Организация работы на отделении экономики и управления с учетом профессионально-личностной компетенции педагога как фактора успешности самореализации будущего специалиста

Косова Ирина Валерьевна

Анализ организации работы на отделении экономики и управления с учетом профессионально-личностной компетенции педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_2010.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Выступление

 на педагогическом совете по теме:

«Организация работы на отделении экономики и управления с учетом профессионально-личностной компетенции педагога как фактора успешности самореализации будущего специалиста»

Сост. Косова И.В.

Владивосток, 2010

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Анализ психолого-педагогической литературы показал большой разброс мнений по вопросу о признаках компетентности специалиста сферы образования. С учётом особой роли личности педагога в осуществляемой профессиональной деятельности (Е.А.Крюкова, Л.М.Митина, А.А.Орлов, Н.К.Сергеев и др.) критерием качества его подготовки необходимо рассматривать профессионально-личностную компетентность как сложное взаимодействие профессиональных и личностных характеристик.

Исходя из вышеизложенного, цель работы отделения  видится в создании благоприятных условий для формирования профессионально-личностной компетентности педагога.

 В качестве инвариантных признаков профессионально-личностной компетентности педагога нами определяются следующие:

-способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессионально-педагогической ситуации;

-умение находить нестандартные решения профессионально-педагогических задач;

-мотивированное стремление к непрерывному профессионально-личностному самообразованию и самосовершенствованию;

-владение системой профессионально-нравственных ценностей;

-способность к профессионально-личностной рефлексии, что позволяет педагогам отделения сформулировать конкретные задачи профессиональной деятельности:

-создание условий для созидания студентами субъективно нового знания, способов его получения и творческого применения, для восприятия образования как личностно значимой ценности;

-создание условий для развития способности к профессионально-личностной рефлексии;

формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.

Комплексное решение данных задач позволяет добиться положительного результата в подготовке конкурентоспособного педагога, квалифицированно решающего профессиональные задачи в сфере образования.

В своей работе преподаватели отделения руководствуются следующими принципами, подходами и идеями, составляющими концептуальные основы  педагогической технологии:

гуманизации и демократизации педагогических отношений;

педагогики сотрудничества;

органической связи индивидуальной и коллективной деятельности;

личностно-деятельностного и рефлексивного подходов;

субъектности;

проблемности;

целостности, единства личностного и профессионального развития человека.

Опираясь на подход к определению педагогической технологии В. М. Монахова, выделяются следующие её компоненты: проектирование, организацию, корректировку и оценку эффективности образовательного процесса.

Продуктами проектирования являются рабочие программы по дисциплинам, планы занятий; методические рекомендации по организации различного рода практик, самостоятельной работы студентов: рабочее руководство, сборники практических и лабораторных работ, учебные элементы, рекомендации по курсовому и дипломному проектированию. Таким образом, на отделении создаются учебно-методические комплексы, что  позволяет осуществлять отбор и конструирование содержания образования с учётом реализации требований ГОС СПО, а также формировать профессионально-личностную компетентность педагога.

Организация образовательного процесса основана на внедрении и использовании оптимальных форм, методов и средств обучения студентов. Профессионально-педагогическая подготовка педагогов отделения имеет две составляющие: первая представляет систему мер, направленную на познание профессии и тех областей знаний, которые входят в её теоретическую основу, вторая - на познание педагогом себя, на саморазвитие личности с целью обретения уверенности, позволяющей компетентно заняться на практике профессиональной деятельностью.

Знакомясь с концепциями развития и формирования личности И.С. Якиманской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина; личностно- ориентированными технологиями, преподаватели отделения пришли к выводу, что учить и воспитывать можно только с учётом индивидуальных особенностей студентов и что развитие должно исходить из достигнутого уровня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного формирования профессионально- личностной компетентности педагогов отделения:

-включение студентов в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;

-организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий (ответы на проблемные вопросы, составление проектов уроков, написание аннотаций на предлагаемую методическую литературу, анализ педагогических ситуаций, решение методических задач, подготовка сообщений докладов и др.);

-предоставление права выбора студентам заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям студентов и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;

-активизация деятельности студента как субъекта образовательного процесса;

-создание на учебном занятии ситуации успеха.

Использование принципов педагогики сотрудничества и личностно-деятельностного подхода позволяет студенту стать субъектом деятельности. В свою очередь деятельность наряду с действием других факторов определяет его личностное развитие как субъекта. Субъектный опыт студентов актуализируется посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса: проблематизации содержания учебного занятия, совместного целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке, постоянной рефлексии. Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студентам предоставляется возможность

отстаивать своё мнение;

участвовать в дискуссиях;

выступать в роли преподавателя;

решать задачи;

выбирать по своему желанию виды работ, формы отчёта;

работать в микрогруппе.

Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у студентов адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности студентов, развивать личную активность и вести каждого учащегося к достижению результата.

 Анализ исследований проблемы позволил сделать вывод, что компетентный учитель - это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Личность учителя, с позиций компетентностного подхода, рассматривается в ее внутренней целостности, где профессиональное и личностное "я" тесно связаны системой ценностей. Учитель выступает как человек ориентированный на добровольное выполнение определенных социально-нравственных функций в обществе, как индивидуальность во всем своеобразии своих возможностей и способностей. Поэтому невозможно рассматривать проблему компетентности учителя вне развития его личности. Отсюда многолетний опыт работы в сфере образования позволил преподавателям отделения из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования профессионально-личностной компетентности студента: проблемная лекция, дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, семинары, практические и лабораторные работы.

Развитие профессиональной компетентности наиболее эффективно происходит в проектно-исследовательской деятельности. Педагог переходит в поисковый режим, он начинает мысленно перестраивать свою деятельность в соответствии с профессионально-личностной направленностью.  Важное место в формировании будущего специалиста играет исследовательская деятельность, в которую стараются вовлечь студентов преподаватели отделения, посредством выполнения исследовательских заданий, написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, участия в заседаниях проблемных групп, семинарах, в научно-практических конференциях.

 Так, Фролова Г.Г., не только стояла у истоков создания музея колледжа, но и своим энтузиазмом увлекла многих студентов, которые с удовольствием не только изучают историю, но и проводят экскурсии по музею. Её интерес к святой теме Великой отечественной войны вылился в уникальное исследование, проведенное под ее руководством студентами, о бывших малолетних узников фашизма. Студентка Савицкая А. участвовала с данной работой в конкурсе исследовательских работ по патриотическому воспитанию. Она вошла в сотню лучших работ из пятисот участвовавших.

Фролова Г.Г. постоянно организует для студентов по специальности «Социальная работа» посещение школ, детских домов, реабилитационных центров, что позволяет им лучше понять специфику профессии. Налажена постоянная связь с реабилитационным центром. Эта работа проводится в тандеме с молодым преподавателем Глушак В.В.  У студентов появилась потребность бывать там регулярно, более того, они привлекают к посещению своих родственников, знакомых.

Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности и рефлексивность.

Рефлексивность – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутренние строение и специфику духовного мира человека. Именно она дает преподавателю возможность посмотреть на свой труд с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к своей профессии, определяет отношение преподавателя к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Рефлексия как часть познания необходима специалисту. Рефлексия по поводу собственной “самости”, сопоставление себя в прошлом и настоящем и ориентация на позитивные изменения в будущем, необходимы для того, чтобы студент не остановился в процессе профессионального самосовершенствования. Способность к рефлексии и знание её механизмов, на наш взгляд, позволяет студентам формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессии. Для формирования рефлексивного мышления студентов используются следующие методы: анкеты, анализ собственной деятельности, оценки своего состояния в процессе работы, самооценка.

Самообразование преподавателя более эффективно в том случае, если оно связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности. Чем активнее педагог использует информацию для развития собственной личности, тем больше ее "педагогический выход", тем больше информация превращается в средство воспитательного воздействия педагога. И наоборот, стремление к прямому переносу информации в деятельность, минуя личностное переосмысливание информации, ограничивает использование ее в работе со студентами. Следовательно, целевой функцией самообразования является всестороннее развитие личности педагога для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Педагог, постоянно и систематически занимающийся самообразованием, оказывает и наиболее эффективное влияние на формирование у студентов знаний на развитие у них соответствующих умений и навыков. Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания. Так, Буевич Т.Б. увлечена театром, поэтому неудивительно, что в ее группе Ср-31образовалась группа студентов, редко пропускающих театральные премьеры.

Педагогическое самообразование можно определить как опосредованное практикой расширение полученных в вузе знаний, творческое усвоение преподавателем своей профессиональной роли с целью адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления преподавателя самообразованию принадлежит важнейшая, содержательно и методологически по-разному организованная роль.

Система самообразования преподавателя включает следующие компоненты: установку; рефлексию; цели и задачи; проектную деятельность. Управляющим механизмом системы является установка на самообразование. Программа профессионального роста каждого преподавателя представляет собой модуль, имеющий цель, задачи, содержание деятельности, методы реализации, конечный результат. Работая по личному творческому плану в условиях программно-целевого планирования становления учебной работы, преподаватель значительно продвигается в своем профессиональном росте; а  подготовить специалиста, обладающего профессионально-личностной компетентностью, возможно только в условиях образовательного процесса, стимулирующего её формирование. На наш взгляд, именно система самообразования преподавателя поможет студенту сделать ведущим мотивом познавательной деятельности саморазвитие, развитие собственных способностей  и формирование разного рода умений.

Перспективу направления профессиональной деятельности  педагогов отделения ЭиУ можно выразить словами известного педагога М.П. Щетинина: “Педагогику вызубрить нельзя, сотворить раз и навсегда - тоже. Она требует постоянного творчества. Успех сегодня не гарантирует успеха на завтра. Ибо завтра - новое испытание. Добытое в педагогическом поиске сегодня - это лишь основа для поиска завтрашнего”.

Литература:  

  1. Булавенко О.А. Сущностные характеристики профессиональной компетентности. // Школьные технологии. – 2005. - № 3.
  2. Казарницкая Т., Головина И., Каплич Л., Уварова И., Цветкова Т.Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки. // Директор 2002 №6, С.16-25.
  3. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона Дис. д.пед.наук. С.Пб.2001
  4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии №5, 2004 С.3-13.
  5. Mудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000.
  6. Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования. // Директор школы. – 2006. - № 8.
  7. Осмоловская И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе. // Народное образование. – 2006. - № 5.
  8. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. М,2007