рабочая программа спецкурса "Шаг к успеху"

Программа спецкурса "Шаг к успеху". Цель:  увеличение потенциальной способности будущих педагогов быть успешными людьми путём  включения их в групповую работу, развитие личностных и социальных навыков общения, преодоление возможных манипуляций в общении, совершенствование умений, обеспечивающих достаточный уровень коммуникативной культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shag_k_uspehu.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

ВОГОУ СПО Владимирской области

Муромский педагогический колледж

                                                                                                                     Утверждаю

                                                                                                          Зам. директора по УР…………………………….

                                                                                                                                            Н. Н. Фролова

Рабочая программа

факультатива «Шаг к успеху»

для  специальности  050601 «Иностранный язык»

Скорректирована в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта базового уровня среднего профессионального образования

Муром 2010

                           

Рабочая программа факультатива «Шаг к успеху»

Программа скорректирована в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта базового уровня среднего профессионального образования

Одобрена

ПЦК «Педагогики, психологии и частных методик» МПК

Зав. ПЦК……………….

                    Галкина А. Н.

Составитель: Тимина Н. В. – преподаватель цикла психолого-педагогических дисциплин МПК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 

           Общепринятое положение о том, что обращённость в будущее является главной чертой молодёжи, что жизненные планы, перспективы составляют «аффективный центр» (Л. И. Божович) жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, юноши и девушки испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». По мнению И. С. Кона, установка (как правило, неосознанная) на продление эпохи моратория с её весельем и беззаботностью не только социально вредна, но и опасна для самой личности. Огромные проблемы возникают у будущих педагогов  и при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы.  

       Программа «Шаг к успеху» должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее успешной адаптации на рынке труда через освоение молодыми поколениями ключевых социальных и профессиональных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания и поведения. Таким образом, содержание программы направлено на формирование у будущих педагогов  способности к осуществлению ответственного выбора, во-первых, собственной жизненной позиции и, во-вторых, индивидуальной профессиональной  траектории.

        Высокая степень неопределённости сегодняшней жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности, особенно в маленьких городах, ведут к тому, что многие студенты с большой тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно  решить, чего они хотят от жизни. В этих условиях задача психологической и социальной помощи в развитии способности видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определять цели своей жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив и т. п. становится ещё более важной.

      Спецкурс «Шаг к успеху» является примером нового подхода к профилактике социальной дезадаптации, основанной на главных психологических и социальных факторах, ответственных за адаптивное поведение. Эта программа включает материалы, относящиеся к самопознанию, самосовершенствованию, мотивации к успеху, конструированию своей профессиональной карьеры.

Главная ЦЕЛЬ спецкурса – увеличение потенциальной способности будущих педагогов быть успешными людьми путём  включения их в групповую работу, развитие личностных и социальных навыков общения, преодоление возможных манипуляций в общении, совершенствование умений, обеспечивающих достаточный уровень коммуникативной культуры личности.

Некоторые из материалов, включенных в спецкурс, относятся к приобретению общих жизненно необходимых навыков, другие прямо и более тесно связаны с проблемой социальной адаптации и профориентации. Например, в дополнение к обучению студентов общим навыкам публичного выступления (что является частью педагогической деятельности) их также учат использованию этих навыков для работы с разными аудиториями (детьми разного возраста и взрослой аудиторией)  А это как раз то, что нужно современному педагогу сегодня. Таким образом, студенты не только обучаются широкому ряду личностных и социальных навыков в целях повышения социальной компетентности, но также учатся приложению этих навыков к конкретным ситуациям. Отдельный раздел посвящен умению планировать время, что в современном мире особенно актуально для построения профессиональной карьеры.

ЗАДАЧИ спецкурса состоят в следующем:

1.Вооружение студентов педагогических специальностей системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.

2. Формирование и развитие у студентов установки на самопознание, саморазвитие;

3. Овладение навыками практического самопознания;

4. Развитие лидерского потенциала;

5. Развитие личностно значимых качеств – эмпатии, критичности и гибкости установок,    адекватной самооценки;

6. Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;

7. Развитие способности к целеполаганию.

8.Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.

9.Приобретение уверенности в себе, необходимое при устройстве на работу.

10.Формирование умений организации оптимального общения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

11.Развитие навыков рефлексии и обратной связи.

НОВИЗНА программы заключается в максимальном приближении теоретических знаний к жизненным ситуациям; отработке навыков социального взаимодействия; в экспериментальной работе студентов по блокам «Я-лидер», «Посмотрите на меня», «Моя профессиональная карьера». Активизация студентов осуществляется при помощи дополнительной информации по теме «Моё публичное выступление» и оформления индивидуальных карт наблюдений за студентами и педагогами по данной проблеме. Таким образом, новизна представлена на системном уровне: используются известные приемы в новой, более оптимальной компоновке; иногда предлагаются новые способы работы (например, тренинги), дающие отличающиеся от прежних результаты.

ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ программы спецкурса.

Данный спецкурс предполагает гуманистическую позицию преподавателя и направлен на осознание участниками себя, ценностных ориентаций, рост личности, необходимых в процессе социальной адаптации. Программа спецкурса основывается на принципе поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего.

Стратегическую линию программы можно изобразить таким образом:

 - получение новой теоретической информации о себе;

  - переосмысление представлений о своем образе «я»;

 - выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими;

 - закрепление позитивного опыта общения и избавление от неконструктивных способов.

Программа спецкурса предполагает использование как традиционных форм обучения (лекция, опрос), так и оригинальные формы групповой работы (тренинги, совместные проекты, видеотренинги  и другие). 

Формы и методы работы:

- мини-лекции;

- беседы;

- групповая дискуссия;

- поведенческие тренинги и упражнения тренингового характера;

- психологические игры;

-  работа в малых (рабочих) группах;

- выполнение упражнений с фиксацией их на бумаге;

- ресурсные психотренинги;

- медитативные упражнения;

- видеотренинг;

- рефлексия опыта, полученного на занятиях.

Предлагаемая работа имеет чисто практическое значение и не претендует на исчерпывающий характер психологического анализа и систематизации. Изложенная в программе спецкурса информация может быть полезна не только психологам-практикам, но и учителям для повышения собственной мотивации к успеху, помощи в этом студентам, для внедрения активных методов в традиционную систему обучения. Поэтому с точки зрения инструментальности программа передаваема, дает стабильные результаты.

Программа  позволяет на самостоятельный творческий уровень, развивает педагогический инструментарий, повышает профессиональный рост и мотивацию.

В результате изучения спецкурса студенты должны знать:

1.Теоретические основы психологии общения, лидерства, таймменеджмента, конструирования профессиональной карьеры.

2.Средства общения: вербальные и невербальные.

3.Структуру составления портфолио.

 4.Психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения.

5.Теории успеха.

 Студенты должны уметь:

1. Видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;

2. Обладать соответствующими компетентностями на определенном уровне их реализации;

3. Осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;

4.  Делать осознанный выбор, по крайней мере на уровне той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за этот выбор.

5.Анализировать мотивы и поведение своей личности, других людей в процессе общения.

6.Распознавать и предотвращать любые манипуляции со стороны других людей с целью воздействия.

Спецкурс рассчитан на 1 год обучения (37 часов) и предназначен для студентов отделения «Преподавание иностранных языков».

НАПРАВЛЕННОСТЬ И УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ:

Тип программы – повышение квалификации в области психологии; вид обучения – практико-ориентированный.

СТРУКТУРА спецкурса. Программа спецкурса состоит из 6-ти разделов:

1.Блок по развитию самопознания «Я – уникальный».

2. Блок по развитию мотивации к достижению успеха «Трон успеха».

3. Блок по развитию лидерского потенциала «Я – лидер».

4. Блок по развитию навыков самопрезентации «Посмотрите на меня».

5. Блок по развитию навыков планирования времени «Тайм-менеджмент».

6. Блок по развитию навыков поиска работы «Моя профессиональная карьера».

Формы контроля и  методы  оценки знаний учащихся.

Каждый раздел программы завершает тренинг, включающий изученный теоретический  материал, но позволяющий  оценить умения применять знания на практических упражнениях и заданиях. Кроме того, тренинг предполагает более раскрепощенную обстановку, реализацию всех возможностей, и позволяет применить личностно-ориентированный подход к учащимся.

                                                           

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Блоки

Темы занятий

Часы

1 блок по развитию самопознания «Я – уникальный».

1. «Моя уникальность».

2. «Мои корни».

3. Ресурсный психотренинг «Здравствуй Я – мой любимый».

4. «Мои приоритеты».

     1 час.

     1 час.

     1 час.

     2 часа.

2 блок по развитию мотивации к достижению успеха  «Трон успеха».

1. «Мои цели».

2. «Мой разумный выбор».

3. «Мои ресурсы».

4. «Мои  кризисы».

5. Ресурсный психотренинг «Капля на стекле».

     2 часа.

     2 час.

     3 часа.

     1 час.

     2 часа.

3 блок по развитию лидерского потенциала

«Я – лидер».

1. «Мой лидерский потенциал».

2. Ресурсный психотренинг «Дом моей души».

    4 часа.

    1 час.

   

4 блок по развитию навыков самопрезентации «Посмотрите на меня».

1. «Мой язык тела».

2. «Мой речевой стиль».

3. Видеотренинг «Моё публичное выступление».

   2 часа.

   2 часа.

   2 часа.

5   блок по развитию навыков планирования времени «Тайм-менеджмент»

1.Тренинг «Мой выбор».

2. «Основы тайм-менеджмента».

2 часа

2 часа

6 блок по развитию навыков поиска работы «Моя профессиональная карьера»

1.«Поиск работы».

2. «Структура портфолио».

3. «Создание резюме и визитной карточки»

2 часа

2 часа

3 часа

       

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                             

1 блок по развитию самопознания «Я – уникальный».

1 тема  «Моя уникальность».

Знакомство с правилами работы группы. Отработка навыка представления себя. Формирование позитивных личностных установок. Понятие уникальности каждого человека.  Упражнения «Знакомство», «Представление», «Ассоциации», «Без маски», «Образ Я», «Характеристики самого себя», «Я-любимый», «Никто из вас не знает, что я…», «Метафорический портрет», «Позиция». Арттерапевтическая техника «Коллаж».

2 тема  «Мои корни».

Понятие корней для человека. Значимость семейных связей. Влияние семейных установок на будущий успех человека. Влияние детских лет на жизненную успешность человека. Упражнение «Три имени», «Автобиография», «Пять замечательных и пять ужасных событий», «Воспоминания о детстве», «10 семейных заповедей», «Комплименты».

3 тема  Ресурсный психотренинг «Здравствуй Я – мой любимый».

Знакомство с медитативными упражнениями и их возможности влияния на  планирование жизненного успеха. Упражнение «Паутинка», «Песня обо мне». Медитативное упражнение – релаксация «Здравствуй Я – мой любимый».

4 тема «Мои приоритеты».

Знакомство с понятием  - жизненный приоритет. Осознание своих жизненных приоритетов. Овладение навыками анализа своих приоритетов. Упражнения «Мой герб», «Мои фантазии», «Месяц, последний в жизни», «Завещание».

  1. блок по развитию мотивации к достижению успеха  «Трон успеха».

1 тема «Мои цели».

   Анализ своих сильных и слабых сторон  личности. Основные составляющие успеха. Характеристики успешных людей.  Барьеры успеха. Этапы целеполагания. Упражнения «Мои сосредоточенные мечты», «Я – идеальный», «Мой идеальный день», «Моё идеальное окружение».

2 тема  «Мой разумный выбор».

Понятие здорового разумного выбора. Понятие неэффективного выбора. Типы неэффективных выборов. Этапы разумного выбора. Упражнения «Разумный и неразумный выбор», «Ложные ценности», «Решение проблемы», «Пятилетний план»,  «Моя линия жизни»,

3 тема  «Мои ресурсы».

Понятие внешних и внутренних резервов человека. Техники исследования своих ресурсов. Понятие программирования успеха. Упражнение «Настоящее, прошлое и будущее». просмотр фильма про успешного человека.

4 тема  «Мои  кризисы».

Понятие жизненных кризисов. Кризисное состояние. Стрессы. Виды, причины, признаки. Первая помощь в стрессовой ситуации. Техники релаксации. Аутотренинг.  Упражнение «Дневник ваших тревог», «Список Робинзона», «Последовательное мышечное расслабление»

5 тема Ресурсный психотренинг «Капля на стекле».

Актуализация направленное осознание собственных ресурсов. Визуализация «Капля на стекле».  Разработка памятки по разрешению проблемных ситуаций.

  1. блок по развитию лидерского потенциала  «Я – лидер».

1 тема «Мой лидерский потенциал».

Понятие лидерства. Связь лидерства с жизненной успешностью.  Характеристики лидера. Эффективное и неэффективное лидерство. Развитие лидерских качеств. Упражнения «Кулачок», «Автобиография», «Упражнение Джеффа», «Стулья», «Я – лидер», «Поезд», «Я – подарок для человечества», «Лидер и его команда», «Слепой и поводырь», «Голосуйте за меня». Психологическая диагностика лидерского потенциала.

2 тема  Ресурсный психотренинг «Дом моей души».

Психотехнические приёмы, направленные на создание положительного  образа «Я». Понятие позитивного мышления.  Медитативное упражнение-визуализация»Дом моей души».

4 блок по развитию навыков самопрезентации «Посмотрите на меня».

1 тема «Мой язык тела».

Понятие имиджа. Личностный и профессиональный имидж. Понятие самопрезентация. Связь успешной самопрезентации для построения профессиональной успешной карьеры. Основы публичного выступления. Уверенное и неуверенное поведение. Невербальные сигналы в публичном выступлении. Чувствительность к невербальным сигналам.  Характеристики жестов. Характеристики различных положений головы. Характеристики движений и сигналов тела. Упражнение «Отзеркаливание»,  «Эмоциональное состояние».

2 тема  «Мой речевой стиль».

Вербальные возможности педагога. Акустические характеристики речи. Интонация. Особенности стилистического построения публичного выступления педагога.

3 тема  Видеотренинг «Моё публичное выступление».

Упражнение «Публичное выступление». Просмотр записанных видеороликов и совместный анализ достоинств и недостатков публичного выступления участников.

5   блок по развитию навыков планирования времени «Тайм-менеджмент»

1 тема Тренинг «Мой выбор».

Ценности и фундаменты жизни. Основополагающие жизненные ценности для выбора жизненной стратегии. Важность экономии времени. Время жизни. продолжительность жизни. Связь продолжительности жизни  и пола человека, его образования и приоритетных ценностей. Упражнение «На что потратить жизнь». Просмотр учебного видеофильма «Наше время».

2 тема «Основы тайм-менеджмента».

Понятие таймменеджмента. Основы успешного планирования временем. Технологии планирования времени. Выбор инструментов для планирования  времени. Сортировка задач. Определение коэффициента рационального управления временем. Упражнения «Менеджер своей жизни». Диагностика «Коэффициент рационального управления временем».

6 блок по развитию навыков поиска работы «Моя профессиональная карьера»

1 тема «Поиск работы».

Схема выбора профессии. Мотивация на профессию. Профессиограмма педагога. Составление плана поиска работы.  Особенности поиска информации в современном мире. Разработка памятки для устройства на работу. Знакомство с компьютерной программой «Как устроится на работу».

2 тема «Структура портфолио».

Понятие портфолио. Виды портфолио. Особенности портфолио учителя. Работа с компьютерными программами «Портфолио старшеклассника» и «портфолио учителя».

3 тема  «Создание резюме и визитной карточки».

Понятие резюме. Влияние грамотно составленного резюме на эффективность поиска работы. Структура резюме. Использование компьютерной программы «Как устроится на работу». Знакомство с компьютерными программами по созданию визитных карточек.

Темы для самостоятельного изучения

1. Внутренняя  «коммуникация» как общение с самим собой.

2. Невербальная коммуникация.

4. Барьеры в общении и их преодоление.

5. Регулирование конфликтов и стрессов.

6. Пристрастие к игре в свою пользу и самооценка.

7. Рефлексия как потенциал плодотворного общения.

8. Разрушительные модели поведения.

9.Искусство профессионального слушания

Список  литературы

основная

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2003.

2.Лобанов А.А. Педагогика общения. – Владимир, 1995.

3. Майерс Д. Социальная психология. – М., 2002.

4. Павлова Л.Г. Основы делового общения. – М., 2006.

5. Станкин М.И. Психология общения. – М., 2003.

6. Самоукин А.И. Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху. – Дубна, 2000.

7. Моргенстерн Д. Тайм-менеджмент. – М., «добрая книга», 2006.

8.Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М.,1996.

9.Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. — М., 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. -  М., 1986.

2. Горянина В.А.  Психология общения.  - М., 2002.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. -  М., 2002.

4. Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М., 1996.

5. Леонтьев А. А. Психологические механизмы и пути  воспитания  умений публичной речи. – М., 1972

6. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности. – М., 1990.

7. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М., 2001.

8. Рогов Е. И. Психология общения. – М., 2001.

9.Лакейн А. Как стать хозяином своей судьбы. М.: РиполКлассик, 1997.

10.Панкратов В. Н. Психология успеха. М.: Роспедагенство, 1997.

11.Смыслов М. Д. Как лучше понять себя и других. М., 1999.

12.Фолкэн Ч. Психология – это просто. М., 2000.

13.Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. М.: Зевс, 1997.

14.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Влияние. М.: Олма-пресс,2002.

15.Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. М.,1997.

16.Психология экстремальных ситуаций. Сост. Тарас А. Е., Сельченок К. В. М., 2000.

17.Игра в тренинге. Под ред. Левановой Е. А. Питер, 2006.

18.Ниренберг Д., Калеро Г. Словно раскрытую книгу прочти человека. Минск: Попурри, 1996.

19.Бутмен Н. Как произвести впечатление на миллион за 90 секунд. М.: Эксмо, 2006.

20.Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.

21.Вагин И. Заяц, стань тигром. Питер, 2003.

22ОКоннел Ф. Успевай всё вовремя. Самоучитель по тайм-менеджменту. М.: Дело и сервис» 2007.