Социально-психологическая реабилитация детей и подростков посредством фото- и кино-терапии
Иванова Оксана Викторовна,
педагог-психолог МКУСОН ЦСПСиД "Елена"
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
"Социально-психологическая реабилитация детей и подростков посредством фото- и кино-терапии "
«Путь к преодолению возникших психологических проблем,
есть мобилизация всех культурных и личностных ресурсов ребенка и подростка».
Актуальность:
- Проблема профилактики нарушений детско-родительских отношений и поведенческих отклонений среди детей и подростков в городе Губкинском и многих других городах Ямала и за его пределами сейчас достаточно актуальна.
- В 2010 году совершено учащимися школ и других образовательных учреждений города Губкинский 41 административное правонарушение, 8 – общественно-опасных деяний; 44 семьи состоят на учете в отделе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в МУ СОН ЦСПСиД «Елена» как семьи, находящиеся в социально опасном положении, в них воспитываются 70 детей, из них подростков 29 человек.
- Общаться с трудными подростками нелегко. Еще сложнее вовлечь их в работу, связанную с профилактикой асоциального поведения. Однако новые виды деятельности и способы общения увлекают всегда и всех, особенно, если они не предполагают выслушивание нотаций, обвинений.
Причины:
- Личное увлечение и опыт работы создания социальных роликов: 2010 г – соавторстве с коллегой МОУ СОШ №1 стала лауреатом открытого окружного молодёжного конкурса социальной рекламы Ямало-Ненецкого автономного округа в номинации «Видеореклама» (II и IV места).
- Работы подростка города Тюмени Матвея Пескова: «Пластилиновое время», «Как мы лишаемся совести», «Курение-вред», «Совесть – основа порядка», «Рыбалка (мы против насилия)». Этот подросток был победителем во всероссийском конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд» в 2010 году.
- Новизна подхода - привлечение детей и подростков в создание своих маленьких видеошедевров, социальных видеороликов в роли сценаристов, режиссеров, художников и т.п. на темы актуальные для всего детского и подросткового возраста: конфликты с родителями и сверстниками, любовь и дружба, агрессивность, толерантность, принадлежность к молодежным движениям и т.д.
- Актуальность применения данного метода в профилактике девиантного поведения и употребления ПАВ, а также работа с семьями СОП и ТЖС.
- Консультирование подростков «группы риска» позволили предположить, что привлечение их к неспецифической профилактике, работа с аппаратурой, с новыми компьютерными программами может вызвать интерес у подростков и будет способствовать развитию у них хобби.
Программа «Гармония Миров»
Цель: Формирование адаптивных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, способствующих позитивному принятию себя несовершеннолетними и позволяющих эффективно преодолевать кризисные состояния и ситуации.
Возраст: 9-18 лет
Разделы:
1. «Диагностический»
2. «Арт-терапевтический»
3. «SOS»
4. «Секреты успешной учебы»
5. «Семь шагов к успеху»
6. «Позитивные коммуникации»
7. «Ответственное родительство»
8. «Динамически-заключительный»
Понятия «фото- и кино-терапии»
- Фотографии и кино можно смотреть не только для того, чтобы испытывать бурю эмоций, получать удовольствие или повышать общую осведомленность, но и для того, чтобы исцеляться.
- Метод использования кинофильмов и фотографий как своеобразных терапевтических метафор лежит в основе фото- и кинотерапии.
- Фототерапия и кинотерапия являются одними из направлений арт-терапии.
- Считается, что методику кинотерапии изобрел психотерапевт из Лондона Берни Вудер. Он рекомендовал своим пациентам, имеющим различные эмоциональные проблемы, смотреть кинофильмы.
- Методику фототерапии - предложила Джуди Вайзер (Judy Weiser).
- Кино способно вызывать у зрителя самые разные эмоции – смех и слезы, печаль и радость.
- Кино учит – смотреть, видеть, думать, понимать. Кинотерапия – это групповой просмотр кинофильмов и последующее их обсуждение. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности. Кинотерапия – это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий. Кинотерапия помогает людям лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью.
- Непосредственное участие подростков в создании социальных видеороликов оказывает на них благотворное безнасильственное влияние, которое впоследствии сказывается на формировании их моральных ценностей, мировоззрения, целей и восприятие мира. Создание видеороликов – это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий.
Психологические механизмы воздействия
- ПРОЕКЦИЯ. Сам видеоролик является тем самым полотном, на которое не только сам автор (авторы), но и зрители (сверстники) может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Видеоролик поможет подростку перенести содержание внутреннего мира вовне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни. Такая проекция своих забот или психологических затруднений облегчает работу над ними. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать», поэтому «отделение» проблемы, проецирование ее на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, помогая подростку увидеть себя как бы со стороны.
- ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Подросток выбирает такого персонажа, который ему наиболее близок в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и пр. Подросток, выбирая героя и идентифицируясь с ним, проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения становятся как бы общими — либо спроецированными на героя, либо позаимствованными у него.
- «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». У подростка появляется возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни.
- «ФИГУРА И ФОН». Подросток для создания видеоролика выберет ту ситуацию, которая является для него «фигурой», то есть чем-то наиболее значимым в данный момент.
- «АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАЧИМОЙ ПРОБЛЕМЫ». Видеоролик не только помогает актуализировать скрытые проблемы, что необходимо для эффективной терапии, но и удовлетворяет различные потребности личности.
- «МАСКА». Потребность в безопасности является для личности одной из самых важных, особенно значимой она становится при обращении к болезненным, травмированным или ослабленным сторонам души. Подросток в такой ситуации ищет возможность психологически спрятаться, найти защиту от пугающих переживаний и разрушения. В кинотерапии такой защитой и служит «маска», то есть образ персонажа и осознание того, что это — всего лишь фильм, а значит, все происходящее неправда и уж тем более «не моя жизнь». Возможность оставаться «скрытым» дает подростку возможность проникать в мир собственных чувств с наибольшей осторожностью и выдерживать ровно столько, сколько он может выдержать в данный момент.
Этапы работы с воспитанниками:
- Этап 1. Просмотр социальных роликов созданных подростами
- Этап 2. Тематические арт-терапевтические групповые и индивидуальные занятия. Например, « Совесть», «Тайные стороны человека – добро и зло» и др.
- Этап 3. Составление и обсуждение сценария. Раскадровка будущего ролика.
- Этап 4. Изготовление персонажей и фона для каждого кадра.
- Этап 5. Фотосъемка необходимых кадров используя метод наложения и перекладки.
- Этап 6. Обучение работе в программе Киностудия Windows Live
- Этап 7. Монтаж ролика: подбор музыки, спецэффектов при смене кадров, корректировка слов.
- Этап 8. Коллективная презентация получившихся социальных роликов и их обсуждение.
Результаты:
- Используя метод «Кинотерапии» и «Фототерапии» мы прогнозируем, что подростки начнут осваивать различные социальные роли, овладеют приемами психологической саморегуляции и познания самого себя, у них появятся новые хобби.
- А это в свою очередь будет способствовать снижению количества асоциальных поступков в подростковой среде.
- Кроме того, появились продукты деятельности, созданные самими детьми и подростками - социальные ролики.