Психологическое здоровье детей в школе.

Ефимова Наталия Сергеевна

Система работы психологической службы состоит из следующих этапов:Описана работа педагога-психолога в общеобразовательной школе по данному направлению. Представлена система работы психологической службы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovete.docx23.64 КБ
Файл razdatochnyy_material_pedagogam.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мое выступление на педсовете

«Психологическое здоровье детей в школе»

Занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье. Целью моей деятельности в школе является содействие сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.

Система работы психологической службы состоит из следующих этапов:

Комплексная диагностика определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе. Диагностическая работа также проводится по нескольким направлениям, которые следует перечислить отдельно. Это диагностика познавательной сферы учащихся, диагностика мотивационной сферы учащихся, диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы (уровень тревожности, активности).

         Профилактическая работа. На классных часах, вместе  с детьми мы учимся методам аутогенной тренировки, развиваем способность видеть перспективу своей будущей жизни, способности самому определить цели своей жизни, о нравственном воспитании, о межличностном общении. Занятия проходят в форме тренинга, психологических игр, сюжетно-ролевых игр, групповых мини дискуссий.

Развивающая деятельность. Ориентирована на создание социально - психологических условий развития школьников, а психокоррекционная - на проработку в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы работы определяется результатами проведённых исследований.

Психокоррекционная работа. Психокоррекционную работу стараюсь проводить в индивидуальном режиме или в малых группах, т.к. считаю это более эффективным. Что касается работы по сохранению психологического здоровья подростков, то здесь проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения. Для самых трудных подростков состоящих на учете у социального педагога разрабатываются индивидуальные программы.

Одним из направлений моей работы является психологическое сопровождение учащихся во время экзаменов учащихся 9-11 классов. Основной целью данного направления является снижение стрессоопасных состояний. В ходе работы проводится психодиагностическое обследование школьной тревожности или стрессового состояния.  Разрабатываются памятки и рекомендации учащимся. При проведении занятий используются методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления, тренинговые упражнения, практические задания по снятию нервного напряжения. Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, школьник приобретает технологии по сохранению собственной здоровьесберегающей среды в сложных жизненных ситуациях.

Просветительская работа проходит в рамках проведения недели психологии, недели профориентации.

Уровень психического здоровья детей, прежде всего, определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности была использована методика Спилберга Ч.Д. Диагностика по тревожности была проведена в 6, 7, 9,11 классах. Общие выводы которые можно сделать по результатам следующие: Высокий уровень личностной тревожности был выявлен в 6 «Б» и 7 «а» классах.  Учащиеся этих классов встревожены, взвинчены, чувствуют скованность и напряжение, их беспокоит учебная ситуация. Для детей с высоким уровнем тревожности учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Поэтому для педагогов была разработана памятка критериев психологического здоровья детей на уроке.

Учащиеся 9 и 11 классов переживают, чувствуют скованность и напряжение, их беспокоит ситуация подготовки к экзаменам. Учащимся данных классов нужно сейчас относиться к происходящему в их жизни более спокойно и уметь внутренне расслабляться, снимать напряжение. Высокий уровень тревожности выявлен в 11 классе в личностной тревожности – 55 %, а в ситуативной тревожности – 27 %. В 9 классе высокий уровень личностной тревожности 52% и 48% в ситуативной тревожности. Этим ребятам нужно  впредь стараться  избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи. Если рассмотреть эти два стрессовых процента (55% и 52%), то педагогам школы нужно быть очень внимательными к психологическому состоянию выпускников. Необходимо создавать спокойную атмосферу, поддерживать своих учеников, создавать  ситуацию успеха в школьном коллективе.  

Еще одним немаловажным фактором является семья, которая влияет на психологическое здоровье подростков, поэтому в неделю психологии мы изучали взаимоотношения родителей и детей в среднем и старшем звене. Анализ результатов показал нам, что в основном отношения в семьях благополучные и стабильные, но в средней школе18 человек и в старшей 3 человека которые не удовлетворены взаимоотношениями с родителями и считают их недостаточными. Классным руководителям рекомендуем проводить классные часы на тематику семейных взаимоотношений и вовлекать детей и родителей в совместную общешкольную деятельность.

Всё выше изложенное является эффективными формами по сохранению психического и психологического здоровья участников образовательного процесса. Главное – сотрудничество и координация воспитательных методов всех, кто работает с детьми.  

Мной так же были разработаны памятки: « Устный экзамен – это страшно, но не для меня!», « Как помочь тревожному ребенку?», «В игры играем память развиваем», «В игры играем внимание развиваем», «Образовательная среда школы - площадка для успешной адаптации пятиклассников», «Скоро в школу».




Предварительный просмотр:

Критерии психологического здоровья детей на уроке

Критерии психологического здоровья детей на уроке

Характеристика критерия

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие / отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. п. В отличие от работы врача, эта оценка не требует использования приборов, инструментария – эксперт ориентируется на свои органы чувств (нередко более объективные, чем технические устройства!). Отметим, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

Количество видов учебной деятельности

Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Напомним, что к их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7–10 минут.

Количество видов преподавания

Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма – не менее трех видов за урок.

Чередование видов преподавания

Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Использование методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию.

К таким методам относятся:

– методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);

– активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь и др.);

– методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.

Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление – это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

Место и длительность применения ТСО

Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств, на наш взгляд, входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов.

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, то есть для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

Поза учащегося, чередование позы

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке менее заметна проверяющим, но может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Сколько семейных конфликтов, настигающих молодых людей в их взрослой жизни, коренятся в авторитарно-деспотическом стиле преподавания их учителей! Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки и физкультпаузы, которые сегодня являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог – тем более.

Психологический климат на уроке

Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, – дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т. п. проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотруднич
ество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

К нежелательным показателям относятся:

неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

отсутствие времени на вопросы учащихся;

необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.