Информация для родительского собрания по вопросу: "Психологические особенности подросткового возраста"

Проблемы во взаимоотноешениях родителей и детей часто возникают по причине малой компетентности родителей о возрастных  особенностях детей. Данная информация поможет классным руководителям и педагогам-психологам осветить особенности подросткового возраста на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_podrostkovogo_vozrasta.docx80.08 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родительского собрания по вопросу:

«Психологические особенности подросткового возраста».

 

Ахтямова Х.М., педагог-психолог МБОУ «СОШ № 14»

Цель:

познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов.

Момент, с которого в вашем ребенке просыпается подросток приходит, как правило, неожиданно. Казалось бы, только вчера сын или дочь восторженно рассказывали Вам о своих любимых мультфильмах, а сегодня серьезно сообщают, что они уже достаточно взрослые, чтобы принимать самостоятельные решения. Еще вчера они делились своими тайнами и секретами, а сегодня между Вами как будто выросла стена - у ребенка свой мир, свои друзья, свои увлечения, куда родителям, как часто бывает, дороги нет. Это может произойти и в 11, и в 14 лет.

Если бы сейчас Вас попросили продолжить фразу «Подростки – это….», наверняка мы услышали бы следующие ответы: «Подростки – это… подрастающие дети и недоросшие взрослые», «трудные» дети», «бунтари», «прекрасный народ, любознательный, живой, заявляющий о себе», «дети со сложной психикой», «очень ранимые и закомплексованные», «неуправляемые дети», «это, как правило, дети с кучей проблем», «подростки – это мы 20-30 лет назад».

Подростковый возраст всегда преисполнен противоречий. Именно теперь в личности подростка сосуществуют целиком противоположные потребности и черты, в душе его «бурлят» совсем разные эмоции, даже свое собственное мнение он может изменять за день на кардинально противоположное, причем несколько раз подряд.

На вопрос: «Какие черты характера преобладают у современной молодежи?», родители обучающихся ответили следующим образом:

Более 50% отмечают неуважение к старшим, самоуверенность, избалованность, необоснованная агрессия.

И, действительно, часто подросток впадает из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам, то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах. Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение — все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым — как правило, под влиянием сверстников.

Непросто принять все эти моменты особенно родителям, которые первыми оказались на пути урагана, имя которому «подросток».

Принято считать, что это возраст аномалий, патологий, однако, на самом деле это нормальный период развития человека. Невозможно перейти из состояния ребенка в состояние взрослого без переходного периода. Подросток уже перестал быть ребенком, а взрослые формы поведения им еще не приобретены, отсюда и сложности, с которыми большинство подростков, со временем, справляется самостоятельно. 

Так что же происходит? Существует несколько особенностей подросткового возраста, о которых нужно знать родителям.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.  Эти колебания происходят часто и независимо от внешних обстоятельств. Подростку и самому бывает трудно понять причины таких изменений настроения. Это раздражает родителей, ведь невозможно предугадать, что «выкинет» ребенок в следующий момент. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным, ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать « гормональную бурю» в данный период полового созревания. Все эти процессы перестройки организма длительные и нелегкие и становятся причиной и основой подросткового кризиса.

Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается интерес к своей внешности. Ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. «Сказка о гадком утенке» -это как раз рассказ о подростке.

Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба-всё расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже к неврозу.

 Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность.

На представление подростка о себе в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Даже девочки с ранним физическим развитием обычно более уверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны.

Физически более развитый мальчик, сильный, успешный в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстниками.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости, которое проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, учебы. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними.

Коллега жалуется на 15-летнюю дочь: «Словно подменили ребенка! Так и тянет ее на улицу, что ты с ней будешь делать! Медом там, что ли намазано? Дома прекрасная библиотека, книжку бы села почитала – нет, усядутся всей компанией на скамейку, включат музыку на сотовых и сидят так до ночи! » И такая метаморфоза происходит почти со всеми 14-15- летними детьми. Родителям кажется, что их ребенок деградирует: перестал интересоваться учебой, заслушивается музыкой, от которой у родителей болит голова, часами сидит «В контакте», но главное, при первой возможности, бежит на улицу. А начинаешь удерживать – грубит или плачет.

Ваш ребенок, наверное, тоже совсем исчез из дома? Имеется в виду, что он проводит намного больше времени с друзьями, а не с вами. Подросток обладает сильными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Школа, родители отходят на второй план.

Для подростка самое главное – быть принятым своей группой, найти в ней свое место. Если у него есть друзья, если его считают своим, подросток чувствует себя полноценным человеком. Он во всем старается походить на остальных: одевается как все, усваивает принятые в группах нормы, язык, поклоняется тем же идолам. Однако, ценности подростковой группы часто мало совпадают с ценностями взрослых.

В опросе «Понимают ли тебя родители?» обучающиеся школ города ответили так на следующие вопросы:

        

О чем бы вы хотели поговорить с родителями, но не решаетесь?

Больше 60% детей подросткового возраста указали на то, что нет такой темы, на которую бы хотели поговорить со своими родителями. А уже к возрасту 16-17 лет они готовы говорить обо всем.

Около 50% опрошенных подростков обращаются за помощью в трудных ситуациях к своим сверстникам и лишь 10% - к родителям.

Чему же подростки могут научиться в компании сверстников? Почему такое общение их развивает?  В группе у подростка есть возможность «проигрывать» взрослые взаимоотношения, приобретать новый для них опыт общения, возможность познавать себя через призму контактов с другими людьми. Но зачастую, как показывает практика, это лишь копирование форм, увиденных у взрослых: взрослые развлечения, вечеринки, выпивка. И не всегда эксперименты подростков заканчиваются благополучно. Им бывает очень сложно выдержать безумное напряжение новых чувств, желаний. Ведь у них еще не отработаны культурные формы поведения, недостаточно развит самоконтроль.

Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.

Подростка можно сравнить с путешественником, который идет из страны Детства во взрослую жизнь и должен осознать кто он такой (сформировав представления о себе: о собственной внешней привлекательности, о своем уме, способностях, о силе характера, общительности), где находится и куда следует. И если подросток благодаря родителям выработает доверие к миру, самостоятельность, уверенность  и предприимчивость, то его шансы на то, чтобы прийти в конечный пункт своего путешествия как самостоятельный, ответственный человек, способный налаживать отношения, принимать зрелые решения, строить собственную жизнь, значительно возрастут.