Кризис, вызванный чувством вины, ситуационной, невротической и экзистенциальной. Общее и различия в консультировании.

Лазарева Ольга Геннадьевна

 

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. <?xml:namespace prefix = o /??>

Я еще не встречал человека, который, зная о своих

ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

Конфуций

 

В работе рассматривается структура, происхождение, механизм вины.

Работа с переживанием вины. Общее и различия в консультировании.

Стратегия консультирования «Для тех, кто винит себя в происхождении своих проблем».

 

Эмоции – это «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания  с м ы с л а  жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Хотя многие исследователи считают, что чувство вины помогает осознать свою личную ответственность за свои поступки и их результаты,  свое поведение в позитивном направлении, но бывает и наоборот, мешает менять свое поведение, успешно решать свои жизненные проблемы, я придерживаюсь иной точки зрения. Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины. Признавая реальность вины как эмоциональной реакции, я считаю, что более продуктивной была бы ее замена  адекватной реакцией.

Работа с переживание вины строится на осознании ее структуры и проработке механизма возникновени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методика консультирования.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР С ПРИЮТОМ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Кризис, вызванный чувством вины, ситуационной, невротической и экзистенциальной. Общее и различия в консультировании.

Методика консультирования «Для тех, кто винит себя в происхождении своих проблем»

ВЫПОЛНИЛА

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПРИЮТА

ЛАЗАРЕВА О.Г.

САРАТОВ 2003

Эмоции – это «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания  с м ы с л а  жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Структура вины.

Вина является сложным психологическим феноменом.

Ее рассматривают как двухкомпонентную эмоцию.

1 – вербально-оценочная реакция человека или раскаяние ( человек считает, что неправильно поступил ). Она активизируется вследствие рассогласования реального поведения с внутренними принципами, правилами и нормами поведения.

Признание своей неправоты и провинности порождает

2 – вегетативно-висцеральную реакцию с целой гаммой мучительных и довольно стойких переживаний, преследующих человека: сожаление о совершенном, угрызения совести, неловкость перед тем, кого обидел, страх потери доверия. Человек винит себя за это.

Возможно раскаяние без эмоциональной реакции. Первое утверждение может быть точной оценкой действительности. Взятое само по себе, оно свидетельствует об ответственности человека за свои действия и может быть полезным для изменения поведения в будущем.

Второй компонент чувства вины является собственно эмоциональным непосредственным пристрастным переживанием  с м ы с л а жизненных явлений и ситуаций, выражающимся в обвинении себя в своей неправоте. В его основе лежит негативное отношение к себе.

Происхождение вины.

Онтогенетически возможность испытывать чувство вины появляется, когда ребенок уясняет, что он способен управлять своим поведением, и что он отвечает за него.

В процессе нормального развития ребенок обучается всесторонне оценивать свое поведение. Он понимает, что его поступки могут иметь определенные последствия, как для него самого, так и для окружающих его людей. Он обучается выбирать соответствующие случаю способы исправления ситуации. Эмоция вины выполняет адаптивную функцию, поскольку реальное поведение ребенка не может всегда соответствовать его внутренним идеалам и нормам. Чем более требователен ребенок к себе, тем более он склонен переживать чувство вины.

В некоторых семьях, основанных на любви и взаимной близости, поведением детей управляют, не наказывая их за проступки, не требуя компенсировать ущерб, нанесенный их действиями, а вызывая периодически чувство вины, то есть обижаясь.

Механизм вины.

Эмоции включаются нашими мыслями и затем, «окрашивая» мир в нашем восприятии в определенные тона, вновь влияют на мысли, решения и поступки.

Мы испытываем вину вследствие непроизвольной, привычной активности мышления, результаты которой могут быть представлены в следующем виде:

  1. Каким должен быть Я, (модель ожидания), или каким должно быть мое поведение в соответствии с моими собственными ожиданиями.
  2. Восприятие собственного состояния человека или поведения здесь и теперь.
  3. Акт сличения модели ожидания с собственным поведением, в результате которого обнаруживается рассогласование.
  4. Вывод о том, что  реальное поведение не соответствует модели ожидания, вызывает у человека переживания негативного отношения к себе, отвержение, отрицание этой части своего опыта.

Некоторые эмоциональные переживания кратковременны, другие продолжаются достаточно долго. Под влиянием этого жизнь человека принимает новые формы.

Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины. Это позволяет ему чувствовать себя комфортнее в этой ситуации. Но это же и обуславливает возникновение измененных форм поведения. Вытеснение негативного отношения к определенной части своего опыта позволяет дальше развиваться тому, что осталось. Но если «отрицается» слишком большая часть личности, то чувство вины не дает позитивных результатов.

Выражение вины.

Эмоциональная экспрессия, сопровождающая переживание вины, не столь выразительна, как экспрессия, присущая другим эмоциям.

Испытывая вину, человек низко опускает голову и прячет глаза.

Реальная, невротическая и экзистенциальная вина.

Различают реальную, невротическую и экзистенциальную вину.

Реальную вину возбуждают реальные поступки. В этом случае возможно и необходимо реальное искупление вины или прощение.

Понятие невротической вины в рамках концепции психоанализа рассматривается как нравственная разновидность тревоги, тревога совести.

Вина как невротический симптом отвечает следующим критериям:

  1. Симптом должен привлекать внимание окружающих.
  2. Симптом должен наказывать окружающих.
  3. Симптом должен наказывать самого носителя симптома.
  4. Симптом должен быть чем-то выгоден переживающему его человеку, то есть исполнять какое-то желание.
  5. Это тайное желание, выгода не осознается самим носителем невротического симптома, то есть оно бессознательно.

Одна из важнейших причин возникновения невротической вины – страх осуждения, боязнь быть «демаскированным». Этот страх является выражением огромной разницы между «фасадом», который человек показывает окружающим и самому себе, и скрытыми за этим фасадом импульсами.

Невротик идет на поводу своих желаний, которые ущемляют интересы других людей, тем самым он создает реальные предпосылки для переживания вины.

Обвиняя себя, можно избежать угрозы быть обвиненным другими, безопаснее взять вину на себя.

Стремление обвинять себя позволяет «не видеть» необходимости изменяться.

Вина существует как онтологическая характеристика экзистенции человека.

Р.Мэй выделяет три уровня экзистенциальной вины.

  1. Вина из-за нереализации себя.
  2. Вина из-за ограниченности связей с близкими людьми.
  3. Вина из-за потери связи с Абсолютом.

Невозможно реализовать все возможности потому, что необходимо делать выбор, выбирая одни возможности, от других  приходится отказываться, они так и остаются нереализованными.

Мы не можем понять близких себе людей и их потребности, так как только видим мир своими глазами, будучи индивидуальными, смотрим на мир через призму собственной индивидуальности, накладывающей отпечаток субъективности на все происходящее в мире.

Будучи частью божественного плана, невозможно его понять.

У нас всегда будут основания испытывать в связи с этим чувство вины, если мы будем упорствовать в своих требованиях к себе.

Работа с переживанием вины. Общее и различия в консультировании.

Всегда существует возможность дальнейшего взросления,  – вы должны брать на себя все большую и большую ответственность за самого себя и свою жизнь. Разумеется, брать на себя ответственность за свою жизнь и иметь богатые переживания и возможности – это одно и то же.

Ответственность означает способность отвечать: способность быть живым, чувствовать, воспринимать. Мы часто делаем из ответственности обязательство, которое ничем не отличается от мании величия. Мы берем на себя ответственность за кого-нибудь еще. Но ответственность просто означает: «Я – это я. Я просто пришел и развил в себе то, чем я могу быть». Другими словами ответственность – это возможность отвечать и быть полностью ответственным за себя и ни за кого больше. Я полагаю, что это – основная черта взрослого человека.

 Ф. Перлз

Хотя многие исследователи считают, что чувство вины помогает осознать свою личную ответственность за свои поступки и их результаты,  свое поведение в позитивном направлении, но бывает и наоборот, мешает менять свое поведение, успешно решать свои жизненные проблемы, я придерживаюсь иной точки зрения. Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины. Признавая реальность вины как эмоциональной реакции, я считаю, что более продуктивной была бы ее замена  адекватной реакцией.

Работа с переживание вины строится на осознании ее структуры и проработке механизма возникновения.

Познание вины состоит в осознании трех групп операций, совершаемых нашим мышлением, и их контроле.

1) построение модели ожидания,

2) представление о своем поведении и состоянии здесь и теперь,

3) акт сличения себя с этой моделью.

Осознание данной структуры, которая запускает эмоцию вины, предотвращает ее появление и ослабляет протекание.

Далее следует работа по принятию себя и повышению самооценки.

Роль психолога заключается в помощи человеку в процессе осознания этих операций.

Особенности консультирования ситуационной, невротической, экзистенциальной вины:

  1. Необходимо помочь человеку принять неизбежность экзистенциальной вины.
  2. В случае реальной вины важно обсуждение вопроса ее искупления.
  3. При работе с невротической виной самым важным является  осознание значения этого чувства в жизни и мировосприятии.

Психологическая помощь при переживании кризиса.

Психолог, как правило, имеет дело с преувеличенным переживанием вины. Она имеет выраженную эмоциональную окраску, существует продолжительное время и эмоциональный накал остается прежним, не удается освободиться от гнетущего чувства вины адекватными способами.

Это говорит о том, что человек переживает кризис.

Сущность кризиса – человек перестает видеть возможные выходы.

Человек вынужден отказаться от привычного образа действий, мыслей, предрасположен к усвоению новых установок.

Переживание кризиса тем острее, чем больше человек сопротивляется происходящим в своей жизни переменам.

Кризис приводит к высвобождению психической энергии, которая может способствовать благоприятному выходу или носит разрушительный характер.

Обвиняя себя в несоответствии своего поведения своим убеждениям, человек, вместо того, чтобы исправлять ошибки, защищается от слишком болезненных переживаний с помощью чувства вины.

Необходимо дать человеку возможность выразить свои эмоции, позволить себе пережить их.

Стратегия консультирования «Для тех, кто винит себя в происхождении своих проблем».

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно.

Я еще не встречал человека, который, зная о своих

ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

Конфуций

1 этап. Кризисная интервенция.

Переживание вины сопровождается гложущим ощущение собственной неправоты, сожалением о содеянном, самоосуждением и  раскаянием.

Эмоция вины очень вязкое чувство. Оно имеет свойство задействовать мыслительные процессы таким образом, что начинается генерализированный процесс самоосуждения, резко падает самооценка, начинает распадаться образ Я, то есть стройная система представлений о себе.

Все это сопровождается душевной болью.

1 ступень.

Ни одну из эмоций нельзя прорабатывать до того, как  проработана сама душевная  боль, которая переживается наиболее тяжело и не является собственно эмоцией, а является сигналом о происходящих в психике человека процессах.

Душевная боль – это самое первое и самое трудное из того, что переживает человек в трудной ситуации.

С душевной болью не надо бороться, боль надо прожить. Боль будет легче перенести, если мы перестанем ей сопротивляться.

После принятия боли, самое важное – ее выражение всеми доступными способами.

Хорошо, если человек может говорить о своей боли. В процессе проговаривания снижается негативное напряжение, происходит перевод неясных чувств , ощущений в словесную, структурированную форму, появляется ясность, более четкое понимание происходящего. Облегчение и разрядку приносят слезы.

Консультант:

  1. Помогает клиенту соприкоснуться с этими чувствами.
  2. Делает безопасным для клиента их выражение.
  3. Обсуждает с клиентом эти чувства в неосуждающей, незащищающейся, заинтересованной  манере.
  4. Помогает клиенту обнаружить корни этих чувств.

2 ступень.

Если консультант встретился с чувством вины, важно побудить клиента, прежде всего его выразить.

Для того, чтобы прочувствовать вину и испытать желание ее искупить, клиенту бывает необходимо снова и снова возвращаться в ситуацию, в которой возникло чувство вины. Часто клиент, переживая какое-либо чувство или эмоцию, совершенно ничего о  нем не знает, кроме того, что оно мешает ему жить.

Чтобы не зайти в тупик в этом процессе, как и при переживании любой другой эмоции, бывает полезно предложить клиенту сосредоточиться на своих ощущениях, чтобы понять:

  1. как именно он чувствует вину;
  2. в какой части тела локализуется это ощущение;
  3. какой образ она напоминает;
  4. как она изменяется.

Когда клиент сосредотачивается на своих ощущениях, он практически достигает диссоциации от мучительного чувства, то есть он как бы отсоединяет вину от себя и наблюдает ее со стороны. Это значительно ослабляет негативное напряжение.

Клиент получает опыт отсоединения негативного чувства от его эмоционального восприятия, поскольку в процессе такого исследования он сосредоточен на восприятии ощущений тела, то есть на мышлении.

3 ступень.

После того, как напряжение вины снизится, можно переключиться на когнитивный анализ этого чувства, то есть проводить работу по осознанию значения этого чувства в жизни и мировосприятии клиента.

Исследовать:

  1. когда возникло это чувство,
  2. что этому предшествовало,
  3. какие внутренние нормы нарушены,
  4. какие убеждения усиливают чувство вины,
  5. полезны ли эти убеждения или они  являются источником негативных напряжений,
  6. может ли клиент что-то сделать, чтобы ликвидировать источник чувства вины.
  7. как именно он это будет делать.

Техники выслушивания.

2 этап. Когнитивный анализ.

Цель: помочь клиенту освободиться от чувства вины за ошибочные решения в прошлом – показать значение прошлых ошибок для получения жизненного опыта, возможность использования этого опыта для решения сегодняшних проблем.

Работа строится на осознании структуры и проработке механизма вины.

Механизм вины.

Комплекс вины порождается ошибочными, искаженными мыслями. Искаженные мысли порождают вполне реальные ощущения, которые в свою очередь порождают новые искажения в мышлении.

Чувства воспринимаются подлинными, но они порождены искажениями в мышлении. Создается устойчивый порочный круг, выйти из которого можно только признав, что характер эмоций не может подтверждать правильность мыслей.

Консультант помогает клиенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

Реальным результатом такой работы является то, что опыт и переживания клиента продвинулись вперед.

1 ступень. Знакомство с проблемой.

Экзистенциальная беседа «Для тех, кто винит себя в происхождении своих проблем».

 Задавались ли вы вопросом, что такое проблемы? Возможные варианты ответа: проблема – это тупик, препятствие на пути к достижению цели, трудности на пути продвижения к ней, жизненные невзгоды, трудности, неурядицы и многое другое.

Посмотрите, насколько подходят вам следующие предположения.

Пока мы живем на этой земле, жизнь, полная проблем, нам гарантирована. Проблемы – явление нормальное и естественное.

На деле проблемы лишь отражают различие между желаемым и действительным. Там, где это различие ощутимо, возникает ощущение проблематичности.

Поскольку то, чего вы желаете, действительно зависит от вас, то у вас всегда будут основания для того, чтобы чувствовать себя ответственным за то, насколько велико будет это различие, то есть за происхождение своих проблем. И это естественно. Однако это вовсе не предполагает, что вы обязаны в этом случае испытывать чувство вины. Если бы вместо обвинения себя вы могли сказать: «Хорошо, я ошибся. Время от времени люди ошибаются, и я сделаю все, что зависит от меня, чтобы не повторить эту ошибку вновь», вместо того, чтобы «посыпать голову пеплом».

Для того, чтобы в этом убедиться, предлагаю вам поработать с ситуацией, в которой у вас возникло чувство вины, следующем образом.

Как паук, завернутый в собственную паутину, человек опутан собственными желаниями.

Джамапада

Мне довелось немного попутешествовать: я видел смертных, намного уступающих нам, видел и намного нас превосходящих, но никогда не видел таких, чьи желания были бы ограничены истинными нуждами, а нужды – возможностью их удовлетворения.

Вольтер

Опишите, какой бы вы хотели видеть эту ситуацию (желаемое)

Опишите, что действительно произошло на самом деле (действительное)

Желаемое

Действительное

  1. Подчеркните то общее, что имеется в этих колонках.
  2. Перечислите ваши ожидания

 (то, что осталось в колонке «желаемое»)

  1. Перечислите те сюрпризы и неожиданности, которые преподнесла вам жизнь

( то, что осталось в колонке «действительное»)

Вам, может быть, кажется, что жизнь к вам несправедлива.

Но жизнь не может быть справедливой или несправедливой. Она просто идет своим чередом. Происходит то, что происходит.

Несправедливыми бывают наши ожидания от жизни.

В нашей жизни будут происходить не только те события, которых мы ждем, и не всегда так, как мы себе это представляем, и люди не станут жить, руководствуясь нашими представлениями о том, как это должно быть.

Если мы не станем  втискивать ситуацию в жесткие рамки наших представлений и обратим внимание на возможности, которые представляет нам ситуация, мы сможем избежать возникновения чувства вины из-за того, что не сделали этого.

Не требуй, чтобы совершающееся совершалось по твоей воле, но желай, чтобы совершающееся свершалось так, как оно совершается, и проживешь ты счастливо.

Эпиктет

В одной своей замечательной книге Понж писал: «Человек –это будущее человека». И это совершенно правильно.

 Но совершенно неправильно понимать это таким образом, что будущее предначертано свыше и известно Богу, так как в подобном случае это уже не будущее.

Понимать это выражение следует в том смысле, что, каким бы ни был человек, впереди его всегда ожидает неизведанное будущее.

Жан Поль Сартр

Какие другие  возможности были в этой ситуации?

Будущее содержит множество возможностей, но об их осуществлении мы не знаем ничего. Скажем без преувеличения, мы не знаем ничего, кроме как через магический кристалл, если веришь в это. И даже с магическим кристаллом мы не осознаем будущее, но видим его так же, как мы не можем осознавать прошлое, но вспоминаем о нем. Итак, это первая моя теория: тревожность – есть напряжение между «сейчас» и «потом».

Очень немногие люди могут выдержать такое напряжение, поэтому они заполняют пустоту репетицией, планированием, они «хотят быть увереными», что у них нет будущего. Они пытаются удержать стабильность, и это, конечно же, блокирует любую возможность роста и спонтанности.

Фредерик Перлз

2 ступень. Это – Я.

Между тем, что мы собой представляем, и тем, кем мы хотим стать, также существует различие.

Это различие и определяет различие между желаемым и действительным развитием ситуации.

Реальное «Я» – это что-то, что может быть открыто в собственном опыте, а не что-то, что ему навязывается.

К. Роджерс

Как бы вы могли определить то, что вы собой представляете.

Как бы вы определили того, кем вы хотите стать.

То, что я представляю собой здесь и сейчас

Тот, кем я хочу стать

  1. Что вы могли бы сделать прямо сейчас, чтобы приблизиться к своей цели. Чтобы стать тем, кем вы хотите стать.

Техника «Становление».

                                                                                                        Тот, кем

Я              1              2            3            4              5              *         хочу

                                                                                                         стать

Наметить шаги становления.

Жизнь предполагает становление тем, кем мы хотим стать, то есть разрешение проблемы есть стремление к уменьшению разницы между желаемым и действительным.

Цель, которую более всего хочет достигнуть человек, та цель, которую он сознательно или неосознанно преследует, состоит в том, чтобы стать самим собой.

К. Роджерс

Мы не изменяемся до тех пор, пока не принимаем себя такими, каковы мы на самом деле. А затем перемена происходит как бы незаметно.

К. Роджерс

Развенчание долженствований.

Долженствование – это категорическое требование к себе, другим людям, миру. Неисполнение этого требования ведет к болезненным переживаниям, в том числе чувства вины.

Возможна замена долженствования на уровень предпочтений (хорошо, если будет так, как я хочу, печально, если так не получится, но я это переживу).

Если те правила, которых вы решили придерживаться, приносят вам огорчения, вы можете принять решение придерживаться других правил.

3 ступень. Проблема как урок.

Не существует такой проблемы, в которой бы не было бесценного дара для тебя. Ты создаешь проблему, потому что эти дары тебе крайне необходимы.

Р.Бах

Когда вы смотрите на пепелище, смотрите внимательно.

Д.Чопре

Какой урок вы можете извлечь из случившегося.

(Из этой разницы между желаемым и действительным, из несправедливых ожиданий, чтобы еще раз не повторить ошибку).

Техника «Проблема как друг».

3 этап. Работа с блокирующими убеждениями.

Цель: отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

1 ступень.

Для нас не столь важно, что происходит на самом деле, сколь важно то, как мы это воспринимаем.

Для нас жизнь – это отражение наших собственных убеждений о жизни.

Но между тем, что мы думаем о жизни, и тем, что именно происходит тоже существует различие.

 Что вы думаете о жизни (конкретно о проблеме).

Что именно происходит (формулировать в позитиве, то есть то, что происходит, а не то, что не происходит, а хотелось бы).

Что я думаю о ситуации, в которой возникло чувство вины

Что именно происходит

  1. Обратите внимание на разницу в негативном восприятии и позитивном смысле происходящего.

2 ступень.

Наше будущее строится на нашем восприятии самих себя, того, что мы имеем и как себя чувствуем.

Как вы воспринимаете себя здесь и сейчас, что вы имеете и как вы себя чувствуете (см. материал  «Это – Я»).

Какое будущее у человека, который так себя воспринимает. Как живет такой человек, каким вы себя видите.

Экзистенциальная беседа.

Истина ничуть не страдает от того, если кто-либо ее не признает.

И.Ф. Шиллер

Посмотрите, насколько вам подходит установка такого рода.

Лично с нами ничего не происходит. Все просто идет своим чередом. Считая, что события просто происходят, потому что таков порядок вещей, не причиняя нам непоправимого ущерба, мы сохраним доступ к собственным ресурсам, позволяющий найти выход из ситуации, получим опыт отсоединения ситуации и связанных с ней переживаний от своей личности.

Не следует воспринимать проблему как личную драму, которая наносит нам непоправимый ущерб. Мы только часть происходящих событий. Они возникают независимо оттого, что мы думаем по их поводу, справедливы наши убеждения или нет. Наши убеждения не способны повлиять на развитие событий.

Главное условие становления есть сохранение доверия (себе, окружающим людям, миру).

Д о в е р я я,  вы волей-неволей становитесь сами собой.

Э. Шостром

Можно воспринимать любую проблему или жизненный вызов как личную катастрофу. Но в жизни каждого человека бывают взлеты и падения.

Если вы всякий раз будете воспринимать себя жертвой обстоятельств, людей, условий, испытывая вину, вы ограничиваете свои возможности.

4 этап. Проблема как временный этап развития.

Самая высокая степень человеческой мудрости – это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам .

Д. Дефо

Если мы хотим наслаждаться жизнью, то сейчас – самое подходящее время для этого; не завтра, не в следующем году, не в следующем рождении, а сейчас Лучше всего подготовиться к прекрасной жизни в следующем году мы можем, проведя этот год полноценно, гармонично и радостно. Наша вера в счастливое будущее не имеет смысла, если мы не можем создать для себя счастливое настоящее. Пусть самым прекрасным днем в нашей жизни всегда будет сегодняшний день.

Т. Драйер

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не просто несчастен, а плохо приспособлен к жизни.

А. Энштейн

Рассмотрим проблему как временный этап развития.

Чувство вины возникает при связи       ответственности с негативным отношением к себе, отрицанием, отвержением этого опыта. Жизнь как становление возможна только в конкретных обстоятельствах, возможность решения содержится в самой проблеме, в приспособлении к том, что произошло и влиянии на последствия этого.

Без подобного приспособления невозможно становление тем, кем мы хотим стать. Жизнь состоит в приспособлении к событиям и влиянии на их последствия. Жизнь состоит в конструктивном приспособлении к тому, что произошло и влиянии на последствия этого.

Поэтому важно научиться понимать:

  1. Как эти события могут повлиять на вас.
  2. Как я могу повлиять на их последствия.

Экзистенциальная беседа. Цикл вины.

Поскольку мы не в состоянии отменить случившееся, если мы хотим сохранить свое душевное равновесие, не плохо было бы изменить свое отношение к тому, что произошло.

«Что сделано – то свято!»

Комплекс вины – поведение, которое мы выбираем, пытаясь контролировать мир и самих себя как часть этого мира с целью наиболее полного удовлетворения своих потребностей.

Чем меньше мы уверены в себе, чем меньше мы соприкасаемся с собой и миром, тем больше мы хотим контролировать.

Ф. Перлз

О, если бы люди обладали достаточной скромностью, чтобы верить в себя!

Б. Шоу

В сущности, человек чувствует себя беспомощным и это чувство определяет его поведение в повседневной жизни.

Мысли, вызывающие чувство вины, ведут к непродуктивным действиям и усиливают ощущение несостоятельности.

Вина – это не только предположение о неправильности поступков (как истинное, так и ложное), но и сожаление о том, что уже сделано (негативное отношение, непринятие, отрицание права на существование).

Но без приспособления невозможно движение к цели, становление, жизнь.

1 ступень. Принятие опыта.

Наши трудности значительно больше связаны с тем, что мы думаем о них.

  1. Что я думаю о своих трудностях.

Все, что я думаю о своих трудностях.

Это влияет на наше поведение.

  1. Как это влияет на мое поведение.

Как я веду себя, исходя из того, что я об этом думаю.

  1. Сравнить с истинным положением вещей, с фактами.

На материале 1 ступени 2 этапа.

Экзистенциальная беседа о везде сущности выбора и решения.

Ответственно управлять собой – значит выбирать, а затем учиться на последствиях своего выбора.

К. Роджерс

У нас всегда есть выбор поступить наилучшим образом в этой ситуации. Но его, этот способ действия, нужно всегда выбирать. Можно выбрать и другой способ, диктуемый страхом.

В ситуации, связанной с переживанием вины, эмоции печали и страха практически неразделимы. Но если печаль вполне здоровая реакция на эту ситуацию, то страх диктует нам свои условия «сражайся или беги».

Выбор наилучшего способа действия надо делать постоянно.

2 ступень. Ориентация.

Значительно осложняет ситуацию присутствие единомышленников, чье восприятие мира совпадает с вашим.

  1. Чье восприятие мира совпадает с вашим.
  2. Что думают по этому поводу окружающие, ваши знакомы, друзья (основываясь на их высказываниях)

Исследовать восприятие данной ситуации окружающих, уловить нюансы, отличия, сопоставить ваше восприятие.

Найти человека, который воспринимает ситуацию по-другому, выслушайте его аргументы.

Расположите на одной прямой по степени увеличения различий в восприятии:

Я                                                                                                                

негатив                                                                                               позитив  

Экзистенциальная беседа.

Восприятие определяет нашу жизнь.

Очень важно быть убежденным, что с каждым шагом вы приближаетесь к своей цели, становитесь тем, кем вы хотите стать.

3 ступень. Сопоставление восприятия с реальностью.

Если вы будете проводить свое время гуляя, стоя, сидя или лежа, учась останавливать деятельность ума, вы можете быть уверены, что в конце концов достигните цели.

Р. Перри

Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности.

Ф. Кафка

Отступив от своего восприятия трудностей, человек быстрее поймет, действительно ли он совершил ошибку, и если «да», то сможет найти способ ее исправить.

После этого наступает расслабление, возрастает самоуважение, а чувство вины исчезает.

Чем меньше чувство вины, тем эффективнее этот процесс.

Вместо того, чтобы помочь распознавать ошибки, вина вызывает желание скрыться от проблемы, закрыть свои цели от любой критики.

Наше восприятие реальности основывается на наших знаниях, неведении и предположениях.

  1. Заполните таблицу

Знания – то, что я знаю

Неведение – то, чего я не знаю

Предположения – то, что я предполагаю

Знания – это то, что мы извлекаем или планируем извлечь из внешнего или внутреннего мира: факты, относящиеся к желаниям, потребностям, интересам, особенностям поведения.

Неведение – те аспекты реальности, которые мы игнорируем или с которыми никогда не сталкивались. То, что вами не воспринимается, но это не значит, сто его нет, просто мы о нем не знаем.

Предположения – это фильтр, через который мы видим реальность. Предположения о таких понятиях, как я сам, мир, окружающие люди.

Наши решения и поступки основываются на предположениях.

Формула изменений: Наше сознательное стремление – изменить трудные ситуации к лучшему.

Наша цель – обращать свои знания в позитивные результаты. Действовать, исходя из того, что мы знаем, из тех фактов, которые имеют отношение к нашим потребностям.

  1. Если я знаю это, что это мне дает.

Эта позиция принципиально отличается от той, когда мы исходим из предположений, основанных на нашем личном опыте. 

Экзистенциальная беседа.

Сталкиваясь  с какой-либо ситуацией или возможностью, помните, что у вас есть выбор – в ы  можете действовать в этой ситуации наилучшим образом.

  1. Как поступить в этой ситуации наилучшим образом.

Не плохо было бы принять текущее положение вещей и приспособиться к нему как можно  успешнее.

Каждая проблема или препятствие на пути к достижению цели – это шанс изменить ситуацию к лучшему.

Знание и становление.

Что дает мне знание – необходимо становиться тем, кем хочешь стать.

Надо всего лишь понять, что действительность возможна только в контексте этой ситуации, окружающих людей, в конкретных обстоятельствах. Реальность конкретна.

Я могу быть счастлива только среди людей, которые меня окружают здесь и сейчас.

                 Все, что нужно для счастья, у тебя уже есть.

Нужно только определиться, какое ты имеешь к этому отношение.