Коррекционно-развивающая программа психологических занятий для гиперактивных детей

Богатикова Людмила Александровнa

 

Коррекционно-развивающая  программа

психологических занятий для гиперактивных детей

               Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

            Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

            Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

 

Занятие 1.

1.     Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»

2.     Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

3.     «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).

4.     Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.

5.     Пиктограммы эмоций. Определение настроения.

6.     «Ласковое имя» 

-Когда к вам обращаются с ласковым именем?

-Какие чувства испытываете при этом?

-Что вам хочется сделать в ответ?

7.     «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра

8.     «Поза покоя» -

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно – расслабление приятно.

 

9.     «Зеркало». Игра в парах -   повторение всех движений и жестов.

10.            «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.

11.            «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

12.            Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

 

Занятие 2.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»

2. «Выбрось пальцы» – упражнение  на сплочение группы.

3.     «На ошибках учатся» -

«Каждый из нас иногда совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Вспомните сейчас какую-нибудь свою большую ошибку.

Некоторые ребята, совершив ошибку, долго себя винят, а другие ещё раз пытаются сделать то, что у них не получалось. А как вы реагируете на свои ошибки?  Пытаетесь ли вы многократно что-либо делать, пока не получится? Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

 

4.     «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание  своего эмоционального состояния.

 

5. «Белые медведи»

 

Двое детей берутся за руки (это медведи) и со словами «Медведи идут на охоту!» бегут, стараясь окружить и поймать других детей.

Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту

 

6.     Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

     Морская фигура – замри!

 

 

 

 

7. Дыхательное упражнение

Сидя на полу. Вдох, пауза, выдох. Предложить ребенку вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки:

«а», «и», «у», «о».

 

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

 

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

 

10.            «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11.           Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

 

 

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

 

2.     Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.

 

3.     «Строители» -

 

Предложить детям построить себе дом из предметов и мебели в игровой комнате. Вопросы:

-Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

-Где разместишь гостей – друзей?

-Кто ещё будет жить с тобой?

Обыгрывание. Приглашение в гости друг друга.

 

 

 

 

 

4.     «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.

 

5.     Ролевая гимнастика

 

Рассказать известное стихотворение:

-шепотом; с пулеметной скоростью; как робот.

Походить как:

-          младенец; глубокий старик; лев.

Попрыгать как:

-          кузнечик; козлик; кенгуру; лягушка.

-          Нахмуриться как :

-          -рассерженная мама; разъяренный лев; строгая учительница.

6.      «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.

 

7.     «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

 

8.     Разыгрывание ситуаций

 

-          ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их;

-          тебе очень хочется поиграть игрушкой, как у одного из ребят во дворе, попроси её;

-          ты очень обидел своего друга, помирись с ним;

-          ты нашёл на улице маленького, слабого, замерзшего котёнка – пожалей его.

 

9.     «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

10.           Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

 

Занятие 4

 

1.     Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

 

2.     «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.

 

3.     « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

 

 

4.     «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

 

5. «Пошли письмо»

В кругу держатся за руки. Почтальон - в центре:

«Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Сережа в кругу пожимает руку следующему соседу, тот пожимает следующему, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого оно сейчас находится.

 

 

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

 

7. «Слушаем себя» – сесть, расслабиться и закрыть глаза. Послушать, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушаться к своим ощущениям. Поделиться впечатлениями.

 

8.     «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.

 

9.     Подвижная игра по желанию детей.

 

10  «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

 

 

 

Занятие   5

1.     Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2.     «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.

 

3.     «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

 

4.     «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.

 

5.     «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

 

6.     «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

 

7.     «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).

 

8.     «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.

 

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

 10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

 

 

 

 

 

Занятие   6

1.     Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

2.     «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

3. «Будь дружелюбным»

 

-Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен?

-Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость и враждебность?

-Покажи, как ты стоишь и двигаешься, когда дружелюбен?

-Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем?

 

 

 

4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

 

 

5.»Смак»

Предложить представить, что каждый из детей самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в передачу «Смак» рассказать, как готовится то или иное блюдо.

 

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

 

 

 7. «Шарик»– релаксация.

 

Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза.:

Вот шарик надуваем!

А рукою проверяем(вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…

 

8. «Запрещенное движение» – игра организует детей, дисциплинирует, сплачивает.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

 

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

 

. 10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

  11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionno-razvivayushchaya__programma.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 2

Коррекционно-развивающая  программа

психологических занятий для гиперактивных детей

               Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.

            Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами; оптимизация социальной ситуации развития; изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли; научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; помочь ребенку принять себя таким, какой он есть; сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.

            Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний; обучение способам группового взаимодействия; Развитие способности планирования и прогнозирования.

Занятие 1.

  1. Знакомство. « Больше всего я люблю.. Меньше всего я люблю…»
  2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
  4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
  5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
  1. «Ласковое имя»  

-Когда к вам обращаются с ласковым именем?

-Какие чувства испытываете при этом?

-Что вам хочется сделать в ответ?

  1. «Кто быстрей добежит до флажка?» - Подвижная игра
  1. «Поза покоя» -

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье, исчезает напряженье…

И становится понятно – расслабление приятно.

  1. «Зеркало». Игра в парах -   повторение всех движений и жестов.
  2.  «Брыкание». Упражнение лёжа на полу – Снятие мышечного напряжения.
  3.  «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  4.  Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 2.

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-Чанга»

2. «Выбрось пальцы» – упражнение  на сплочение группы.

  1. «На ошибках учатся» -

«Каждый из нас иногда совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Вспомните сейчас какую-нибудь свою большую ошибку.

Некоторые ребята, совершив ошибку, долго себя винят, а другие ещё раз пытаются сделать то, что у них не получалось. А как вы реагируете на свои ошибки?  Пытаетесь ли вы многократно что-либо делать, пока не получится? Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

  1. «Волшебный мешок» - предложить сложить в мешочек все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть…, а в другом волшебном мешочке взять себе те эмоции, которые хочет. – осознание  своего эмоционального состояния.

5. «Белые медведи»

Двое детей берутся за руки (это медведи) и со словами «Медведи идут на охоту!» бегут, стараясь окружить и поймать других детей.

Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту

  1. Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

     Морская фигура – замри!

7. Дыхательное упражнение

Сидя на полу. Вдох, пауза, выдох. Предложить ребенку вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки:

«а», «и», «у», «о».

8. Игра-фантазия – дети придумывают своего главного героя и в общей игре представляют свою модель поведения.

9. «Паровозик» –игра без слов. Ведущий, как паровозик ведет за собой вагоны, которые повторяют его движения. Все дети по очереди выступают в роли ведущего.

  1.  «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 3

1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

  1. Приветствие. «Привет, друг!» – демонстрация своего доброго отношения ко всем участникам группы.

  1. «Строители» -

Предложить детям построить себе дом из предметов и мебели в игровой комнате. Вопросы:

-Удобно ли тебе будет жить в этом доме?

-Где разместишь гостей – друзей?

-Кто ещё будет жить с тобой?

Обыгрывание. Приглашение в гости друг друга.

  1. «На кого я похож?» – ассоциирование детьми друг друга с животным, птицей, деревом, цветком… и пояснить почему.

  1. Ролевая гимнастика

Рассказать известное стихотворение:

-шепотом; с пулеметной скоростью; как робот.

Походить как:

  1. младенец; глубокий старик; лев.

Попрыгать как:

  1. кузнечик; козлик; кенгуру; лягушка.
  2. Нахмуриться как :
  3. -рассерженная мама; разъяренный лев; строгая учительница.
  1.  «Послушать тишину» - функциональное упражнение для формирования произвольной регуляции собственной деятельности.

  1. «Лепим сказку "Три медведя"» - развитие навыков совместной деятельности.

  1. Разыгрывание ситуаций

  1. ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их;

  2. тебе очень хочется поиграть игрушкой, как у одного из ребят во дворе, попроси её;
  3. ты очень обидел своего друга, помирись с ним;
  4. ты нашёл на улице маленького, слабого, замерзшего котёнка – пожалей его.

  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.
  2. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие 4

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»

  1. «Слепой танец» – разбиться на пары и, взявшись за руки, потанцевать под легкую музыку 1-2 минуты. Один из пары ведущий, другой – с повязкой на глазах. Затем меняются ролями.

  1. « Я и другие» - рассказать о своём друге, маме, папе, бабушке, дедушке, подчеркивая положительные черты другого. Попросит рассказать и о себе, выделяя негативные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

  1. «Жмурки» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала. Роли меняются.

5. «Пошли письмо»

В кругу держатся за руки. Почтальон - в центре:

«Я посылаю письмо от Серёжи к Лене». Сережа в кругу пожимает руку следующему соседу, тот пожимает следующему, пока «письмо» не дойдёт до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого оно сейчас находится.

6. «Винт» - Пятки и носки вместе Поворачивать корпус вправо и влево. Одоновременно руки будут свободно следовать за корпусом. Под музыку «Начали!»

7. «Слушаем себя» – сесть, расслабиться и закрыть глаза. Послушать, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушаться к своим ощущениям. Поделиться впечатлениями.

  1. «Рисуем себя» – предложить нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудить детали рисунка, в чем различие. Спросить, что ему нравится, а что – нет.

  1. Подвижная игра по желанию детей.

  1. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие   5

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  2. «Составь рассказ» – дети выбирают себе тему, предложенную взрослым: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Что я не могу…». Вместе с детьми продумать пути выхода из этих ситуаций.

  1. «Зоопарк» – Дети превращаются в животных, в тех, в кого захотят сами. Каждый изображает свое животное, а другие угадывают. После того, как всех узнали, клетки открываются, и звери выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат.

  1. «Цветик – семицветик» – каждый, сорвав лепесток, может задумать одно желание и рассказать только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Поощрять желания, которые связаны с желанием позаботиться о близких, друзьях, старых людях, о тех, кто слабее.

  1. «Два клоуна» – Этюд на выражение удовольствия и радости.

Два веселых клоуна жонглируют воображаемыми кольцами, не замечая друг друга. Вдруг сталкиваются спинами и падают, громко хохоча. Успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, теперь они бросают кольца друг другу.

  1. «Черепаха» – упражнение на развитие двигательного контроля. По сигналу, дети с противоположной стороны начинают медленное движение к ведущему. Нельзя останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты по сигналу все останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

  1. «Наша группа » – рисунок всех детей в игровой группе по желанию: в виде людей, в виде животных, птиц, цветов… Обзор рисунков с комментариями самих детей. (Диагностический показатель взаимоотношений детей внутри группы).

  1. «Жмурки с голосом» – дети бегают, дразнят «жмурку», трогают её, чтобы отвлечь… «Жмурка на ощупь отгадывает кого поймала по голосу. Роли меняются.

9. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем.

 10. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку»

Занятие   6

  1. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
  2. «Закончи предложение» –Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого попросить объяснить тот или иной ответ. (Способствует повышению уверенности в себе, в своих силах).

3. «Будь дружелюбным»

-Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен?

-Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость и враждебность?

-Покажи, как ты стоишь и двигаешься, когда дружелюбен?

-Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни: дома, с друзьями, с учителем?

4. Совместный рисунок « Как мы боремся с трудностями?» - развитие совместной деятельности. Обсуждение картины всеми детьми.

5.»Смак»

Предложить представить, что каждый из детей самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в передачу «Смак» рассказать, как готовится то или иное блюдо.

6.«Сорви шапку» – одна рука привязана к туловищу, другая свободна. На головах шапки. Цель: снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

 7. «Шарик»– релаксация.

Положить руку на живот. Представить и надувать живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтоб рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимать. Вдох – пауза, выдох – пауза.:

Вот шарик надуваем!

А рукою проверяем(вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко…ровно…глубоко…

8. «Запрещенное движение» – игра организует детей, дисциплинирует, сплачивает.

Под музыку повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит его – выбывает из игры.

9. «Я добился успеха» – представить это и прочувствовать большую уверенность в себе и силу. Обсудить с каждым ребенком то, что он себе представил и в чем добился успеха.

. 10. «Добрый Круг» – делимся своими чувствами и настроением, которое сейчас испытываем. Говорим самое хорошее о всех членах группы и о себе.

  11. Ритуал прощания - "Дарим друг другу улыбку и пожелания».