Педагогика начального образования

Смаракова Елена Александровна

Данная работа содержит материалы для практических работ по дисциплине "Педагогика начального образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_nachalnogo_obrazovaniya.docx54.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технология воспитания

К вопросу № 1. Практическое задание 4. Заполните таблицу

Этапы контактного взаимодействия

с трудным ребенком

Цель и содержание деятельности педагога

  1.  Расположение

к общению

Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости.

  1. Поиск общего интереса

Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностнозначимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам.

  1. Выяснение

предполагаемых положительных качеств

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам.

Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя

  1. Выяснение предполагаемых опасных качеств

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения.

Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах.

  1. Адаптивное поведение партнеров

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы п качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого.

  1. Установление оптимальных отношений

Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов п самоизменению.

К вопросу № 2. Практическое задание 5. Заполните таблицу

Приемы создания ситуации успеха

Речевые фразы

Свой пример

Доброжелательность

расположенность, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату, мягкие интонации, мелодичность речи, корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогают ребенку справиться с поставленной перед ним задачей

« Доброе утро! Сегодня у нас контрольная работа, я думаю, что вы без труда с ней справитесь. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи».

Снятие страха перед деятельностью

“Для тебя это просто, но если не получится…”, “Мы все пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…”, “ Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…”, “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения…”.

« Не страшно ошибиться и исправить ошибку, страшно ошибиться и не исправить её».

« Для вас это не трудно, но если не получится, то мы найдем путь решения этой проблемы вместе».

“скрытая инструкция”

“Ты помнишь, конечно, что лучше начать с ...”, или “Обычно удобнее приступать с ..” или же “Здесь, вероятно, главное…”.

«В этом задании тебе поможет твои знания в области…».

«Вы не забыли, конечно же, что стоит начать с…».

Авансирование личности

“ При твоих способностях…”, “Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как следует преодолевать трудности, поэтому…”, “Ты наверняка справишься, потому что…” (далее называется достоинство ученика – память, внимание, быстрота реакции, рассудительность либо, в зависимости от конкретных качеств, достоинства физического плана – сила, рост, ловкость и т.п.).

« При всем твоем желании, ты конечно же найдешь достойный выход из сложившейся ситуации».

« Конечно же ты справишься с поручением, ты у нас самый коммуникабельный.»

Внесение мотива

“Нам это так нужно…”, “От тебя зависит успех всей нашей работы…” , “Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…”

«Ты должен хорошо подготовиться к олимпиаде, ты представляешь на ней весь наш класс».

Операции на “Другого”

“Успех каждого из нас зависит и от того, какие условия для работы во время контрольной мы создадим друг другу”;

“Научившись правильно и красиво писать элементы букв, мы сможем красиво и разборчиво писать слова, из которых будут слагаться наши послания родным и близким”.

«Изготовив правильно поделку, вы сможете подарить её маме или бабушке».

Персональная исключительность

“Только ты и мог бы…”, “Ни к кому кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…”, “Только тебе я и могу доверить…”, “Только зная твою добрую душу, я и могу попросить тебя…”, “Только ты такой сильный и высокий сможешь…”

“ Именно на ваш класс я возлагаю особую надежду и уверен, что с контрольной справятся все без исключения”;

-“Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!”

«Только ты такая внимательная и сообразительная сможешь решить данную задачу».

« Я доверяю только вам, ребята, уверенна, вы меня не подведете».

Педагогическое внушение

“Начинай же…”

“Нам уже не терпится…”, “Так хочется поскорее увидеть”

“Не будем терять время – приступаем к работе”

“Я вижу, что не только мне, но и вам уже не терпится опробовать свои силы, Начинаем”

«Приступай же …»

«Нам не терпится услышать, как ты выучил стихотворение».

Детальная оценка

“Особенно тебе удалось…”, “Мне понравился именно этот момент”, “Поражает такой фрагмент”, “Наивысшей похвалы того, что ты сделал, заслуживает

«Особого внимания заслуживает творческая работы Ирины».

«Меня  вдохновил твой ответ».

К вопросу № 3. Практическое задание 6. заполните таблицу

Приемы создания ситуации неуспеха

Речевые фразы

Свой пример

Оценка детали деятельности, реализуемая педагогом, должна  включать в себя сопоставление того, что удалось и что не удалось ребенку, как это у него получалось раньше и теперь, а также экстраполирование на будущее.

Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось….», «Вероятно, ты и сам расстроен потому, что….», «Прежде тебе удавалось  легко справиться с подобными заданиями, а сегодня…», «При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают…»

«Ты раньше всегда справлялся с заданиями любой сложности, а сегодня…»,

«Если ты не перестанешь упрямица, то тебя ожидают плохие результаты»

Акцентирование трудностей в отличие от снятия страха, направляет внимание ученика на сложные моменты деятельности, заставляет его собраться, настроиться на серьезную работу.

«Это не так просто как может показаться на первый взгляд, поэтому…», «Предстоит сложная работа….», «Наиболее сложным здесь является…».

«Перед нами стоит важная задача, поэтому мы должны приложить максимум усилий».

При создании ситуации неуспеха авансирование успешной деятельности ребенка заменяется ограничением его права на ее совершение. Реализуя эту операцию, педагог обозначает время, в течение которого действует его вето, либо называет виды деятельности, на которые она распространяется.

«Теперь я не могу вам доверить…», «Жаль, но мне придется попросить кого-то другого…», «Боюсь, что в ближайшее время едва ли удастся справиться…», «Я не совсем уверена, что именно вы сумеете…» и т. п.

«Я не могу  положиться на вас как раньше».

«Меня огорчает, что вы не выполнили возложенные на вас обязательства».

Свое нежелание помогать воспитаннику педагог может сопровождать аргументацией принимаемого им решения и, кроме обозначения причин такой своей позиции, он также может оговорить условия, при которых помощь будет возобновлена.

«Теперь я не буду вам помогать…», «До тех пор, пока…, вы можете не рассчитывать на мою помощь…» и т. п.

«Впредь я не буду за вас заступаться, так как вы…»

Мотивационное усиление

«Ты думал всех удивить…», «Ты думал, что лучше всех…», «Ты считал, что это легко, и поэтому…» Заканчивается же каждая из этих фраз констатацией определенного  результата и проявившимся отношением.

«Вы думаете, что вы самые умные и не контролируя свои действия, наделали большое количество ошибок»

Сопоставление с ожидаемым

В этом случае педагог, выражая свое сожаление по поводу полученного результата, апеллирует к достоинствам (личностным, интеллектуальным, коммуникативным, физическим  и  т.д.) и создает такую психологическую атмосферу, в которой у детей появляется желание восстановить свою репутацию, исправить выявленные недочеты, с большей  ответственностью и старанием выполнить задание. Звучит это примерно таким образом: «И это класс, который считается лучшим…», «Я думала, что при ваших способностях…», «Я надеялся, что вы, обладающие таким чувством ответственности…» и т. п.

«Я вам всегда доверяла, ведь вы для меня были самыми отзывчивыми»

К вопросу № 4. Практическое задание 7.  

Правила (принципы) педагогической поддержки.

  • необходимо опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
  • в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
  • педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть добрым;
  • педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
  • поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты их реализации, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
  • защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
  • и классе, школе, группе и других объединениях учащихся педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей,
  • воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;
  • школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко учитывать и использовать реальные факторы социума;
  • педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
  • необходимо обеспечить взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
  • работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
  • осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться информацией только об индивидуальных качествах;
  • на основе взаимодействия с учеником педагог должен, вести поиск способов коррекции его поведения;
  • совокупность воспитательных средств, используемых: педагогами, должна определяться с учетом постоянного отслеживания эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка.
  • проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
  • ребенок не всегда должен легко добиваться успеха и своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
  • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
  • школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
  • педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
  • общая цель школы — цель каждого педагога и ученика; необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;
  • каждый в коллективе должен быть творцом отношений новых дел;
  • равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.

Механизм педагогической поддержки ребенка в процессе воспитания: пять этапов и их характеристики.

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемное, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

К вопросу № 5. Практическое задание 8. Заполните таблицу

Название стратегии педагогической поддержки

Характеристика данной стратегии ПП

В каком случае применяется эта стратегия ПП

Стратегия «Защиты»

Задача педагога, использующего эту стратегию - обеспечить такое пространство для взаимодействия с ребёнком где отсутствует угроза его достоинству, где нивелированы внешние обстоятельства блокирующие свободное проявление его активности. Только при условии, что ребёнок может быть свободен в своих проявлениях и не будет при этом тут же осужден и наказан или его действия не будут тут же пресечены, можно обеспечивать педагогическую поддержку ребёнка, используя другие стратегии.

-Запреты и угрозы со стороны тех, кто объективно более силен - взрослые, старшие дети, сверстники в лидирующей позиции. При этом эти запреты и угрозы носят агрессивный характер и направлены адресно в отношении конкретного ребёнка, делают его аутсайдером, изгоем, вечно виноватым.

-Требования со стороны сильных направленные на саморазрушение, слом воли ребёнка, тотальный запрет быть самим собой.

-Угроза жизни и здоровью ребёнка.

-Препятствия непреодолимые для ребёнка и находящиеся за пределами зоны его ближайшего развития.

       Защита необходима тогда, когда в результате чьих-то действий ребёнок становится «жертвой обстоятельств». В этом случае ребёнок находится в ситуации, когда его активность или блокирована извне, или заранее кем-то оценивается как неуспешная.

Стратегия «Помощи»

Ребёнок многое может сделать сам и быть при этом успешным, если будет активен в реализации своих намерений, нужно помочь ему убедиться в этом. Суметь разблокировать собственную активность ребёнка, привыкшего ориентироваться на авторитет, потерявшего веру в себя и самоуважение, страшащегося неудачи, задача не из легких, она требует терпения и мастерства педагога. Но дальнейшее взаимодействие в логике педподдержки состоится, только если ребёнок сам предпринимает активные действия для достижения своих целей.

Переживание ребенком безвыходности ситуации.

 Ощущение ребенком «страха» перед предстоящей  работой.

Стратегия «Содействия»

Ребёнок всегда имеет объективную возможность выбирать и может стать субъектом выбора. Развитие способности совершать выбор, содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации - вот те задачи, которые ставит перед собой педагог, следуя этой стратегии педподдержки.

Педагог содействует ребёнку в преодолении страха перед неизвестным. Он целенаправленно создаёт условия для развития способностей ребёнка совершать выбор, содействует расширению его субъектного опыта.

Единственное и непременное требование, которое педагог удерживает по отношению к ребёнку в тактике содействия: «Ты всегда можешь совершить выбор - попробуй проверить себя!». Нередко у ребёнка возникают ситуации, когда он может разрешить проблему, но не делает этого

Стратегия «Взаимодействия»

Договор - это испытание свободой и ответственностью. Ребёнок может быть подготовлен к выстраиванию договорных отношений с другими людьми, он способен соблюдать договоренности, передоговариваться, нести ответственность за свои действия в рамках договора. Педагог через процедуры, связанные с договором, создает условия овладения ребёнком логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности. В этом и проявляется его «свободоспособность» - качество, которое О.С.Газман называл ключевым в построении себя как автора и хозяина своей судьбы.

Педагог через различные формы договора учит ребёнка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются. Сам показывает ребёнку, как эта страховка делается. Затем, если увидит, что ребёнок вознамерился идти без страховки, обязательно будет принимать меры по восстановлению необходимого уровня безопасности.

К вопросу № 6. Практическое задание 9. Заполните таблицу характеристики трех профессиональных операций поло-ролевой дифференциации воздействия педагога

Название операции

Сущность операции

Свой пример

Номинация

Произвести номинацию означает выделить присутствие в группе представителей разного пола, отметить потенциальное различие в их поло-ролевом поведении, спроецировать вероятностную разницу в поведении «здесь и сейчас» мальчиков и девочек.

  Это делается путем дифференцированного обращения к присутствующим мальчикам и девочкам, или простой констатацией присутствия в группе мальчиков и девочек, юношей и девушек, юных дам и мужчин, а также через высказывание предположительного поведения тех и других в ходе совместной деятельности. Номинация обладает очень сильным влиянием, потому что именно она способствует половой идентификации как начального психологического процесса

Проходя по школьному коридору, я увидела группу девочек, которые стараясь привлечь внимание мальчиков, громко (несколько вульгарно на мой взгляд смеялись) и употребляли в речи не очень «красивые»  слова. Я остановилась и сказала: «Девочки, вы же леди. А настоящие леди в присутствии мужчин ведут себя достойно!» На следующий день я заметила, что девочки стали вести себя потише.

Инициирование

Произвести инициирование означает предъявить образ поло-ролевого поведения, традиционно утвердившийся в жизни современного культурного слоя общества. Художественный образ (живопись, танец, драма, скульптура, музыка, пение) много содействуют формированию образа мужчины и образа дамы у детей. Они часто подражают пленившему их образу. Если педагог помнит о склонности детей к подражанию, он целенаправленно предлагает материал для восприятия.

Непосредственное мужское и женское поведение, окружающее детей, служит для них образцом. Но только при правильно расставленном педагогическом акценте.

Например, я заметила, что почти все ученицы сидят сгорбившись, я сказала: «Девочки, дамы обязаны быть красивыми. Они всегда держат спину прямо - это первый и самый простой способ быть красивой». После моих слов ученицы выпрямились... Я заметила, что с тех пор они  стараются держать осанку.

Организация

Организовать поло-ролевое поведение детей в его соответствии культурным нормам жизни — это помочь детям обрести первый опыт поло-ролевого поведения, произвести действия, адекватные социальной роли женщины и мужчины. Просьба, деловое распоряжение, возложение полномочий, а также мини-упражнения, включенные в реальность школьных действительности, — вот простой перечень организации «мужского» и «женского» варианта поведения детей в повседневной жизни.

Уроки закончились, и ученики стали поспешно собираться домой. Когда я просила поднять стулья, никто не откликнулся, все складывали в сумки свои книги. Тогда я сказала: «Мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, так как тяжелую работу обычно выполняют мужчины».  Картина сразу изменилась: девочки отошли к дверям, но не уходили. Мальчики принялись за дело.

К вопросу № 7. практическое задание 10. Заполните таблицу

Мягкие методы коррекции поведения детей

Сущность метода

Свой пример

Прием скрытой педагогической оценки.

Позволяет снимать сопротивление ребенка воспитательному влиянию, сохраняют его субъектность и развивают самостоятельность в принятии решений и выборе правильной линии поведения. «Я - сообщение» - это сообщение педагога о своих чувствах, своих переживаниях, своем состоянии в момент совершения ребенком какого либо поступка или действия. Для этой операции используются фразы: Я всегда… Я так… Мне так… Меня так…. «Ты - сообщение» - это сообщение педагога о вероятном состоянии ребенка в ситуации совершения какого - либо поступка или действия. Педагог предполагает, как чувствует себя ребенок, что он переживает, в каком состоянии находится, совершая тот или иной поступок. В этой операции используются фразы: Ты, наверное,… Конечно ты…, Ты просто… Вероятно ты… «Сочетание отрицательной оценки с позитивным» - педагог противопоставляет достоинства ребенка совершенному им поступку или проявляемому отрицательному качеству.

Ученик забыл выполнить домашнее задание. Учитель: «Как же ты забыл о домашнем задании? Я считала тебя ответственным человеком».

Подавление - метод очень ограниченного применения, только в ситуациях, когда необходимо срочно пресечь, прекратить, остановить действия ребенка.

Метод применяется только в ситуациях, когда действия ребенка наносят ущерб, несут угрозу жизни или здоровью. Например, если один ученик повалил и «оседлал» другого, пытается ударить его, уместно использовать подавление: «Прекрати немедленно!». Предполагается, что ребенок сам понимает, к кому обратился учитель и что следует прекратить. Однако затем этот метод следует дополнять разъяснением, обсуждением, скрытой оценкой или другими методами, развивающими позитивное мышление детей.

После звонка на урок учащиеся бегут сломя голову в класс, распихивают друг друга, толкаются. Стоит невообразимый шум. Учитель «Хватит шуметь и толкаться! Вы же можете причинить друг другу боль!»

Позитивное объяснение

Это интерпретация события или ситуации с позиции позитивного восприятия ее педагогом, проявление позитивного мышления, поиск позитивных мотивов поступка ребенка. Позитивная реакция на осложненное поведение предполагает: во-первых, не удивляться осложненному поведению, расценивать его как одно из явлений жизни, встречающееся, к сожалению, на земле («Я не раз с этим встречался…», «Жаль, но такое приходится наблюдать иногда…»); во-вторых, выразить ребенку понимание того, что с ним происходит, проявить эмпатию («Наверное, на вашем месте многие бы поступили так…», «Кое - кто тоже не справлялся с собой в такой ситуации…»); в-третьих, обрисовать предметный и социальный результат произведенного, чтобы помочь ребенку осмыслить происходящее («Теперь здесь…стало грязно…не удастся хорошо отдохнуть…а главное - взаимоотношения нарушены…»); в-четвертых, представить другой образец поведения, достойный вариант поведения ребенка в подобной ситуации («Мне казалось, что в таких обстоятельствах…», «Наверное, лучше бы было…»); в-пятых, обращение к самосознанию, пробудить размышление ребенка над ситуацией («Что вы думаете по этому поводу…»); в-шестых, защита от оскорблений со стороны и попытка оправдать случившееся серьезными причинами («В вашем возрасте такое…», «Такое с возрастом проходит, если…»); в-седьмых, рождение педагогического решения у самого педагога, ведущего логическую цепь воздействий и анализирующего каждый ответный шаг воспитанника («Раз так, то, конечно, надо…»)

После ссоры двое учащихся постоянно поддевают друг друга. Учитель: « Жаль, что вы еще не помирились, мне кажется, что пришло время забыть взаимные обиды».

К вопросу № 8. практическое задание 11.

Приведите свои примеры педагогических ситуаций, в которых проявляются различные тактические профессиональные позиции  педагога (12 примеров).

Можно оформить задание в виде таблицы:

Тактические позиции педагога

Пример педагогической ситуации

  1. Кинетическая позиция характеризует местонахождение педагога в различные моменты совместного движения со своими воспитанниками. Здесь педагог может находиться "впереди", "сзади" или "вместе" с учениками.

Например, когда классный руководитель ведет свой класс на экскурсию в музей, то в начале пути, а также на самых ответственных участках (при переходе дороги) он находится "впереди". Руководитель ведет школьников, задавая им направление, темп, показывая личный пример в заинтересованности музейными экспонатами. В ходе экскурсии учитель может выдвинуть на роль экскурсовода кого- то из уз сильных учеников. Заняв позицию "сзади", педагог получает возможность понаблюдать, как ведут себя остальные учащиеся. Вернувшись в школу после экскурсии учитель занимает позицию «вместе», наравне с учащимися делится впечатлениями, вступает в обсуждение, высказывает свое мнение

  1. Уровневая позиция  характеризует соподчиненность в отношениях с детьми, расположенность участников общей деятельности по «вертикали».

- положение «сверху»: «Никогда так не поступайте, всегда помните эти слова…»

- положение «снизу»:  «Я не могу разобраться в этом способе сгибания оригами и прошу вашей помощи».

- положение «наравне»:  «Мы с вами вместе справимся с  предстоящей работой, Вместе – мы сила».

  1. Дистанционная позиция – отражает духовное и физическое расстояние  между  субъектами взаимодействия, избранным одним из них или обоими.

- дистанция «далеко»: «Меня не интересуют ваши взаимоотношения, но если вы не можете в них разобраться, то , возможно, вам поможет совет взрослого человека, например, мой».

- дистанция «близко»: « Я думаю, что такое поведение огорчит ваших родителей, они верят вам, доверяют, так же как и я».

- положение «рядом»: «»Ты молодец, отлично справился с заданием и я прошу тебя быть моим помощником- помоги мне проверить работу остальных ребят».

  1. Эмпатийная позиция-  эмоциональное расположение по отношению к воспитаннику, предполагающее разной степени сопереживание, сочувствие миру  эмоций воспитанника, детей.

- позиция «вне»: «Девочка в классе часто старается привлечь внимание учителя на уроке тем, что начинает плакать, педагог старается не замечать слез ученицы и ведет урок. Постепенно ребенок понимает, что на неё не обращают внимания и успокаивается».

- позиция «со»: « Мне очень знакомо то, что вы сейчас переживаете…».

- позиция «в»:  «Это здорово! Вы без особых усилий победили в соревнованиях! Я очень рада!!!».

Технология обучения

К вопросу 1и2.  Практическое задание № 16. Укажите основные идеи технологии полного усвоения знаний. Опишите особенности работы учителя с детьми, достигшими и не достигшими полного усвоения знаний на уроке.

 Основные идеи технологии полного усвоения знаний:

  • класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов, но не большей его части, а всем учащимся;
  • каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;
  • отметка каждого ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а заранее определенным эталоном. Здесь нужно указать эталон высшей (отличной) отметки;
  • каждый ученик; достигший этого эталона, получит отметку «отлично»;
  • число отличных отметок не ограничивается. Соответственно взаимопомощь не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все ученики класса помогают друг другу, все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки;
  • каждый ученик получит любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;
  • на протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением; результаты этих проверок не оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;
  • в случае затруднений при выполнении текущих проверочных работ каждому ученику сразу же будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки;
  • эти возможности выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.

Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная черта всей системы — направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.

После выполнения проверочной работы (срез щнаний, контрольная работа и т.п.) ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам либо просто могут быть свободны - до начала изучения следующей учебной единицы. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется вспомогательная (коррективная) учебная деятельность. Для этого вначале выявляются имеющиеся пробелы в знаниях и умениях. По той части учебного материала, которая должным образом не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причем способ изложения изменяется, - например, с предъявлением материала посредством таких наглядных пособий или ТСО, которые не применялись при его первом изложении, с привлечением дополнительных видов учебных действий детей и т.д. При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили данный раздел (учебную единицу).

 Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом), после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили содержание предыдущей учебной единицы. Что касается оценочных суждений (не выставление отметок), то все формулировки результатов промежуточного (диагностического) контроля относятся к типу: «усвоил» - «не усвоил» («зачет» - «незачет»). Однако это не означает, что высказывания учителя будут сводиться именно к такого рода лапидарным и сухим оценкам. Оценочные суждения обычно носят содержательный характер и поддерживают, подбадривают ученика.

После проверки контрольных работ учитель готовит для каждого ученика обзорную информацию, которая конкретизирует данные итоговой проверки, привязывая их к разделам курса (учебным единицам). Для такой конкретизации применяется уже составленная учителем таблица спецификации целей по всему курсу; крестики, отмечающие запланированные цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями того результата, который достигнут учеником по отношению к этим целям, - например: «у» - полное усвоение, «н/у» - неполное усвоение.

Такие данные дают ученику возможность самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса (при необходимости), так и в входе дальнейшего обучения.