Самооценка и уровень притязаний младшего школьника

Шеповалова Анна Александровна

самооценка и уровень притязаний младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoocenka_i_uroven_prityazaniy_mladshego_shkolnika.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретический подход к проблеме самооценки

               и уровня притязаний младшего школьника

         1.1 Понятие самооценки и уровня притязаний в  

                психологической науке…………………………………………….7

          1.2 Особенности самооценки и уровня притязаний

                 младшего школьника………………………………………….…11

Глава 2. Исследование уровня самооценки и её влияния на успешность

              обучения детей младшего  школьного возраста

            2.1 Описание программы и методик исследования……………….20

            2.2 Описание и анализ результатов исследования………………...23

Заключение…………………………………………………………………..26

Литература…………………………………………………………………...27

Приложения……………………………………………………………….…30

           

                                       Введение

         Актуальность темы.  Детство – очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность, которая вступает во взаимодействие с окружающей его средой. Ребенок с первых же мгновений своей жизни не изолирован от окружающей действительности, он не пассивный объект тех или иных общественных отношений, он взаимодействует с обществом, он вынужден приспосабливаться к жизни.

Ребенок должен быть счастливым. Вряд ли кто-то станет оспаривать это. Ребенок должен уметь адаптироваться и преодолевать трудности, быть открытым и доброжелательным. А для этого ему необходимо иметь положительную самооценку, позитивное представление о себе.

Линия жизни ребенка больше всего зависит от того, каким он себя представляет. Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого внимания. В том, как личность представляет свое  «Я», заключается и достигается уровень зрелости в целом. Логика анализа проблем личности подвела науку к осмыслению проблемы «Я».  «Я» - другими словами, субъективная целостность (само) ощущений, (само) образов, (само) оценок, на основании которой личность выделяет себя из окружающего мира, осознает как автономного и ответственного субъекта социальных взаимодействий. Проблема «Я», проблема самосознания личности – предмет серьезных дискуссий, как сегодня, так и на рубеже XIX – XX веков.

         Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие. Наиболее полно теоретические аспекты проблемы самооценки разработана в трудах отечественных психологов – Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, А.В.Захаровой, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, В.В. Столина, зарубежных – Р.Бернса, У.Джемса, Ч.Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса .

          Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.С.Рубинштейн, М.Н.Скаткин.  В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной , Е.И.Савонько , В.А.Горбачевой.

В конце 30-х годов XX века в психологии личности началась дифференциация направлений исследований. В результате во второй половине XX века сложилось  много различных подходов и теорий личности. Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности, то есть оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места  среди людей.

Самооценка – результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному складываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки. Каждый человек ждет одобрения от других людей. Успех доказывает компетентность, а это очень важно для формирования «Я-концепции».

Актуальность темы данного исследования определяется тем, что самооценка и её влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста играет огромное значение в учебно-воспитательном процессе. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

         Целью исследовательской работы является изучение влияния уровня самооценки на успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

         Объект исследования -  самооценка и успешность обучения детей младшего школьного возраста.

         Предмет –  влияние уровня самооценки на учебную деятельность детей младшего школьного возраста.

 Гипотезой данной работы является предположение о том, что уровень самооценки влияет на  успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

         Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:  

  1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по проблеме самооценки личности и уровня притязаний с целью выявления основ ее развития.    

  2.Изучить понятие самооценки и уровня притязаний в психологической науке.

  3.Изучить особенности самооценки и уровня притязаний у детей младшего школьного возраста.

  4. Исследовать уровень самооценки младших школьников и определить её влияние на успешность обучения.

  5. Проанализировать полученные результаты исследования.

         В ходе исследования нами были использованы следующие методы и методики.

         Теоретические методы: анализ научных источников по проблеме исследования, сравнение, обобщение.

         Эмпирические методы:  эксперимент, опрос, тестирование, методы статистической обработки полученных результатов.

Методики:

1.Изучение уровня самооценки (по методике Дембо-Рубинштейна);

2.Изучение самооценки качеств личности (по методике Л.П.Пономаренко);

Глава 1. Теоретический подход к проблеме самооценки и

                     уровня притязаний младшего школьника

1.1 Понятие самооценки и уровня притязаний в психологической науке

К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания.

Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку [5,c.21].

В западной психологии к изучению самооценки обращали взоры многие ученые. По классической концепции У.Джемса(1890) представление об актуализации идеального-Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.

                               Успех

Самооценка= ----------------------------------

                             Притязания

 Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира. У А.В.Петровского уровень притязаний перекликается с  Я-идеальным. Ученый считает, что «…самооценка есть результат… своего рода проекция реального «Я»  на «Я» идеальное. Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний [20,c.275].

По мнению Бороздиной Л. В.   уровень  притязаний считается проявлением самооценки  в  действии  личности. Эксперименты последних лет раскрывают зависимость уровней самооценки и притязаний под влиянием тревожности индивида. Выделяют известную вероятность нарастания тревожности от высокой самооценки к низкой, т. е. констатируют присутствие обратной зависимости величин уровня тревожности и самооценки как некой тенденции, выявляемой лишь посредством анализа усредненных значений. А вот при сопоставлении уровня притязаний с уровнем тревожности такой связи сколько-нибудь определенно вообще подтвердить не удалось. Анализ соотношения этих трех элементов вскрывает достоверно значимое усиление уровня тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний, даже если позиция самооценки субъекта высока. Складывается впечатление, что рост хронической тревожности не случайно сопутствует рассогласованию уровней самооценки и притязаний, а формируется как реакция на это расхождение [5,c.27].

Длительное рассогласование между самооценки и уровня притязаний — это ситуация, при которой человек сам с собой не в ладу, ситуация пролонгированного внутриличностного конфликта, иногда весьма острого. Попытка выровнять его “прыжком” не всегда срабатывает, частые же, но неудачные “прыжки” способны увеличить корректируемую дистанцию, а хронический эмоциональный дискомфорт в виде переживания чувства недовольства собой, эмоциональной напряженности, беспокойства, тревожного ожидания может приобрести форму некоего патогенного фактора, соотносимого ряду психосоматических заболеваний.

Самооценка – это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков.

Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависит взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, активность человека, стремление к самосовершенствованию.

Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Самооценка развивается путем постепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные требования, в требования человека к самому себе. При этом же, кто ценит себя  высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих.  

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения [23,c.396].

Уровень притязаний человека определяется степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое).

Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей. Добиться этого можно либо с помощью полезных для общества действий – особых достижений в творчестве и труде – либо, не прилагая особых усилий в этих областях – экстравагантностью в одежде, прическе, стиле поведения[13, С.118].

Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности. Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имеющимся на данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.

Самооценка играет важную роль в организации результативного управления поведением человека. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний. Самооценка не только компонент самосознания, но и фундаментальное свойство личности, которое наряду с другими качествами характеризует ее активность, направленность. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний [4,c.316].

1.2 Особенности самооценки и уровня притязаний младших школьников

         Проблема возникновения и развития самооценки и уровня притязаний является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

         Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить  целостное поведение в соответствии с социальными нормами [9,с.74 ]

 Р.Бернс, анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения. [4,с.224.]

 Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

 Проведенное Д.Б.Элькониным  и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы [26,c.145]:

1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

 В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.

 Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности [24,с.32.]

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей о заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности [17,с.60. ]

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

 Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

 Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой. Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее – не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

 Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу [12,с.93.]

 Рассмотрим    основные    факторы,    непосредственно    влияющие    на формирование самооценки младшего школьника. Одним из таких факторов является мнение родителей и стиль домашнего воспитания, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности, всеобщего поклонения. Дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия. Они либо пользуются большой свободой, которая, по сути, является результатом бесконтрольности, следствием равнодушия родителей к детям, либо испытывают чрезмерное ущемление собственной свободы со стороны родителей, подвергаясь их жесткому ежедневному контролю, негативной критике.

В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний ребенка в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка культивируются те качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа, послушание, высокая успеваемость. Уровень притязаний ребенка, родителей по отношению к ребенку и его потенциальные возможности зачастую не совпадают, порождая переживания, снижение уровня мотивации, что может нанести ущерб личности школьника. Таким образом, для формирования объективной и содержательной самооценки младшего школьника учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями [25,с 44].

Следующим фактором можно выделить наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценку учителя.  Формирование учебной самостоятельности младшего школьника не возможно без сформированности у него навыков учебной деятельности, важным и непременным условием которой являются контроль и оценка. Человек оценивает свои особенности (качества личности, способности, возможности) по отношению к определенному предмету деятельности. Оценка себя как субъекта деятельности есть по существу определение человеком своих возможностей реального (или планируемого) включения в тот или иной вид деятельности – общение, игру, учение, труд. Согласно разработанной в советской психологии теории деятельности (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развитие психики в онтогенезе связано с организацией определенных форм предметной деятельности. «При изучении самооценки необходимо выделять особенности предметной деятельности ребенка как на «первичном», так и на «вторичном» уровне, т.е. на уровне оперирования с «образом» предмета».

Структура деятельности включает ряд компонентов: мотивы, цели, условия, действия, операции. Опора при самооценке на каждый из этих компонентов способствует ее объективности. Становление содержательной и объективной самооценки должно быть связано с обращением к анализу существенных свойств предмета и способов его преобразования, т.е. выделению четких критериев для оценивания. Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, необходимо, по мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, формировать самооценку ребенка, используя возможности этой деятельности. Самооценка представляет собой движение к выполнению учебной задачи в целом: «да, это я умею и могу двигаться дальше» или «этот способ действия мною еще не освоен, и необходимо еще поработать над некоторыми операциями».

Согласно Л.М. Фридману, оценочный компонент занимает ведущее место в учебно-познавательной деятельности школьника. Подчеркивая ведущую роль оценки, Л.М. Фридман говорит о двух видах контрольно оценочной деятельности: внешней и внутренней. Внешняя деятельность осуществляется учителем, внутренняя – учащимися. Эти два вида деятельности непосредственно взаимосвязаны. Учитель должен учитывать результаты контрольно-оценочной деятельности учащихся при осуществлении своей аналогичной деятельности. «Учащиеся же осуществляют внутреннюю контрольно-оценочную деятельность, подражая и ориентируясь на соответствующую деятельность учителя, корректируют свою деятельность в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учителя» [10,с189.]

Оценка учителя прежде всего должна способствовать становлению объективной самооценки ребенка, поэтому важно научить младших школьников с помощью учителя вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.

Таким образом, самооценка сопровождает весь ход учебно-познавательной деятельности, то опережая выполнение действий и операций, определяя качество, то перепроверяя уже выполненные действия и операции с целью установления их правильности. «Чем сильнее оценочный компонент в учебно-познавательной деятельности ребенка, чем этот компонент с обостренными свойствами сомнения и контроля является динамичнее во всем процессе решения задачи и сопровождает этот процесс, тем успешнее будет учиться ребенок и приобретать способность к действительной самостоятельности в учении». Оценочный копонент становится внутренним стимулом в учебно-познавательной деятельности школьника, вселяет в него уверенность, оптимизм в преодолении трудностей, придает сложным учебным задачам притягательную силу познания. Ученик начинает поощрять сам себя, так как внутри своей учебной деятельности он находит источники своего стимулирования.

Немаловажным фактором является оценка товарищей. Научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев. «Следует постоянно фиксировать внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, привлекать всех к активному наблюдению за этим поведением, формировать в детском самосознании объективные критерии оценки, привлекать детей к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивать продвижение каждого ребенка вперед, его моральный рост».

Учителю важно помнить, что оценочная позиция младшего школьника меняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Первоклассник накапливает пассивный опыт оценивания под влиянием оценок учителя и родителей. Во 2-м классе ученик может анализировать результаты своей учебной деятельности и результаты деятельности своих товарищей под руководством учителя. В 3-м и 4-м классах учащиеся должны уметь анализировать и обобщать результаты своей учебной деятельности с большей самостоятельностью, по сравнению с второклассниками, разрабатывать пути корректировки результатов деятельности под руководством учителя. Владение навыками самооценивания и взаимооценивания будет способствовать более быстрой адаптации ребенка в среднем звене школы [11,с.40]

Собственный жизненный опыт является следующим фактором, влияющим на формирование самооценки младшего школьника. Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.

         Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте [25,с.44].

Глава 2. Исследование уровня самооценки и её влияния на

               успешность обучения детей младшего  школьного

                                                        возраста

2.1 Описание программы и методик исследования

Цель практического исследования - изучить  уровень самооценки и  её влияние на успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

           Исследование проводилось на базе средней школы в 4 классе. Выборка составила 15 человек из 4А класса и 15 человек из 4 Б класса

         Для проведения исследования нами были подобраны и использованы следующие методики:

1. Методика Т.Дембо-С.Рубинштейна.

2. Методика Пономаренко Л.П.

         1).Методика Т.Дембо-С.Рубинштейна.

Для исследования самооценки младшего школьника существует много различных методик. Нами же была использована методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна (Рубинштейн, 1970), в педагогике он бытует под домашним названием «линеечки».

Использование «линеечек» Дембо-Рубинштейн не как инструмента клинического исследования, а как портативного инструмента массовых обследований самооценки школьников стало возможным после валидизации этого метода в работах А.В. Захаровой (1993) и Г.А. Цукерман (1993).

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования.

 Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения.  Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно (Приложение 1)

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «Высокой» – со средним баллом 4–5; «Низкой» – со средним баллом  0-2,5.

2).Методика Пономаренко Л.П.

Наряду с методикой изучения самооценки качеств личности нами был использован тест Л.П.Пономаренко на основе методики семантического дифференциала.

Учащимся предлагалось пройти тест, состоящий из полярных характеристик. На бланке представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре  ребята определяли, как это свойство проявляется у них. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7.

         На I этапе работы по каждой паре они выбирали номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у них в настоящий период их жизни («Реальное Я»). Выбор обозначали крестиком («х») в соответствующем квадратике.

После того как все участники выполнят это задание, можно приступать ко II этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т. е. каким бы вы хотели быть, и обозначаете свой выбор кружочком (Приложение 2).

 По каждой паре полярных свойств посчитайте разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Для этого высчитывается абсолютная разница (без учета знака) между номером столбца, где стоит крестик, и номером, где вы поставили кружок.

Заключительный этап работы состоит в суммировании всех 15 цифр, представляющих собой разницу позиций «реального Я» и «идеального Я». Полученная сумма сравнивается с ключом.

Цифра более 25 свидетельствует о заниженной самооценке ее обладателя.             Цифра от 10 > 25 свидетельствует об адекватной самооценке. Результат менее 10 баллов свидетельствует о высокой самооценке.

2.2 Описание и анализ результатов исследования

         Результаты исследования самооценки качеств личности по методике Т.Дембо-С.Рубинштейна приведены в сводной таблице (Приложение 4).

Рис.№1.Уровень самооценки учащихся по методике Т.Дембо-

              С.Рубинштейна в 4А классе.

         Чтобы  выявить влияние уровня самооценки на успешность обучения мы высчитали средний балл успеваемости в классе, учащихся разделили на 3 подгруппы. К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5. На среднем уровне находились дети имеющие средний бал от 3,5 до 4,5.К сильным ученикам отнеслись дети, имеющие от 4,5 до 5 баллов.

Рис.№2. Уровень успеваемости в  4 А классе.

         Сопоставляя уровень самооценки и уровень обучения в этом классе, мы получили следующие результаты, представленные в таблице №1.

Таблица №1.Сопоставление уровня самооценки (по методике Т.Дембо-

                  С.Рубинштейна)  со средним баллом успеваемости в 4 – А

                  классе

          Успеваемость


Уровень

самооценки

   


Сильные

 20%

 


Средние

67%

 


Слабые

13%

Высокий            40%

13%

27%

 ---

Средний             34%

7%

27%

 ---

Низкий               26%

   ---

13%

13%

         Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что несомненно уровень самооценки играет немаловажную роль, ведь сильные учащиеся имеют в основном завышенную или адекватную самооценку, а слабые учащиеся наоборот заниженную. Как видно из результатов, из 20% сильных учащихся в 4-А классе 13% имеют завышенный уровень самооценки, и все слабые учащиеся этого класса имеют заниженный уровень самооценки.

         Рассмотрим    уровень   самооценки   по  методике Л.П.Пономаренко.

Результаты исследования приведены в сводной таблице (Приложение 4)

Рис.№3.Уровень самооценки по методике Л.П.Пономаренко в 4 – Б классе.

Рис.№4. Уровень успеваемости в 4-Б классе.

Таблица №2.Сопоставление уровня самооценки (по методике Л.П

                      Пономаренко) со средним баллом успеваемости в 4Б классе.

              Успеваемость


Уровень

самооценки

   3-Б


Сильные

14%

 3-Б


Средние

72%

  3-Б


Слабые

14%

Высокий           14%

7%

7%

---

Средний            39%

7%

25%

7%

Низкий              47%

---

40%

7%

Анализируя результаты сопоставления, мы видим, что сильные учащиеся в 4-Б классе имеют высокий и средний уровень самооценки, а слабые низкий или средний уровень. Следовательно, гипотезу данной работы мы доказали, что уровень самооценки влияет на  успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста.

                              Заключение

          Проанализировав учебную литературу по данной теме и выполнив экспериментальные исследования, мы можем сделать вывод о том, что эта тема заслуживает особого внимания. Важность проблемы связана с необходимостью создания таких условий обучения и воспитания, в рамках которых ребёнок может проявлять себя как полноценная, социально активная личность, обладающая адекватной самооценкой и осознающая свою самоценность и ценность для общества.

         У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

         В своей работе мы доказали гипотезу и справились с поставленными задачами.

                                   Литература

Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе.- М.: УЧПЕДГИЗ, 1999 – 483с.

Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания.- ЛГУ, 1999 – 286с.

Андрущенко Т.Ю.,Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности. // Вопросы психологии ,2001 №3 – с 13

Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитания.- М.: Прогресс, 1994 – 583с.

Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1999. № 3. -С. 21—30.

Бодалев А.А. Восприятие человека человеком.- Ленинград, ЛГУ, 1999 – 386с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 2000 – 380с.

Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника//Вопросы психологии личности школьника.-М.: Просвещение, 1997 – с  18-25

Выготский Л.С. Педагогическая психология- М.: Педагогика, 1999 – 528с.

Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей- М.,2001 – 290с.

Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника.- М, 2001 – 292с.

Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1995., №4 – с.23-26

Капустин А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента : Автореф. дис. …канд.псих. наук. –М.,1996. – 24с.

Кон И.С. Открытие Я.-  М.,1996 – 495с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность- М., 1990 -285с.

Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся.- М., 1998 – 477с.

Липкина А.И. Самооценка школьника-. М., 1999 – 382с.

Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности- М., 1999 – 304с.

Матюхина М.В. Психология младшего школьника. -М.: Просвещение, 2002 – 216с.

Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1999 – 583с.

Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1999 – 412с.

Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ :Транзиткнига, 2006. -479с.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.,1998 -631с.

Савонько А.П.Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми./Автореферат канд. Дис..-М.,2000.

Фомина Л.Ю.Что влияет на формирование самооценки младших школьников//Нач.школа плюс до и после.,2003 –с 44

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1998 – 275с.

ШапарьВ.Б. Словарь практического психолога .-  М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 734с.

Шибутани Т. Я-концепция как персонификация// Социальная психология. Пер. с англ.В.Б.Ольшанского.:Ростов н/Д., 1999.-С.193-212

                  ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                           Приложение 1.            

                         Опросный лист .

    Методика самооценки качеств личности

               ( Т. Дембо - С. Рубинштейн)

Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность

Дата заполнения ________________

Класс__________________________

Имя  ______________________________________

                                                                                         

                                                                                   

                                                                                           Приложение 2            

                 Опросный лист .

Методика самооценки качеств личности

                 (по Л.П. Пономаренко)

                                                                                                  Приложение 3.

             

        РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ КАЧЕСТВ  

             ЛИЧНОСТИ ( по методике Т.Дембо-С. Рубинштейна)

№  п/п

Средний  балл в результате исследования.

Уровень самооценки.

Средний  балл

успешности       обучения в 4А классе

1.

3,5

Средний.

4,2

2.

4,1

Высокий.

4,6

3.

2,7

Средний.

3,9

4.

4,8

Высокий.

4,7

5.

3,1

Средний.

4,1

6.

4,6

Высокий.

4,2

7.

2,5

Средний.

4,1

8.

1,7

Низкий.

3,8

9.

4,4

Высокий.

4,6

10.

2,9

Средний.

4,5

11.

3,4

Средний.

4,4

12.

3,3

Средний.

3,7

13.

2,2

Низкий.

3,7

14.

3

Средний.

4,1

15.

4,7

Высокий.

3,8

                                                                                                      Приложение 4.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ

 

                     (по    методике Л.П. Пономаренко.)


№ п/п

Балл по исследованию.

Уровень самооценки.

Средний балл успешности обучения в 4Бклассе

1.


16


Средняя.


3.4

2.


15


         Средняя


4.5


3.


5


Высокая.


4.3


4.


27


Низкая.


4


5.


11


Средняя.


4.3


6.


28


Низкая.


3.4


7.


22


Средняя.


3.4


8.


17


Средняя.


4


9.


30


Низкая.


3.8


10.


20


Средняя.


4.1


11.


14


Средняя.


4.


12.


29


Низкая.


3.5


13.


8


Высокая.


4.5


14.


26


Низкая.


3.7


15.


29


Низкая.


3.6