Психологический всеобуч "Основы конструктивного взаимодействия". Программа групповых занятий для специалистов.

Лазарева Ольга Геннадьевна

 Программа групповых занятий профессиональной подготовки и повышения квалификации  специалистов помогающих профессий в области социального взаимодействия.

Цель программы: профессиональная подготовка и повышение квалификации воспитателей, социальных педагогов и узких специалистов в области социального взаимодействия с воспитанниками учреждения.<?xml:namespace prefix = o /??>

 

Задачи:

 

Ø    Повышение психологической культуры в области социального взаимодействия, возрастной психологии.

 

Ø    Формирование способности осознавания ситуации профессионального взаимодействия, своего поведения, мыслей и чувств, условий, влияющих на ситуацию профессионального взаимодействия.

Ø    Формирование навыков конструктивного взаимодействия и продуктивной коммуникации.

 

Ø    Формирование навыков адекватного поведения в конфликтной ситуации.

 

Ø    Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снижение негативного напряжения, формирование навыков саморегуляции.

Ø    Формирование умения использовать поддержку, обращаться за помощью к специалистам.

 

Формы и методы:

Занятия сочетают лекционный материал, ролевые игры, упражнения на релаксацию, работу в подгруппах.

Целевая аудитория:

 

Воспитатели, социальные педагоги, узкие специалисты, социальные работники, принимающие участие в создании реабилитационной среды для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в условиях отделения социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение».

 

Программа включает цикл из 8 групповых занятий продолжительностью 1,5 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа Взаимодействие.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ

«ОСНОВЫ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПЕДАГОГО-ПСИХОЛОГ

ЛАЗАРЕВА О.Г.

САРАТОВ 2003

ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ  В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУ СО СРЦН «ВОЗВРАЩЕНИЕ».

Цель программы: профессиональная подготовка и повышение квалификации воспитателей, социальных педагогов и узких специалистов в области социального взаимодействия с воспитанниками учреждения.

Задачи:

  1. Повышение психологической культуры в области социального взаимодействия, возрастной психологии.

  1. Формирование способности осознавания ситуации профессионального взаимодействия, своего поведения, мыслей и чувств, условий, влияющих на ситуацию профессионального взаимодействия.

  1. Формирование навыков конструктивного взаимодействия и продуктивной коммуникации.

  1. Формирование навыков адекватного поведения в конфликтной ситуации.

  1. Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снижение негативного напряжения, формирование навыков саморегуляции.

  1. Формирование умения использовать поддержку, обращаться за помощью к специалистам.

Формы и методы:

Занятия сочетают лекционный материал, ролевые игры, упражнения на релаксацию, работу в подгруппах.

Целевая аудитория:

Воспитатели, социальные педагоги, узкие специалисты, социальные работники, принимающие участие в создании реабилитационной среды для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в условиях отделения социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение».

Программа включает цикл из 8 групповых занятий продолжительностью 1,5 часа.

Тематический план занятий.

Занятие 1.

Цель: предоставление информации об особенностях возрастного развития, проявлениях стрессовых реакций, особенностях поведения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

  1. Ознакомить с целями, задачами, содержание курса.
  2. Повышение психологической культуры в области возрастной и социальной психологии.

План:

  1. Введение (правила и нормы группы).
  2. Лекция «Психологическая проблематика и особенности поведения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Возрастные особенности личности воспитанников. Последствия негативного влияния факторов социального неблагополучия».
  3. Практикум «Профессиональные цели» (границы профессиональной компетенции разных специалистов).
  4. Психосинтез «Маяк».

Занятие 2.

Цель: расширение сферы осознавания ситуации профессионального взаимодействия, собственного поведения, условий, влияющих на общение с несовершеннолетним.

Задачи:

  1. Разбор ситуаций из профессиональной практики.
  2. Обсуждение различных моделей поведения в ролевой игре, оценка их эффективности.
  3. Формирование навыка мышечного расслабления.

План:

  1. Ролевые игры «Ситуации профессионального взаимодействия».
  2. Лекция «Профессиональная педагогическая этика».
  3. Инфолист «Профессиональная педагогическая этика».
  4. Нервно-мышечный психотренинг.

Занятие 3.

Цель: психологическое просвещение в области конфликтологии.

Задачи:

  1. Ознакомить с психологией конфликта и способами его разрешения.
  2. Тестирование особенностей поведения участников в конфликте.
  3. Апробация различных моделей поведения в конфликте, оценка эффективности.

План:

  1. Лекция «Конфликты и способы их разрешения».
  2. Диагностический опросник.
  3. Ролевые игры «Модели поведения в конфликтной ситуации».
  4. Релакс «Мудрец».

Занятие 4.

Цель: модификация способа эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Задачи:

  1. Осознание способа реагирования.
  2. Модификация способа реагирования.
  3. Формирование привычки заботиться о себе.

План:

  1. Практикум «На качелях».
  2. Информация о механизмах эмоционального реагирования в стрессовой ситуации.
  3. Практикум «Принятие ответственности».
  4. Инфолист «Правила поведения в конфликтной ситуации».

Занятие 5.

Цель: профилактика «синдрома сгорания» и стрессовых состояний.

Задачи:

  1. Снижение эмоционального напряжения.
  2. Информирование о методах и приемах снятия негативного напряжения.

План:

  1. Информация о влиянии профессиональной деятельности на эмоциональное состояние специалиста.
  2. «Синдром сгорания»: причины, последствия, признаки, способы профилактики.
  3. Упражнение «Управление дыханием»
  4. Мышечное расслабление.
  5. Расслабление с помощью аудиостимуляции и визуализации.
  6. Инфолист «Синдром сгорания».

Занятие 6.

Цель: дать понятие об эмоциональном стрессе и мерах его профилактики.

Задачи:

  1. Формирование навыков эмоциональной регуляции.
  2. Создание положительного настроя.

План:

  1. Лекционный материал «Эмоциональный стресс».
  2. Упражнение «Психологическая диета».
  3. Упражнение «Положительный настрой».
  4. Релакс «Путешествие к месту личной силы».

Занятие 7.

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия.

Задачи:

  1. Блокировка неадекватного способа поведения.
  2. Формирование адекватных способов поведения.
  3. Отработка новых приемов и способов поведения.

План:

  1. Ролевые игры.
  2. Лекционный материал «Основы конструктивного взаимодействия и продуктивной коммуникации».
  3. Упражнение «Отобрази эмоцию».
  4. Упражнение «Парафраз».
  5. Упражнение «Разговор через стекло».
  6. Упражнение «Конструктивная дистанция».

Занятие 8.

Цель: отработка навыков конструктивного общения.

Задачи:

  1. Закрепление навыков конструктивного общения.
  2. Осознание ресурсов собственного поведения.

План:

  1. Упражнение «Слепой и поводырь».
  2. Лекционный материал «Конструктивные установки в общении. Способы влияния».
  3. Упражнение «Липкие руки».
  4. Ролевая игра «Найди компромиссное решение».
  5. Подведение итого курса.