Главные вкладки


    Диагностика адаптации первоклассников

    Селезнева Марта Арсеновна

    В Методической разработке представлен один из вариантов применения методик для отслеживания адаптации первоклассников. Рекомендуется проводить диагностику в декабре учебного года. Прилагается бланк ответов для занесения результатов индивидуально по каждому ребенку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    diagnostika.docx24.83 КБ
    blank_otvetov.docx12.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации.

    Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие:

    во-первых, с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность;

    во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе.

    Нами были предложены следующие методики для исследования адаптации первоклассников:

    1. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина);
    2. Методика «Изучение интеллектуальной готовности к школе»;
    3. Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург);
    4. Методика «Составление рассказа по картинке»;
    5. Рисуночная методика «Что мне нравится в школе»;
    6. Тест Тулуз-Пьерона;
    7. Тест «Домики» (О.А. Орехова).

    1. Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и используется при определении готовности детей к школьному обучению.

    Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

    Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

    Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

    1. Методика «Изучение интеллектуальной готовности  школе».

    Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах – это операции мышления, оценивая которые можно судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на серию вопросов. За каждый правильный ответ на каждый вопрос ребенок получает 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

    1. Методика «Определение мотивов учения» направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

    Для детей 6-7 лет наиболее характерными являются следующие мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);  широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);  «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);  «внешние» по отношению к самой учёбе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п.           Игровой мотив, неадекватно перенесённый в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой оценки (отметка).

         В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Дети последовательно осуществляют три выбора. Из ответов-выборов  первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.

    Интерпретация мотивов:

    Внешний - собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

    Учебный - ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

    Игровой - в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

    Позиционный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

    Социальный - ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.

    Отметка - ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

    1. Методика «Составление рассказа по картинке». Цель- оценить активный словарный запас, связность и грамматический строй ребенка.

    1. Рисуночная методика «Что мне нравится в школе» позволяет определить отношение ребенка к школе.

    1. Тест Тулуз-Пьерона.

    Цель методики:  выявление способности к произвольной концентрации внимания

    Увелечение массовой доли легких церебральных нарушений – новая реальность последнего десятилетия. 40-60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют функциональные нарушения в деятельности мозга, в принципе, обратимые и нормализуемые по мере роста ребенка и созревания головного мозга. В нашей стране эти нарушения получили название минимальных мозговых дисфункций (ММД). Обучение, не учитывающее индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, порождает обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.

    Тест Тулуз-Пьерона позволяет исправить эту ситуацию. Тест является модификацией корректурного теста - невербального теста достижений, направленного на выявление способности к произвольной концентрации внимания. Применение этой методики для диагностики ММД обосновано канд. психол. наук Л.А. Ясюковой.

    1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» позволил провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе (к себе в новой роли, к учителю, к одноклассникам).

    Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

    Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

    1-е задание определяет вегетативный коэффициент, который характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

    1. 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность.
    2. 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Рекомендация: необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
    3. 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам.
    4. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

    2-е задание расшифровывает эмоциональную сферу первоклассника.

    В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

    По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

    1. с положительным отношением к школе
    2. с амбивалентным отношением  
    3. с негативным отношением

    Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

    1. достаточный
    2. частичный
    3. недостаточный (или дезадаптация)


    Предварительный просмотр:

    ФИО ученика   

    Дата          

                                                             

    Методика «Изучение интеллектуальной готовности»

    № вопроса

    Ответ

    Количество баллов

    Методика «Определение мотивов учения»

    Выборы

    № карточки

    Мотив

    Методика «Составление рассказа по картинки»

    Расположение картинок (под №)

    1

    2

    3

    4

    Рассказ по картинкам

    Количество баллов

    Методика «Домик»

    Количество баллов:

    Примечания: