Системный подход, сфокусированный на ребенке.

Лазарева Ольга Геннадьевна
Работа в старшей возрастной группе отделения социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение» ставит перед педагогом-психологом ряд профессиональных задач.
Прежде всего, это психологическая помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно либо с помощью семьи, детям, оставшимся без попечения родителей. У данной категории несовершеннолетних помимо психологических проблем, связанных с переживанием жизненного кризиса, существует, как правило, еще ряд психологических проблем, связанных с кризисами возрастного развития и социальной адаптации. Педагог-психолог оказывает несовершеннолетнему помощь в решении этих проблем.
В то же время, трудная жизненная ситуация несовершеннолетнего характеризуется наличием помимо психологических, еще целого ряда проблем: социальных, экономических, правовых, медицинских, педагогических. Только координация усилий всех специалистов: воспитателей, педагогов, врачей, юристов и социальная поддержка, позволяет решить задачи социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
Взаимодействие специалистов с несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, характеризуется рядом особенностей, значительно его осложняющих.
 
 
Помочь взрослым наладить взаимоотношения с несовершеннолетними, содействовать индивидуализации процесса социальной реабилитации, оставшихся без попечения родителей, следующая профессиональная задача педагога-психолога.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
<?xml:namespace prefix = o /??>
В этой работе мы представили системный подход, сфокусированный на ребенке, как результат поиска наиболее эффективных форм и методов социально-психологической реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Мы попытались ответить на вопрос о том, что такое социально-психологическая реабилитация применительно к ежедневной практике педагога-психолога и повседневной жизнедеятельности несовершеннолетнего (См. Схему   системного подхода, сфокусированного на ребенке).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД, СФОКУСИРОВАННЫЙ НА РЕБЕНКЕ»

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ЛАЗАРЕВА О. Г.

Содержание.

Введение.

Глава 1. Систематизация психологической проблематики, уровни психологического благополучия, проявления психологических трудностей несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей..

Глава 2. Индивидуальная программа социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей..

2.1 Цели и задачи.

2.2 Психологическая диагностика.

2.3 Принципы построения индивидуальной реабилитационной программы.

Глава 3. Этапы реализации программы социально-психологической реабилитации.

3.1 Установление контакта и исследование проблемы.

3.2 Установление целей и выбор методов реабилитации.

3.3 Этапы реализации программы.

3.4Методы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Глава 4. Актуальная психологическая проблематика возрастного развития несовершеннолетних.

4.1 Актуальные проблемы возрастного развития.

4.2 Стратегии коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними, имеющие проблемы возрастного развития.

4.3 Психогенная школьная дезадаптация.

4.4 Использование групповой формы работы для решения проблем возрастного развития.

Глава 5. Психологическая проблематика социального неблагополучия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

5.1 Последствия негативного влияния факторов социального неблагополучия.

5.2 Социально-психологическая дезадаптация несовершеннолетних.

5.3 Проблемы адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в новой социокультурной среде.

Глава 6. Результаты социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Заключение.

Литература.

Приложение 1. Программа социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей «Ты выбираешь сам». Тематический план индивидуальных занятий.

Приложение 2. Аналитическая справка за период с октября 2001 года по сентябрь 2005 года.

Приложение 3. Таблица «Психологические особенности возрастного развития личности».

Приложение 4. Программа социально-педагогической реабилитации «Шаг за шагом».

Приложение 5. Программа групповых занятий для педагогов и воспитателей «Основы конструктивного взаимодействия».

Введение.

Работа в старшей возрастной группе отделения социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение» ставит перед педагогом-психологом ряд профессиональных задач.

Прежде всего, это психологическая помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно либо с помощью семьи, детям, оставшимся без попечения родителей. У данной категории несовершеннолетних помимо психологических проблем, связанных с переживанием жизненного кризиса, существует, как правило, еще ряд психологических проблем, связанных с кризисами возрастного развития и социальной адаптации. Педагог-психолог оказывает несовершеннолетнему помощь в решении этих проблем.

В то же время, трудная жизненная ситуация несовершеннолетнего характеризуется наличием помимо психологических, еще целого ряда проблем: социальных, экономических, правовых, медицинских, педагогических. Только координация усилий всех специалистов: воспитателей, педагогов, врачей, юристов и социальная поддержка, позволяет решить задачи социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Взаимодействие специалистов с несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, характеризуется рядом особенностей, значительно его осложняющих.

Несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, свойственно базовое чувство недоверия к окружающим людям и окружающему миру. Кроме того, ему свойственно испытывать сильные отрицательные эмоции и острые эмоциональные реакции  в ходе взаимодействия. И, наконец, этой категории несовершеннолетних свойственен ряд качеств, сформировавшихся под влиянием неблагоприятных социальных факторов, которые осложняют контакт с ребенком. К категории «трудных» относятся дети, не склонные починяться правилам и нормам, выполнять требования и стремиться соответствовать нашим ожиданиям. Дети, которые могут положиться только на себя, самостоятельно выбирают свой путь в жизни, опираясь только на собственное мнение.

Помочь взрослым наладить взаимоотношения с несовершеннолетними, содействовать индивидуализации процесса социальной реабилитации, оставшихся без попечения родителей, следующая профессиональная задача педагога-психолога.         

Мы обобщили опыт работы за период с октября 2001 года по октябрь 2005 года со 104 несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, которые находились в старшей возрастной группе отделения  социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение». В этой работе мы представили системный подход, сфокусированный на ребенке, как результат поиска наиболее эффективных форм и методов социально-психологической реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Мы попытались ответить на вопрос о том, что такое социально-психологическая реабилитация применительно к ежедневной практике педагога-психолога и повседневной жизнедеятельности несовершеннолетнего (См. Схему   системного подхода, сфокусированного на ребенке).

В основе предлагаемого подхода лежит представление о том, что сверхстрессовое воздействие (изменение жизненной ситуации) может блокировать нормальную жизнедеятельность несовершеннолетнего. Негативная травмирующая информация как бы «замораживается» и длительное время сохраняется в первоначальном не переработанном виде. При этом не переработанная информация изолируется от более позднего опыта. По этой причине не происходит нового научения даже в результате разного рода коррекционных воздействий, так как новая информация не связывается с изолированной информацией. В результате негативные эмоции, образы, ощущения, связанные с изменением жизненной ситуации, воздействуют на несовершеннолетнего в настоящем, вызывая сильный душевный и физический дискомфорт.

Мы предположили и получили практическое подтверждение того, что решение психологических проблем несовершеннолетнего, вызванных жизненным кризисом, активизирует переработку травматического опыта. В процессе реабилитации травматический материал, связанный со стрессовым воздействием, вызванным переменой места жительства, переживанием разлуки с родными и близкими, воздействием экстремальных ситуаций (жестокого обращения, насилия, смерти родителей) актуализируется для адаптивной переработки. Происходит разблокирование травматического опыта, который подвергается дезактуализации и когнитивной переработке. Воспоминания, имеющие высокий отрицательный заряд, переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения приобретают конструктивный характер. Несовершеннолетний получает возможность нового научения в ходе решения проблем возрастного развития и социальной дезадаптации.

Системный подход, сфокусированный на ребенке, позволяет активизировать процесс самоисцеления несовершеннолетнего от душевных травм, причем несовершеннолетний может сам его контролировать и направлять, давая педагогу-психологу обратную связь о том, что с ним происходит.

Глава 1. Систематизация психологической проблематики, уровни психологического благополучия, проявления психологических  трудностей.

Изучая категорию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находившихся в старшей возрастной группе отделения социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение» за период с октября 2001 по сентябрь 2005 года, мы выявили целый комплекс психологических проблем, негативно отражающихся на их жизнедеятельности, состоянии и развитии.

Психологическую проблематику несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, можно объединить в три основные блока:

  1. Актуальные психологические проблемы, связанные с переживанием жизненного кризиса.
  2. Психологическая проблематика возрастного развития.
  3. Психологическая проблематика, связанная с негативным влиянием факторов социального неблагополучия.

Каждый из этих блоков включает в себя ряд конкретных психологических проблем, которые учитываются при составлении программы реабилитации несовершеннолетнего. Мы составили перечень типичных психологических проблем, выявленных у наших воспитанников.

1 блок.

  1. Стресс, вызванный переменой места жительства.
  2. Переживание утраты, вызванное разлукой с родными и близкими.
  3. Переживание последствий экстремальных жизненных ситуаций (смерти родителей или лиц, их замещающих, жестокого обращения, насилия, свидетельство преступления, попытки суицида).

2 блок.

  1. Индивидуальные особенности, осложняющие общение и использование личностных ресурсов.
  2. Внешние и внутренние конфликты, невротические реакции, осложняющие психологическую адаптацию в социуме.
  3. Психогенная школьная дезадаптация.

3 блок.

  1. Нарушения развития, вызванные негативным влиянием факторов социального неблагополучия.
  2. Трудности адаптации в новых социокультурных условиях.

Перечень психологической проблематики несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, проходивших социальную реабилитацию в старшей         возрастной группе, дает возможность проследить, что в реальной жизни ребенка стоит за внешним проявлением психологических трудностей, а также дифференцировать их по качественному признаку.

В то же время, для того, чтобы учесть степень выраженности психологических трудностей, мы выделяем уровни психологического благополучия несовершеннолетних.

Первый уровень соответствует практической норме. Это означает, что у несовершеннолетнего практически не возникает психологических трудностей либо  степень их выраженности незначительна. Психологические особенности несовершеннолетнего способствуют его адаптацию в социуме, его состояние и развитие соответствует норме.

Второй уровень соответствует легкой степени нарушения психологического благополучия. Психологические особенности несовершеннолетнего приводят к возникновению у него психологических трудностей. Несовершеннолетний способен самостоятельно преодолеть трудности, возникающие у него в конкретных ситуациях. Трудности временно влияют на его состояние. Однако после прекращения негативного воздействия стрессового фактора состояние несовершеннолетнего возвращается к норме.

Третий уровень соответствует умеренной степени выраженности нарушений психологического благополучия. Психологические особенности несовершеннолетнего мешают ему эффективно использовать внутренние ресурсы. У несовершеннолетнего систематически возникают психологические трудности, что неблагоприятно отражается на его состоянии и адаптации.

Четвертый уровень это выраженная степень психологического неблагополучия. Нарушения в развитии несовершеннолетнего приводят к острым эмоциональным и поведенческим реакциям, вызывающим стойкое нарушение адаптации.

Обобщая данные психологической диагностики несовершеннолетних, мы можем представить также перечень наиболее часто встречающихся проявлений нарушения психологического благополучия, свидетельствующих о наличии у несовершеннолетнего психологической проблематики.

На наличие у несовершеннолетнего психологических проблем указывают следующие проявления.

  1. Базовое чувство недоверия к окружающим людям и окружающему миру.
  2. Острая взрывная эмоциональная реакция на незначительное воздействие. Повышенная чувствительность, с одной стороны, болезненная мнительность, в сочетании с повышенной эмотивностью, с другой, склонность к бурному реагированию, аффективным вспышкам, а также слабой произвольной регуляции, с третьей.
  3. Общая тревожность.
  4. Агрессивность (тенденция решать проблемы силой).
  5. Нарушения самооценки. Снижающие самооценку убеждения по поводу ситуации, в которой он оказался. Неприятные, болезненные представления о себе. Негативное самопредставление. В норме положительное самопредставление – желаемое, уместное, конструктивное, позволяющее действовать. Неустойчивый образ Я. Инфантильные установки.
  6. Депрессия. Ощущение бессмысленности, бесполезности существования. Чувство тоски. Чувство одиночества. Ощущение бессилия. Выраженные негативные эмоции.
  7. Снижение творческой, познавательной активности. Депривация. Школьная дезадаптация.
  8. Нарушения поведения. Развитие саморазрушительных тенденций: злоупотребление табаком и алкоголем, бродяжничество, тунеядство, попрошайничество, воровтство, игровая зависимость, наркомания, проституция.

Глава 2. Индивидуальная программа социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

  1. Цели и задачи социально-психологической реабилитации.

Основная цель психологической помощи – продуктивное существование личности. Личность, действующая продуктивно, обладает чувством перспективы, способна вырабатывать различные стратегии поведения в различных ситуациях, подходить к проблеме с разных точек зрения, не связывать себя одним шаблоном поведения, а поступать в соответствии с изменившимися обстоятельствами и ставить перед собой долгосрочные цели.

Приступая к построению программы социально-психологической реабилитации, мы опираемся на следующее исходное положение.

Несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, подвергается негативному воздействию травмирующего фактора. В результате этого воздействия у него возникает реакция, которая осложняет процесс жизнедеятельности, психологическое состояние несовершеннолетнего и негативно отражается на его развитии.

Целью социально-психологической реабилитации является восстановление внутренних ресурсов несовершеннолетнего, которые помогают ему преодолеть реакции, затрудняющие жизнедеятельность, и обеспечивают конструктивное реагирование в трудной жизненной ситуации. Таким образом достигается снижение негативного влияния травмирующего опыта на события настоящего и будущее несовершеннолетнего.

Другими словами, целью реабилитации является снижение влияния негативного воздействия, поиск ресурсов для решения проблем и восстановление социально-психологической адаптации.

  1. Первичная психологическая диагностика несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Первый блок индивидуальной реабилитационной программы составляет психологическая диагностика.

С одной стороны, психологическая диагностика позволяет выявить признаки психологического неблагополучия, а также определить степень их выраженности, в результате чего мы получаем показатель  уровня психологического благополучия.

С другой стороны, мы определяем, какие переживания, которые беспокоят ребенка и негативно отражаются на его жизнедеятельности, связаны с актуальной ситуацией, какие вызваны прошлым опытом, какие связаны с проблемами возрастного развития.

И, наконец, психологическая диагностика позволяет нам выявить индивидуально-типологические особенности несовершеннолетнего, определяющие его развитие и судьбоносные тенденции.

Психологическая диагностика позволяет также дать ответ на ряд других  вопросов.

Может ли психолог сам оказать помощь в данном конкретном случае и к каким специалистам необходимо адресовать запрос, если проблема несовершеннолетнего выходит за рамки его компетентности. Психологическая помощь будет результативной лишь в том случае, если ключ к пониманию жизненных трудностей несовершеннолетнего находится в его переживаниях и проблема может быть решена психологическим путем, то есть либо посредством изменения самоотношения несовершеннолетнего, либо посредством изменения его отношения к ситуации.

Если проблема несовершеннолетнего может быть решена психологическим путем, то следующий вопрос, который встает перед педагогом-психологом, это объект помощи – несовершеннолетний, окружающие его педагоги и воспитатели или группа сверстников.

В ряду тех же психодиагностических задач стоит и задача выбора способов психологического воздействия: индивидуальная работа с несовершеннолетним, работа с педагогическим коллективом, с группой сверстников, с группой несовершеннолетних и взрослых.

Важнейшим психодиагностическим материалом становится анализ социальной ситуации на момент поступления, данных анамнеза, наблюдение за адаптацией несовершеннолетнего в группе, данные тестирования. Этих данных при их вдумчивом и внимательном анализе достаточно для того, чтобы построить гипотезы о зонах психологической проблематики и выбора целей реабилитационной работы.

В дальнейшем, в процессе реабилитации данные первичной психологической         диагностики уточняются и дополняются, что позволяет сделать заключение и правильности выбранных направлений и методов реабилитации несовершеннолетнего.

  1. Принципы построения индивидуальной программы реабилитации.

Далее для построения индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего необходимо выстроить иерархию всего комплекса выявленной психологической проблематики по степени актуальности.

Первое место занимают наиболее острые переживания и реакции, деструктивно влияющие на жизнедеятельность несовершеннолетнего (работа горя, переживание утраты, разлуки, неконтролируемые эмоциональные вспышки, приступы гнева, депрессивные реакции, чувство вины).

На втором месте проблемы настоящего (индивидуальные особенности, мешающие конструктивно использовать внутренние ресурсы, негативное самопредставление, внутренние и внешние конфликты, проблемы адаптации).

Третье место занимают проблемы, исходящие из прошлого опыта (ранняя травматизация, особенности, сформировавшиеся под влиянием воздействия неблагоприятных социальных условий, нарушения развития, трудности адаптации в новых социокультурных условиях).

Реабилитационная программа включает три обязательных блока: 1 блок – острые реакции, 2 блок – проблемы настоящего, 3 блок - проблемы, связанные с прошлым опытом.

Каждый из этих блоков может содержать несколько более узких проблем. Принцип их иерархии аналогичен: первое место занимают проблемы, требующие немедленного решения – острые психологические реакции, на следующем месте по значимости – актуальные случаи, и, наконец, проблемы, связанные с воспоминаниями о прошедших событиях.

Для каждой из выявленных проблем определяются методы, которыми она будет решена.

Завершает программу реабилитации мониторинг результатов реабилитации. Этот блок включает в себя проверку степени дезактуализации каждого случая, вызывающего проявления психологической проблематики несовершеннолетнего, а также оценку степени компенсации проявлений психологических трудностей и заключение о динамике изменений.

Мониторинг результатов осуществляется по итогам реализации каждого блока реабилитационной программы, а также по итогам реализации программы в целом.

Глава 3. Этапы реализации индивидуальной программы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

  1. Установление контакта и исследование проблемы.

Для успешной реализации индивидуальной программы социально-психологической реабилитации очень важно  установление доброжелательных доверительных отношений между несовершеннолетним и педагогом-психологом. Поскольку у подавляющего числа несовершеннолетних имеются проблемы с чувством своей безопасности и доверием, до тех пор, пока ребенок не будет чувствовать себя комфортно, общаясь  с педагогом-психологом в русле традиционной разговорной терапии, нет смысла переходить к этапу решения проблемы.

Этап установления контакта включает серию диагностических и терапевтических бесед, совместной деятельности, а также наблюдение за несовершеннолетним в группе, в ходе которых выявляется наличие у несовершеннолетнего психологических проблем: беспокоящих его в настоящее время переживаний; воспоминаний о травмирующих событиях, тягостных ситуациях и событиях настоящего, тягостных представлений, фантазий, страхов, которые не относятся к реальным событиям, а являются фантазированием о прошлых событиях или страшных фантазий о будущем, повторяющихся кошмарных сновидений, навязчивых воспоминаний, вызванных ассоциациями ситуаций настоящего с прошлыми травмирующими переживаниями).

Несовершеннолетнему кратко разъясняется влияние его переживаний на его состояние, деятельность и будущее. На конкретных примерах формируется понимание, что последствия травмирующего события негативно отражаются на качестве его жизни. Объясняется необходимость, цели и задачи психологической помощи. Простым, доступным языком разъясняется суть используемых методов. Обговаривается процедура реабилитации.

  1. Этап установления целей и выбора методов воздействия.

На этом этапе потенциальные цели и методы определяются с максимально возможной точностью. Выясняется, какие проблемы могут быть решены путем повышения информированности несовершеннолетнего, какие требуют психологического  консультирования (сопровождения несовершеннолетнего в поиске и принятии решений), а какие нуждаются в проработке с помощью реабилитационных методов.

На этом этапе определяется также способность несовершеннолетнего принять психологическую помощь. Существующие ограничения для оказания психологической помощи определяются психическим здоровьем несовершеннолетнего, наличием интеллектуальных возможностей, необходимых для анализа жизненной ситуации и поддержания вербального контакта, способностью быть достаточно самостоятельным, чтобы принять решение и реализовать его, а также добровольностью и желанием несовершеннолетнего получить помощь психолога.

Вначале педагог-психолог обучает несовершеннолетнего навыкам снижения эмоционального напряжения, навыкам релаксации. Сильные отрицательные эмоции, которые возникают у несовершеннолетнего в проблемных ситуациях, а также в ходе реабилитационных мероприятий, требует иногда ослабления и укрепления чувства безопасности несовершеннолетнего, что достигается применением приятных и расслабляющих процедур. Обучение методам самопомощи и приемам снижения эмоционального напряжения необходимо для того, чтобы несовершеннолетний мог распознать острую реакцию на стрессовую ситуацию  и оказать первую помощь себе самому. К тому же, это позволит несовершеннолетнему почувствовать непосредственный эффект от применения психологических методов, что укрепляет его доверие к педагогу-психологу и повышает мотивацию.

Для достижения стабильного терапевтического эффекта необходимо, чтобы в качестве цели психологического воздействия поочередно выступила каждая из травмирующих ситуаций, психологических проблем и переживаний несовершеннолетнего, выявленных на этапе исследования.  Все используемые формы и методы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних можно представить в виде  четырех групп.

3.3 Этапы социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Работа педагога-психолога в группе воспитанников.

Работая в группе, педагог-психолог становится ее частью, то есть частью целостного реабилитационного пространства несовершеннолетнего. Его присутствие воспринимается воспитанниками и педагогами естественно и органично. Эта форма работы позволяет решить ряд диагностических задач, а также установить контакт с несовершеннолетним.

Находясь в группе, педагог-психолог наблюдает за воспитанниками, выявляет острые эмоциональные реакции, осуществляет их купирование, обучение воспитателей и педагогов навыкам адекватного поведения и оказания первой помощи несовершеннолетнему в момент проявления им острых эмоциональных реакций. Использование этой формы работы целесообразно в период от 3 до 6 недель пребывания несовершеннолетнего.

Поскольку одним из последствий воздействия травмирующей ситуации является повышение эмоциональной возбудимости,  несовершеннолетний проявляет более острые реакции на возникающие у него психологические трудности.

Методы экстренной психологической помощи позволяют проработать негативные эмоциональные реакции, возникающие на проблемы настоящего. Для проработки актуального случая используется кризисное выслушивание, методы снижения негативного напряжения.

Как правило, этот вид помощи чаще требуется несовершеннолетнему в период до 9 недель пребывания несовершеннолетнего в приюте, уже с 6 недель острота постепенно снижается  и впоследствии помощь требуется эпизодически.

На период от 6 недель приходится также использование методов первичной психологической реабилитации. Она необходима в случае возникновения у несовершеннолетнего осложненной реакции на актуальное событие. Цель первичной психологической реабилитации – удержать несовершеннолетнего в контакте с реальностью, чтобы он не погрузился в свои переживания, тем самым, усиливая свои страдания. Здесь используется метод визуально-кинестетической диссоциации, биоэнергетическая системная терапия, индивидуальный дебрифинг, структурированная кризисная интервенция.

 К основному этапу реабилитации приступаем не ранее чем через 6 недель пребывания несовершеннолетнего. Последовательно прорабатываем каждый из выделенных блоков психологической проблематики. (Приложение 1). В процессе реабилитации мы прежде всего прорабатываем те реакции, которые деструктивно влияют на жизнедеятельность несовершеннолетнего, приводя к снижению адаптации, негативно отражаясь на качестве его жизни. В том случае, если, прорабатывая эти проблемы, мы выходим на более глубокий личностный уровень, возникает необходимость психологического консультирования.

Минимальная продолжительность процесса реабилитации при  периодичности индивидуальных занятий 1 раз в неделю составляет 6 месяцев ( это около 30 встреч). В течение этого периода есть возможность «проинспектировать» весь опыт несовершеннолетнего, охватив разные сферы его жизнедеятельности. Дезактуализация негативных переживаний, связанных с психологическими проблемами, позволяет открыть доступ к внутренним ресурсам и перейти к решению наиболее сложных проблем проблем.

  1. Методы экстренной психологической помощи, первичной и вторичной реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Как правило, в начальный период реабилитации многие несовершеннолетние повержены не контролируемым эмоциональным приступам: вспышкам гнева, приступам тоски, одиночества, вины. Необходимо обучить несовершеннолетнего навыку распознавания приближающегося приступа и методам купирования острых эмоциональных реакций.

При проработке актуальной проблематики наиболее часто используются такие методы, как кризисное выслушивание, индивидуальный дебрифинг, структурированная кризисная интервенция.

Эмоциональные реакции, вызванные иррациональными установками, прорабатываются когнитивными методами: пирамида установок, метод когнитивной регрессии.

Проработка проблем, связанных с прошлым травматическим опытом, продолжающим оказывать негативное влияние на состояние и развитие несовершеннолетнего в настоящем времени,  осуществляется с помощью методов мнемореабилитации, десинзибилизации.

При проработке осложненного горя, вызванного переживанием утраты (смерти близких), применяются приемы арттерапии, гештальттерапии, ритуалы прощания.

Как бы ни был трагичен опыт несовершеннолетнего, необходим пересмотр пережитого с точки зрения позитивной переоценки. Для этого используются методы позитивной терапии, рефреминг.

Очень часто в ходе работы несовершеннолетние обращаются к вопросу о смысле жизни, представлениям о справедливости, компенсации нанесенного ущерба, ответственности за свою жизнь, экзистенциального одиночества. Для проработки этих вопросов используются методы логотерапии.

В тех случаях, когда несовершеннолетний подвергался жестокому обращению, насилию имеет место проблема отрицания тела. Для ее проработки используются методы арттерапии, телесно-ориентированные психотехники.

Проблема отсутствия навыка дифференциации своих переживаний и реакций, неумение выражать эмоции недеструктивным способом требует разрешения посредством обучения навыку анализа эмоциональных реакций, навыку «Я-сообщения».

Нарушения общения: агрессивность, конфликтность, неумение сообщить о своих потребностях, настоять на их удовлетворении, неумение выслушать, неумение сообщить о себе, непонимание себя и других, решаются посредством формирования коммуникативных навыков в ходе социально-психологических тренингов.

Глава 4. Актуальные проблемы возрастного развития несовершеннолетних.

4.1 Возрастные особенности личностного развития несовершеннолетних.

За период с октября 2001 по сентябрь 2005 года в старшей возрастной группе находилось 104 несовершеннолетних в возрасте от 9 до 18 лет. (Приложение 2). Крайняя неоднородность группы по возрастному составу обусловила необходимость учета проблематики возрастного развития несовершеннолетних.

Возраст несовершеннолетних, проходивших социальную реабилитацию в старшей возрастной группе, охватывает несколько возрастных категорий: младший школьный, подростковый и ранний юношеский возраст. Особенности развития личности на каждом из указанных возрастных этапах, а также типичные психологические проблемы возрастного развития представлены в следующей таблице (Приложение 3).

4.2 Стратегии коррекционно-развивающей работы.

Итог диагностической работы педагога-психолога на этапе, когда актуальные психологические проблемы, вызванные жизненным кризисом, будут отделены от проблем возрастного развития несовершеннолетних, можно представить в следующем виде:

  1. В реальности у несовершеннолетнего не существует проблем, требующих вмешательства педагога-психолога: ни в его состоянии, ни в общении с взрослыми и сверстниками, ни в поведении, ни в развитии в целом.
  2. Индивидуально-типологические особенности несовершеннолетнего создают определенные трудности у окружающих людей во взаимоотношениях с ним. Эта проблема требует взаимодействия с другими участниками реабилитационного процесса, прежде всего педагогами и воспитателями. Окружающим взрослым требуются рекомендации, целью которых является обеспечение индивидуального подхода в процессе реабилитации.
  3. Индивидуально-типологические особенности несовершеннолетнего проявляются в выраженной степени, что оказывает влияние на его состояние, общение с окружающими, поведение, вызывая трудности адаптации.
  4. У несовершеннолетнего имеются признаки неблагополучия, указывающие на нарушения внутренней логики саморазвития, приводящие к нарушениях социальной адаптации.

В тех случаях, когда психологическое обследование не выявляет признаков дизонтогенеза, но показывает отдельные нарушения эмоционально-волевой или личностной сфер, намечается коррекционно-развивающая работа.

Отдельные нарушения эмоционально-волевой или личностной сфер несовершеннолетнего мешают ему эффективно использовать личностные ресурсы для решения собственных проблем и правильно организовывать свое поведение.

Внешне психологические трудности проявляются в виде конфликтов несовершеннолетнего с окружающими его людьми, а также в форме невротических реакций, которые несовершеннолетний стремится преодолеть и компенсировать.

В ходе коррекционно-развивающей работы уточняются параметры конфликтов (зоны конфликта, типы конфликта, содержание) и типичные формы психологической защиты.

Коррекционно-развивающая работа с несовершеннолетним, в первую очередь, направлена на то, чтобы помочь ему понять свои индивидуальные особенности, обсудить психологические закономерности их проявления, приводящие к конфликтам, наметить пути коррекции. Целью этой работы является развитие умения адаптироваться в социуме, используя свою «непохожесть». Кроме того, несовершеннолетнему необходима помощь в подборе рациональных способов реагирования на те или иные события, а также в формировании адекватных поведенческих навыков.

В значительной мере повысить эффективность коррекционно-развивающей работы удается, подключая к сотрудничеству воспитателей и педагогов.   В большей мере повысить эффективность коррекционно-развивающих мероприятий удается воспитателям и педагогам, которые проявляют гибкость,  взаимодействуя с несовершеннолетним, создают такие условия, которые учитывают особенности ребенка и помогают ему расширить свою свободу, ослабить зависимость от них. В этом помогают индивидуальные рекомендации педагога-психолога.

  1. Психогенная школьная дезадаптация.

Еще одна актуальная психологическая проблема связана с основной деятельностью несовершеннолетних – обучением в школе.

Психогенное формирование личности несовершеннолетнего, нарушающее его статус в школе и затрудняющее учебно-воспитательный процесс, проявляется в поведенческих нарушениях: затруднения в учебе вплоть до школьной неуспеваемости, нарушение взаимоотношений со сверстниками и учителями, нарушения дисциплины, отказ ходить в школу или угрозы это сделать.

По данным психологического обследования признаки этого нарушения в выраженной степени наблюдается у 25% несовершеннолетних. (Приложение 2).

Стратегия оказания психологической помощи строиться на основании данных уточняющей психологической диагностики:

  1. Исследуются причины возникновения.
  2. Особенности познавательных процессов.
  3. Исследуется способность к обучению  несовершеннолетнего, зоны его ближайшего развития.
  4. Исследуются учебные навыки.
  5. Выявляются особенности учебной мотивации, интересы, уровень притязаний.
  6. Выявляется эмоциональный компонент неуспеваемости. Как несовершеннолетний относится к плохим отметкам. Какую обратную связь получает от взрослых. Компенсаторные возможности других видов деятельности.
  7. Уточняются типичные виды помощи взрослых в учебной деятельности, приемы, стили общения, типы контроля.

Далее в соответствии с каждым из этих параметров определяются направления психолого-педагогической помощи, цели и методы ее оказания. Работа осуществляется совместно с социальным педагогом и узкими специалистами. (Приложение 4).

Коррекционно-развивающий подход имеет свою специфику для каждой возрастной группы. Учебная деятельность младшего школьника направлена на формирование основ учебных навыков и понятий. В мотивации младшего школьника преобладает стремление выполнять требования, предъявляемые социумом, а оценка учителя является наиболее значимой. Трудности в обучении младшего школьника обусловлены, с одной стороны, индивидуальными особенностями темперамента и познавательных процессов, с другой, требованиями взрослых, особенностями помощи и контроля.

Стратегия коррекционно-развивающей работы с младшим школьником предусматривает: 1) формирование элементов и навыков учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей; 2) формирование мотивации учения, преодоление инфантильности, развитие произвольной регуляции, использование разумных форм контроля; 3) содействие адаптации к режиму труда и отдыха; 4) формирование активного реалистического и оптимистического отношения к ошибкам, поддержка самоуважения, развитие терпимости к своим недостаткам; 5) дифференциацию оценки учителя.

В подростковом возрасте возрастает количество нарушений в обучении в связи с тем, что возникают нарушения значимых отношений, не сформированы навыки учебной деятельности. Учебная деятельность усложняется, происходит формирование новых мотивационных структур, подросток подходит к обучению более осмысленно. У подростка складывается готовность ко всем видам учебных работ, появляется возможность проявления самостоятельности, права выбора, самообразования. При этом нет еще навыков и умений, обеспечивающих реализацию этой готовности. Подросток не владеет рациональными способами деятельности. Возможно изменение позиции – внутренний отход от школы.

Повышений мотивации учебной деятельности является одним из резервов повышения эффективности  обучения в подростковом возрасте: возможность самостоятельно определять задачи, умение вырабатывать рациональные приемы и способы решения задач, умение контролировать и оценивать свою работу, потребность получения знаний.

  1. Использование групповых форм работы для решения проблем возрастного развития.

Проблемы общения занимают одно из центральных мест в возрастной проблематике.

Задачи повышения уровня социальной компетентности и формирования коммуникативных навыков решаются преимущественно посредством групповых форм работы: социально-психологическом тренинге, тренинге личностного роста, тематических групповых занятиях.

При организации групповой работы необходимо учитывать неоднородность группы по возрастному составу (Приложение 2).

Решение возрастных проблем и задач обеспечивается работой с данной возрастной подгруппой.

Подгруппа младших школьников - младших подростков (9-12 лет). В младшей школьном возрасте возникают первые товарищеские отношения. Они еще не устойчивы во времени. Но несовершеннолетний ощущает себя частью группы. Это отражается на его образе себя и самопонимании. Ребенок начинает выделять себя и другого. Воспринимает другого как объект моторного поведения, что часто приводит к проявлению агрессии.

В младшем подростковом возрасте появляется стремление к расширению контактов. Импульсивность поведения, негативизм часто приводят к ссорам со сверстниками. Затем появляется зависимость от сверстников, стремление быть похожим на них. Это наиболее благодатный возраст для тематических групповых занятий. Несовершеннолетние в группе объединяет общий интерес и стремление принадлежать группе.

Кризис подросткового возраста и старший подростковый возраст характеризуется уходом в себя, критическим отношением к взрослым. Это значительно осложняет организацию групповой работы. Суть стремления к общению со сверстниками составляет стремление к личной автономии в группе сверстников, четко действует принцип симпатии-антипатии. Поведение несовершеннолетнего меняется в зависимости от симпатии или антипатии, которую вызывает у него человек. Возрастные подгруппы для работы по тематическим программам организуются по принципу взаимной симпатии.

Старший подростковый возраст (15-16 лет) характеризуется проявлением взрослости, независимости, самостоятельности, формированием навыков самоконтроля. Ранний юношеский возраст (17-18 лет) – склонностью к рефлексии, самопознанию. Эта аудитория принимает активное участие в группах личностного роста.

Глава 5. Психологическая проблематика социального неблагополучия несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

5.1 Последствия негативного влияния факторов социального неблагополучия на развитие личности несовершеннолетних.

Дети, воспитывающиеся в социально-неблагополучной семье, обладают рядом специфических особенностей, сформировавшихся под влиянием неблагоприятных социальных условий (узкий кругозор, высокий уровень самостоятельности в сочетании с ничтожным уровнем ответственности, низкий уровень нормативности поведения, практичность, утилитарность интересов).

Особенности несовершеннолетних создают определенные трудности при организации процесса реабилитации.

 Так узкий кругозор и низкий образовательный уровень создают большие трудности в достижении взаимопонимания на уровне вербальной коммуникации. Низкий уровень нормативности поведения – трудности в соблюдении групповых правил и норм общежития, а также режима труда и отдыха.

Высокий уровень самостоятельности и индивидуалистичности создают проблемы при организации совместной деятельности.

Практическая направленность интересов, их конкретность ограничивают возможности несовершеннолетних в понимании своих проблем, трудности вовлечения их в психотерапевтический процесс.

Повышенная реактивность часто становиться фактором эмоциональной дезгармонизации среды.

Однако проявления этих особенностей недостаточно для постановки диагноза социальной дезадаптации.

5.2 Социально-психологическая дезадаптация несовершеннолетних.

Мы рассматриваем социальную дезадаптацию в рамках концепции Личко А.Е.  как результат взаимодействия совокупности факторов внутреннего и внешнего происхождения: ослабления физического здоровья (особенностей нервной системы и высшей нервной деятельности, неблагоприятной наследственности, травматизации, органических заболеваний головного мозга); наличия акцентуированных черт характера и психопатий, а также неблагоприятного влияния негативных социальных факторов.

Неблагоприятными психологическими факторами являются пассивная позиция несовершеннолетнего, отсутствие жизненных целей, перспектив развития; внешний локус контроля, избегание ответственности за принятие решений; внутриличностные конфликты (одновременное воздействие разнонаправленных, взаимоисключающих мотивов, целей, интересов.

Неблагоприятными факторами социального происхождения являются неблагоприятная атмосфера в семье, напряженность, конфликтность в отношениях; нарушения стиля воспитания (излишний контроль, безнадзорность, неустойчивость); отсутствие понимания и поддержки со стороны близких людей; отсутствие возможностей для самовыражения, признания, положительной оценки, личностного роста.

В результате у несовершеннолетнего формируются искаженные модели жизнедеятельности, возникают нарушения стандартов социализации в сфере деятельности, общения, самосознания, приводящие к стойким проявлениям социальной дезадаптации.

Это негативно отражается на достижениях несовершеннолетнего в различных сферах жизнедеятельности. У несовершеннолетнего возникают трудности в общении с взрослыми, в обучении, в общении со сверстниками, в поведении, негативное самопредставление.

Проблемы социальной дезадаптации по субъектному локусу могут быть связаны с несовершеннолетним (его особенностями, развитием, поведением), с межличностными отношениями в группе сверстников, с межличностными отношениями с взрослыми. По объектному локусу можно выделить очевидные нарушения психического или физического здоровья  несовершеннолетнего, нарушения ролевого поведения (несоответствие полу, возрасту, статусу), нарушения поведения с точки зрения его соответствия психическим нормам, индивидуальные психологические особенности (активность, медлительность, неустойчивость), нарушения психологической ситуации (отсутствие контакта, близости, понимания), объективные трудности ( отсутствие личной территории, лимит времени).

В том случае, если психологическое обследование выявило выраженные признаки дизонтогенеза, психологическая помощь оказывается двум целевым группам: несовершеннолетним и их социальному окружению.

Приоритетным коррегирующим фактором в этом случае является организация формирующей социальной среды, обеспеченной предметно-пространсвенным, поведенческим, событийным, культурным окружением. Основным стержнем социализации личности является ее деятельность. Компенсирующая среда стимулирует деятельность несовершеннолетних по освоению социокультурных норм, организуя его поведение. Формирующая социальная среда несовершеннолетнего – это окружающие его люди и сообщества, их деятельность или воображаемые, воспринимаемые в непосредственном контакте или опосредованно. Воспитателей и педагогов информируют об особенностях несовершеннолетнего и обучают адекватному способу поведения с ним (Приложение 5).

Психологическая помощь несовершеннолетнему заключается в адаптации к дефекту и актуализации ресурсных возможностей несовершеннолетнего, которые позволяют компенсировать последствия негативного влияния факторов риска. Виды помощи, оказываемой несовершеннолетнему педагогом-психологом: 1) эмоциональная или моральная поддержка, 2) анализ ситуации, 3) информация о психологических особенностях и их влиянии на жизнедеятельность, 4) обучение навыка эмоциональной регуляции, адекватного реагирования, конструктивного поведения, 5) помощь в выборе позиции, принятии решения, 6) влияние на другого человека, с которым взаимодействует несовершеннолетний.  

5.3 Проблемы адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей в новой социокультурной среде.

Перемена места жительства вызывает разрушение привычных связей с миром, приводит к подавлению творческой активности несовершеннолетнего.  Богатство его личности не способно найти выражение новыми способами, а прежние становятся недоступными.

Процесс интеграции несовершеннолетнего в новую социокультурную среду происходит естественно и поэтапно. Педагог-психолог становится как бы медиатором. Его задача не только облегчить переход, но и сделать его продуктивным в контексте нового пространства.

На этапе переживания необходимо помочь несовершеннолетнему осознать свои переживания, позволить себе прожить их, оказать эмоциональную поддержку. Педагог-психолог компенсирует недостаток внимания и понимания в социальной группе, занятой устройством новой жизни.

На этапе осознания новой среды происходит сопоставление прежнего опыта и системы новых требований. Педагог-психолог помогает несовершеннолетнему разобраться в его прошлом, связать его с настоящим, поставить больные вопросы так, чтобы они нашли свое правдивое разрешение, сформировать конструктивное реалистическое и оптимистическое отношений к новой ситуации. Происходит перевод прошлого опыта на язык новой среды и, наоборот, перевод нового опыта на язык прежней среды.

Сохранение уважения к прежнему образу жизни и связям – залог того, что и второй культурной реальности у несовершеннолетнего не возникнет небрежного отношения. Образ жизни – системообразующий компонент культуры поведения. Негативное отношение к образу жизни, который несовершеннолетний вел в то время, когда находился в семье, его осуждение, требование избавиться от него не только не помогут в освоении новых культурных навыков, напротив, затрудняют восприятие несовершеннолетним новой среды и системы отношений. У несовершеннолетнего формируется негативной самовосприятие, пассивная позиция – я не умею, не могу, не буду делать. Необходимо помочь несовершеннолетнему в выработке разных точек зрения на один и тот же объект, научить его анализировать и делать выводы.

Если два предыдущие этапа были продуктивными, на этапе воплощения перед несовершеннолетним открывается свободное поле для настоящей творческой деятельности, полноценного воплощения своей личности в новой среде. Для этого необходимо понять возможности и желания каждого несовершеннолетнего в отдельности. Тогда мы можем направить его на воплощение того, что он задумал.

Психологическая помощь несовершеннолетнему направлена на формирование зрелой осознанной жизненной позиции, позволяющей ему продуктивно жить в обществе; развитие способности  к разумному самостоятельному выбору; развитие способности управлять своим поведением с опорой  на существующие стандарты, нормы и законы общества. Социальная норма – это конструктивная форма поведения, мобилизующая внутренние ресурсы для решения жизненных проблем.

Взрослые стремятся быть для несовершеннолетних непоколебимым авторитетом, экспертом во всех областях его жизнедеятельности. Однако жесткий порядок и контроль для несовершеннолетнего, который не может понять внутреннюю логику новой среды, непереносим. Воспитателям, которые проявляют гибкость, легче установить контакт с несовершеннолетними, оказать поддержку и помощь в его адаптации в новых условиях.

Глава 6. Результаты реабилитации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Цель социально-психологической реабилитации несовершеннолетни, оставшихся без попечения родителей – вызвать конструктивные изменения их личностных установок и поведенческих паттернов, позволяющие конструктивно использовать внутренние ресурсы для решения своих проблем и изменения жизненной ситуации.

На первом этапе педагог-психолог помогает несовершеннолетнему определить его трудности. Далее педагог-психолог помогает несовершеннолетнему в исследовании субъективного опыта, продвигаясь от обычных разговоров к использованию структурированных методов. Затем педагог-психолог помогает несовершеннолетнему определить свое отношение к ситуации и сформировать новые взгляды на решение проблемы с учетом прошлого опыта.

В ходе реабилитации достигается

  1. укрепление терапевтических отношений;
  2. укрепление надежды на положительное разрешение трудной жизненной ситуации;
  3. создание условий для усвоения несовершеннолетним новых представлений и форм поведения;
  4. стимуляция положительных эмоций как одного из факторов изменений в установках и поведении несовершеннолетних;
  5. укрепление  уверенности несовершеннолетних в своих силах за счет успешного выполнения ими своих заданий;
  6. использование новых представлений и форм поведения в повседневной жизни несовершеннолетним.

Это приводит к снижению проявлений психологических трудностей: снижению тревожности, агрессивности, формированию позитивной самооценки, развитию познавательных интересов, восстановлению социальной адаптации (Приложение 2).

Заключение.

Теоретически верным было бы предположение о том, что в старшей возрастной (подростковой) группе отделения социальной реабилитации ГУ СО СРЦН «Возвращение» приоритет должен быть за решением проблем возрастного развития в подростковом возрасте.

Также верно было бы сделать акцент на том, что, несовершеннолетние, воспитывающиеся в социально-неблагополучных семьях, обладают рядом специфических особенностей, сформировавшихся под влияние неблагоприятной ситуации развития, приводящие к социальной дезадаптации.

Однако, необходимо сделать существенное дополнение, отражающее специфику данной конкретной целевой группы – несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, а именно необходимости предварительной проработки психологической проблематики, связанной с травматическим воздействием изменения жизненной ситуации, которое значительно осложняет, а иногда блокирует решение проблем возрастного развития и социальной дезадаптации.

Конечно, нельзя забывать, что представленная систематизация психологических проблем достаточно условна, так как в реальной повседневной жизни несовершеннолетнего они тесно переплетены и комбинированы.

Вместе с тем, в профессиональной деятельности педагога-психолога их строгая дифференциация и ранжирование по степени значимости и последовательности разрешения имеет решающее значение для определения целей и разработки индивидуальной программы социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего, а также достижения результатов реабилитации, соответствующих поставленным целям, оптимизации процесса реабилитации, повышения эффективности реабилитационных мероприятий.

Литература.

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1996.

  1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокой ный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М., 1991.

  1. Возрастная и педагогическая психология. СПб., 1989.

  1. Гримак Л.П. Общение с собой. М., 1991.

  1. Изард К. Психология эмоций СПб., 1999.

  1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

  1. Леонгард Л. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 1997.

  1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. М., 1995.

  1. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

  1. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.

  1. Рабочая книга практического психолога.М,. 1997.

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1999.

  1. Фопель К. Психологические группы. М., 1999.

  1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. СПб.,1999.

  1. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.



Предварительный просмотр:

Психологическое    обследование     несовершеннолетних

Наблюдение за процессом

адаптации ребенка в группе

Изучение актуальной социальной ситуации

Первичная психологическая диагностика

Исследование

данных анамнеза

Актуальные психологические проблемы, вызванные травматическим опытом

Стресс, вызванный переменой места жительст-ва

Пережи-вание разлуки с родными и близкими

Пережи- вание последст-вий эксремаль-ных ситуаций

Психологическая реабилитация

Программа соц.-психо-логической реабилита-ции

Первичная психологи-ческая реабилита-ция

Экстренная психологи-ческая помощь

Программа «Ты  выби-раешь сам»

Программа «Упражнения для снижения эмоц. напряжения

Работа в группе

Психологическая проблема- тика возрастного развития

Индивидуал. особенности, осложняю-щие обще-ние и  испо-льзование внутренних ресурсов

Внешние и внутренние конфликты, невроти-ческие реакции

Психоген-ная школьная дезадапта-ция

Индивид. психологическое консультирование. Сопровождение
н/л в поиске и принятии решений

Развитие коммуни- кативных навыков.

Психологическая коррекция выявленных нарушений

Программа

«Шаг за шагом»

Соц.-психо-логиче-ский тренинг

Психологическая проблематика, связанная с нега-тивным влиянием факторов соц. неблагополучия

Психологи-ческие особенности вызванные  негативным влиянием среды

Соц.дезадаптация как проявление возрастных девиаций и нарушений развития

Трудности адаптации в новых социокуль-турных условиях

Психологи-ческая  профилак- тика

Гармони-зация развиваю-щей среды

Содействие  психоло-гической адаптации

Программа для педагогов и воспитателей «Основы конструктивного взаимодействия»

Тем. программы групповых занятий: «Профилактика агрессии и жестокости в подростковой среде», «Психологическая профилактика аддиктовного поведения», «Основы профессионального самоопределения»

Трудности адаптации в новых социокуль-турных условиях

Трудности адаптации в новых социокуль-турных условиях



Предварительный просмотр:

Октябрь

 

Тема 1. «Это я».

Занятие 1.

 Тема: «Знакомство».

  1. Тематическая беседа «Расскажи о себе».
  2. Анкета «Общие демографические данные».
  3. Тест-игра «Кто я?».

Опорный лист с изображением социальных ролей.

  1. Сказкотерапия «Сказка о черном и белом рыцаре» (О целях и методах психологической помощи).
  2. Подведение итогов занятия. Выводы.

«Беседа с психологом – это разговор о себе».

6. Рефлексия актуального эмоционального состояния.

Занятие 2.

Тема: «Автобиография».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий». Обсуждение актуальных проблем.
  3. Упражнение «Автобиография» (Аудиозапись «Расскажи историю своей жизни»).
  4. Обсуждение. Локус ответственности. Эмоциональное отношение  к событиям своей жизни.  Планы на будущее.
  5. Арттерапия «Прошлое, настоящее, будущее».
  6. Подведение итогов занятия. Выводы.

«Человек ответственен за события, которые происходят в его жизни. Запись в дневнике.

Занятие 3.

Тема: «Привет, индивидуальность».

  1. Рефлексия актуального состояния.
  2. «Дневник важных событий»
  3. Беседа о различиях между людьми (психологических качествах и чертах характера (о различиях между людьми).
  4. Упражнение «Привет, индивидуальность». (Составить свою психологическую характеристику).
  5. Тест-игра «Ассоциации».
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Обсудить те качества, которые ребенок увидел и подчеркнул в себе.

Занятие 4.

Тема: «Автопортрет».

  1. Рефлексия актуального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Обобщение результатов занятий по теме «это Я». Беседа о том, что нового узнал о себе ребенок
  4. Арттерапия «Автопортрет». 1) Изобразить себя, какой ты сейчас. 2) Изобразить, каким ты хочешь стать.

Техники: лепка из пластилина, рисование красками, карандашами, аппликация.

  1. Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого человека есть множество индивидуальных особенностей, есть возможности для их развития. Можно стать тем, кем хочешь.

Занятие 5.

Тема: «Релаксационный сеанс».

Ноябрь

Тема 2. Моя семья.

Занятие 6.

Тема: «Словесный портрет семьи».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа. «Расскажи, пожалуйста, о своей семье». Аудиозапись.
  4. Опросник «Словесный портрет семьи».
  5. Обсуждение. Восприятие семьи и семейных отношений с точки зрения актуальной жизненной ситуации.
  6. Арттерапия «Генеалогическое древо». Структурирование. Сопоставление фактических и реальных связей.
  1. Подведение итогов занятия. Выводы. «Я в этом мире не один. Я пришел в этот мир в своей семье».

Занятие 7.

Тема: «Восприятие межличностных отношений в семье».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Психологическая диагностика «Цветовой тест отношений».
  4. Обсуждение. Выявляем значимые отношения. Позитивные отношения. Негативные отношения.
  5. Исследование проблемы. Можно предложить ребенку обсудить его отношения с кем-либо из близких людей. Выявить позиции и установки.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы.

Занятие 8.

Тема: «Я глазами других».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Ласковые имена».
  4. Упражнение «Я глазами других». Какими видят тебя члены семьи.
  5. Релаксация «Себе, любимому». Музыка. Посмотри на себя глазами человека, который тебя любит.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы.  «Тебя любят за то, что ты есть».

Занятие 9.

Тема: «Самостоятельность и ответственность».

  1. Рефлексия актуального Эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Метод незаконченных предложений. Тема «Семейные отношения».
  4. Упражнение «Права и обязанности».
  5. Обсуждение. Существуют права и обязанности ребенка. Существуют права и обязанности родителя.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы.

Занятие 10.

Арттерапия «Семейный портрет».

Декабрь

Тема 3. «Друг детства».

Занятие 11.

Тема: «Мой лучший друг…».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Скажи мне, кто твой друг».
  4. Обсуждение. Круг значимых отношений. Общительность, открытость, трудности в общении. Опыт развития дружеских отношений.
  5. Сочинение «Портрет друга». Описать историю развития своих отношений с близким другом. Аудиозапись.
  6. Исследование проблемы. Можно предложить ребенку обсудить значимые отношения, с которыми у него связаны трудности. Выявить позиции и установки.
  7. Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого человека есть потребность в дружеских отношениях. Есть потребность в человеке, которому можно доверять, на которого можно положиться в трудную минуту.

Занятие 12.

Тема: «Друг придет на помощь в трудную минуту. Дружба как ресурс».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Дружба как ресурс». Вспомни ситуации из твой жизни и жизни близких тебе людей, когда друг пришел на помощь. Вспомни, когда ты оказывал помощь другу.
  4. Упражнение «Письмо другу» (проработка актуальных переживаний). О чем бы ты рассказал другу сегодня? Какими переживаниями ты бы хотел с ним поделиться?
  5. Упражнение «Совет друга» (ответ друга). Что посоветовал бы тебе твой друг в этой ситуации.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Иногда для того, чтобы облегчить свое состояние, достаточно просто поделиться своими переживаниями с близким человеком и получить от него поддержку.

Занятие 13.

Тема: «Идеал дружбы».

1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.

  1. «Дневник важных событий».
  2. Беседа «Какими качествами должен обладать идеальный друг».
  3. Тест Лири. «Твой идеал друга».
  4. Обсуждение. Обсудить с ребенком каждый выбор. Отметить, какие качества ребенок ценит.
  5. Тест Лири. «Я реальное».
  6. Обсуждение.Какие из перечисленных идеальных качеств есть у ребенка.
  7. Подведение итогов занятия. Выводы. Насколько восприятие себя совпадает с представление об идеале дружбы.

Занятие 14.

Тема: «Мои слабые и сильные стороны».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Мои слабые и сильные стороны».
  4. Обсуждение. Какие качества ребенок принимает в себе, какие отвергает.
  5. Упражнение «Танец с тенью». Позитивная переоценка.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Само по себе присущее тебе качество не может быть хорошим или плохим. Это зависит от того, как ты его будешь использовать.

Занятие 15.

Эмоционально-образная терапия «Раскрась себя любовью».

Январь

Тема 4. «Мир моих увлечений».

Занятие 16.

Тема: «Я люблю».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Рассказ Драгунского «Я люблю».
  4. Обсуждение. Человек любит самые разные вещи: людей, предметы, животных, занятия, продукты. Что ему дает любовь? Что любишь ты?
  5. Упражнение «Воспитание чувств» Увлечения и привязанности начинаю формироваться в раннем детстве. Расскажи историю своих увлечений.
  6. Арттерапия «Моя любимая игрушка».
  7. Подведение итогов занятия. Выводы. Человек с разносторонними интересами увереннее чувствует себя в жизни и интереснее для других.

Занятие 17.

Тема: «Таланты и поклонники».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Творческие способности». Каждый человек от природы наделен самыми разнообразными способностями и талантами. Какие таланты есть у тебя? Аудиозапись.
  4. Упражнение «Мы ищем таланты». Дать ребенку возможность проявить, продемонстрировать свой талант.
  5. Упражнение «Я глазами других». Кто из окружающих поддерживает твой талант. Какие способности отмечают у тебя близкие люди. Что им нравиться. За что тебя хвалят.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Ты способен на многое, когда делаешь то, что тебе нравиться.

Занятие 18.

Тема: «Профконсультирование».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Выбор профессии». Профессиональные намерения начинаю формироваться в раннем детстве. Вспомни о своих предпочтениях. Каковы сейчас твои профессиональные намерения.
  4. Информация «Мир профессий».
  5. Дифференциальный диагностический опросник.
  6. Информация «Алгоритм правильного выбора профессии».
  7. Подведение итогов. Выводы. На основе индивидуальных предпочтений осуществляется впоследствии выбор профессии.

Занятие 19.

Тема: «Самодеятельное творчество».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Подведение итого занятий по теме «Мир моих увлечений».
  4. Проверка домашнего задания. Представление результатов самодеятельного творчества.
  5. Арттерапия «Мир моих увлечений».
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Только те занятия, которые доставляют радость, наполняют жизнь смыслом.

Занятие 20.

Релаксационный сеанс.

Февраль

Тема 5. Чему учат в школе?

Занятие 21.

Тема: «Моя школа. Мои учителя. Мои одноклассники».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «В первый раз в первый класс». Вспомни о том, как ты пошел в первый класс. Расскажи историю своих успехов и достижений. Аудиозапись.
  4. Упражнение «Я – ученик». Самопредставление.
  5. Упражнение «Мои любимые учителя». Цветовой тест отношений.
  6. Социометрия «Мои одноклассники».
  7. Диаграмма «Созвездие».
  8. Обсуждение актульных проблем, связанных со значимыми отношениями.
  9. Подведение итогов занятия. Выводы. Обучение в школе – важный этап жизни, социально- значимая деятельность.

Занятие 22.

Тема: «История моих школьных успехов».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Рейтинг предметов».
  4. Обсуждение. Какие учебные дисциплины даются легче? С чем это связано? В каких испытываешь затруднения?
  5. Опросник «Карта интересов»
  6. Беседа «Знания каких учебных дисциплин пригодятся в жизни?» Связь школьных знаний с жизнедеятельностью.
  7. Упражнение «Совет другу». Что нужно, чтобы укрепить интерес к учебе?
  8. Подведение итогов занятия. Выводы. Интерес к учебе нужно искать в повседневной жизни.

Занятие 23.

Тема: «Мои школьные трудности».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Табель успеваемости».
  4. Составить таблицу «Успехи и трудности».
  5. Обсуждение. Что помогает быть успешным в одних ситуациях? Что вызывает трудности в других ситуациях. Пути решения проблемы.
  6. Упражнение «Слагаемые успеха».
  7. Информация «Этапы решения проблемы».
  8. Позитивная переоценка «Проблема – бесценный дар для тебя».
  9. Подведение итогов занятия. Выводы. В каждой проблеме содержится ее разрешение. Проблемы даны нам для того, чтобы двигаться вперед, развивать свои способности и таланты.

Занятие 24.

Тема: «Школа – важный жизненный этап».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Подведение итогов занятий по теме «Школа».
  4. Коллаж «Линия времени».
  5. Подведение итогов занятия. Выводы. Закрепление позитивной установки на продолжение обучения.

Занятие 25.

Релаксационный сеанс.

Март

Тема 6. Актуальная жизненная ситуация.

Занятие 26.

Тема: «Дневник наблюдений».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «Поговорим о сегодняшнем дне». Рассматриваем материал «Дневника важных событий». Отслеживаем динамику.
  4. Упражнение «Линия времени». Вспомни, каким ты был, как себя чувствовал, о чем беспокоился, когда поступил в приют? Какие изменения произошли с тобой и в твоей жизни за это время? Какое значение имели наши беседы для тебя?
  5. Психодиагностическое структурированное интервью. Отследить характер влияния психотравмирующего события.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Время лечит. Жизнь идет своим чередом.

Занятие 27.

Тема: «Социометрия».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Реп-тест. Исследование субъективного восприятия своего места в коллективе.
  4. Обсуждение. Насколько удовлетворяет сложившая ситуация. Исследование проблемы.
  5. Информация «Этапы решения проблемы».
  6. Упражнение «Ассоциации». Эмоционально-образная терапия.
  7. Подведение итогов занятия. Выводы. Уровень адаптации. Возможность изменения ситуации. Возможность изменения отношения к ситуации.

Занятие 28.

Тема: «Мои друзья».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Созвездие». Исследование межличностных отношений со сверстниками. Дистанция в общении. Удовлетворенность отношениями.
  4. Исследование проблемы «Я глазами других». Исследование позиций, установок в общении.
  5. Психологическое консультирование. Сопровождение в решении проблемы и принятии решений.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки. Мы разные, но мы нужны дуг другу.

Занятие 29.

Тема: «Мои воспитатели и педагоги».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа по теме «Учитель, друг, помощник».
  4. Педагогический рейтинг. Обосновать каждый выбор.
  5. Упражнение «Развенчание долженствований». Проработка негативных убеждений.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. В жизни мы встречаем разных людей. Умение находить с ними общий язык зависит только от нашего желания. Человека нельзя переделать по своему желанию. У каждого из нас свои задачи в этой жизни.

Занятие 30.

Тема: «Мои любимые занятия».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий»
  3. Беседа « В каких занятиях смог себя реализовать ребенок в нашем учреждении».Рейтинг деятельности. Обсудить выборы.
  4. Упражнение «Любимое занятие». Выделить, что понравилось больше всего на занятиях психолога.
  5. Выводы. У тебя есть выбор, в чем себя реализовать. Жизнь приобретает  смысл, когда есть интересные занятия.

Апрель

Тема 7. Психологическое консультирование.

Занятие 31.

Тема: «Чем поможет психолог».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Беседа «К кому может обратиться человек за помощью в трудной ситуации?». Когда человек нуждается в помощи? В ккакой помощи нуждается человек? Кто может оказать помощь?
  4. Упражнение «Актуализация жизненного опыта». Исследование внешних и внутренних ресурсов в решении проблем.
  5. Эмоционально-образная терапия актуального состояния.
  6. Выводы. Только сам человек знает о том, что ему нужна помощь, кто ее может оказать, какая помощь ему нужна.

Занятие 32.

Тема: «Суть психологической помощи».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Информация о целях, задачах и методах психологической помощи.
  4. Упражнение «Я – предмет». Обсуждение потребности в психологической помощи.
  5. Выводы. Суть психологической помощи заключается в том, чтобы открыть человеку психологическую реальность решения его проблем.

Занятие 33.

Тема: «Методы работы с телом».

1.Рефлексия актуального эмоционального состояния.

2. «Дневник важных событий».

  1. Психологическая диагностика «Рисунок человека в полный рост».
  2. Биоэнергетическая системная терапия.
  3. Обратная связь.
  4. Подведение итогов занятия. Состояние тела отражается на общем самочувствии, настроении и работоспособности человека.

Занятие 34.

Тема: «Работа с эмоциональными состояниями».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Информация «Методы работы с эмоциональными  состояниями».
  4. Психологический практикум. Проработка актуального эмоционального состояния.
  5. Подведение итогов занятия. Выводы. Проработка негативных переживаний способствует снижению эмоционального напряжения, измению восприятия ситуации.

Занятие 35.

Тема: «Работа с блокирующими убеждениями».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Материал «Дневника важных событий». Выявление блокирующих убеждений.
  4. Информация « Методы работы с блокирующими убеждениями».
  5. Психологический практикум.
  6. Подведение итогов занятия. Выводы. Снятие блокирующих убеждений способствует развитию гибкости в мышлении.

Май

Тема 8. Мое будущее.

Занятие 37.

Тема: «Образ цели».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Список целей». Составить список целей на ближайшее будущее и перспективу.
  4. Упражнение «Структурирование списка». Каждый пункт списка проанализировать с точки зрения того, каким надо быть, что нужно иметь, что нужно знать, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть цели.
  5. Упражнение «Разделяй и властвуй».  Этапы достижения цели. Чувство динамики.
  6. Выводы. Чтобы достигнуть цели, нужно ясно представлять себе, чего ты хочешь.

Занятие 38.

Тема: «Медитация на образ цели».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Медитация. Представить себе как будет выглядеть ситуация, когда цель будет достигнута.
  4. Арттерапия «Рисунок цели».
  5. Выводы. «Хочу – так не шучу!» Русская народная поговорка.

Занятие 39.

Тема: «Ценности жизни».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Упражнение «Жизненная сила». Доказать необходимость жить.
  4. Упражнение «Ценности жизни» Составить перечень ценностей жизни.
  5. Методика «Ценностные ориентации». Обсуждение позиционирования ценностей.
  6. Упражнение «Ценности – цели».
  7. Выводы. Мы ценим в жизни то, что придает ей смысл. У каждого из нас есть в жизни вещи, ради которых стоит жить.

Занятие 40.

Тема: «Мои успехи и достижения».

  1. Рефлексия актуального эмоционального состояния.
  2. «Дневник важных событий».
  3. Арттерапия «Я сейчас. Каким я хочу стать». Сравнить с первым рисунком. Отследить динамику.
  4. Мониторинг результатов. Работа с «Дневником важных событий».
  5. Простраивание перспективных линий жизни.
  6. Упражнение «Письмо психологу». В чем еще необходима помощь психолога.
  7. Выводы. Психологическая помощь способствует развитию навыков самопомощи.

.



Предварительный просмотр:

             Ты выбираешь сам.

  1. Ощущение своей необходимости и полезности людям

  1. Общение, добрые отношения в коллективе, верные друзья, любовь

  1. Здоровье, спорт, активный отдых, развлечения

  1. Признание, поощрение и уважение окружающих

  1. Максимально полное использование своих возможностей, сил, способностей

  1. Работа над собой, расширение кругозора, повышение культуры

  1. Самостоятельность в суждениях и поступках

  1. Творческая, интересная жизнь, увлечения, хобби

  1. Уверенность в себе, свобода от внутренних противоречий

Одиночество,

изоляция

Конфликты, неприязнь,

отсутствие друзей, ненависть

Вредные привычки, непривлекательная внешность, болезнь

Порицание и осуждение окружающих

Пассивность,

пессимизм,

депрессия

Отсутствие обязанностей, необременительное времяпрепровождение

Подчинение,

подражание,

зависимость от других

Лень,

скука,

печаль

Неуверенность,

несвобода

Государственное учреждение социального обслуживания

 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение»

Комплексная программа психологическое сопровождение воспитанников приюта

 «Ты выбираешь сам».

Педагог-психолог

Лазарева О.Г.

Саратов 2004

Установочная беседа.

1. Знакомство с целями и методами работы педагога-психолога.

2. Собеседование.

Искусство собрать максимальное количество информации о воспитаннике является отправной точкой         любой работы с ребенком, направленной на его изменение.

3. Знакомство с правилами взаимодействия в группе и условиями индивидуального консультирования.

4. Хочет ли воспитанник принять помощь?

Хочешь достигнуть цели своего стремления – спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился.

Вильям Шекспир

Первая ступень.

Содействие психологической адаптации.

Взрослый не должен спрашивать, что он может спрашивать, что он может ожидать от ребенка.

Он, скорее, должен понимать, что ребенок ждет чего-то от него, что он сам и есть тот, кого спрашивают.

  1. Беседа о причинах помещения в приют.

Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не просто несчастен, а плохо приспособлен к жизни.

А. Энштейн

  1. Беседа о правилах и нормах общежития.
  2. Простраивание перспективных линий жизни.

Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того, чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет.

 Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае.

В Пелевин

  1.  Целеполагание

Когда вы смотрите на пепелище, смотрите внимательней.

Д. Чопра

  1. Общие цели психологического сопровождения.
  2. Задачи взаимодействия психолога и воспитанника.
  3. Ориентация воспитанника (деловая, рентная, игровая).
  4. Индивидуальное целеполагание воспитанника и психолога.

Не требуйте того, чтобы люди вас понимали и догадывались обо всем, о чем, чаще всего, они догадаться просто не в силах.

Научитесь сами прояснять то, что считаете для себя важным.

А. Курпатов

Вторая ступень.

Сопровождение воспитанника при решении проблем.

Не существует такой проблемы, в которой бы не было бесценного дара для тебя. Ты создаешь проблему, потому что эти дары тебе крайне необходимы.

Р. Бах

  1. Вездесущность выбора, решения и ответственности.
  2. Цели, которые ты выбираешь.

Психолог приносит ребенку карту лабиринта, в котором тот заблудился, вместе с ним намечает путь движения по этой карте, а потом отдает эту карту самому ребенку.

Психолог отвечает за то, чтобы карта была правильной.

  1. Позитивный подход к решению проблем.

Если трудно описать проблему словами, можно ее нарисовать.

  1. Рациональный путь принятия решения.

«Всегда есть выход»

Третья ступень.

Групповая работа.

  1. «Мини-синтон. Тренинг эффективного общения».
  2. Курс занятий «Профилактика агрессивности и жестокости в подростковой среде».
  3. Программа занятий «Психологическая профилактика аддиктивного поведения».
  4. Программа занятий «Основы профессионального самоопределения».
  5. Психологический практикум «Как завоевать друзей».

Вера в существование на свете других людей, кроме себя, и есть любовь.

Симона Вайль

Иногда мне кажется, что в этой нелепой жизни, полной случайностей, все же есть некая природная справедливость в том, как выражаются взаимоотношения между людьми.

Если наблюдать достаточно долго, становится понятно, что мы получаем не больше, чем готовы были отдать.

Шелдон Конн

Четвертая ступень.

Консультативное сопровождение воспитанников.

Присутствие того, кто пытается понять, а не судить или управлять, создает ощущение защищенности и порождает атмосферу, в которой можно быть самим собой.

  1. Работа с детьми, пережившими утрату.
  2. Превенция суицида.
  3. Работа с негативными эмоциональными состояниями.

Ваша радость – это ваша скорбь, сбросившая маску.

Колодец, из которого вы будете черпать смех, не раз наполнялся вашими слезами.

Да и как могло быть иначе?

Чем более глубокую скважину выроет скорбь в вашей душе, тем больше радости она сможет вместить.

Халил Джитран

  1. Консультирование воспитанников, переживших насилие.
  2. Кризисное консультирование.

Пятая ступень.

Подготовка к дальнейшему жизнеустройству.

Не требовать от детей невозможного.

У них свои задачи в этом мире.

Они пришли в этот мир проживать собственную жизнь.

  1. Простраивание перспективных линий жизни воспитанников.

Если мы хотим наслаждаться жизнью, то сейчас – самое подходящее время для этого.

Не завтра, не в следующем году, не в следующей жизни, а сейчас.

Лучше всего подготовиться к прекрасной жизни в будущем мы можем, проведя этот год полноценно, гармонично и радостно.

Наша вера в счастливое будущее не имеет смысла, если мы не можем создать для себя счастливое настоящее.

Пусть самым прекрасным днем в нашей жизни всегда будет сегодняшний день.

Томас Дрейер

  1. Тестирование ресурсов.