Психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных отношений у дошкольников

Муратова Инна Сергеевна

В статье раскрываются условия и напрвления формирования духовно-нравственных отношений в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных отношений у дошкольников

Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура испытывает влияние западной массовой культуры. Доступность средств массовой информации, телевидения, компьютерных игр, интернета, дефицит позитивных примеров, пропаганда насилия, безнравственности создали ситуацию, оказывающую колоссальное воздействие на развитие отношений личности. Поэтому вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения сегодня является одной из ключевых проблем, стоящих перед современным обществом, системой образования, родителями и государством в целом.

Система духовно-нравственных ценностей закладывается с детства, в связи с этим дошкольному образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Процесс формирования духовно-нравственных отношений будет более успешным, если в образовательном учреждении создать условия для  физического развития и духовных сил ребенка, способствовать самопознанию дошкольника, научить следовать нравственным нормам в повседневной жизни.

Основной целью нашей работы является построение системы формирования духовно-нравственных отношений в учреждениях дошкольного образования через приобщение дошкольников к народным традициям и обычаям.

Основные задачи:

  1. создать целостную систему духовно-нравственного воспитания на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  2. приобщить дошкольников к народным традициям и обычаям, сохраняя преемственность поколений;
  3. сформировать разносторонне развитую, здоровую, социально активную личность ребенка.

Анализ научной литературы и эмпирический опыт показал, что эффективность формирования духовно-нравственных отношений через приобщение дошкольников к народным традициям и обычаям, реализация воспитательного потенциала народного опыта воспитания зависят от соблюдения целого ряда психолого-педагогических условий:

  1. введение ребенка в активный, организованный, познавательно-деятельностный процесс освоения сущности культуры, культурных традиций как основы формирования духовно-нравственных ценностей;
  2. проведение педагогической диагностики, определяющей уровень усвоения детьми дошкольного возраста содержания культурных традиций и ее базовых ценностей;
  3. формирование интереса к культурным традициям педагогами на основе введения в учебно-воспитательный процесс ДОУ программы духовно-нравственного воспитания дошкольников;
  4. интеграция деятельности семьи, детского сада и других социальных институтов по формированию духовно-нравственных отношений у дошкольников.

В соответствии с выделенными целью, задачами, условиями, формирование духовно-нравственных отношений осуществляется по следующим направлениям.

  1. Духовно-образовательное (чтение литературных произведений, беседы, устные поучения).
  2. Воспитательно-оздоровительное (праздники духовно-нравственной направленности, народные игры).
  3. Культурно-познавательное (тематические встречи, целевые прогулки, экскурсии).
  4. Нравственно-трудовое (продуктивно-творческая деятельность: изготовление подарков, открыток к праздникам).

В детском саду создана предметно-развивающая среда, способствующая обогащению духовно-нравственной культуры дошкольника: это музей народных традиций «Русская изба», национальные уголки, где дети могут познакомиться с национальными костюмами, государственная символика, мини-музей старины. Интерьер нашего музея составляют подлинные предметы, появившиеся в результате поездок по району и области наших сотрудников, а также родителей воспитанников, которые принимали активное участие в его оформлении. Предметы русского быта используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с фольклором, на занятиях познавательного развития, изобразительного искусства, а также в различных играх.

В основу образовательной деятельности положены краткие сведения о сути праздников, их истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также духовно-нравственных нормах поведения. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения. Педагоги используют разнообразные формы работы и технологии: проектную деятельность, поисково-исследовательскую деятельность, народное рукоделие (вышивка), тематические выставки.

Воспитатели в игровой форме знакомят детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Большое внимание уделяют играм-драматизациям. Выбирают сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества (щедрость, доброту, милосердие, любовь и т.д.). Учат детей обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами.

Музыкальные руководители, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, также строят свою работу на материале народных песен, игр, танцев. Утренники проводятся в форме игры, беседы, просмотра кукольного спектакля, в котором непосредственное участие принимают зрители. Заканчивается утренник угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху - куличом, на Рождество - конфетами, на Масленицу - блинами и т.д.

Атмосфера игры, праздника, веселья, угощение воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок принимает активное участие. Педагоги во время занятий могут не только способствовать развитию духовно-нравственной составляющей, но и диагностировать воспитанников.

Наша деятельность в данном направлении показывает, что игра, театральные действия, сказки не только самое эффективное средство воздействия на дошкольника, но и содержат в себе знания по основным проблемам. Это, прежде всего, проблемы совести, добра и зла, вечной любви и преданности, жертвенности и умения прощать, семейных ценностей, добротолюбия и чистоты нравов, любви к близким и своему Отечеству, уважения к памяти предков и почитания своих родителей, послушания, целомудрия, знания традиций своего народа и родной семьи.

 Родители также являются активными участниками и помощниками в процессе формирования духовно-нравственных отношений у детей. В детском саду ежегодно семьи принимают участие в выставках творческих работ из природного материала. С родителями проводятся собрания на духовно-нравственные темы, анкетирование с целью выявления ошибок и коррекции духовно-нравственного воспитания в семье, совместные праздники, спектакли, изготовление декораций к праздникам, выставки совместных работ.

Благодаря системной и планомерной работе в направлении формирования духовно-нравственных отношений у детей сформированы элементарные представления о традициях и жизни русского народа, чувство гордости за свою малую Родину, приобретены навыки исполнения народных песен, танцевальных движений, народных обрядов.