чудо, которое можно сделать своими руками. Такая игрушка впитывает всю энергетику мастерицы и передает ее ребенку. Вязаные игрушки неповторимые и обычно у детей самые любимые.

Они имеют свои особенности:

1. Игрушка, изготовленная из экологически чистого сырья, не вызывает аллергических реакций.

2. Благодаря качественному наполнителю игрушку легко и приятно сжимать. В то же время она отлично держит форму, что способствует развитию мелкой моторики.

3. Поверхность вязаной игрушки имеет ребристую структуру, которая во время прикосновений малыша осуществляет легкий массаж его пальчиков. Таким образом, развивается тактильная чувствительность.

4. Разнообразная цветовая гамма игрушек подобранна тщательным образом, неброская и гармоничная, без «ядовитых» расцветок способствует формированию эстетического восприятия ребенка.

5. Игрушка очень пластична, подходит для широкого спектра игр детей разных возрастных категорий (ее можно ставить, сажать в разные положения, для нее можно изготавливать разнообразные одежки и прочее).

  • развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
  • формирует творческие способности, артистизм;
  • обогащает пассивный и активный словарь.

Театр на перчатке:

популярный вид театрализованной игрушки, которая надевается на руку.

Основой игрушки является перчатка. Самым популярным представителем такой игрушки является Петрушка – скоморох и шутник.

  • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Игра-драматизация обеспечивает:

  • целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
  • способствует самопознанию и самовыражению личности;
  • создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

В процессе организации театрализованной деятельности четко необходимо соблюдать требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Соответствие содержания возрасту и опыту детей.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует выработке привычки к выразительной публичной речи, которую  можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи,  а так же выступления перед большой аудиторией.

Для развития выразительности речи детей необходимо использовать артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также важно  включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма можно использовать игровые упражнения В. В. Емельянова. Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками можно использовать речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

Работу по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности нужно проводить в тесном сотрудничестве с родителями.

С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, используются различные формы взаимодействия:

• Родительские собрания

•Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

•Консультации: «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить» «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

• Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий.

• Совместная проектная деятельность.

• Участие в выставках.

• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

Театрализованная деятельность способствует развитию творческой, гармоничной личности, восприятия, эмоциональной сферы ребенка и, что важно, речевого развития. Ведь театрализованная игра:

  • Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
  • Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
  • Совершенствуется  артикуляционный аппарат;
  • Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка, его речи и творческого потенциала.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Каждый ребенок талантлив изначально, театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию речи средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, что коммуникативные навыки, полученные в театрализованной деятельности дети, смогли использовать в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет: учеб. пособие. - М.: Вако,2007.

2.Доронова Т.Н. Играем в театр. - М.: Просвещение, 2004.

3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника.-СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

5.  Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

8. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в  наш  мир,  получает  широкие  возможности  общения  с другими  людьми.  Основная задача  любого  ДОО  –  речевое  развитие дошкольников  по  Федеральному  государственному  образовательному стандарту  дошкольного  образования.  В стенах  детского  сада  происходит первоначальное  становление  коммуникативных  умений  ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а  также играет  огромную  роль  в  познании  окружающего  мира.  Речь  ребенка выполняет  три  функции  связи  его  с  внешним  миром:  коммуникативную, познавательную, регулирующую. Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется  грамматическая  структура  и  звуковая  сторона  речи, создаются  предпосылки  для  обогащения  словаря.  Таким  образом,  процесс развития  речи  ребенка  дошкольного  возраста  –  процесс  сложный  и многоплановый  и  для  успешной  его  реализации  необходима  совокупность всех  компонентов,  которые  влияют  на  качество  и  содержательную  сторону речи.  

Результаты  мониторингов  свидетельствуют  о  том,  что  в  последнее  время возросло  число  дошкольников,  имеющих  существенные  нарушения  в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и  пускают  процесс  развития  речи на  самотёк. Дома  ребёнок  проводит  мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со  своими  игрушками),  редко  слушает  рассказы  и  сказки  из  уст  мамы  с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи  – вообще редкость.  Вот  и  получается,  что  с  речью  ребёнка  к  моменту  поступления  в школу возникает множество проблем:  

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие  родители  полагаются  в  решении  проблемы  на  детский  сад,  однако практика  показывает,  что  двух  занятий  в  неделю  недостаточно  для формирования  речевых  умений  и  навыков,  развития  коммуникативных способностей.  

Разнообразить  речевую  практику  дошкольников  в  детском саду помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра  оказывает  большое  влияние  на  речевое  развитие  детей:  стимулирует речь  за  счёт  расширения  словарного  запаса,  совершенствует артикуляционный аппарат.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить  ребенка  играть,  брать  на  себя  роль  и  действовать,  вместе  с  тем помогая ему приобретать жизненный опыт  – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

 Театрализованная деятельность:

 • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

•улучшается  усвоение  содержания  произведения,  логика  и

последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

•способствует развитию элементов  речевого общения:  мимики,  жестов,

пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь.

Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Именно поэтому возникает идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи речевого развития как:

  • Обогащать и активизировать словарь детей.
  • Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе.
  • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

При организации театрализованной деятельности нужно пользоваться общими методами руководства театрализованной игрой: прямыми способами  действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

В организации театрализованных игр широко используются  практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).

Особое внимание надо уделять творческим приёмам:

  • знаковая система обучения (схемы, алгоритмы);
  • моделирование;
  • ситуация «проживания»;
  • противоречий и доказательств;
  • ассоциаций;
  • просмотр видеофильмов;
  • слушание аудиозаписи;
  • словесное рисование;
  • проектов;
  • коллаж из сказок
  • музыкотерапии

Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп).

Опыт показывает, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Полученный при этом опыт они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или любое другое мероприятие.

Применяются для развития речи детей разнообразные виды театра.

Пальчиковый театр: это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик.

— Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы инсценировки для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом».

— Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

— Это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер.

 Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

  • способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • формирует пространственные представления;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Настольный театр:

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР — это макет с декорациями и небольшими фигурками, которые кто-либо передвигает в этом макете.

Такой театр обычно очень интересен детям с ярко выраженными наклонностями к моделированию и конструированию мелких предметов.

1.Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале - нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.

2.Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами -персонажами какой-либо сказки.

3.Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей, поролона и др.

Фигурки всех объемов могут быть целостными, а также состоять из основной и дополнительных частей: плоскостная фигурка с движущимися конечностями, мягкая игрушка, сшитая из отдельных частей: и туловище, голова, руки, ноги (у животных -лапы).

Передвигаются фигурки в настольном театре по-разному с помощью только рук кукловода, с помощью проволочки, магнита.

  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • сопровождать движения пальцев речью;
  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр картинок и фланелеграф.

Один из замечательных способов занятий с ребенком, возможность развивать

его способности в различных направлениях.

ЭТОТ ВИД ТЕАТРА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: исполнение песен, потешек, стихов с одновременным выкладыванием фигурок на фланелеграфе в соответствии с сюжетом. Фигурки могут сменять друг друга или дополнять, в зависимости от описываемых действий. Дети слушают сказку, а перед их

глазами на экране возникают новые и новые иллюстрации.

Фланелеграф - оригинальная форма иллюстрированного рассказа.

  • развивают творческие способности;
  • содействуют эстетическому воспитанию;
  • развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр:

вязаная игрушка – чудо, которое можно сделать своими руками. Такая игрушка впитывает всю энергетику мастерицы и передает ее ребенку. Вязаные игрушки неповторимые и обычно у детей самые любимые.

Они имеют свои особенности:

1. Игрушка, изготовленная из экологически чистого сырья, не вызывает аллергических реакций.

2. Благодаря качественному наполнителю игрушку легко и приятно сжимать. В то же время она отлично держит форму, что способствует развитию мелкой моторики.

3. Поверхность вязаной игрушки имеет ребристую структуру, которая во время прикосновений малыша осуществляет легкий массаж его пальчиков. Таким образом, развивается тактильная чувствительность.

4. Разнообразная цветовая гамма игрушек подобранна тщательным образом, неброская и гармоничная, без «ядовитых» расцветок способствует формированию эстетического восприятия ребенка.

5. Игрушка очень пластична, подходит для широкого спектра игр детей разных возрастных категорий (ее можно ставить, сажать в разные положения, для нее можно изготавливать разнообразные одежки и прочее).

  • развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
  • формирует творческие способности, артистизм;
  • обогащает пассивный и активный словарь.

Театр на перчатке:

популярный вид театрализованной игрушки, которая надевается на руку.

Основой игрушки является перчатка. Самым популярным представителем такой игрушки является Петрушка – скоморох и шутник.

  • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Игра-драматизация обеспечивает:

  • целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
  • способствует самопознанию и самовыражению личности;
  • создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

В процессе организации театрализованной деятельности четко необходимо соблюдать требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Соответствие содержания возрасту и опыту детей.
  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует выработке привычки к выразительной публичной речи, которую  можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи,  а так же выступления перед большой аудиторией.

Для развития выразительности речи детей необходимо использовать артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также важно  включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма можно использовать игровые упражнения В. В. Емельянова. Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками можно использовать речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

Работу по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности нужно проводить в тесном сотрудничестве с родителями.

С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, используются различные формы взаимодействия:

• Родительские собрания

•Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

•Консультации: «Чистоговорки, помогают нам красиво говорить» «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

• Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий.

• Совместная проектная деятельность.

• Участие в выставках.

• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

Театрализованная деятельность способствует развитию творческой, гармоничной личности, восприятия, эмоциональной сферы ребенка и, что важно, речевого развития. Ведь театрализованная игра:

  • Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
  • Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
  • Совершенствуется  артикуляционный аппарат;
  • Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка, его речи и творческого потенциала.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Каждый ребенок талантлив изначально, театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию речи средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, что коммуникативные навыки, полученные в театрализованной деятельности дети, смогли использовать в повседневной жизни.

Литература:

1.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет: учеб. пособие. - М.: Вако,2007.

2.Доронова Т.Н. Играем в театр. - М.: Просвещение, 2004.

3. Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольника.-СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

5.  Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.

8. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Выступление на тему: «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Подготовила: Скобова Н.Д.,

         воспитатель I кв. категории

Саранск, 2021 г.